Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

р — коэффициент

вязкости

жидкого

компонента, определяю­

 

щего

молекулярное трение

(вязкость);

действие

 

g — ускорение поля

тяготения,

характеризующее

 

силы тяжести на поток;

 

 

 

 

D u d — линейные размеры

потока и частиц, определяющие прост­

 

ранственный масштаб гидродинамических процессов;

 

s — концентрация

твердых

частиц,

характеризующая насы­

i =

щение потока;

 

 

 

 

 

 

р — потери напора или перепад давления вдоль потока.

Приведено

десять

размерных переменных, составленных из

трех

первичных размерностей (кгс, м,

с).

Согласно теории

анализа

размерностей из иих можно составить семь безразмерных комплексов,

а именно:

 

расход фаз в потоке;

 

 

u/us — относительный

несущей

жид­

uD/v — гидродинамический режим

движения

кости;

 

 

 

 

 

 

f's р0-----отношение плотностей фаз,

определяет

соотношение

инерционных и объемных сил в потоке;

 

 

u2/gD — соотношение

инерционных

сил и

силы тяжести в

потоке;

 

 

 

 

компонентов;

d/D — отношение пространственных масштабов

s — относительное

насыщение

потока

твердыми

части­

цами;

сил давления

и инерции.

 

 

{/р 0н2 — соотношение

 

 

В отдельных случаях вместо первого

безразмерного параметра

может быть принят безразмерный параметр ul/gD или u\/gd и др. Путем сочетания приведенных выше критериев можно получить более специализированные комплексы, например, известный кри­ терий Архимеда Аг = (gd3/v2) а, характеризующий соотношение так называемых архимедовых сил и сил сопротивления, создаваемых вязкой средой. Возможны и другие комбинации безразмерных величин,

что определяется условиями конкретной задачи.

Из теории размерностей и подобия следует, что среди всех безраз­ мерных характеристик явления всегда можно найти безразмерную величину или систему величин, которой определяются все остальные явления, поэтому запишем для Ей = £/р0ц2

Eu = cp1(Re, Fr0, Fr, s, б, я), (IV.3)

где Re = u,D/v; Fv0 = gD/u2; Fr = gd/uf и 6 = d/D.

Уравнение (IV.3) является базисным уравнением движения гидросмесей и аэросмесей в безразмерных параметрах. При его использовании следует учитывать и кинематические условия для структуры турбулентного потока. Они определяются отношением амплитуд пульсаций числом К* = ои/итзк, а в отношении частот амплитуд (число Струхаля)

St — DILqHiUjlLmax,

6*

83


где L 0 в общем случае любой из масштабов турбулентности; со — частота прохождения перемешивающихся масс.

Числа К* и St зависят от числа Re, причем при больших вели­ чинах Re они принимают постоянные значения. В случае трубо­ проводов с гладкими стенками при ps = 0 соблюдается динамическое подобие потоков, если Re = const. Отсюда следует, что условия кинематического и динамического подобий совпадают. При боль­ ших Re вместо критерия Рейнольдса (для шероховатых труб) опре­ деляющим критерием является относительный размер шерохова­ тости.

Заметим, что для случая потоков с мельчайшими частицами их гравитационное поле в значительно меньшей степени влияет на движение, чем взаимодействие на границе фаз, поэтому в уравне­

нии (IV.3) вместо

числа

Фруда

Fr используется число

Архи­

меда.

 

 

(IV.3)

легко убедиться, что оно

При рассмотрении уравнения

включает критерии

подобия, известные

из гидромеханики.

Как

и для однородной жидкости,

эти критерии несовместимы (см.

гл. I).

Кроме того, при строгом моделировании необходимо, чтобы выпол­ нялось подобие полей концентраций, а при движении с ускорением ust/D — const. Однако использование их для анализа эксперимен­ тальных данных и приближенного технического моделирования дает удовлетворительные результаты. В каждом конкретном случае из гидродинамического процесса надо выделить наиболее характер­ ные явления. Тогда можно получить приближенное подобие для потока с твердыми частицами с соблюдением постояпства соотношешения сил, действующих на них. Существенное значение имеют равенство отношения сил трения частиц о стенки к массовой силе инерции для натуры и модели, выполнение условий us = и и% и др.

