Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
тягой 6 соединен с обоймой подшипника, сидящего |
на валике |
|||||
кронштейна 5. Кронштейн 1 прикреплен |
к нижнему ситовому |
|||||
корпусу, кронштейн 5 — к верхнему ситовому корпусу. |
||||||
Вал эксцентрикового колебателя |
приводится во |
вращение |
||||
от электродвигателя |
через |
текстропную |
передачу; при этом за |
|||
счет эксцентриситета |
вала |
кронштейн |
1 двигается |
вправо, а |
||
кронштейн 5 — влево. |
Таким |
образом, |
ситовые кузова будут |
|||
двигаться со смещением в |
180° |
один |
по |
отношению к другому |
А-А
ш
Описанная система привода сит является вполне рациональ ной, так как в случае равенства масс верхней и нижней коробок компенсируются удары, возникающие при перемене направле ния движения ситовых кузовов. Однако добиться полного равен ства масс верхней и нижней коробок не удается. Для компенса ции возникающих ударов приводные шкивы коленчатого (эк сцентрикового) вала колебателя с одной стороны по окружности утяжелены. Кроме того, эти шкивы монтируют на коленчатом валу так, чтобы угол заклинивания между коленом и утяжелен ной частью противовеса был 180°.
При эксцентриковой системе привода массу груза противове са рассчитывают. Следует иметь в виду, что противовесом урав новешивается только часть инерционных сил — примерно 60— 70%; для полного уравновешивания сил потребовались бы гру зы больших размеров.
Массу груза противовеса рассчитывают по формуле
ЛКр= |
(IV-36) |
где R — радиус кривошипа, м;
70
г — расстояние между центром тяжести противовеса и осью враще ния, м;
Мк— масса ситового кузова со всеми движущимися частями и семенами на нем, кг.
В описываемом сепараторе для разделения смеси использу ется также различие между аэродинамическими свойствами се мян и примесей.
Всепараторе имеются две аспирационные системы: передняя
изадняя. Каждая система работает самостоятельно и обслужи вает определенную часть машины. Аспирационная система со
стоит из аспирационных каналов, осадочной камеры и вентиля тора (рис. IV—13).
Рис. IV—13. Технологическая схема сепаратора ЗСМ-10.
Из питающего устройства семена попадают в аспирационный канал передней аспирационной системы; здесь семена интенсив но продуваются воздухом, который уносит с собой аспирируемые примеси. Скорость воздуха в аспирационном канале (в пе реднем 1 канале 6,5 м/с, в заднем 2 — 7,5 м/с ) меньше скорости
71
витания семян, по больше скорости витания примесей. Скорость воздуха в аспирационном канале может регулироваться поворо том заслонки, установленной в осадочной камере.
Воздух вместе с отобранными примесями по аспирационному каналу поступает в осадочную камеру 3\ здесь благодаря боль шему сечению скорость воздуха резко уменьшается и становит ся меньше скорости витания примесей, которые он несет с со бой. Кроме того, осадочным камерам придана улиткообразная форма, что обеспечивает поворот воздушной струн. Возникаю щая при этом центробежная сила отбрасывает примеси к стенке и таким образом выводит их из потока, что улучшает очистку воздуха. Примеси выпадают из потока и оседают в камере. Нижняя часть камеры имеет двойные клапаны, предназначен ные для вывода осевших примесей. Такие клапаны предотвра щают прорыв наружного воздуха в аспирационную систему во время выпуска примесей, что стабилизирует воздушный режим в аспирационной системе. Воздух, очищенный от примесей, прохо дит через регулировочную поворотную заслонку и засасывается вентилятором 4, который удаляет его из машины.
Семена, сходящие сходом с подсевных сит 8, поступают в аспирационный канал 7 задней аспирационной системы, где еще раз продуваются воздушным потоком, благодаря чему удаляют ся оставшиеся примеси.
Задняя аспирационная система устроена (также имеет оса дочную камеру 6) и работает аналогично передней. Передняя аспирационная система обслуживается вентилятором ЦАГИ № 4, имеющим производительность 75 м3/мин и создающим дав ление 686 Па. Вентилятор 5 задней аспирационной системы ЦАГИ № 5 имеет производительность также 75 м3/мин, но соз дает давление 981 Па. Каждый вентилятор приводится в движе ние от своего электродвигателя. Мощность электродвигателя передней аспирационной системы 2,8 кВт, задней 4,5 кВт.
