Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
более изнашиваемую часть внутренней поверхности труб, оказывает большое влияние на удельный износ. Эпюра износа внутренней поверхности трубопровода, работающего в режиме с заилением, имеет два максимума, расположенных в боковых точках трубы (при отсутствии заиления имеется один максимум в нижней точке).
Неравномерность износа наиболее полно можно характеризо вать отношением максимального значения износа к среднему износу по периметру. По этому показателю режим с заилением для мелко зернистых пород наиболее эффективен. Примерная, наиболее целе сообразная величина степени заиления труб — h/D «=> 0,15—0,2.
Заметим, что поддерживать в процессе эксплуатации гидро транспортной установки строго постоянную степень заиления трубо провода нет необходимости.
Неизбежные колебания режима транспортирования около рас четного даже благоприятны, поскольку вызовут перемеще ние зоны максимального воз действия транспортируемого ма териала на внутреннюю поверх ность трубы и будут способство вать снижению неравномерности износа. Разумеется, режим с частичным заиливанием целе сообразен для транспортирова ния мелкоизмельченных мате
риалов (песка, хвостов обогатительных фабрик и т. д.), по скольку при крупнокусковой горной массе возможна значительная нестабильность режима, расклинивание кусков в трубах (в местах соединения и на поворотах) и др.
Таким образом, и по условиям достижения минимального износа, и по минимуму энергетических затрат режим в области критических скоростей наиболее эффективен. Тщательными измерениями уста новлено, что средний по периметру удельный износ при скоростях транспортирования примерно до и — 2икр практически не зависит от плотности гидросмеси: удельный износ в нижнеи точке поверхности трубы с увеличением плотности уменьшается вследствие более равно мерного износа по периметру. Исходя из этого, желательно в про цессе эксплуатации трубопровода поддерживать как можно большее насыщение гидросмеси.
Опыты и практика свидетельствуют, что износ вертикальных труб в 2—4 раза меньше горизонтальных. При угле наклона труб около 20° наблюдается некоторое увеличение износа. Заметно харак терное повышение значений износа в сторону нисходящих углов наклона (рис. 30) вследствие влияния повышенных скоростей движения частиц, влекомых по нижней стенке. При больших углах наклона частицы полностью переходят во взвешенное со стояние.
93
Такое соотношение взносов вертикального и горизонтального трубопроводов можно объяснить тем, что в вертикальном трубо проводе распределение частиц в поперечном сечении таково, что значительная часть частичек передвигается в удалении от твердой границы потока и не взаимодействует с ней. Кроме того, средняя
длина пути |
частички между |
ударами о стенку увеличивается, |
а количество |
их уменьшается, |
поскольку собственный вес частички |
уже не является фактором, способствующим сближению ее со стенкой.
Г и д р о а б р а з и в н ы й и з н о с н а с о с о в д л я г и д р о с м е с е й определяется параметрами машины (скоростью вращения рабочего колеса), условиями применения (родом и круп ностью частиц, концентрацией смеси и др.), а также конструктив ными особенностями выполнения агрегатов.
Благоприятно влияние высокой концентрации гидросмеси на износ, поскольку относительный срок службы деталей увеличивается с повышением s. В свою очередь с повышением крупности частиц породы удельный износ деталей насосов увеличивается. Установлено, что характер износа деталей насосов также зависит от вида породы. При транспортировании мелкозернистых материалов более интен сивному износу подвергаются выходные элементы лопастей, а при сравнительно крупных (гравийных) — наблюдается интенсивный износ лопастей со стороны входных кромок. Наиболее интенсивный износ улиток как на мелких, так и на крупных материалах происхо дит в расчетном сечении, где скорость частиц наибольшая.
Абразивный износ предопределяет повышение затрат энергии на транспортирование. Так, при работе на крупной породе около 75°о эксплуатационного периода насос работает при незаметном снижении к. п. д., а в течение остального времени — при существен ном изменении характеристики Q (II). Это предопределяет снижение эксплуатационных показателей, которые при предельном износе характеризуются уменьшением к. п. д. насоса на 20—25%.
Одной из причин малого срока службы деталей насосов для гидросмесей является отсутствие равностойкости к износу отдель ных их элементов. Задние диски рабочих колес в значительно боль шей степени подвергаются износу, чем передние, а срок службы лопаток не соответствует сроку службы-заднего диска. С целью дости жения равностойкости к износу переднего и заднего дисков колеса насоса последний рационально изготовлять толще по сравнению с передним диском. В свою очередь, толщину заднего диска необхо димо назначать соответственно ресурсу работы лопастей.
Для снижения износа улитки форма канала ее не должна допус кать образования большой циркуляции потока гидросмеси. В рабочих колесах (для гравия) следует предусматривать запас длины лопаток на износ со стороны входного диаметра, особенно у заднего диска
колеса. Этому условию удовлетворяют |
косые кромки |
лопастей |
||
со стороны |
входа |
колеса. Профилирование лопастей с углом вы |
||
хода р = |
30—35° |
позволяет применить |
развитые косые |
кромки |
лопастей, которые создают существенный запас длины их на износ. В связи с изложенным при выборе оптимального режима транс портирования следует предусматривать скорости транспортирова ния, близкие к критическим; для достижения более равномерного износа труб необходимо поддерживать максимальное насыщение смеси; для мелкоизмельчепных материалов возможны режимы со
скоростью, несколько меньше критической.