В соответствии с этим положением техническое моделирование осуществляется:

для потоков, движение которых ведется с весьма высокими скоростями, по критериям а, 8 и s, критерий Re вследствие автомо­ дельности процесса и критерии Fr0 и Fr вследствие незначитель­ ности влияния гравитационных сил по сравнению с силами инерции могут быть опущены;

для потоков, движение которых осуществляется с повышенными скоростями при малых 5, но при значительном влиянии гравита­ ционных сил, по критериям Fr0, Fr и а;

для потоков, которые характеризуются малыми скоростями и мел­ кими частицами, по критериям Re, Аг и s.

За характерный размер частиц принимают средневзвешенный размер частиц данного класса или максимальный размер (для куско­ вой фракции).

Выделяя главнейшие факторы для процесса переноса твердой

фазы

потоком гидросмеси, уравнение (IV.3) можно упростить.

Так,

для горизонтальных потоков (режимы движения при и О икР)

в случае:

84


тонкодисперсных гидросмесей, когда определяющее влияние на: движение оказывает плотность неоднородной жидкости,

Еи = ф2 (Re, s, a); (IV.4)-

грубодисперсных гидросмесей, когда преимущественное влияние-

на движение оказывают

гравитационные силы

 

Ей =

ср3 (Re, Fr0,

Fr, s, a);

(IV. 5)-

неоднородных дисперсных систем,

когда преимущественное вли­

яние на движение оказывают силы трения о дно,

 

Eu = cp4(Re, /,

s, a),

(IV.6)

где / — обобщенный коэффициент трения частиц о стенку.

Для режима движения в трубах восходящих потоков при сравни­ тельно высоких скоростях движения и малых б для основных видов, гидросмесей уравнение (IV.3) можно переписать так:

Eu = cp5(Re, Fr*, s, а), (IV.7)^

где F r * = gD/(u — и*)2 и u* — скорость стесненного падения. Приведенные уравнения (IV.l), (IV.4) — (IV.7) могут использо­

ваться для приближенного технического моделирования и анализа экспериментальных данных. При этом для условий автомодельности (при высоких скоростях) числа Re могут не учитываться. Геометри­ ческое подобие сводится к подобию границ потока, а также равенству отношения L/D (где L — длина трубопровода или желоба).

§ 4. НЕУСТАНОВИВШЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ В [СИСТЕМАХ ГИДРОТРАНСПОРТА

Любая гидротранспортиая установка (система) при регулиро­ вании параметров (изменении расхода, концентрации и др.), кроме стационарных режимов работы (рис. 26), характеризуется такженеустановившимся движением гидросмеси. В таких случаях, а также при любых выключениях промежуточной насосной станции либоотдельного насоса вдоль трубопровода распространяются волны,, которые могут вызвать опасные повышения или понижения давления.

В транспортных системах геологоразведочных и горных пред­ приятий колебательные процессы могут сопровождаться резкими повышениями давления, называемыми гидравлическими ударами. Максимальное давление при ударах превышает рабочее в 2—2,5 раза, что приводит к разрывам трубопроводов. В то же время, например,, колебательные процессы, вызываемые переключениями затворов (задвижек) заложены в программу нормальной работы любой гидро­ транспортной установки.

Измерения показывают, что насосные гидротранснортные системы (особенно многоступенчатые) в среднем не менее 20% времени рабо­ тают в неустановившемся режиме, сопровождающемся колебаниями:

85-


давления, особенно значительными при срабатывании задвижек, включениях и выключениях агрегатов (см. рис. 26 и 27).

