Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
В соответствии с рекомендациями «Правил устройства элек троустановок» наибольшие нормативные величины скоростного напора ветра принимаются исходя из их повторяемости 1 раз в 15 лет для линий 500—750 кВ и 1 раз в 10 лет для линий 330 кВ. Учитывая, что последствия короткого замыкания, вызванного перекрытием воздушного промежутка, значительно менее опас ны, чем разрушение опоры или повреждение проводов, в настоя
щее время |
рассматривается вопрос |
о возможности принятия |
в расчетах |
по выбору изоляционных |
расстояний пониженных |
нормативных величин с учетом их повторяемости не 1 раз в 10— 15 лет, а 1 раз в 5 лет.
Во втором случае при определении минимально допустимых изоляционных расстояний по коммутационным перенапряжениям учитывается, что скорость ветра и перенапряжения являются не зависимыми переменными и поэтому может не учитываться ве роятность одновременного возникновения перенапряжений с рас четной кратностью и наибольших нормативных величин скорост ного напора ветра.
Оценка вероятностей совпадения коммутационных перена пряжений больших кратностей и различных скоростей ветра по казала, что при определении угла отклонения гирлянды расчет ная скорость ветра может быть принята равной 0,3 иМакс-
В третьем случае при определении минимально допустимых изоляционных расстояний по грозовым перенапряжениям угол отклонения гирлянды рассчитывается также при скорости ветра 0,3 Имакс, но не менее 10 м/с. Так же как и при коммутационных перенапряжениях, не рассматривается практическая возмож ность одновременного появления токов молнии с расчетной ам плитудой и расчетной скоростью ветра. Кроме того, в расчетах необходимо учитывать, что очень часто значительная часть трас сы линии электропередачи проходит по пересеченной местности, а опоры в каждом пролете часто устанавливаются на разных от метках. При этом поддерживающие гирлянды на опорах, нахо дящихся на более высоких отметках, будут под действием вет ра отклоняться в меньшей степени, чем на опорах, установлен ных на равнине. Одновременно гирлянды опор, установленных
впониженных местах, будут отклонены в большей степени.
Всвязи с изложенными обстоятельствами в (7-42) вводится коэффициент 0,75, снижающий вертикальные нагрузки на гир лянду от массы провода. Этот поправочный коэффициент позво ляет применять один тип опоры для всей среднепересеченной местности при сравнительно небольшом увеличении размеров траверсы.
Проверка выбранных расстояний между фазами по услови ям техники безопасности. Выбранное расстояние между фазами должно также обеспечить возможность безопасного подъема на опору для проведения профилактических осмотров гирлянд, ар матуры и проводов и производства ремонтных работ без снятия
205
напряжения с линии. Правила техники безопасности разрешают выполнение перечисленных операций на одноцепных и двухцеп ных опорах и любом расположении проводов при отсутствии гро зовой деятельности и обеспечении нормированных расстояний, гарантирующих безопасность эксплуатационного персонала в случае возникновения на линии коммутационных перенапря жений. Поэтому воздушный промежуток «провод — стойка опо ры» должен также удовлетворять требованиям подъема на опо ру, а промежуток «провод — траверса» — условиям для работы на траверсе. При выборе изоляционных расстояний по технике безопасности считается вероятным совпадение следующих фак торов: в момент нахождения на опоре монтера в наиболее небла гоприятном отклоненном от стойки положении могут возникнуть коммутационные перенапряжения с расчетной кратностью и ве тер со скоростью до 10 м/с. При больших скоростях ветра подъ ем на опору не разрешается. Возможное отклонение монтера от стойки во время его подъема на опору принимается рав ным 0,8 м.
