Файл: Мамедов, А. А. Нарушения обсадных колонн при освоении и эксплуатации скважин и способы их предотвращения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Вес незацементированной части колонны Q = 110,3 тс.

 

 

 

По формуле (180) находим величину

силы натяжения (в кгс)

 

 

QH= 110300 +

13265,85 +

0,31-300.15,12 — 0,0545-3200 X

 

 

X (16,82-1,4 — 15,12.0,9) =

111 650.

 

 

 

Полученная величина

больше

веса свободной части колонны (QH>QK

поэтому силу натяжения берем QH=111,65 тс.

 

 

 

 

Теперь проверим условия прочности для верхнего сечения трубы, распо­

ложенной у устья скважины (IV секция).

 

 

 

 

 

Сначала подсчитаем величину Р

(в кгс) по формуле (183)

 

 

 

Р = 0,47-300-15,12 — 0,0235-3200 (16,82-1,4 — 15,12-0,9) = 15 587,5.

 

 

Из первого условия (184) коэффициент запаса прочности

 

 

 

Зстр.ДОП

 

 

 

190

 

, 66;

 

 

QH— РI +■ Р

111,65— 13,265 +

15,587 L

 

 

 

из

второго условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п =

Фетр,доп

190

 

 

 

 

 

 

1,7;

 

из

третьего условия

 

 

Фн

ТТГ+5 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(D2 — d24) e r

(16,82 — 152) 6500

 

 

 

П==

2pD2

=

2-300-16,82

 

где dk— внутренний диаметр трубы IV7 секции.

 

 

ния

Проверим условие

прочности для верхней трубы III секции из выраже­

(182).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент запаса прочности из первого условия будет

 

 

 

 

 

 

 

Фетр.доп

 

 

 

 

 

 

п=

QH— Qo — Pt + P ’

 

где

Qo— вес IV секции, равный 25,34 тс

(см. табл. 11), тогда

 

 

_______________165______________

 

 

 

111,65

 

 

 

 

1,76.

 

 

 

— 25,34 — 13,265 + 15,587

 

 

 

Из второго условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фетр.доп

 

165

 

 

 

 

 

 

111,65

— 25,34 = 1,91 •

 

 

 

n =

<?„-<?»

 

 

 

 

Из третьего условия

 

 

 

 

 

 

 

 

(р>-4)<тт

 

 

 

(16,82 — 15,22).6500

 

 

2 [Ро — 0,1 (7Н— YbMo] &

 

 

 

 

2 ,2 6 .

 

 

 

[300 — 0,1 (1,4 — 0,9)-700]-16,82

Как видно из полученных результатов, коэффициенты запаса прочности удовлетворительны. Таким образом, для рассматриваемой колонны сила на­ тяжения при обвязке колонны должна быть принята равной 112 тс.

Определение допускаемого внутреннего давления

вобсадной колонне

Вслучае, когда натяжение колонны производили силой, большей или равной весу незацементированной части ее, вели­ чину допускаемого внутреннего давления для одноразмерной

110


конструкции обсадной колонны можно определить, исходя из прочности труб и резьбовых соединений. Тогда из выражений (182) и (183) будем иметь

1 — Qh + Qo + p t + 0,0235/ (D2Yhd2yB)

 

Р <

 

0,47 d2

 

(D *- d p [a]

0,1 (Y„ — VB)/0-

(185)

P <

2D2

+

 

 

 

 

П р и м ер . Определить

допускаемое

внутреннее давление в

обсадной

колонне в случае закачки воды в скважину при условии: глубина скважины L= 4500 м; высота подъема цемента за колонной h= 700 м; удельный вес глинистого раствора за колонной Yh= 1,3 гс/см3; сила натяжения QH=190 тс;

температура на забое /о=ПО°С;

температура на устье при эксплуатации

скважины /2 = 65° С; температура

воды, закачиваемой в скважину, ^=20° С.

Обсадная колонна составлена из пяти секций (табл. 12). Группа прочности труб Е (5500 кгс/см2). Счет секций ведется снизу вверх.

