Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
В первом случае транспортная установка оборудуется землесосом или струйным насосом, в нагнетательный патрубок которого вклю чается рабочий трубопровод, а во втором — загрузочным устрой ством общего назначения или герметическим питателем, обеспе чивающим дозировку (шлюзование) породы в трубопровод, в кото
рый под напором вводится вода. |
|
|
||||
|
По своему н а з н а ч е н и ю |
и п р о т я ж е н н о с т и транс |
||||
портных коммуникаций |
установки могут |
выполняться: |
||||
в |
— передвижными |
или стационарными |
с |
радиусом действия |
||
пределах нескольких |
сотен |
метров; |
|
или стационарными |
||
с |
— передвижными |
(плавучие |
земснаряды) |
|||
радиусом действия |
до |
7—10 |
км; |
|
|
|
|
|
|
|
б |
1 |
|
|
|
|
|
? |
|
3
| = 4 - - 1- ' |— г - I-
Рпс. 18. Схемы самотечных гидротранспортпых установок:
а — с желобами; б — с трубопроводом; I — подача породы; 2 — подача воды; з — движение
гидросмеси
— стационарными с магистральным трубопроводом длиной более 12—15 км (или нескольких сотен) километров.
В зависимости от протяженности транспортных коммуникаций для работы установок требуется напор примерно от 5 до 700 м вод. ст. Таким образом, по величине напора гидротранспортпые установки можно разделить на:
пнзконапорные— (3—7) •Ю5 Ы/м2, или 30—70 м;
со средними напорами — (7—25) •105 I-I/мз, или 70—250 м;
высоконапорные— (25—70) •105 Н/мЗ, или 250—700 м.
В технологических процессах геологоразведочного и горного производства применяют установки:
— для перемещения пород и полезных ископаемых в пределах технологического цикла (гидропородопроводы, рудопроводы, угле проводы, закладочные трубопроводы);
для перемещения шламов и хвостов (шламопроводы, хвостопроводы);
<— для перемещения вспомогательных материалов (бетонопроводы, шлакопроводы и др.).
Установки, выполненные в виде сочетания устройств для приема гидросмеси и транспортирования, в т. ч. с несколькими перекач-
72
ними станциями, часто называют т р а н с п о р т н ы м и с и с т е м а м и .
О с н о в н ы е п а р а м е т р ы п о т о к о в г и д р о с м е с е й характеризуют с одной стороны их физико-механические свойства, а с другой — условия установившегося движения в системе гидравли ческого транспорта. Как уже было показано, при рассмотрении видов гидросмесей и их физико-механических свойств к основным
параметрам |
следует отнести: |
|
к о н ц е н т р а ц и ю |
(объемную или весовую) или удельный |
|
вес гидросмеси, обозначаемые соответственно s и s4 или у, Н /м 3; |
||
п с е в д о в я з к о с т ь |
(для диспергированных или тонко- |
|
дисперсных |
гидросмесей), |
обозначаемую ц Н -с/м 2; |
Рис. 19. Схемы гпдротранспортных установок с использованием искусственного напора:
а — с насосами; б — с герметичным загрузочным устройством; 1 — поступление породы; 2 — подача воды; з — движение гидросмеси; 4 — землесос; 5 — струйный насос; 6 — загру
зочное устройство
с т а т и ч е с к о е и д и н а м и ч е с к о е н а п р я
ж е н и е с д в и г а |
(для диспергированных или тонкодисперсных |
||
гидросмесей) |
х 0 и т, |
Н /м 2. |
|
В свою очередь условия установившегося движения горизонталь |
|||
ных потоков |
гидросмесей |
в системе гидравлического транспорта |
|
характеризуют следующие |
параметры: |
||
критическая скорость потока мкр, м/с, т. е. такая минимальная |
(средняя в поперечном сечении потока) скорость, при которой еще происходит перемещение твёрдых частиц без отложения неподвиж ного слоя на нижней стенке (понятие не распространяется на гидро смеси, обладающие реологическими свойствами);
г и д р а в л и ч е с к и й |
у к л о н или у д е л ь н ы е п о т е р и |
напора i, м вод. ст./м (% ), |
определяемые как отношение напора |
или перепада давления между двумя поперечными сечениями потока
на единицу длины транспортной линии |
(например, трубопровода) |
|||
и обусловленные гидравлическими сопротивлениями |
движению; |
|||
р а б о ч а я |
с к о р о с т ь |
п о т о к а |
и, м/с, определяемая |
|
как скорость и ^ |
икр; для потоков гидросмесей, обладающих рео |
|||
логическими свойствами (т. е. |
не подверженных расслоению на две |
|||
фазы), рабочая скорость устанавливается |
по технико-экономическим |
|||
расчетам (как наиболее экономичная скорость в |
рассматриваемых |
|||
конкретных условиях). |
|
|
|
73
Условия установившегося движения |
в е р т и к а л ь н ы х |
п о |
|
т о к о в г и д р о с м е с е й в системе гидравлической |
подъемно- |
||
