Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
|
|
О |
1 |
2 |
2 |
Ч м |
Рис. 7-19. Стандартный грозовой импульс. |
Рис. |
7-20. |
Импульсное |
50%-нос |
разрядное |
|
|
напряжение при положительной полярно |
|||||
|
сти |
воздушного |
промежутка |
«провод — |
||
|
плоскость». |
|
|
|
тен коэффициент безопасности, принятый в обоих случаях рав ным 15% и практически исключающий возможность перекрытия с проводов на людей и транспорт, которые могут находиться под линией.
При определении коэффициента запаса для промежутка «про вод—транспорт» или «провод—человек» количество ослаблен ных мест принимается значительно меньшим, чем для остальных промежутков. Это объясняется малой вероятностью появления транспорта или людей под проводами линии в большом числе пролетов и одновременном возникновении коммутационных перенапряжений. В этом случае со значительным запасом количество ослабленных мест может быть принято рав ным т — 20.
Разрядные напряжения воздушных промежутков при грозо вых импульсах. В СССР и за границей в течение ряда лет в раз ных лабораториях производились систематические исследования разрядных характеристик воздушных промежутков при грозовых импульсах, длительность которых не превышает несколько де сятков микросекунд. Применяемый при испытаниях типовой пол ный грозовой импульс апериодической формы характеризуется быстрым подъемом напряжения и последующим менее быстрым спадом его до нуля. Форма стандартного грозового импульса на пряжения показана на рис. 7-19. Длина фронта импульса Тф опре деляется как время, превышающее в 1,67 раза интервал време ни Т между моментами, когда напряжение составляет 30 и 90% своего амплитудного значения (точки А и Б на рис. 7-19).
Длина импульса Тя представляет собой интервал времени между условной точкой отсчета, находящейся левее точки Л, на время, равное 0,3 длины фронта, и моментом на хвосте импуль са, когда напряжение понизилось до половины амплитудного значения. В действующем стандарте длина фронта грозового импульса принимается 1,5 мкс, а длина импульса — 40 мкс.
200
В числе прочих результатов измерений получены показанные на рис. 7-2Э импульсные разрядные напряжения при положи тельной полярности воздушного промежутка «провод — пло скость». Анализ полученных результатов показал, что в отличие от измерений при промышленной частоте зависимость разряд ных напряжений при грозовых импульсах от длины промежут ков продолжает оставаться линейной даже при очень больших расстояниях между электродами. Следует также отметить, что при грозовых импульсах значительно меньше влияние конфигу рации электродов на величину разрядного напряжения. Измере ния, произведенные в НИИПТ, позволили установить, что им пульсные разрядные напряжения промежутков «провод — пло скость» и «провод — опора» близки между собой.
Результаты измерений также показали, что при одной и той же конфигурации электродов импульсное разрядное напряжение воздушных промежутков оказывается значительно ниже в тех случаях, когда провод или стержень имеет положительную по лярность.
В момент прямого удара молнии в опору или грозозащитные тросы на проводах линии электропередачи возникает электриче ская составляющая индуктированного напряжения, как прави ло, положительной полярности. Это объясняется тем, что 90% разрядов молнии имеют отрицательную полярность. Поэтому изоляционные расстояния при импульсных волнах выбираются по разрядным напряжениям положительной полярности.
Для определения изоляционных расстояний между проводом и опорой и проводом и землей используются разрядные харак теристики промежутка «провод — плоскость». Расстояния меж ду проводами и между проводом и тросом выбираются по разрядным характеристикам промежутка «стержень—стер жень».
Выбор расстояний между фазами и изоляционных расстоя ний между токоведущими и заземленными частями опор. На ли ниях сверхвысокого напряжения расстояние между фазами и между токоведущими и заземленными частями на опоре выби рается из условия работы проводов в пролете и обеспечения на дежной работы линии при воздействии рабочего напряжения, коммутационных и грозовых перенапряжений.
В расчетах по определению расстояний между фазами не обходимо учитывать вероятность появления ветра, направленно го поперек трассы линии, под действием которого свободно под вешенные поддерживающие гирлянды и провода могут прибли зиться к стойкам опор. Для выбора расстояний между фазами прежде всего необходимо определить изоляционные расстояния между токоведущими и заземленными частями, которые долж ны удовлетворять трем расчетным случаям.
1. Изоляционные расстояния должны обеспечивать надеж ную работу линии в нормальном эксплуатационном режиме.
14—342 |
201 |
Расчетное значение разрядного напряжения воздушного проме жутка между токоведущими и заземленными частями при дли тельном воздействии рабочего напряжения определяется по фор муле
Цңб V 2 К3 |
(7-40) |
|
V T |
||
|
где и пб — наибольшая величина фазного рабочего напряжения. При выборе расстояний непосредственно между фазами, на пример на специальных транспозиционных и т. п. опорах, в фор
мулу вместо фазного напряжения подставляется линейное.
По найденным по формуле (7-40) значениям разрядных на пряжений и кривым рис. 7-14 определяются минимально допу стимые при воздействии рабочего напряжения изоляционные расстояния на опоре, а также расстояния между фазами. Резуль таты расчетов по определению изоляционных расстояний при ведены в табл. 7-11.