Гидротранспортным системам свойственны следующие особен­ ности протекания неустановившихся процессов:

по сравнению с колебательными явлениями в водоводе характерно увеличение амплитуды давления с увеличением концентрации гидро­ смеси, а также повышение интенсивности затухания двух-трех периодов колебаний, сопровождающих гидравлический удар;

изменение концентрации гидросмеси оказывает малое влияние на величину скорости распространения звука в среде aj (параметра, характеризующего волновые поля);

Рис. 26. Изменение концентрации К(<) и давления у насоса М (f) для гидро­ транспортной установки по измерениям датчиками

при ударах отмечается ступенчатое нарастание давления (влия­ ние инерционности среды);

чаще наблюдаются так называемые прямые гидравлические удары в трубах от потери скорости потоком, движущимся в направлении, ■обратном транспортированию при закрытии задвижек или обратных клапанов (полная потеря скорости за время меньшее, чем фаза удара);

основные меры

предупреждения

опасных колебаний

давления

в трубопроводах

заключаются в

достижении плавного

запуска

иостановки насосов, обеспечении времени закрытия запорной

•арматуры

за время £ )> 2 L /a 1 и применении

предохранительных

устройств

(воздушно-гидравлических колпаков,

клапанов и др.,

рис. 27);

 

 

минимально допустимый интервал времени переключения задви­ жек или выключения двух последовательно соединенных насосов должен быть t^-QL/ai.

Для определения возможного повышения давления в системах гидротранспорта можно и в случае движения гидросмесей пользо­ ваться уравнением (I. 14), которое для данного случая можно пере­

писать так:

 

P = Po + i r ai К — и),

(IY.8)

О

 

••86


где р 0 и и 0 — первоначальные давления и скорость в конце трубьт.

(для воды

103 м/с).

По отдельным измерениям скорость распространения возмущений в трубах диаметрами 100—250 мм в гидросмесях -у = 1,3 кН/м3* примерно на 7—10% меньше, чем в воде.

Из уравнения (IV.8) следует, что увеличение давления в конце трубопровода не зависит от характера изменения скорости течения

во времени, а зависит

только от начального и конечного

значений

скорости. При и — 0

из (IV.8) имеем

 

 

Р —Ро~^~ (У/§) а1ио>

(IV-9)'

т. е. при полном закрытии задвижки или клапана давление увели­

чивается

до

максимума.

 

 

 

В

первом

приближении

 

 

давление

 

повышается

при

 

 

гидравлических

ударах

в

 

 

трубопроводах

гидротран­

 

 

спорта

 

пропорционально

 

 

удельному

весу

гидросмеси.

 

 

За время,

определяемое

ра­

 

 

венством

 

t==L/ciu положи­

 

 

тельная волна достигает вход­

 

 

ного

сечения

трубопровода.

 

 

К концу

t давление у этого

Рис. 27. Изменение давления в начале на­

сечения должно быть на не­

сосной гпдротранспортиой

установки ripir

которую величину Ар = yAh

внезапиом закрытии

задвижки:

больше,

чем

при установив­

1 — при выключенном гасителе ударов; 2 — при-

шемся режиме движения жид­

включенном гасителе ударов

кости.

Для достижения постоянства давления в системе необходнмообеспечить, чтобы в момент прихода положительной волны к началу трубы здесь возникла новая отраженная волна, которая обусловли­

вает уменьшение давления на величину

Ар и имеет отрицательный

знак. Эта волна с той же

скоростью

ах будет распространяться

в обратном направлении и

на своем

пути уменьшать давление.

У выходного конца трубопровода отрицательная волна отражается от регулирующего механизма и, переменив знак, распространяется в сторону начала трубы и т. д.

Если Т — продолжительность времени одной фазы, то перваяфаза имеет место в период времени 0 — Т, вторая Т — 2Т и т. д. При этом возможны два случая

Т „< Т жТ$> Т ,

где Ts — продолжительность времени полного закрытия затвора. Если Ts <; Г, то затвор закроется в первой фазе и при этом в конце трубы при t — Т будет наблюдаться наибольшее возможное-