Недостатком описанной аспирационной системы сепаратора ЗСМ-10 является отсутствие в аспирационных каналах вы равнивающих аэродинамических решеток. При поступлении се менного потока в аспирационный канал его аэродинамическое сопротивление различно по длине: у основания струи семени со противление проходу воздуха больше, у конца струи — меньше. В силу этого скорость воздуха, а следовательно, интенсивность обработки семян воздухом различна, что не может не отразиться на качестве отделения примесей. Для выравнивания скорости воздуха по сечению аспирационного канала примерно на 2/з ши рины канала нужно установить дополнительное сопротивление в виде аэродинамической решетки.
Как упоминалось выше, для очистки сит от застрявших семян
применяется инерционный очистительный |
механизм |
(рпс. |
IV—14). Такой механизм состоит из: тележки |
1, которая |
катит- |
т.
ся на роликах по направляющему уголку 2\ перебрасывающего хомута 3, от положения которого изменяется направление дви жения тележки; двух плоских пружин 4. К последним прикреп лены круглые щетки 5 или плоские очистители, набранные из ре зиновых пластинок. Направляющий уголок укреплен под ниж ней поверхностью сита, благодаря чему щетки или плоские очис тители прижимаются к нижней поверхности сита. Сила их при жатия к поверхности сита может регулироваться винтами.
При возвратно-поступательном движении ситовой коробки тележка инерционного очистителя под действием инерционных сил передвигается на некоторое расстояние, зависящее от поло жения тормоза тележки. Направление движения тележки опре деляется положением перебрасывающего хомута.
Во время перемещения тележки круглые щетки катятся по нижней поверхности сита и своим волосом прокалывают отвер стия снизу, благодаря чему выталкиваются застрявшие семе на. При каждом двойном качании ситовой коробки инерционный очиститель перемещается один раз, причем движение происходит только в одну сторону из-за неизменного положения перебра сывающего хомута. В тот момент, когда щетка достигает край него положения (правого или левого), перебрасывающий хомут под действием упора, установленного на направляющей, меня ет положение и очиститель начинает двигаться в обратную сто рону. Таким образом, очиститель будет работать все время, пока перемещается ситовая коробка. Опыт эксплуатации этих очисти телей на мельницах показал, что они очищают поверхность сит от застрявших семян лучше, чем щеточный механизм, но конст рукция их все еще не совершенна.
Описанный эксцентриковый колебатель конструкции Моргу-
73
на и тем более обычные эксцентрики, применяющиеся для при вода сит, не обеспечивают полной уравновешенности колеблю щихся систем; поэтому при работе сепаратора имеют место уда ры, проявляющиеся в виде вибрации машины. Такая вибрация нежелательна, так как она приводит к быстрому износу маши ны. Чтобы при работе машины не имели место удары, криво
шипно-шатунный механизм |
нужно |
заменить самобалансным |
||||||||
приводом. На рис. IV—15 показан наиболее простой самобалан- |
||||||||||
сный привод, |
который прикреплен к ситовому корпусу и колеб |
|||||||||
|
|
лется вместе с ним. Рассмотрим его |
||||||||
|
|
устройство |
[63]. |
|
|
неподвижно |
||||
|
|
|
Две оси 1 укреплены |
|||||||
|
|
в кронштейнах. На оси надеты втул |
||||||||
|
|
ки, |
на которые |
насажены |
шкивы 2 и |
|||||
|
|
небольшие |
цилиндрические |
шестерни |
||||||
|
|
3 с прямыми, косыми или шевронными |
||||||||
|
|
зубьями. Шкивы внутри имеют грузы |
||||||||
|
|
4, |
которые |
расположены |
под |
углом |
||||
|
|
180° один к другому и прикреплены к |
||||||||
|
|
шкиву винтами. |
На один |
из |
шкивов |
|||||
|
|
надет приводной плоский ремень. Втул |
||||||||
|
|
ки и шестерни |
смазываются |
|
консис |
|||||
|
|
тентной смазкой, подводимой к ним по |
||||||||
|
|
осям 1, в которых высверлены соответ |
||||||||
|
|
ствующие каналы. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Приводной шкив приводит во вра |
|||||||
Рис. IV—15. |
Самобаланс- |
щение второй шкив, |
который вращает |
|||||||
ный привод ситового корпу |
ся |
в направлении, |
противоположном |
|||||||
са сепаратора. |
|
направлению |
вращения |
приводного |
||||||
|
|
шкива. |
|
самобалансного |
привода |
|||||
|
|
|
Действие |
заключается в том, что при правом или левом положении обоих грузов возникающие центробежные силы складываются и пере мещают ситовый корпус вправо или влево. Во всех промежуточ ных положениях центробежная сила одного груза уравновеши вает центробежную силу другого груза. Поясним работу самоба лансного привода (рис. IV—16), рассмотрев пять положений грузов.
