Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первом случае транспортная установка оборудуется землесосом или струйным насосом, в нагнетательный патрубок которого вклю­ чается рабочий трубопровод, а во втором — загрузочным устрой­ ством общего назначения или герметическим питателем, обеспе­ чивающим дозировку (шлюзование) породы в трубопровод, в кото­

рый под напором вводится вода.

 

 

 

По своему н а з н а ч е н и ю

и п р о т я ж е н н о с т и транс­

портных коммуникаций

установки могут

выполняться:

в

— передвижными

или стационарными

с

радиусом действия

пределах нескольких

сотен

метров;

 

или стационарными

с

— передвижными

(плавучие

земснаряды)

радиусом действия

до

7—10

км;

 

 

 

 

 

 

б

1

 

 

 

 

 

?

 

3

| = 4 - - 1- ' |— г - I-

Рпс. 18. Схемы самотечных гидротранспортпых установок:

а — с желобами; б — с трубопроводом; I — подача породы; 2 — подача воды; з — движение

гидросмеси

— стационарными с магистральным трубопроводом длиной более 12—15 км (или нескольких сотен) километров.

В зависимости от протяженности транспортных коммуникаций для работы установок требуется напор примерно от 5 до 700 м вод. ст. Таким образом, по величине напора гидротранспортпые установки можно разделить на:

пнзконапорные— (3—7) •Ю5 Ы/м2, или 30—70 м;

со средними напорами — (7—25) •105 I-I/мз, или 70—250 м;

высоконапорные— (25—70) •105 Н/мЗ, или 250—700 м.

В технологических процессах геологоразведочного и горного производства применяют установки:

— для перемещения пород и полезных ископаемых в пределах технологического цикла (гидропородопроводы, рудопроводы, угле­ проводы, закладочные трубопроводы);

для перемещения шламов и хвостов (шламопроводы, хвостопроводы);

<— для перемещения вспомогательных материалов (бетонопроводы, шлакопроводы и др.).

Установки, выполненные в виде сочетания устройств для приема гидросмеси и транспортирования, в т. ч. с несколькими перекач-

72


ними станциями, часто называют т р а н с п о р т н ы м и с и с т е ­ м а м и .

О с н о в н ы е п а р а м е т р ы п о т о к о в г и д р о с м е с е й характеризуют с одной стороны их физико-механические свойства, а с другой — условия установившегося движения в системе гидравли­ ческого транспорта. Как уже было показано, при рассмотрении видов гидросмесей и их физико-механических свойств к основным

параметрам

следует отнести:

к о н ц е н т р а ц и ю

(объемную или весовую) или удельный

вес гидросмеси, обозначаемые соответственно s и s4 или у, Н /м 3;

п с е в д о в я з к о с т ь

(для диспергированных или тонко-

дисперсных

гидросмесей),

обозначаемую ц Н -с/м 2;

Рис. 19. Схемы гпдротранспортных установок с использованием искусственного напора:

а — с насосами; б — с герметичным загрузочным устройством; 1 — поступление породы; 2 — подача воды; з — движение гидросмеси; 4 — землесос; 5 — струйный насос; 6 — загру­

зочное устройство

с т а т и ч е с к о е и д и н а м и ч е с к о е н а п р я ­

ж е н и е с д в и г а

(для диспергированных или тонкодисперсных

гидросмесей)

х 0 и т,

Н /м 2.

В свою очередь условия установившегося движения горизонталь­

ных потоков

гидросмесей

в системе гидравлического транспорта

характеризуют следующие

параметры:

критическая скорость потока мкр, м/с, т. е. такая минимальная

(средняя в поперечном сечении потока) скорость, при которой еще происходит перемещение твёрдых частиц без отложения неподвиж­ ного слоя на нижней стенке (понятие не распространяется на гидро­ смеси, обладающие реологическими свойствами);

г и д р а в л и ч е с к и й

у к л о н или у д е л ь н ы е п о т е р и

напора i, м вод. ст./м (% ),

определяемые как отношение напора

или перепада давления между двумя поперечными сечениями потока

на единицу длины транспортной линии

(например, трубопровода)

и обусловленные гидравлическими сопротивлениями

движению;

р а б о ч а я

с к о р о с т ь

п о т о к а

и, м/с, определяемая

как скорость и ^

икр; для потоков гидросмесей, обладающих рео­

логическими свойствами (т. е.

не подверженных расслоению на две

фазы), рабочая скорость устанавливается

по технико-экономическим

расчетам (как наиболее экономичная скорость в

рассматриваемых

конкретных условиях).