2. Изоляционные расстояния должны обеспечивать надеж ную работу линий при воздействии коммутационных перенапря жений с расчетной кратностью К, которая принимается равной 2,7 Нф для линий электропередачи 330 кВ, 2,5 Uф для линий электропередачи 500 кВ и 2,1 Uф для линий электропередачи
750 кВ.
Расчетное значение разрядного напряжения воздушного про межутка между токоведущими и заземленными частями при воз действии коммутационных перенапряжений подсчитывается по формуле
UР |
и »6 К V 2 Кз |
(7-41) |
|
Ѵз~ |
|||
|
|||
|
|
При выборе расстояний между фазами учитывается, что кратность междуфазных перенапряжений будет на 40% выше, чем кратность перенапряжений поотношению к земле. Поэтому при определении расчетного значения разрядного напряжения в формулу вместо расчетной кратности коммутационных перена пряжений К подставляется 1,4 К .
Т а б л и ц а |
7-11 |
|
|
Минимальные изоляционные расстояния, см |
|
Номинальное напряжение |
|
|
линии, кВ |
между проводами и стой |
между фазами |
|
кой опоры или траверсой |
|
330 |
80 |
140 |
500 |
115 |
200 |
750 |
150 |
260 |
202
Т а б л и ц а |
7-12 |
|
|
|
|
|
Минимальные изоляционные расстояния, см |
|
|
||
Номиналь |
между про |
между про |
между фа |
между про |
между про |
ное напряже |
водами it |
||||
ние линии, кВ |
стойкой опо |
водами и |
зами |
водами и |
водами н |
|
ры |
траверсой |
|
землей |
транспортом1 |
330 |
215 |
215 |
280 |
280 |
225 |
500 |
300 |
315 |
420 |
420 |
315 |
750 |
425 |
450 |
630 |
630 |
435 |
Величина коэффициента запаса /<3 для воздушных промежут ков различных конфигураций принимается в соответствии с дан ными, приведенными в табл. 7-10.
По найденным по (7-41) значениям разрядных напряжений и кривым на рис. 7-14 определяются минимальные изоляционные расстояния при коммутационных перенапряжениях.
В табл. 7-12 приведены расчетные значения минимально до пустимых при воздействии коммутационных перенапряжений изоляционных расстояний по воздуху от проводов до заземлен ных частей опоры.
3. Расчетное значение разрядного напряжения для опреде ления воздушного промежутка, эквивалентного воздействию грозовых перенапряжений, принимается равным импульсному 50%-ному разрядному напряжению выбранной гирлянды изоля торов без учета запасных элементов. В этом случае поправку для оценки влияния метеорологических условий вводить не сле дует, так как импульсная прочность фарфора и воздуха снижа ется примерно одинаково. Даже на высоте более 1 000 м, где ко личество изоляторов в гирлянде должно быть повышено, увели чения воздушного промежутка не требуется, так как на больших высотах наблюдается значительное снижение амплитуд токов молнии.
По величине 50%-ного импульсного разрядного напряжения гирлянды и кривым на рис. 7-20 определяются минимально до пустимые при грозовых перенапряжениях изоляционные расстоя ния по воздуху от проводов до стойки опоры или траверсы, а так же расстояния между фазами. Результаты расчетов по опреде лению изоляционных расстояний приведены в табл. 7-13.
Т а б ли ц а |
7-13 |
|
|
Минимальные изоляционные расстояния, см |
|
Номинальное напряжение |
|
|
линии, кВ |
между проводами и стой |
между фазами |
|
кой опоры или траверсой |
|
330 |
260 |
310 |
500 |
320 |
400 |
14* |
203 |
ß
Рис. 7-21. Графический метод определения расстояния между фазами.
Следующий этап расчета по выбору расстояний между фа зами состоит в определении угла отклонения поддерживающих гирлянд под действием ветра, который определяется по формуле
|
|
tg a = _____ ПІп Р ветр_____ |
|
(7-42) |
|
|
|
0,75«/n P + 0,5G ’ |
|
|
|
где |
п — число проводов |
расщепленной |
фазы; Іп — длина проле |
||
та, |
м; |
Рветр — давление |
ветра на 1 м провода, кгс; |
Р — масса |
|
1 м провода; G — масса поддерживающей гирлянды, |
кг. |
||||
|
На |
рис. 7-21 показан |
графический |
метод определения рас |
стояния между фазами и между фазами и заземленными частя ми на опоре по известным углам отклонения гирлянды и изоля ционным расстояниям, приведенным в табл. 7-13. Габариты опор выбираются по наибольшему из трех полученных в результате графического построения значений отклонения гирлянды при -соответствующем каждому расчетному случаю изоляционном расстоянии.
В процессе построения необходимо учитывать, что в рассма триваемых трех расчетных случаях скорость ветра, а следова тельно, и углы отклонения гирлянд принимаются различными при воздействии рабочего напряжения, коммутационных и гро зовых перенапряжений. В первом случае при определении ми нимально допустимых изоляционных расстояний по рабочему напряжению скорость ветра, при которой определяется угол от клонения гирлянды, выбирается исходя из условия равнопроч ное™ всех элементов конструкций такой же, как в расчете про водов и опор линии электропередачи.
204