Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
Сравнение кривых, приведенных на рис. 7-14 и 7-15, показы вает, что в диапазоне 5—10 м, практически необходимом при выборе габаритов опор, разрядные напряжения воздушных про межутков по результатам измерений в лаборатории фирмы General Electric оказались на 20—25% меньше, чем в Л ПИ. Это расхождение в основном объясняется рассмотренным выше раз личием в формах коммутационных импульсов, применяемых при измерениях. Необходимо также учитывать возможные погреш ности в измерениях, различия в макетах опор линий электропе редачи и подобные факторы.
Важное практическое значение имеет то обстоятельство, что в результате измерений, проведенных в США, установлен пре
дел, |
при котором |
наступает насыщение разрядной характери |
|
стики промежутка |
«провод — стойка |
опоры башенного типа». |
|
Как |
показано на рис. 7-15, при длине |
воздушного промежутка |
10—11 м абсолютный прирост разрядного напряжения вследст вие увеличения расстояния между электродами на 1 м снижает ся до 50 кВ.
Провод — провод. В ЛПИ были проведены измерения воз душного промежутка между пересекающимися проводами и установлено, что при коммутационных волнах в отличие от иш пытаний при промышленной частоте разрядные напряжения про межутка «провод — провод» выше, чем для промежутка «стер жень— стержень». Результаты измерений также показали, что разрядные напряжения в случае заземленного нижнего провода и при подаче на нижний провод напряжения мало отличаются друг от друга. Поэтому для промежутка между параллельными II пересекающимися проводами принята одна разрядная харак теристика, показанная на рис. 7-16. Полученные результаты ис пользуются для определения расстояния между проводами раз ных фаз, например на транспозиционных опорах, между элек тродами искровых промежутков и т. п.
Провод — земля. Исследования электрической прочности воз душного промежутка между проводом и землей выполнены в на туральных условиях на опытном пролете лаборатории ТВН ЛПИ длиной 300 м. Минимальное расстояние между проводом и зем лей изменялось в пределах от 3 до 9 м. Результаты измерений показали, что при расстояниях примерно до 5 м 50%-ные раз рядные напряжения промежутка между проводом и землей в се редине пролета и промежутка «стержень — плоскость» мало от личаются друг от друга. При больших расстояниях, когда пере крытие может произойти на участке длиной 100—150 м, наблю дается упрочнение промежутка «провод — земля» с протяженны ми электродами по сравнению с промежутком с сосредоточенны ми электродами «стержень — плоскость». Это явление объясня ется экранирующим влиянием протяженного электрода. После приложения напряжения, кроме отдельных лидеров, во многих точках по длине провода начинают развиваться стримеры, умень
13* |
195 |
шающие напряженность поля вблизи того лидера, процесс раз вития которого может привести к перекрытию промежутка.
Необходимо также отметить, что размещение под линией электропередачи заземленных предметов, не имеющих развитой поверхности, не оказывает влияния на процесс разряда, который при положительной полярности продолжает развиваться между проводом и землей на протяженном участке размером около 30% всей длины опытного пролета.
На рис. 7-17 приведены разрядные напряжения воздушного промежутка «провод — земля» по данным ЛПИ и General Eleciric Company. Все измерения, так же как и для промежутков на опоре, проводились при наиболее неблагоприятных длинах фрон тов 400, 250 и 180 мкс.
Результаты испытаний в СССР и за границей, как показано на рис. 7-17, хорошо совпали и подтвердили, что даже при наи более неблагоприятных длинах фронтов снижения электриче ской прочности воздушных промежутков не происходит. В рас сматриваемом случае «насыщение» разрядной характеристики наблюдается при несколько больших длинах, чем у промежутка «провод в окне опоры» и имеет менее выраженный ха рактер.
Провод — транспорт. Для испытаний, которые проводились в ЛПИ, макет транспорта устанавливался под проводом в ме сте максимального его провеса поперек и вдоль пролета.
Результаты измерений показали: |
|
|
1. Электрическая |
прочность промежутка |
«провод — транс |
порт» при воздействии коммутационных волн |
значительно вы |
|
ше, чем промежутка |
«провод — земля», и близка к прочности |
|
промежутка «стержень — стержень». |
|
2. Установка на макете транспорта выступающих частей вы сотой до 1 м, представляющих собой сосредоточенные электро ды, не снижает электрической прочности промежутка между проводом и верхней поверхностью объемного предмета. Пока занные на рис. 7-17 (кривая 3) разрядные характеристики про межутка «провод — транспорт» позволяют выбрать расстояния между точками наибольшего провисания проводов на линии электропередачи и проходящим под ними транспортом и сель скохозяйственными машинами.