Когда грузы противовесов находятся в противоположных на правлениях (рис. IV—16, а), возникающие центробежные силы направлены в разные стороны; поэтому они взаимно уравнове шиваются. Когда грузы будут в положении, показанном на рис. IV—16,6, центробежные силы их будут направлены в одну сторону; при этом равнодействующая этих сил равна 2Р, направ лена влево и уравновешена ситовым корпусом.
В положении в грузы повернуты еще на 90°. При этом грузы находятся в противоположных сторонах; поэтому центробеж ные силы взаимно уравновешиваются.
74
Положение г соответствует дальнейшему повороту грузов еще на 90°; при этом центробежные силы обоих грузов направ лены в одну сторону (правую) и их равнодействующая равна
2Р.
Положение д соответствует одному из промежуточных поло жений грузов; при этом положении возникающие центробежные силы направлены в разные стороны и взаимно уравновешива ются.
Таким образом, при работе самобалансного привода не воз никает каких-либо дополнительных сил, что и обеспечивает его плавную (без вибрации) работу.
Рис. IV—16. Направление сил, возникающих в самобалансном приводе при его работе.
Для выяснения характера колебаний ситовой коробки рас смотрим систему в одном из промежуточных положений, состоя щую из ситовой коробки из самобалансного привода.
Если пренебречь перемещением центра тяжести корпуса по вертикали, упругостью его подвесок, сопротивлением среды, на тяжением ремня и трением в шарнирах, т. е. считать систему сво бодной в горизонтальной плоскости, то перемещение корпуса может быть определено по теореме о количестве'движения1:
тг |
тк 4- 2тг |
dx |
(IV—37) |
2 — сoR sin сот = |
---------------g |
— , |
|
g |
dx |
|
|
dx |
|
|
|
где ——■ — скорость корпуса; |
|
|
|
dx |
|
|
|
тг и тк — масса одного груза и масса корпуса, кг;
R — радиус вращения центра тяжести грузов, м; со— угловая скорость, рад/с.
1 Подробный вывод теории изложен в книге А. Я. Соколова «Техноло гическое оборудование предприятий по хранению и переработке зерна» (М., «Колос», 1967).
75
Из последней формулы можем написать
2тг
dx = -------------соR sin сотdx. |
(IV—38) |
т к + 2т г |
|
Интегрируя это |
выражение, |
найдем |
отклонение корпуса от |
|
своего крайнего положения: |
|
|
|
|
|
2тг |
R cos сот + |
, |
|
|
х = — --------— |
|||
|
тк + |
2/и,- |
|
|
где с. постоянная интегрирования, |
которую найдем из начальных условий |
|||
х = 0 и сот= |
я |
|
|
|
. поэтому Ci=0; следовательно, |
2тг |
(IV—39) |
х — — ----- ;-------R cos сот. |
|
т к + 2mv |
|
Выражение (IV—39) является уравнением гармонических колебаний корпуса, который совершает возвратно-поступатель ное движение.
Знак минус показывает, что при движении грузов вправо от вертикальной линии ситовый корпус перемещается влево от свое го среднего положения (и наоборот). Абсолютное значение мак симального отклонения корпуса от среднего положения, т. е. ам плитуда его колебания, в этом случае
2тг |
R. |
(IV—40) |
А = |
||
тк + 2тг |
|
|
Масса груза противовеса может |
быть найдена |
по формуле |
А |
|
|
/и,. = |
|
(IV—41) |
2 (o2R — А |
|
|
где g — ускорение свободного падения, см/с2; I— длина подвесок, см;
г — количество подвесок;
3EI
С — жесткость подвесок, С= — — ;
I6
Е — модуль упругости материала подвески, Па; / — момент инерции, м4.
При расчете колебателя необходимо убедиться в том, что его угловая скорость значительно отличается от критической, т. е.
что а = (7-М0)сокр.
При резонансе критическая угловая скорость
шкр — |
zC |
(IV—42) |
|
тк + |
|||
или приближенно |
2тг |
||
Г zC |
|
||
лкр — 30 |
(IV—43) |
||
|
76