 

 

 

73


Условия установившегося движения

в е р т и к а л ь н ы х

п о ­

т о к о в г и д р о с м е с е й в системе гидравлической

подъемно-

транспортной установки характеризуют следующие параметры:

к р и т и ч е с к а я с к о р о с т ь

п о т о к а wKp,

м/с,

— это

такая минимальная (средняя) в поперечном сечении потока скорость, при которой еще происходит перемещение твердых частиц полным сечением, без торможения и обратного (вниз) движения частиц вблизи стеиок трубы (понятие ие распространяется иа гидросмеси,

обладающие реологическими

свойствами);

у д е л ь н ы е п о т е р и

н а п о р а i1, м вод. ст. /м , опреде­

ляемые как отношение напора или перепада давления между двумя поперечными сечениями потока на единицу длины транспортного трубопровода; г1 == г'ст + г, где /,ст = 1-у, кН /м2, определяется как часть удельных потерь, обусловленная весом столба гидросмеси, a i — как часть удельных потерь, обусловленная наличием гидравли­

ческих сопротивлений движению;

определяемая

р а б о ч а я

с к о р о с т ь

п о т о к а и, м/с,

как скорость и

икр, т. е. аналогично горизонтальным потокам.

Следует указать, что в отдельных практических

руководствах

применительно к тонкодисперсным гидросмесям используется поня­ тие о критической скорости н,)р как о такой, при которой и выше которой удельные гидравлические потери напора, выраженные высотой столба гидросмеси, равны таковым при движении несущей жидкости (воды).

В отдельных случаях на практике осуществляется транспорти­ рование при наличии на пижней стенке неподвижного слоя частиц. Для этих условий значения критической и рабочей скорости совпа­ дают.

§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ СХЕМЫ II РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИДРОСМЕСЕЙ

По результатам выполненных экспериментальных исследований (микроскопии, киносъемки и изучения структуры потока с приме­ нением различных датчиков) установлены физические схемы движе­ ния различных видов гидросмесей как в напорных, так и в самотеч­ ных транспортных системах.

Для с т р у к т у р н ы х г и д р о с м е с е й (всегда сильно насыщенных частицами) характерно движение, подобное перемеще­ нию с деформациями пластичного твердого тела. Вследствие малых размеров частиц, большого количества их в потоке и соприкоснове­ ния друг с другом через структурные связи они передают давление вместе с жидкостью, заключенной внутри пространственной струк­ туры твердой фазы. Вследствие этого поток не расслаивается даже при малых скоростях.

Данный вид гидросмесей, к которым относятся смеси с дисперги­ рованными глинистыми породами, мелом, углями и рудами, обла­ дает вязкопластичиыми свойствами. В отличие от истинно вязких однородных жидкостей (см. гл. II) они оказывают начальное сопро­

74


тивление сдвигу. При длительном состоянии покоя подвержены коагуляции твердых частиц, что обусловливает перестройку струк­ турной решетки из частиц и расслоение гидросмеси. При больших скоростях движения структурные связи нарушаются. Поэтому в отличие от других видов гидросмесей структурные смеси можно

перемещать как в струк­ турном (см. рис. 7, что для однородной жидкости соответствует, по рис. 2, ламинарному движению), так и турбулентном или переходном к турбулент­ ному режимах.

На рис. 20 приведены

экспериментальные

дан­

ные для типичной

струк-

б

 

у,мм

60

40

20

2 4 7 4 и, м/с

Рис. 20. Кривые i (и) п и (у) для структурных гидросмесей:

а — г (и) — для горной породы (мела) крупностью > 0,085 мы около 5%; 1 — вода,_£—4

соответственно у = 12,5 (1,25), 13,7 (1,37) и 14,7 кН/м3 (1,47 Т/м3); D = 200 мм; б — и (у)

типичные профили распределения скоростей глинистой смеси для структурного и турбулент­

ного режимов (соответственно Re* = 1000 н 4480; р =

0,0065Н-с/м3 и т =

18 Н/мг)

турной гидросмеси. Из графиков следует,

что в отличие от воды,

которая при малых скоростях движется

по трубе в

ламинар­

ном режиме (пологий участок кривой 1 на рис. 20, а), а при повы­ шенных скоростях (числа R > ReKP) — в турбулентном режиме, гидросмесь перемещается в структурном, переходном и турбулент­

ном режимах (см. рис. 20, а, кривые 3 и 4). При этом при и =

0

для структурного режима на оси абсцисс отсекается величина i =

гд,

т. е. для приведения гидросмеси в движение требуется затратить усилие для преодоления начального сопротивления сдвигу.

Для потоков в различных режимах характерны равномерное распределение твердых частиц по вертикали и наличие (см. рис. 20, б) профилей распределения скоростей, типичных для структурного (с постоянными скоростями в ядре потока) и турбулентного режимов (аналогично однородной жидкости).


