Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шения концентрации мисцеллы, температура кипения ее резко возрастает из-за повышения температурной депрессии. Темпера­ тура мисцеллы настолько возрастает, что наступает термическое разложение масла, которое недопустимо. Кроме того, значитель­ ное повышение температуры кипения мисцеллы ухудшает ка­ чество получаемого масла, так как оно темнеет, что обусловли­ вается термическим разложением веществ, сопутствующих маслу.

В силу указанных причин удаление бензина из мисцеллы происходит в два приема. В первый период бензин выпаривает­ ся, а во второй период бензин отгоняется острым водяным па­ ром. Введение водяного пара в мисцеллу снижает температуру ее кипения, способствует лучшей отгонке бензина. Процесс пере­ гонки с водяным паром является разновидностью процесса ди­ стилляции, но длительность этого процесса по сравнению с пер­ вым значительно меньше; поэтому дистилляция не может счи­ таться основным процессом. Следовательно, удаление бензина из мисцеллы в основном является процессом выпаривания.

О СН ОВЫ Т Е О РИ И П РО Ц ЕС С А Д И С Т И Л Л Я Ц И И

Рассмотрим основные теоретические положения обоих перио­ дов удаления бензина из мисцеллы.

Первый период удаления бензина из мисцеллы — период вы­ паривания — подчиняется всем известным закономерностям про­ цесса выпаривания. Для осуществления этого процесса приме­ няются многокорпусные выпарные аппараты. Однако физико-хи­ мические свойства мисцеллы обусловливают необходимость при­ менения своеобразных многокорпусных установок.

Известно, что многокорпусные установки бывают прямоточ­ ными или противоточными. Аппараты же, применяемые для вы­ паривания мисцеллы, как правило, не являются ни прямоточны­ ми, ни противоточными (исключением из этого является установ­ ка фирмы «Олье»), Вызвано это тем, что в прямоточной установке в первом корпусе будет испаряться много бензина, па­ ры которого вынесут тепло в количестве, достаточном для выпа­ ривания бензина во втором корпусе. Однако из-за повышения концентрации мисцеллы во втором корпусе температура ее кипе­ ния в нем станет выше, и поэтому температура греющего пара будет ниже температуры кипящей мисцеллы. Следовательно, тепло от пара не будет передаваться мисцелле. Положение мож­ но исправить, если во втором корпусе создать пониженное дав­ ление или же значительно увеличить давление в первом корпусе. Однако создание в каждом корпусе своего давления усложняет конструкцию аппарата, что при относительно небольшой произ­ водительности его является неоправданным.

Применение противоточной схемы также встречает значитель­

3 3 0



ные затруднения. При такой схеме температура греющего пара

 

 

бензина выше температуры кипения мисцеллы всего на 2—5° С.

 

 

Поэтому для передачи большого количества тепла потребуются

 

 

значительные поверхности нагрева, что приводит к увеличению

 

 

габаритов аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мисцелла обрабатывается в многокорпусных аппаратах с

 

 

независимым питанием паром каждого корпуса. Такая схема ли­

 

шена указанных недостатков, но для обработки мисцеллы требу­

 

 

ется повышенный расход пара.

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере упаривания мисцеллы концентрация масла в ней

 

 

возрастает, но количество масла в ней остается постоянным. Это

 

 

положение позволяет найти количество испаренного бензина при

 

 

увеличении концентрации мисцеллы

от Х\ до х2 (в %)• Составим

 

 

материальный баланс по неизменному компоненту — маслу.

 

 

 

 

В аппарат поступает масла

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Из аппарата выходит масла — — ^

,

 

 

 

 

 

 

v

 

 

100

 

 

 

 

 

 

где

G , — к о л и ч е с тв о м и сц ел л ы ,

п о с ту п аю щ ее

в а п п а р а т ;

 

 

 

 

 

 

Б — к о л и ч е с тв о и с п а р ен н р го б ен зи н а .

 

 

 

 

 

 

 

Так как при выпаривании мисцеллы количество масла оста­

 

 

ется постоянным, то эти формулы можно приравнять

 

 

 

 

 

G i

_

(G t — Б) х2

 

(

V

I

4

 

100

100

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда количество испаренного бензина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

V

I

4

Для практического пользования этим уравнением необходи­

 

мо задаться концентрацией мисцеллы х2, выходящей из аппара­

 

 

та после первого периода выпаривания. В этот период мисцелла

 

 

должна иметь такую концентрацию, чтобы температура кипения

 

 

ее в аппарате была не выше 100° С. Эту температуру подставля­

 

 

ют в уравнение (VI—16) и находят концентрацию мисцеллы х2.

 

 

Во второй период работы аппарата, когда бензин удаляется

 

 

острым водяным паром, закономерности будут иными.

 

 

 

 

Мисцелла представляет собой бинарный раствор, у которого

 

 

оба компонента взаимно

растворимы в

любых соотношениях.

 

 

В том случае, когда через мисцеллу продуваетсяострый насы­

 

щенный пар, система превращается в трехкомпонентную (бензин,

 

 

масло, вода), состоящую из трех фаз: две жидкие— мисцелла,

 

 

вода — и одна паровая. Согласно правилу фаз,

такая система

 

 

обладает следующим числом степеней свободы

[68]: С= 3 + 2 —

 

 

- 3

= 2.