Габарит от линии до земли определяется по наибольшему изоляционному расстоянию, полученному в результате опреде ления требуемых размеров промежутков «провод — земля» и «провод — транспорт», причем высота транспорта принимает ся равной 4,5 м. Вследствие большего различия между разряд ными характеристиками промежутков «провод—транспорт» и «провод—земля» второй из этих промежутков оказывается определяющим при выборе изоляционных расстояний только на линиях ультравысокого напряжения (1 100 кВ и выше).
196
|
Воздушные |
промежутки |
|
|||
третьей группы. Для определе |
|
|||||
ния |
минимально |
допустимых |
|
|||
изоляционных |
расстояний в |
|
||||
распределительных |
устройст |
|
||||
вах |
используются |
показанные |
|
|||
на рис. 7-18 разрядные харак |
|
|||||
теристики |
воздушных проме |
|
||||
жутков |
«кольцо — плоскость» |
|
||||
(«кольцо — стойка |
портала») |
|
||||
и «кольцо — кольцо». Эти кон |
|
|||||
фигурации являются характер |
|
|||||
ными для подстанций, так как |
|
|||||
все высоковольтные аппараты |
|
|||||
имеют |
экраны |
тороидальной |
Рис. 7-18. Разрядные напряжения воздуш |
|||
или овальной формы, а изоля |
ного промежутка «кольцо горизонтальное — |
|||||
ционные |
расстояния в распре |
плоскость». |
делительных устройствах опре деляются в зависимости от электрической прочности промежут
ков между экранами и землей, экранами и металлоконструкци ями и между двумя экранами.
Кольцо — плоскость. Кольцо диаметром 4 м из трубы диа метром 80 мм подвешивалось в горизонтальной плоскости над бетонированной площадкой 20X20 м2. Результаты измерений при плавном подъеме напряжения промышленной частоты пока зали, что промежутки «кольцо вертикальное — плоскость», «шар — плоскость» и «кольцо — стойка портала» имеют одина ковые разрядные напряжения во всем исследованном диапазо не длин, т. е. существующие отличия от конфигурации электро дов практического значения не имеют. Разрядные напряжения промежутка «кольцо — плоскость» в диапазоне длин до 6 м очень близки к разрядным напряжениям несимметричного про межутка «стержень — плоскость». При дальнейшем увеличении расстояния между электродами электрическая прочность рас сматриваемых промежутков повышается по сравнению с проме жутком «стержень — плоскость», так как при этих длинах ста новится заметным экранирующее влияние протяженного элек трода, выполненного в виде кольца. Разрядные характеристики промежутка «кольцо — горизонтальная плоскость» (рис. 7-18) используются при выборе изоляционных расстояний в открытых распределительных устройствах между аппаратами й металли ческими конструкциями, а также между аппаратами и фунда ментами, на которых они установлены. Для уменьшения габари тов изоляционных конструкций в распределительных устройст вах сверхвысокого напряжения может оказаться целёсообраз. ным применение подвесных аппаратов, которые монтируются на гирляндах изоляторов, закрепленных на порталах распредели тельного устройства. В этих случаях изоляционные расстояния
т
между аппаратами и металлическими конструкциями могут при ближенно оцениваться по разрядным характеристикам проме жутка второй группы «провод — опора».
Кольцо — кольцо. Разрядные характеристики промежутка «кольцо — кольцо» определялись при различных отношениях вы соты подвески колец hK к длине воздушного промежутка 5. Отно шение hK/S изменялось от 1 до 2. С увеличением высоты подвески колец разрядные напряжения промежутка возрастают. Элек трическая прочность промежутка «кольцо — кольцо» практиче ски не отличается от прочности показанного на рис. 7-16 проме жутка второй группы «провод — провод». Разрядные характе ристики промежутков «кольцо— кольцо» используются при вы боре изоляционных расстояний между аппаратами соседних фаз или цепей в открытых распределительных устройствах.
