Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

непрерывных процессов в цехе периодичность работы мисцеллового фильтр-пресса создает определенные трудности; примене­ ние ручного труда; невозможность герметизации фильтра; даже при дожиме с давлением 20,0 МПа между рамами и плитами при работе протекает мисцелла, и поэтому в помещение выделя­ ются пары бензина.

Техническая характеристика мисцеллового фильтр-пресса ФПМ

Фильтрующая поверхность, м2 . .

, . .

33

Производительность

по мисцелле, м3/ч . .

9—10

Степень очистки мисцеллы, % ....................

дожи­

99,9

Давление напорной

жидкости для

20

ма,

М П а ......................................................

 

 

Габариты, мм:

 

 

4550X1650X1608

длинаХширинаХвысота........................

 

Масса,

к г ..........................................................

 

 

10 900

Работники маслодобывающей промышленности разработали конструкции фильтров, лишенные указанных недостатков. Рас­ смотрим некоторые из них.

Ф И Л Ь Т Р КО Н СТР У К Ц И И Р. И. СП И Н О В А

Этот фильтр полунепрерывного действия, так как загрязнен­ ная мисцелла подается непрерывно, а шлам из него отводится периодически.

Рис. VI—17. Фильтр для мисцеллы системы Р. И. Спинова.

Фильтр системы Р. И. Спинова (рис. VI—17) устроен следу­ ющим образом. На полом валу 1, имеющем отверстия, укреплен каркас фильтрующего барабана 2 диаметром 1200 мм, сварен­ ный из уголков и прутков. Этот каркас обтягивается по перимет­ ру и с торцов фильтровальной тканью 3, укрепляемой на нем бандажами. Собранный таким образом барабан помещается

3 2 5


несколько эксцентрично в кожухе 4 ближе к месту ввода загряз­ ненной мисцеллы.

Для вывода шлама в нижней части корпуса укреплены два крана 5. С целью предотвращения забивания отводного трубо­ провода для шлама в него ниже кранов подводится из фильтра загрязненная мисцелла.

В корпусе кожуха имеется просверленный ряд отверстий на длине, соответствующей длине фильтрующего барабана. Этот ряд отверстий сверху закрыт полутрубным коллектором, кото­ рый приваривается к кожуху и является распределителем для мисцеллы. В этот коллектор вваривается патрубок для подвода загрязненной мисцеллы.

Полый вал соединен с магистралью, имеет фонарь, через который следят за интенсивностью фильтрации; вал получает вращение от электродвигателя через редуктор и цепную переда­ чу и делает около 10—12 об/мин.

Для контроля за давлением фильтрации на кожухе фильтра имеется манометр.

Работает фильтр следующим образом. Загрязненная мисцел­ ла насосом подается в полутрубный коллектор; отсюда она по­ ступает в просверленные отверстия кожуха. Так как площади этих отверстий меньше площади поперечного сечения трубы, то мисцелла выходит из них с большой скоростью. Струя мисцел­ лы, выходящая из отверстий, достигает поверхности фильтрую­ щего барабана и смывает с него осадок шлама, который оседает в корпусе. Чтобы фильтрующая поверхность лучше очищалась от шлама, отверстия для ввода мисцеллы должны быть устрое­

ны так, чтобы

выходящие струи мисцеллы

были направлены

к поверхности

фильтрующего барабана под

некоторым углом.

Процесс фильтрации происходит под действием давления, развиваемого насосом по всей фильтрующей поверхности бара­ бана. Мисцелла, проходя через ткань, попадает внутрь фильтру­ ющего барабана, а затем через отверстия — в полый вал и по нему выводится из фильтра. Шлам, осевший в корпусе, периоди­ чески спускается через краны в отводной трубопровод, который подает его также в низ экстракционной колонны экстрактора.

По мере работы фильтра фильтровальная ткань забивается мелкими частицами шлама, поэтому давление в фильтре повы­ шается. Когда давление достигает 0,2 МПа, фильтр переключа­ ют на чистку. Для очистки фильтра подают чистый бензин в на­ правлении, обратном фильтрации.