транспортной установки характеризуют следующие параметры: |
|||
к р и т и ч е с к а я с к о р о с т ь |
п о т о к а wKp, |
м/с, |
— это |
такая минимальная (средняя) в поперечном сечении потока скорость, при которой еще происходит перемещение твердых частиц полным сечением, без торможения и обратного (вниз) движения частиц вблизи стеиок трубы (понятие ие распространяется иа гидросмеси,
обладающие реологическими |
свойствами); |
у д е л ь н ы е п о т е р и |
н а п о р а i1, м вод. ст. /м , опреде |
ляемые как отношение напора или перепада давления между двумя поперечными сечениями потока на единицу длины транспортного трубопровода; г1 == г'ст + г, где /,ст = 1-у, кН /м2, определяется как часть удельных потерь, обусловленная весом столба гидросмеси, a i — как часть удельных потерь, обусловленная наличием гидравли
ческих сопротивлений движению; |
определяемая |
||
р а б о ч а я |
с к о р о с т ь |
п о т о к а и, м/с, |
|
как скорость и |
икр, т. е. аналогично горизонтальным потокам. |
||
Следует указать, что в отдельных практических |
руководствах |
применительно к тонкодисперсным гидросмесям используется поня тие о критической скорости н,)р как о такой, при которой и выше которой удельные гидравлические потери напора, выраженные высотой столба гидросмеси, равны таковым при движении несущей жидкости (воды).
В отдельных случаях на практике осуществляется транспорти рование при наличии на пижней стенке неподвижного слоя частиц. Для этих условий значения критической и рабочей скорости совпа дают.
§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ СХЕМЫ II РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИДРОСМЕСЕЙ
По результатам выполненных экспериментальных исследований (микроскопии, киносъемки и изучения структуры потока с приме нением различных датчиков) установлены физические схемы движе ния различных видов гидросмесей как в напорных, так и в самотеч ных транспортных системах.
Для с т р у к т у р н ы х г и д р о с м е с е й (всегда сильно насыщенных частицами) характерно движение, подобное перемеще нию с деформациями пластичного твердого тела. Вследствие малых размеров частиц, большого количества их в потоке и соприкоснове ния друг с другом через структурные связи они передают давление вместе с жидкостью, заключенной внутри пространственной струк туры твердой фазы. Вследствие этого поток не расслаивается даже при малых скоростях.
Данный вид гидросмесей, к которым относятся смеси с дисперги рованными глинистыми породами, мелом, углями и рудами, обла дает вязкопластичиыми свойствами. В отличие от истинно вязких однородных жидкостей (см. гл. II) они оказывают начальное сопро
74
тивление сдвигу. При длительном состоянии покоя подвержены коагуляции твердых частиц, что обусловливает перестройку струк турной решетки из частиц и расслоение гидросмеси. При больших скоростях движения структурные связи нарушаются. Поэтому в отличие от других видов гидросмесей структурные смеси можно
перемещать как в струк турном (см. рис. 7, что для однородной жидкости соответствует, по рис. 2, ламинарному движению), так и турбулентном или переходном к турбулент ному режимах.
На рис. 20 приведены
экспериментальные |
дан |
ные для типичной |
струк- |
б |
|
у,мм
60
40
20
2 4 7 4 и, м/с
Рис. 20. Кривые i (и) п и (у) для структурных гидросмесей:
а — г (и) — для горной породы (мела) крупностью > 0,085 мы около 5%; 1 — вода,_£—4 —
соответственно у = 12,5 (1,25), 13,7 (1,37) и 14,7 кН/м3 (1,47 Т/м3); D = 200 мм; б — и (у) —
типичные профили распределения скоростей глинистой смеси для структурного и турбулент
ного режимов (соответственно Re* = 1000 н 4480; р = |
0,0065Н-с/м3 и т = |
18 Н/мг) |
турной гидросмеси. Из графиков следует, |
что в отличие от воды, |
|
которая при малых скоростях движется |
по трубе в |
ламинар |
ном режиме (пологий участок кривой 1 на рис. 20, а), а при повы шенных скоростях (числа R > ReKP) — в турбулентном режиме, гидросмесь перемещается в структурном, переходном и турбулент
ном режимах (см. рис. 20, а, кривые 3 и 4). При этом при и = |
0 |
для структурного режима на оси абсцисс отсекается величина i = |
гд, |
т. е. для приведения гидросмеси в движение требуется затратить усилие для преодоления начального сопротивления сдвигу.
Для потоков в различных режимах характерны равномерное распределение твердых частиц по вертикали и наличие (см. рис. 20, б) профилей распределения скоростей, типичных для структурного (с постоянными скоростями в ядре потока) и турбулентного режимов (аналогично однородной жидкости).