Таким образом, необходимое для безопасного подъема на опору расстояние 5і от находящихся в вертикальном положении проводов или защитной арматуры до стойки складывается из приведенного в табл. 7-12 минимального допустимого по комму тационным перенапряжениям изоляционного расстояния, про межутка, учитывающего возможное отклонение от вертикаль ного положения тела человека, поднимающегося на опору, и рас стояния, на которое приближается провод к стойке опоры под действием ветра со скоростью 10 м/с. Расстояние S 2 между про водами и находящимся на опоре монтером или его инструмен том, кроме минимально допустимого изоляционного расстояния по коммутационным перенапряжениям, учитывает также воз можное в процессе работы приближение к токоведущим частям, которое в зависимости от номинального напряжения линии из меняется в диапазоне 0,35—0,9 м. С учетом приведенных выше исходных данных определены приведенные в табл. 7-14 безопас ные расстояния от находящихся под напряжением в вертикаль ном положении проводов или защитной арматуры линий 330— 750 кВ, требуемые для обеспечения подъема и работы на опоре или на траверсе.
Подъем внутри стойки металлической опоры для осмотра или окраски опор разрешается производить независимо от расстоя ния между проводом, находящимся под напряжением, и стойкой опоры. При производстве работ со стойки опоры, траверсы или телескопической вышки без применения устройств, изолирующих человека от земли, монтер не должен касаться изоляторов гир лянды, специальных ограждений н приближаться или прибли жать свой инструмент к находящимся под напряжением прово ду и защитной арматуре на расстояния, менее приведенных в табл. 7-14.
206
Т а б л и ц а |
7-14 |
|
|
Номинальное напряже |
S,, м |
S., м |
|
ние, кВ |
|
||
330 |
|
3,5 |
3,5 |
500 |
|
4,5 |
3,5 |
750 |
|
6,3 |
5,3 |
П р и м е ч а н и е. При работе на стойке опоры монтер должен размещаться ниже нлн выше уровня провода и не терять из поля зрения ближайшие к нему провода, находящие ся под напряжением.
Для повышения надежности производства профилактических и ремонтных работ рекомендуется блокировать на это время трехфазное АПВ, которое является причиной возникновения коммутационных перенапряжений с наибольшей амплитудой.
Наименьшие расстояния в середине пролета между провода ми и тросами, обеспечивающие очень небольшую вероятность грозового перекрытия в середине пролета, таковы:
Длина пролета, м |
.................... 150 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
I 000 |
|
Расстояние |
между |
проводами |
4,0 |
5,5 |
7,0 |
8,5 |
10,0 |
11,5 |
13,0 |
14,5 |
16,0 |
и тросами, |
м: |
3,2 |
Приведенные здесь расстояния между проводами и тросами выбираются без учета возможного отклонения как проводов, так и тросов под действием ветра.
Малая вероятность грозового перекрытия объясняется тем, что расстояния между тросами и проводами в середине пролета рассчитаны на возможность одновременного появления предель ных значений и амплитуды, и тока молнии.
При оценке вероятности грозового перекрытия следует учи тывать, кроме того, что прямой удар молнии в пролет в не посредственной близости от его середины маловероятен, а уда ление места удара молнии от середины пролета приводит к сни жению потенциалов на тросе.
Глава восьмая
ЗАЩИТА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОТ АТМОСФЕРНЫХ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ
8-1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Параметры тока молнии. В СССР и за границей методом магнитной регистрации было проведено на высоких объ ектах более 5 000 регистраций, которые позволили установить вероятность воз никновения токов молнии с различной амплитудой. Наиболее часто регистри руются токи молнии в пределах до 50 кА. Значительно реже наблюдаются токи в диапазоне 50—100 кА. Амплитудные значения токов молнии, превыша ющие 100 кА, регистрировались только в единичных случаях и должны учи тываться только тогда, когда необходимо стремиться к полной грозоупорно сти защищаемого объекта или когда практически полная грозоупорность обес печивается параметрами электропередачи, выбранными из других расчетных условий.
Для оценки грозоупорности необходимо также знать форму и скорость нарастания волны тока при прямом ударе молнии, а также количество пря мых ударов в линию электропередачи.