Фильтр Р. И. Спинова, несомненно, имеет преимущества по сравнению с фильтрами, рассмотренными выше: малая металло­ емкость; механизация процесса очистки поверхности фильтра­ ции; непрерывность процесса фильтрации мисцеллы; полная гер­ метичность.

3 2 6


Единственным недостатком фильтра конструкции Спинова является неудовлетворительная система обработки шлама.

Фильтр системы Спинова успешно применяется на некоторых заводах для очистки мисцеллы при вполне удовлетворительном качестве его работы и получаемой мисцеллы.

Техническая характеристика фильтра системы Спинова

Фильтрующая поверхность, м2 . . , . .

6

Производительность по мисцелле, м3/ч . .

3,2—3,5

Степень очистки мисцеллы, % ..............................

99,8

Мощность электродвигателя, кВт . . . .

1,5

Габариты, мм:

 

длинаХширинаХвысота.............................

1500X1200X1600

П АТРО Н Н Ы Й Ф И Л Ь Т Р

Эти фильтры рекомен­ дуются для установки к экстракторам НД-1000 и НД-1250, однако какоголибо преимущества по сравнению с другими фильтрами они не имеют. Патронный фильтр явля­ ется периодически дейст­ вующим.

Патронный фильтр (рис. VI—18) представля­ ет собой два цилиндриче­ ских резервуара 1 с кони­ ческими днищами, соеди­ ненных между собой че­ рез сборник 2. В этом сборнике находится бен­ зин, необходимый для промывки фильтра. Внут­ ри цилиндрического ре­ зервуара в верхней его ча­ сти имеется глухая пере­ городка, в которой укреп­ лено до 25 фильтрующих элементов 3, образующих поверхность фильтрации

15 м2.

Фильтрующий элемент представляет собой трубу с отверстиями, вдоль ко­ торой приварено четыре ребра. Эта конструкция

I

Рис. VI—18. Патронный фильтр для мис­ целлы.

3 2 7


образует каркас фильтрующего элемента. На каркас элемента надета перлоновая фильтрующая ткань, которая для этого сши­ вается в виде цилиндра. Все это вместе образует фильтрующий элемент, который устанавливают в перегородке.

Загрязненная мисцелла под давлением примерно 0,15 МПа подается внутрь корпуса фильтра, и под действием этого давле­ ния происходит фильтрация. Мисцелла проходит через фильтру­ ющую ткань и попадает внутрь трубы через имеющиеся отвер­ стия. Труба каркаса фильтрующего элемента выводит' чистую мисцеллу выше глухой перегородки, откуда она поступает в сборник. Производительность фильтра 8 м3/ч мисцеллы.

Шлам оседает на наружной поверхности фильтрующего эле­ мента, и когда ткань забьется частицами шлама, что обычно бы­ вает через 8 ч, загрязненную мисцеллу переключают на второй фильтр, а забитый фильтр очищают.

Для очистки фильтра бензин или чистую мисцеллу прокачи­ вают в направлении, обратном направлению фильтрации. При этом фильтрующая ткань распрямляется и сбрасывает со своей поверхности осевший шлам, который оседает в конической части корпуса фильтра. Осевший шлам периодически спускается в экстрактор.

Таким образом, патронный фильтр не является прогрессив­ ным, так как он работает периодически, обладает большой ме­ таллоемкостью и имеет неудовлетворительную систему для обра­ ботки шлама.

** *

Из рассмотренного материала следует, что фильтрационные аппараты должны быть усовершенствованы, и главным образом система обработки получаемого шлама. Видимо, наиболее ра­ ционально применять ленточные фильтры, в которых шлам об­ рабатывается чистым бензином, что снижает его масличность и позволяет выводить шлам не в экстрактор, а в шнековый испа­ ритель.

В последнее время за границей пытаются применить гидро­ циклоны для очистки мисцеллы. Первые опыты показывают, что применение гидроциклонов позволяет получать около 80% чи­ стой мисцеллы без фильтрации.