Для т о н к о д и с п е р с н ы х г и д р о с м е с е й турбулент ный режим движения является основным. В отличие от движения однородной жидкости (воды) поток гидросмеси подвержен опре деленному воздействию инерционного поля сил твердых частиц. Однако вследствие малости их размера и участия в пульсационном движении жидкости поток может быть представлен условно в виде фиктивной однородной системы, физические характеристики которой (плотность и вязкость) равны средним по объему характеристикам гидросмеси, т. е. в этом случае
Р = «Р5 + (1 — s) Ро,
где ps и р0 — соответственно плотность частиц и воды, а напряжение турбулентного трения в потоке может быть выражено аналогично потоку однородной жидкости.
б
Рис. 21. Кривые i (и), и (у) п s (у) для тонкодпсггерсшлх гидросмесей (трубы D =
= 105 мы):
а — i (и) для медной руды, ys = 39 кН/м3, dcp = 0,05 мм; 1 и*2 — vl= 14 и 15 кН/м3; 0 —
и н s (у) для той же медной руды; 1 и г — для средних скоростей и = 2,64 п 1,25 м/с при сред ней s = 0,164
Для условий движения такой фиктивной однородной системы
впервом приближении можно считать, что напряжения турбулент ного трения в потоке, как и в однородной жидкости, пропорцио нальны гидродинамическому давлению р (или суммарному сопро тивлению потока). Физически этим выражается перенос количества движения из слоя в слой некоторых конечных масс с заключенными
вних твердыми частицами.
Турбулентный перенос в тонкодисперсных смесях в отличие от однородной жидкости происходит с дополнительными затратами энергии, которые примерно пропорциональны разнице между плот ностью гидросмеси и чистой воды.
На рис. 21 приведены экспериментальные данные для типичной тонкодисперсной гидросмеси. Из графиков следует, что в отличие от движения воды (кривая 5), для которой характерны ламинарные (при малых скоростях) и турбулентные режимы, гидросмесь пере мещается устойчивым потоком только при повышенных скоростях. При этом существует такая минимальная критическая скорость
76
икр, |
которой соответствуют и наименьшиепотери напора. При |
и < |
икР из гидросмеси начинают выпадать наиболее крупные частицы |
сотложением на нижней части стенки. Движение смеси происходит практически при равномерном по вертикали потока распределении концентрации и с профилями скоростей на графике, совпадающими
спрофилями скоростей для воды (рис. 21, б).
Кривые i (и) для гидросмеси при повышенных скоростях (больше
икр) имеют |
вид, аналогичный кривой |
для |
однородной |
жидкости |
||
повышенной |
плотности. Характерно |
также |
(как |
это |
отмечалось |
|
в гл. II), что при концентрациях s < |
sKp |
кривые i |
(и) для структур |
ных гидросмесей имеют вид, подобный тонкодисперсным (см. рис. 20). П р и д в и ж е н и и г р у б о д и с п е р с н ы х ч а с т и ц последние вносят в поток существенные структурные изменения. Твердые частицы вследствие значительной инерции дробят вихре вые массы, но вместе с тем в гораздо большей степени являются источником интенсивного возбуждения вихревой структуры потока
при своем относительном движении по вертикали его.
Основной формой движения частиц в таких потоках является скачкообразное движений, не связанное с турбулентными пульса циями. При соприкосновении с нижней стенкой продольная составля ющая скорости твердых частиц несколько теряется и затем вос станавливается в толще потока при подъеме частиц, на что затра чивается определенная часть энергии потока. Физически это про является в виде «торможения» потока, определяющего в нем новую форму напряжения трения вблизи стенки. В этом случае образуется подвижная шероховатость из частиц в нижней части потока. Влия ние частиц на движение несущей жидкости тем меньше, чем мельче частицы, так как в этом случае площади их соприкосновения со стенкой ограничены, а пребывание в толще потока значительное по сравнению с крупными. Потерянная каждой частицей энергия мала, и ее общая величина определяется лишь множеством ударов частиц. В таком потоке определенная часть энергии затрачивается на поддержание поступательного движения гидросмеси заданной концентрации. При этом частицы перемещаются по сложным траекто риям при наличии тормозящего действия слоев жидкости, стенок потока и соударений частиц.
На рис. 22 приведены экспериментальные данные для типичной грубодисперсной гидросмеси. Из графиков следует, что для гидро смеси данного вида характерно существеное отличие кривых i (и) для воды и смеси. Критическая скорость повышается при увели чении концентрации (или удельного веса у) гидросмеси. Гидравли ческие сопротивления гидросмеси и воды отличаются между собой значительно больше чем на сомножитель у (что характерно для тонкодисперсных гидросмесей). Область с экстремальным значе нием i, близким к нкр, по мере повышения концентрации сдвигается в зону повышенных скоростей.
Существенное различие кривых i (и) для воды и гидросмеси ха рактеризуют кривые s* (у) и и (у), свидетельствующие о неравномерном
77