Волна тока имеет форму, показанную на рис. 8-1. Для расчетов грозо упорности волна тока может быть принята в виде полукосинусоиды, имею щей максимальную крутизну в середине фронта. Практически такие же ре зультаты можно получить, пользуясь косоугольной волной с постоянной кру тизной. В настоящее время еще не установлена жесткая связь между ампли тудным значением тока молнии и крутизной. Амплитудное значение тока мол нии / м и крутизна связаны между собой соотношением
(8- 1)
где Тфр— длина фронта волны тока молнии (рис. 8-1); а — крутизна тока,
характеризующая скорость нарастания тока до максимального значения.
По результатам измерений средняя длина фронта тока молнии составля ет 2,5 мкс, а длина волны 40 мкс.
Атмосферные перенапряжения на линиях электропередачи. Атмосферные перенапряжения на линиях электропередачи возникают в тех случаях, когда вблизи трассы линии происходит грозовой разряд между облаком и землей или при непосредственном поражении молнией опор, заземленных тросов или проводов. Атмосферные перенапряжения разделяются на индуктированные электромагнитным полем канала молнии и перенапряжения, возникающие в результате прямого удара в линию электропередачи.
208
Индуктированные |
перенапряже |
с |
||||
ния. |
В |
соответствии |
с |
современны |
|
|
ми представлениями лидер грозово |
|
|||||
го разряда состоит из опускающего |
|
|||||
ся с облака к земле узкого проводя |
|
|||||
щего |
канала, |
несущего |
отрицатель |
|
||
ные |
заряды. |
Результаты |
измерений |
|
||
показывают, что величина тока в |
|
|||||
канале составляет десятки и даже |
|
|||||
сотни ампер. Во время движения |
|
|||||
лидера, |
происходящего |
с относи |
|
тельно небольшой скоростью, с уда ленных участков проводов линии
электропередачи, всегда имеющих емкостную связь с землей, начинают пере мещаться к месту разряда положительные заряды, компенсируемые на про воде электрическим полем отрицательных зарядов лидера. С момента начала главного разряда происходит распад электрического поля, созданного заря дами лидера, и положительные заряды на проводе перестают быть связанны ми и начинают растекаться по обе стороны от места разряда.
В результате этого процесса повышается потенциал провода и на линии возникают перенапряжения, индуктированные электромагнитным полем глав ного разряда. Для оценки влияния электромагнитного поля канала молнии на линию электропередачи ниже раздельно рассмотрены электрическая и маг нитные составляющие индуктированного напряжения. Следует отметить, что при разряде молнии в землю перенапряжения, индуктируемые на проводах линии электропередачи, как правило, не превышают 300—400 кВ и поэтому для изоляции линий электропередачи сверхвысокого напряжения опасности не представляют. Чем ближе место разряда к проводам линии электропере дачи, тем больше индуктированные перенапряжения. Наибольшего значения они достигают при разряде молнии непосредственно в опору, когда канал молнии в максимальной степени приближен к проводам.
Электрическая составляющая индуктированного напряжения определя ется потенциалом на линии, создаваемым внешним полем и реакцией линии на воздействие этого поля, состоящем в разделении зарядов на линии и рас текании их в разные стороны. Величина электрической составляющей на ли нии, не защищенной тросами по всей длине, может быть определена по фор
муле |
|
О.ІаЛпр ^ (рі+^оп) Y ( v t |
+ Ай) ( v t — ff) |
и и .э (П — |
(8-2) |
(I + ß2) + |
fton V A h H |
где а — крутизна тока молнии; /гпр — высота подвески провода; h o n — высота опоры; V — скорость света; ß — относительная скорость распространения глав
ного разряда в канале молнии по отношению к скорости света;
Н — h „ р + Лоп; I |
(_) |
A h = йоп — Лпр. I |
На линии электропередачи, защищенной тросом, необходимо учитывать некоторые особенности протекания процесса. В лидерной стадии заряды на заземленных тросах, так же как и на проводах, подтягиваются к месту удара и с момента начала главного разряда растекаются в противоположные сто роны. Прохождение тока по тросам приводит к уменьшению электрической составляющей индуктированного напряжения на проводе, которая в этом случае может быть определена по формуле
< м >
где k — коэффициент связи между тросом и проводом (рис. 8-2); Лтр — вы
сота подвески троса.
209