Т а б л и ц а 12

Л» секции

Диаметр

Толщина

Длина

Страгивающая

Вес 1

м

Вес секций,

секции,

стенки,

секций, м

нагрузка, тс

трубы,

кгс

тс

 

мм

мм

 

 

 

 

 

I

168

13

700

255

50,6

35,42

II

168

12

1000

235

47,1

 

47,10

III

168

И

1300

210

43,5

56,50

IV

168

12

1000

235

47,1

47,10

V

168

14

500

280

54,1

27,05

Вес незацементированной части колонны составляет 177,8 тс. Следова­ тельно, Qn>Q , что дает возможность определить величину допускаемого

внутреннего давления по формуле (185). Определим значение F (в см2)

 

Р _ FiA Ч~ Fzh

/Уз Ч" FjU

 

 

 

 

h + h + h + h

 

 

 

_

58,8-1000 4- 54,2-1300 +

58,8-1000 4- 68,5-500

c

 

---------------- !----- -------------!----- !_______ !___ !-------- _ 5g

 

 

1000+ 1300 +

1000 + 500

 

’ '

 

Величина F = 58,5 см2 соответствует d = 144 мм,

а величину

P t

(в кгс)

находим по формуле (181)

 

 

 

 

6-58,5

[(65 — 1,024-20) (4500 + 700) -0 ,0 2 4 -1 1 0

(4500 — 700)] =

17 275.

p i =

Так как происходит охлаждение, то величина Pt будет отрицательная. Допускаемое давление определим при коэффициентах запаса прочности

на внутреннее давление, равных 2, а для резьбовых соединений на страгивание— 1,3. Тогда для V секции (в кгс/см2)

280000

3 — 190000 — 17275 + 0,0235-3800 (16,82- 1,3 — 14,42- 1)

= 249;

0,47.14,42

111


5500

 

 

 

 

(16,82 — 14,42)-

 

 

 

 

 

р =

-

2-16,8

 

420.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно для

пятой

секции допускаемое

внутреннее давление равно

249 кгс/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим

 

допускаемое

давление

для IV

секции.

В

этом случае

Qo= 27,05 тс; /0 = 500 м;

(2Стр.доп=235 тс. Тогда в кгс/см2

 

 

235 000

 

 

 

 

 

 

0,0235.3800(16,82.1,3— 14,42.1)

—— — — 190 000 4-27 050— 17275 +

 

 

 

 

 

0,47 -14,42

 

 

 

 

 

 

 

 

171;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

500

 

 

 

 

 

 

 

(16,82— 14,42) —

 

 

 

 

 

р = -

2-16,82

+

0,1 (1 ,3 — 1,0).500 =

385.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, для IV секции р= 171 кгс/см2.

секции. Здесь

Q0 = 74,15 тс;.

Определим допускаемую величину р для III

/0= 1500 м; QCTp.flon=210 тс, откуда

 

 

 

 

 

Qo =

74,15 тс.;

/0 =

1500 м;

<3Стр.доп =

210 тс*»

откУДа

210 000

190 000 — 74 150+ 17 275 +

0,235-3800 (16,82- 1 ,3 — 14,42- 1)

— — ------

Р =

 

 

 

 

0,47-14,42

 

 

=

 

 

 

 

 

= 458;

 

 

 

 

 

 

(16,8

 

 

5500

 

 

 

 

 

 

 

• 14,62)-----

 

 

 

 

 

Р =

 

 

 

2

0,1 (1 ,3 — 1,0). 1500 = 396.

2-16,82

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, для 111 секции допускаемая величина р равна 396 кгс/см2. Дальнейший расчет по определению допускаемого внутреннего давления для II секции не ведется, поскольку, как видно в табл. И, в этой секции величины Qctp-доп, Q и /0 большем, чем в III секции, что дает большее зна­

чение р по сравнению с полученными выше.

Таким образом, сравнивая полученные величины давлений, замечаем, что наименьшая величина равна 171 кгс/см2, она следовательно, и является до­ пустимым давлением для рассматриваемой обсадной колонны.

В руководстве [68] даны расчетные формулы для двухраз­ мерной конструкции обсадной колонны. Однако эти формулы настолько громоздки и требуют большого объема вычислитель­ ных работ, что вряд ли есть смысл производить такие расчеты. Для двухразмерной конструкции колонны нужно производить, такие же расчеты, как и для одноразмерной конструкции колон­ ны. Только в этом случае в расчетах надо принять усреднен­ ное значение наружного диаметра. Так, например, если обсад­ ная колонна составлена из труб диаметром 168 и 146 мм и спу­ щена на глубину 4000 м соответственно длиной 1700 и 2300 м„ то расчетный наружный диаметр в мм

~

168.1700+ 146.2300

U

= 155.

