Файл: Мамедов, А. А. Нарушения обсадных колонн при освоении и эксплуатации скважин и способы их предотвращения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
|
|
Вес незацементированной части колонны Q = 110,3 тс. |
|
||||||
|
|
По формуле (180) находим величину |
силы натяжения (в кгс) |
||||||
|
|
QH= 110300 + |
13265,85 + |
0,31-300.15,12 — 0,0545-3200 X |
|||||
|
|
X (16,82-1,4 — 15,12.0,9) = |
111 650. |
|
|||||
|
|
Полученная величина |
больше |
веса свободной части колонны (QH>QK |
|||||
поэтому силу натяжения берем QH=111,65 тс. |
|
|
|||||||
|
|
Теперь проверим условия прочности для верхнего сечения трубы, распо |
|||||||
ложенной у устья скважины (IV секция). |
|
|
|
||||||
|
|
Сначала подсчитаем величину Р |
(в кгс) по формуле (183) |
|
|||||
|
|
Р = 0,47-300-15,12 — 0,0235-3200 (16,82-1,4 — 15,12-0,9) = 15 587,5. |
|||||||
|
|
Из первого условия (184) коэффициент запаса прочности |
|
||||||
|
|
Зстр.ДОП |
|
|
|
190 |
|
, 66; |
|
|
|
QH— РI +■ Р |
111,65— 13,265 + |
15,587 L |
|||||
|
|
|
|||||||
из |
второго условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п = |
Фетр,доп |
190 |
|
|
||
|
|
|
|
1,7; |
|
||||
из |
третьего условия |
|
|
Фн |
ТТГ+5 = |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
(D2 — d24) e r |
(16,82 — 152) 6500 |
|
|||||
|
|
П== |
2pD2 |
= |
2-300-16,82 |
|
|||
где dk— внутренний диаметр трубы IV7 секции. |
|
|
|||||||
ния |
Проверим условие |
прочности для верхней трубы III секции из выраже |
|||||||
(182). |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Коэффициент запаса прочности из первого условия будет |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Фетр.доп |
|
|
|
|
|
|
|
п= |
QH— Qo — Pt + P ’ |
|
|||
где |
Qo— вес IV секции, равный 25,34 тс |
(см. табл. 11), тогда |
|||||||
|
|
_______________165______________ |
|
||||||
|
|
111,65 |
|
|
|
|
1,76. |
|
|
|
|
— 25,34 — 13,265 + 15,587 |
|
||||||
|
|
Из второго условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фетр.доп |
|
165 |
|
|
||
|
|
|
|
111,65 |
— 25,34 = 1,91 • |
|
|||
|
|
n = |
<?„-<?» |
|
|
||||
|
|
Из третьего условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(р>-4)<тт |
|
|
|
(16,82 — 15,22).6500 |
|||
|
|
2 [Ро — 0,1 (7Н— YbMo] & |
|
|
|
|
2 ,2 6 . |
||
|
|
|
[300 — 0,1 (1,4 — 0,9)-700]-16,82 |
Как видно из полученных результатов, коэффициенты запаса прочности удовлетворительны. Таким образом, для рассматриваемой колонны сила на тяжения при обвязке колонны должна быть принята равной 112 тс.
Определение допускаемого внутреннего давления
вобсадной колонне
Вслучае, когда натяжение колонны производили силой, большей или равной весу незацементированной части ее, вели чину допускаемого внутреннего давления для одноразмерной
110
конструкции обсадной колонны можно определить, исходя из прочности труб и резьбовых соединений. Тогда из выражений (182) и (183) будем иметь
1 — Qh + Qo + p t + 0,0235/ (D2Yh— d2yB) |
|
|||
Р < |
|
0,47 d2 |
|
|
(D *- d p [a] |
0,1 (Y„ — VB)/0- |
(185) |
||
P < |
2D2 |
+ |
||
|
|
|
|
|
П р и м ер . Определить |
допускаемое |
внутреннее давление в |
обсадной |
колонне в случае закачки воды в скважину при условии: глубина скважины L= 4500 м; высота подъема цемента за колонной h= 700 м; удельный вес глинистого раствора за колонной Yh= 1,3 гс/см3; сила натяжения QH=190 тс;
температура на забое /о=ПО°С; |
температура на устье при эксплуатации |
скважины /2 = 65° С; температура |
воды, закачиваемой в скважину, ^=20° С. |
Обсадная колонна составлена из пяти секций (табл. 12). Группа прочности труб Е (5500 кгс/см2). Счет секций ведется снизу вверх.