 

мисцелла — насыщенный водяной

 

 

пар

Следовательно, в системе

 

 

можно менять два параметра

без

нарушения равновесия.

 

 

331


В данном случае можно менять такие параметры, как общее давление и концентрация мисцеллы. Тогда парциальное давле­ ние паров бензина и температура мисцеллы будут совершенно определенными, т. е. как в двухкомпонентной системе.

Это положение подтверждается также, если рассматривать зту систему с точки зрения закона Дальтона. Применимость это­ го закона к данной системе очевидна, поскольку мисцелла и вода являются практически не смешивающимися жидкостями.

Согласно закону Дальтона, общее давление паров над жид­ кой фазой

Р = Р б + Р в + Р и , (V I— 47)

гд е рб — п а р ц и а л ь н о е д а в л е н и е п а р о в б е н зи н а в п а р о в о й ф а зе ; рв — п а р ц и а л ь н о е д а в л е н и е п а р о в -в о д ы в п а р о в о й ф а зе ;

рм — п а р ц и а л ь н о е д а в л е н и е п а р о в м а с л а в п а р о в о й ф а зе .

Так как в пределах температур и давлений, которые имеют место при отгонке бензина, давление паров масла ничтожно ма­ ло, то для практических целей им можно пренебречь и считать рм= 0- Поэтому общее давление над жидкой фазой

Р = Р 6 + Р в , (V I— 48)

т. е. система будет как бы двухкомпонентной.

При использовании для отгонки бензина из мисцеллы пере­ гретого водяного пара картина несколько меняется. При том же числе компонентов (бензин, масло, водяной пар) фаз будет толь­ ко две (жидкая — мисцелла и паровая—■пары бензина и воды). Поэтому число степеней свободы этой системы С= 3 + 2 —2= 3.

Отсюда видно, что в системе мисцелла — перегретый водяной пар можно изменять три параметра без нарушения равновесия. В данном случае можно изменять такие параметры, как общее давление, концентрация мисцеллы и парциальное давление высококипящего компонента (воды). Парциальное давление паров бензина и температура кипения мисцеллы при этом будут вполне определенными.

К системе мисцелла— насыщенный водяной пар применимы все закономерности перегонки двухкомпонентной системы с во­ дяным паром, в том числе и уравнение

Об _ РбЩ

(V I— 49)

Рв М в

Из уравнения (VI—49) можно определить количество водя­ ного пара, необходимого для отгона бензина из мисцеллы,

^

г ь "‘в

,

(V I— 50)

Ов —0$

 

Рб -М бф

 

 

г д е О б — к о л и ч е с тв о б е н зи н а , о т го н я е м о е

и з м и сц елл ы ;

 

р в — п а р ц и а л ь н о е д а в л е н и е п а р о в в о д ы ;

 

 

Мв — м о л е к у л я р н а я м ас с а во д ы ;

 

 

 

3 3 2


Рис. VI—19. Кривые упругости паров бензи­ на (А) и водяного пара (Б):
7 — при концентрации мисцеллы 50%; 2 — при
60%; 3 — при 70%; 4 — при 80%; 5 — при 85%;
6 — при 90%; 7 — при 95%; а — при давлении 0,1
Па; 6 — 0,08 Па; в — 0,06 Па; г — 0,04 Па; д — 0,02 Па.

Рб — парциальное давление паров бензина; Мб — средняя молекулярная масса бензина;

ф — коэффициент насыщения.

Для решения уравнения (VI—50) нужно знать парциальные давления паров воды и бензина. Для определения этих величин пользуются общепринятым методом. В координатах р t (рис. VI—19) наносят кривые давления паров бензина, вычисленного по уравнениям (VI—16) и

(VI—17), затем на эту же диаграмму наносят кри­ вые упругости водяных паров в зависимости от температуры. Точка пере­ сечения кривой упругости водяных паров с кривой давления паров бензина определяет параметры смеси: температуру (на оси абсцисс) и парциаль­ ное давление паров бен­ зина (на оси ординат).

Так как при отгонке бензина из мисцеллы кон­ центрация ее возрастает, то упругость паров бензи­ на уменьшается и в кон­ це процесса достигает ну­ ля. Поэтому при пользо­ вании уравнением (VI— 50) парциальные давле­ ния паров бензина и воды нужно принимать как среднеарифметические значения упругостей па­

ров в начале и в конце процесса.

Изложенный способ расчета расхода острого пара вполне справедлив при условии отгона бензина водой или насыщенным водяным паром.

При наличии же в системе перегретого водяного пара парци­ альное давление паров бензина будет являться функцией коли­ чества поданного острого пара. Следовательно, регулируя коли­ чество подаваемого острого пара, будем изменять температуру, при которой происходит процесс отгонки.

При регулировании количества подаваемого перегретого во­ дяного пара будет, изменяться также температура смеси паров, отходящих из дистиллятора. Вызвано это тем, что при большой подаче острого пара использование его тепла уменьшается; сле­

3 3 3