 

1700 + 2300

112


УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОБСАДНЫХ КОЛОНН НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

Впроцессе освоения и эксплуатации скважин в результате воздействия на колонну дополнительных нагрузок от темпера­ туры и давления часто нарушается их герметичность. Прежде чем устранить негерметичность в колонне, необходимо опреде­ лить местонахождение дефекта. В настоящее время для про­ верки герметичности обсадной ко­ лонны и установления места дефек­ та используют установку цементно­ го стакана или пакера-испытателя.

Впервом случае после проверки

герметичности

колонны

приходится

 

 

разбуривать цементный стакан, за­

 

 

тратив на это дополнительные вре­

 

 

мя и средства.

 

 

 

 

 

 

 

Второй способ испытания герме­

 

 

тичности

обсадных

колонн

с

по­

 

 

мощью пакера-испытателя отличает­

 

 

ся от первого тем, что

он

более

 

 

надежен и быстро определяет место

 

 

дефекта. Это дает возможность

 

 

своевременно устранять

негерметич­

5

 

ность колонны.

 

 

 

 

 

 

 

Однако в работе пакера-испыта­

6

 

теля имеется существенный недоста-

 

ток — наличие

в нем

резинового

 

 

элемента

цилиндрической

формы.

 

 

Такая резина

вулканизируется

на

 

 

металлический корпус и имеет на- 7

 

ружный диаметр больше, чем диа­

 

 

метр корпуса. После спуска пакера-

 

 

испытателя на требуемую глубину 9

 

под создаваемым давлением

резино-

ю

 

вый уплотнитель, расширяясь, при­

 

 

жимается к стенке обсадной колон­

 

 

ны и разобщает верхнюю часть с 11

 

нижней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт показывает, что после ис­

#

 

пытания пакер-испытатель часто

 

заклинивается в колонне вследствие

 

 

большой

остаточной

деформации

 

 

резиновой рубашки. Имеются мно­

 

 

гочисленные случаи, когда при

Рис 29

Ус йство для испы.

подъеме

пакера-испытателя

в

ре-

зультате применения больших рас-

тания

обсадных колонн на

тягивающих сил резиновая рубашка

 

герметичность

ИЗ


рвется, и повторно использовать пакер-испытатель невозможно. Предлагаемое авторами устройство для испытания обсадных колонн на герметичность устраняет указанные выше недостатки

пакера-испытателя.

Устройство (рис. 29) состоит из следующих основных дета­ лей: корпуса, резиновой манжеты, распора, опорной гайки, пру­ жины, направляющей втулки и клапана.

Корпус 1 на нижнем конце имеет метрическую резьбу, кото­ рая соединяется с такой же резьбой на опорной гайке 11. Опор­

 

 

 

ная гайка застопоривает­

 

 

 

ся при помощи винта 12.

 

 

 

Верхний

конец

корпуса

 

 

 

имеет резьбу насосно-ком­

 

 

 

прессорной трубы для со­

 

 

 

единения

устройства

с

 

 

 

насосно-компрессорной ко­

 

 

 

лонной.

 

 

 

7

 

 

 

Резиновая манжета

 

 

 

армирована

плоскими

 

 

 

пружинами 8 и сидит на

Рис. 30. Схема работы устрой­

опорном

кольце

10. Эти

плоские

пружины

способ­

ства

для испытания

обсадной

ствуют

возвращению

в

 

колонны

 

 

 

 

нерабочее положение

ре­

 

 

 

зиновой

манжеты

после

Распор 5,

входящий в

резиновую

снятия давления в системе.

манжету,

прикреплен

к

направляющей втулке 2 через окно корпуса при помощи рас­ порного болта 6 и имеет возможность перемещаться по на­ ружной поверхности корпуса совместно с втулкой.

Клапан 3 установлен внутри втулки при помощи винта 4. Когда над клапаном создается давление, втулка совместно с распором перемещается вниз, манжета распирается и прижима­ ется к стенке испытуемой колонны. В этот момент пружина 9 сжимается буртом втулки. При снятии давления пружина при­ нимает первоначальное положение и одновременно поднимает втулку вместе с распором вверх. После этого резиновая ман­ жета с помощью плоских пружин принимает свою первона­ чальную форму.

Для создания необходимого уплотнения на выточку втулки и клапана вложены резиновые кольца.

Проверка обсадных колонн на герметичность этим устрой­ ством протекает следующим образом (рис. 30). Устройство 1 при помощи насосно-компрессорной колонны 2 спускается в ис­ пытуемую обсадную колонну Зу его можно спускать и на бу­ рильной колонне. Затем внутри насосно-компрессорной колон­ ны при помощи насоса 6 создается давление; открывают вен­ тиль 4, при этом в результате закрытия клапана направляю­

114