Т а б л и ц а 12
Л» секции |
Диаметр |
Толщина |
Длина |
Страгивающая |
Вес 1 |
м |
Вес секций, |
секции, |
стенки, |
секций, м |
нагрузка, тс |
трубы, |
кгс |
тс |
|
|
мм |
мм |
|
|
|
|
|
I |
168 |
13 |
700 |
255 |
50,6 |
35,42 |
|
II |
168 |
12 |
1000 |
235 |
47,1 |
|
47,10 |
III |
168 |
И |
1300 |
210 |
43,5 |
56,50 |
|
IV |
168 |
12 |
1000 |
235 |
47,1 |
47,10 |
|
V |
168 |
14 |
500 |
280 |
54,1 |
27,05 |
Вес незацементированной части колонны составляет 177,8 тс. Следова тельно, Qn>Q , что дает возможность определить величину допускаемого
внутреннего давления по формуле (185). Определим значение F (в см2)
|
Р _ FiA Ч~ Fzh |
/Уз Ч" FjU |
|
|
|
|
h + h + h + h |
|
|
|
|
_ |
58,8-1000 4- 54,2-1300 + |
58,8-1000 4- 68,5-500 |
c |
|
|
---------------- !----- -------------!----- !_______ !___ !-------- _ 5g |
|
||||
|
1000+ 1300 + |
1000 + 500 |
|
’ ' |
|
Величина F = 58,5 см2 соответствует d = 144 мм, |
а величину |
P t |
(в кгс) |
||
находим по формуле (181) |
|
|
|
|
|
6-58,5 |
[(65 — 1,024-20) (4500 + 700) -0 ,0 2 4 -1 1 0 |
(4500 — 700)] = |
17 275. |
||
p i = |
Так как происходит охлаждение, то величина Pt будет отрицательная. Допускаемое давление определим при коэффициентах запаса прочности
на внутреннее давление, равных 2, а для резьбовых соединений на страгивание— 1,3. Тогда для V секции (в кгс/см2)
280000
—3 — 190000 — 17275 + 0,0235-3800 (16,82- 1,3 — 14,42- 1)
= 249;
0,47.14,42
111
5500
|
|
|
|
(16,82 — 14,42)- |
|
|
|
|||
|
|
р = |
- |
2-16,8 |
|
420. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Следовательно для |
пятой |
секции допускаемое |
внутреннее давление равно |
|||||||
249 кгс/см2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определим |
|
допускаемое |
давление |
для IV |
секции. |
В |
этом случае |
|||
Qo= 27,05 тс; /0 = 500 м; |
(2Стр.доп=235 тс. Тогда в кгс/см2 |
|
|
|||||||
235 000 |
|
|
|
|
|
|
0,0235.3800(16,82.1,3— 14,42.1) |
|||
—— — — 190 000 4-27 050— 17275 + |
||||||||||
|
|
|
|
|
0,47 -14,42 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
171; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
|
|
|
(16,82— 14,42) — |
|
|
|
|
|
|||
р = - |
2-16,82 |
+ |
0,1 (1 ,3 — 1,0).500 = |
385. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Таким образом, для IV секции р= 171 кгс/см2. |
секции. Здесь |
Q0 = 74,15 тс;. |
||||||||
Определим допускаемую величину р для III |
||||||||||
/0= 1500 м; QCTp.flon=210 тс, откуда |
|
|
|
|
|
|||||
Qo = |
74,15 тс.; |
/0 = |
1500 м; |
<3Стр.доп = |
210 тс*» |
откУДа |
||||
210 000 |
190 000 — 74 150+ 17 275 + |
0,235-3800 (16,82- 1 ,3 — 14,42- 1) |
||||||||
— — ------ |
||||||||||
Р = |
|
|
|
|
0,47-14,42 |
|
|
= |
||
|
|
|
|
|
= 458; |
|
|
|
|
|
|
|
(16,8 |
|
|
5500 |
|
|
|
|
|
|
|
• 14,62)----- |
|
|
|
|
|
|||
Р = |
“ |
|
|
|
2 |
0,1 (1 ,3 — 1,0). 1500 = 396. |
||||
2-16,82 |
+ |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, для 111 секции допускаемая величина р равна 396 кгс/см2. Дальнейший расчет по определению допускаемого внутреннего давления для II секции не ведется, поскольку, как видно в табл. И, в этой секции величины Qctp-доп, Q и /0 большем, чем в III секции, что дает большее зна
чение р по сравнению с полученными выше.
Таким образом, сравнивая полученные величины давлений, замечаем, что наименьшая величина равна 171 кгс/см2, она следовательно, и является до пустимым давлением для рассматриваемой обсадной колонны.
В руководстве [68] даны расчетные формулы для двухраз мерной конструкции обсадной колонны. Однако эти формулы настолько громоздки и требуют большого объема вычислитель ных работ, что вряд ли есть смысл производить такие расчеты. Для двухразмерной конструкции колонны нужно производить, такие же расчеты, как и для одноразмерной конструкции колон ны. Только в этом случае в расчетах надо принять усреднен ное значение наружного диаметра. Так, например, если обсад ная колонна составлена из труб диаметром 168 и 146 мм и спу щена на глубину 4000 м соответственно длиной 1700 и 2300 м„ то расчетный наружный диаметр в мм
~ |
168.1700+ 146.2300 |
U — |
= 155. |
|
1700 + 2300 |
112
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОБСАДНЫХ КОЛОНН НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
Впроцессе освоения и эксплуатации скважин в результате воздействия на колонну дополнительных нагрузок от темпера туры и давления часто нарушается их герметичность. Прежде чем устранить негерметичность в колонне, необходимо опреде лить местонахождение дефекта. В настоящее время для про верки герметичности обсадной ко лонны и установления места дефек та используют установку цементно го стакана или пакера-испытателя.