Определение коэффициента запаса. Как было показано вы ше, в формулы для определения амплитудного значения средне го разрядного напряжения единичного воздушного промежутка вводится коэффициент запаса, который учитывает среднеквадра тичные отклонения разрядных напряжений единичных проме жутков, отмеченное выше снижение разрядного напряжения все
го участка |
линии по |
сравнению с единичным |
промежутком, |
|
а также поправки на атмосферные условия: |
|
|||
|
1 |
_і_ |
(7-38) |
|
К3 = (1 — Д(/) |
ап ’ |
|||
|
||||
где АU — разность между 50%-ными разрядными напряжения |
||||
ми единичного промежутка и всего участка линии, |
|
|||
^ |
~ U50%1 |
^ 5 0 %т — Z50% 0 1 |
(7-39) |
Коэффициент запаса при рабочем напряжении. По данным,
приведенным в табл. 7-7, среднеквадратичное отклонение сіі при рабочем напряжении для воздушных промежутков независимо от их конфигурации может быть принято равным 3,5%.
Применительно к высоте 1 000 м над уровнем моря при на личии на фазе участка линии сверхвысокого напряжения отно сительно большого количества воздушных промежутков длиной
не более 2,5 м (иг=5 000) |
коэффициент запаса при рабочем на |
|
пряжении составляет 1,25. |
воздушных промежутков т |
даже |
Изменение количества |
||
в большем диапазоне (от |
500 до 10 000) лабо влияет на |
вели |
чину коэффициента запаса, который при рабочем напряжении для всех линий электропередачи 330—750 кВ может быть при нят одинаковым.
Коэффициент запаса при коммутационных перенапряжениях.
Расчетная кратность коммутационных перенапряжений выбира ется таким образом, чтобы перенапряжения, превышающие уровни изоляции, в том числе и 50%-ное разрядное напряжение воздушных промежутков, возникали достаточно редко, напри мер не чаще чем 1 раз в 5 лет.
198
Таким образом, требуемая величина запаса электрической прочности воздушных промежутков по отношению к перенапря жениям переходного процесса обеспечивается правильным вы бором расчетной кратности коммутационных перенапряжений. В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что при воз действии коммутационных перенапряжений напряжение вдоль линии распределяется неравномерно. Произведенный анализ по казал, что зависимости вероятности перекрытия изоляции участ ка линии от вероятности перекрытия единичного промежутка, подвергающегося воздействию наибольших коммутационных перенапряжений, изменяются в небольшой степени при разных длинах участков линии и принятых при проектировании конст руктивных решениях. Поэтому в практических расчетах факти ческое распределение перенапряжений вдоль линии может быть условно заменено равномерным с амплитудой, соответствующей расчетной кратности коммутационных перенапряжений. Одно временно фактическое количество воздушных промежутков т должно быть заменено эквивалентным. Необходимо учитывать, что присоединенные непосредственно к линиям шунтирующие реакторы в известной степени выравнивают распределение на пряжения вдоль всего участка. В этом случае эквивалентное ко личество воздушных промежутков т следует принимать равным 500. Если шунтирующие реакторы присоединены ко вторичным обмоткам автотрансформаторов или вообще не применяются, то распределение напряжения становится резко неравномерным и эквивалентное количество воздушных промежутков должно быть уменьшено до 100.
В табл. 7-10 в соответствии с описанными исходными данны ми приведены результаты расчетов по определению коэффициен тов запаса при воздействии коммутационных перенапряжений для линий 330—750 кВ. Расчеты выполнены для всех реальных конфигураций воздушных промежутков на высоте до 1 000 м над уровнем моря, используемых при выборе изоляционных расстоя ний на линиях электропередачи. Для линий 330—500 кВ эквива лентное количество воздушных промежутков т = 1 0 0 , а для ли ний 750 кВ /п=500. В коэффициентах запаса для промежутков между проводом и землей и между проводом и транспортом уч-
Т а б л н ц а 7-10
Промежуток |
Номинальное напряжение, |
кВ |
||
330 |
500 |
750 |
||
|
||||
Провод — стойка опоры |
1,34 |
1,27 |
1,35 |
|
Провод — траверса |
1,34 |
1,32 |
1,40 |
|
Провод — земля |
1,42 |
1,36 |
1,39 |
|
Провод — транспорт* |
1,41 |
1,34 |
1,34 |
* т=20.
199