Для т о н к о д и с п е р с н ы х г и д р о с м е с е й турбулент­ ный режим движения является основным. В отличие от движения однородной жидкости (воды) поток гидросмеси подвержен опре­ деленному воздействию инерционного поля сил твердых частиц. Однако вследствие малости их размера и участия в пульсационном движении жидкости поток может быть представлен условно в виде фиктивной однородной системы, физические характеристики которой (плотность и вязкость) равны средним по объему характеристикам гидросмеси, т. е. в этом случае

Р = «Р5 + (1 — s) Ро,

где ps и р0 — соответственно плотность частиц и воды, а напряжение турбулентного трения в потоке может быть выражено аналогично потоку однородной жидкости.

б

Рис. 21. Кривые i (и), и (у) п s (у) для тонкодпсггерсшлх гидросмесей (трубы D =

= 105 мы):

а i (и) для медной руды, ys = 39 кН/м3, dcp = 0,05 мм; 1 и*2 — vl= 14 и 15 кН/м3; 0 —

и н s (у) для той же медной руды; 1 и г — для средних скоростей и = 2,64 п 1,25 м/с при сред­ ней s = 0,164

Для условий движения такой фиктивной однородной системы

впервом приближении можно считать, что напряжения турбулент­ ного трения в потоке, как и в однородной жидкости, пропорцио­ нальны гидродинамическому давлению р (или суммарному сопро­ тивлению потока). Физически этим выражается перенос количества движения из слоя в слой некоторых конечных масс с заключенными

вних твердыми частицами.

Турбулентный перенос в тонкодисперсных смесях в отличие от однородной жидкости происходит с дополнительными затратами энергии, которые примерно пропорциональны разнице между плот­ ностью гидросмеси и чистой воды.

На рис. 21 приведены экспериментальные данные для типичной тонкодисперсной гидросмеси. Из графиков следует, что в отличие от движения воды (кривая 5), для которой характерны ламинарные (при малых скоростях) и турбулентные режимы, гидросмесь пере­ мещается устойчивым потоком только при повышенных скоростях. При этом существует такая минимальная критическая скорость

76

икр,

которой соответствуют и наименьшиепотери напора. При

и <

икР из гидросмеси начинают выпадать наиболее крупные частицы

сотложением на нижней части стенки. Движение смеси происходит практически при равномерном по вертикали потока распределении концентрации и с профилями скоростей на графике, совпадающими

спрофилями скоростей для воды (рис. 21, б).

Кривые i (и) для гидросмеси при повышенных скоростях (больше

икр) имеют

вид, аналогичный кривой

для

однородной

жидкости

повышенной

плотности. Характерно

также

(как

это

отмечалось

в гл. II), что при концентрациях s <

sKp

кривые i

(и) для структур­

ных гидросмесей имеют вид, подобный тонкодисперсным (см. рис. 20). П р и д в и ж е н и и г р у б о д и с п е р с н ы х ч а с т и ц последние вносят в поток существенные структурные изменения. Твердые частицы вследствие значительной инерции дробят вихре­ вые массы, но вместе с тем в гораздо большей степени являются источником интенсивного возбуждения вихревой структуры потока

при своем относительном движении по вертикали его.

Основной формой движения частиц в таких потоках является скачкообразное движений, не связанное с турбулентными пульса­ циями. При соприкосновении с нижней стенкой продольная составля­ ющая скорости твердых частиц несколько теряется и затем вос­ станавливается в толще потока при подъеме частиц, на что затра­ чивается определенная часть энергии потока. Физически это про­ является в виде «торможения» потока, определяющего в нем новую форму напряжения трения вблизи стенки. В этом случае образуется подвижная шероховатость из частиц в нижней части потока. Влия­ ние частиц на движение несущей жидкости тем меньше, чем мельче частицы, так как в этом случае площади их соприкосновения со стенкой ограничены, а пребывание в толще потока значительное по сравнению с крупными. Потерянная каждой частицей энергия мала, и ее общая величина определяется лишь множеством ударов частиц. В таком потоке определенная часть энергии затрачивается на поддержание поступательного движения гидросмеси заданной концентрации. При этом частицы перемещаются по сложным траекто­ риям при наличии тормозящего действия слоев жидкости, стенок потока и соударений частиц.

На рис. 22 приведены экспериментальные данные для типичной грубодисперсной гидросмеси. Из графиков следует, что для гидро­ смеси данного вида характерно существеное отличие кривых i (и) для воды и смеси. Критическая скорость повышается при увели­ чении концентрации (или удельного веса у) гидросмеси. Гидравли­ ческие сопротивления гидросмеси и воды отличаются между собой значительно больше чем на сомножитель у (что характерно для тонкодисперсных гидросмесей). Область с экстремальным значе­ нием i, близким к нкр, по мере повышения концентрации сдвигается в зону повышенных скоростей.

Существенное различие кривых i (и) для воды и гидросмеси ха­ рактеризуют кривые s* (у) и и (у), свидетельствующие о неравномерном

77