Впервом случае после проверки
герметичности |
колонны |
приходится |
|
|
|||||
разбуривать цементный стакан, за |
|
|
|||||||
тратив на это дополнительные вре |
|
|
|||||||
мя и средства. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Второй способ испытания герме |
|
|
|||||||
тичности |
обсадных |
колонн |
с |
по |
|
|
|||
мощью пакера-испытателя отличает |
|
|
|||||||
ся от первого тем, что |
он |
более |
|
|
|||||
надежен и быстро определяет место |
|
|
|||||||
дефекта. Это дает возможность |
|
|
|||||||
своевременно устранять |
негерметич |
5 |
|
||||||
ность колонны. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Однако в работе пакера-испыта |
6 |
|
|||||||
теля имеется существенный недоста- |
|
||||||||
ток — наличие |
в нем |
резинового |
|
|
|||||
элемента |
цилиндрической |
формы. |
|
|
|||||
Такая резина |
вулканизируется |
на |
|
|
|||||
металлический корпус и имеет на- 7 |
|
||||||||
ружный диаметр больше, чем диа |
|
|
|||||||
метр корпуса. После спуска пакера- |
|
|
|||||||
испытателя на требуемую глубину 9 |
|
||||||||
под создаваемым давлением |
резино- |
ю |
|
||||||
вый уплотнитель, расширяясь, при |
|
|
|||||||
жимается к стенке обсадной колон |
|
|
|||||||
ны и разобщает верхнюю часть с 11 |
|
||||||||
нижней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт показывает, что после ис |
# |
|
|||||||
пытания пакер-испытатель часто |
|
||||||||
заклинивается в колонне вследствие |
|
|
|||||||
большой |
остаточной |
деформации |
|
|
|||||
резиновой рубашки. Имеются мно |
|
|
|||||||
гочисленные случаи, когда при |
Рис 29 |
Ус йство для испы. |
|||||||
подъеме |
пакера-испытателя |
в |
ре- |
||||||
зультате применения больших рас- |
тания |
обсадных колонн на |
|||||||
тягивающих сил резиновая рубашка |
|
герметичность |
ИЗ
рвется, и повторно использовать пакер-испытатель невозможно. Предлагаемое авторами устройство для испытания обсадных колонн на герметичность устраняет указанные выше недостатки
пакера-испытателя.
Устройство (рис. 29) состоит из следующих основных дета лей: корпуса, резиновой манжеты, распора, опорной гайки, пру жины, направляющей втулки и клапана.
Корпус 1 на нижнем конце имеет метрическую резьбу, кото рая соединяется с такой же резьбой на опорной гайке 11. Опор
|
|
|
ная гайка застопоривает |
||||
|
|
|
ся при помощи винта 12. |
||||
|
|
|
Верхний |
конец |
корпуса |
||
|
|
|
имеет резьбу насосно-ком |
||||
|
|
|
прессорной трубы для со |
||||
|
|
|
единения |
устройства |
с |
||
|
|
|
насосно-компрессорной ко |
||||
|
|
|
лонной. |
|
|
|
7 |
|
|
|
Резиновая манжета |
||||
|
|
|
армирована |
плоскими |
|||
|
|
|
пружинами 8 и сидит на |
||||
Рис. 30. Схема работы устрой |
опорном |
кольце |
10. Эти |
||||
плоские |
пружины |
способ |
|||||
ства |
для испытания |
обсадной |
ствуют |
возвращению |
в |
||
|
колонны |
|
|||||
|
|
|
нерабочее положение |
ре |
|||
|
|
|
зиновой |
манжеты |
после |
||
Распор 5, |
входящий в |
резиновую |
снятия давления в системе. |
||||
манжету, |
прикреплен |
к |
направляющей втулке 2 через окно корпуса при помощи рас порного болта 6 и имеет возможность перемещаться по на ружной поверхности корпуса совместно с втулкой.
Клапан 3 установлен внутри втулки при помощи винта 4. Когда над клапаном создается давление, втулка совместно с распором перемещается вниз, манжета распирается и прижима ется к стенке испытуемой колонны. В этот момент пружина 9 сжимается буртом втулки. При снятии давления пружина при нимает первоначальное положение и одновременно поднимает втулку вместе с распором вверх. После этого резиновая ман жета с помощью плоских пружин принимает свою первона чальную форму.
Для создания необходимого уплотнения на выточку втулки и клапана вложены резиновые кольца.
Проверка обсадных колонн на герметичность этим устрой ством протекает следующим образом (рис. 30). Устройство 1 при помощи насосно-компрессорной колонны 2 спускается в ис пытуемую обсадную колонну Зу его можно спускать и на бу рильной колонне. Затем внутри насосно-компрессорной колон ны при помощи насоса 6 создается давление; открывают вен тиль 4, при этом в результате закрытия клапана направляю
114