Особо эффективно будет применение гидроциклонов в соче­ тании с ленточным фильтром; при этом в фильтре будет филь­ троваться только 20% мисцеллы, поступающей на очистку.

На Кокандском масло-жировом комбинате применяют гидро­ циклоны диаметром 100—350 мм для предварительной очистки мисцеллы. На этой операции они зарекомендовали себя хорошо, удовлетворяют не всем технологическим требованиям.

Согласно исследованиям, проведенным В. А. Лебедевым [84], работа гидроциклонов при очистке мисцеллы имеет некоторое своеобразие по сравнению с их работой на водной суспензии.

3 2 8


Прежде всего следует отметить, что имеющиеся расчетные уравнения для определения производительности (в м3/с) гидро­ циклона при его работе на мисцелле не дают удовлетворитель­ ных результатов. Проведенные экспериментальные исследования и обработка их с применением теории подобия дали возмож­ ность получить расчетное уравнение следующего вида:

Q = 22,6-10-4

D '^ V p

н_ 0,096

1,367

D

 

 

 

 

р р

 

где D — д и а м е т р ги д р о ц и к л о н а ,

м;

 

р — д а в л е н и е , при

к о то р о м

р а б о т а е т ги д р о ц и к л о н , П а ;

р — к о эф ф и ц и е н т

д и н ам и ч е ск о й в я зк о с т и

р а з д е л я е м о й сусп ен зи и , П а - с ;

р — п л о т н о с ть су сп ен зи и , к г /м 3;

dB — д и а м е т р с л и в н о го п а т р у б к а , м;

Я — в ы с о т а ц и л и н д р и ч е ск о й ч а с ти ги д р о ц и к л о н а , м.

Указанные эксперименты позволили установить уравнение для расчета коэффициента эффективности работы гидроциклона, т. е. для определения количества снимаемой твердой фазы (в %):

 

 

,0,7 ,0,5,Мн^0’3

Н \0.14 >0,2 0,2

 

 

/ср"-ч

’ 3 ( ~ ]

 

а ’ (2 ,4 6 — 0 ,0 5 Я ) 4

= 0 ,1 8 6

D

V D

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ррГ

я 0'3^

)

1'526

где dH

д и а м е т р

н и ж н е го (с то ч н о го )

п а т р у б к а ,

м;

N — п о р я д к о в ы й н о м ер , на к о то р о м р а б о т а е т ги д р о ц и к л о н ;

а — п р о ц ен тн о е с о д е р ж а н и е

т в е р д о й ф а зы

в

м и сц елл е ;

К

о п ы тн ы й

к о эф ф и ц и е н т :

д л я

1-й с ту п ен и

/С = 1,2, д л я вто р о й и п о с л е ­

 

д у ю щ и х

сту п ен ей К — 1.

 

 

 

 

 

Ь . А П П А Р А Т Ы Д Л Я Д И С Т И Л Л Я Ц И И М И С Ц Е Л Л Ы

Для выделения масла из полученной мисцеллы бензин пере­ водят в парообразное состояние. Этот процесс называется ди­ стилляцией; однако распространившийся термин недостаточно правильно отображает тот процесс, который происходит в аппа­ рате. При нагревании мисцеллы «глухим» паром в паровом пространстве над жидкой фазой находятся пары только одного компонента мисцеллы — бензина. Масло имеет очень малую упругость паров при тех температурах, при которых протекает процесс; поэтому оно может считаться нелетучим.

Известно, что в процессе дистилляции в паровой фазе над жидкой фазой находятся все компоненты, имеющиеся в жидкой фазе в соотношении, соответствующем упругостям их паров. По­ этому удаление бензина из мисцеллы при помощи нагрева глу­ хим паром должно быть отнесено к процессу выпаривания.

Полностью удалить бензин из мисцеллы путем выпаривания не удается. По мере удаления растворителя, т. е. по мере повы­

3 2 9