Деградация частиц горных пород в потоках
Следствием воздействия гидросмесей иа твердые границы потока является деградация частиц в процессе движения, весьма значи тельная для отдельных видов смесей и условий движения (в гори зонтальных трубах при повышенном количестве поворотов, в про точных каналах насосов и др., особенно при перемещении кусковых и хрупких горных пород).
Механизм деградации крупных классов можно представить как процесс истирания. Изменение размеров каждой частицы можно выразить как уменьшение объема или веса частицы G; поскольку эта величина пропорциональна характерному размеру частицы {например, кубу диаметра шаро- и кубоподобного тела), то процесс деградации можно рассматривать как процесс уменьшения этого характерного размера при заданных условиях транспортирования за определенное время.
Естественно предположить, что изменение размера dd за время dt зависит от квадрата скорости движения частицы (поскольку при истирании реализуется часть кинетической энергии движущейся частицы, пропорциональной и1), условий трения и физико-меха-
иической |
характеристики частиц (вида горной породы, твердости |
ее и др.). |
При этом условия трения определяются весом частицы |
(и значит характерным поперечным размером ее), коэффициентом
трения, а также шероховатостью поверхности |
частицы и состоянием |
||
стенок трубы. |
|
|
|
В свою очередь, многообразие условий истирания можно харак |
|||
теризовать |
коэффициентом |
д е г р а д а ц и и |
и л и и з м е л ь |
ч е н и я . |
Этот коэффициент |
можно представить в виде величины |
изменения характерного размера частицы за единицу времени. Удобно пользоваться его обратным значением, т. е. величиной, характери зующей время изменения характерного размера частиц на единицу длины. Таким образом, коэффициент измельчения — величина раз мерная.
Величина d8/dt, как это очевидно, не остается постоянной с изме нением длины транспортирования. Можно предположить, что с уве личением длины I производная d8/dt будет уменьшаться (вследствие окатывания). Если обозначить коэффициент трения скольжения или качения частицы через /, а коэффициент измельчения через |3, можно составить дифференциальное уравнение процесса вида
d6/df = -M*6/P/Z; (IV.TJ)
95
поскольку udt = |
dl, то |
уравнение (IV.11) можно переписать так: |
|||
|
|
d6/8 = |
—ufpdl/l. |
(IV. 12) |
|
Интегрирование (IV.12) |
при граничных условиях и — 0 (или I = |
||||
= Z0 = 1), б = бп |
дает |
|
б = |
6Jl“W, |
(IV. 13) |
|
|
|
|||
где б 0 — размер |
частицы |
до |
измельчения. |
между круп |
|
Уравнением (IV. 13) |
устанавливается зависимость |
ностью частицы после перемещения ее на определенное расстояние от скорости перемещения, коэффициентов трения и деградации. Это уравнение не учитывает влияния концентрации частиц (которое не должно быть существенным), наличия более твердых включений
идействия других факторов. В уравнении (IV.13), как это логично предполояшть, величина коэффициента деградации р зависит от петрографической характеристики материала, коэффициента формы
идругих особенностей процесса.
При перемещении хрупких пород, например, угля, разнородного по гранулометрическому составу, включая грубодисперсные и тонко дисперсные частицы, механизм деградации усложняется. Однако основным фактором, определяющим процесс измельчения в трубах, является процесс истирания. Измельчение частиц грубодисперсной фракции (менее 2 мм) ничтожно, а измельчения частиц тонкодисперс ной фракции (менее 200 мк) практически исключается. Наличие этих фракций в гидросмеси несколько смягчает процесс истирания крупных классов угля. Более существенное значение для измель чения угля имеет наличие породных включений в гидросмеси. При характерной для транспортирования классификации частиц в потоке по гидравлической крупности куски породы могут разрушать при столкновении частицы угля и способствовать их истиранию.
Первостепенное значение имеет |
накопление |
опытных |
данных |
в рассматриваемой области, особенно |
для углей |
(наиболее |
хрупких |
и слабых материалов, перемещаемых в системах гидротранспорта). Значительные по масштабам эксперименты в этой области проведены в ИГД им. А. А. Скочинского, результаты которых приведены ниже.
П р и т р а н с п о р т и р о в а н и и |
р я д о в ы х |
у г л е й |
с п о р о д о й в трубопроводах рудничных установок, |
протяжен |
|
ность которых достигает примерно 1 2 км, |
процесс деградации сопро |
вождается размоканием отдельных компонентов породы и переходом глинистых частиц в тонкие классы. Происходит изменение качествен ной характеристики угля, которое определяется в основном выходом тонких классов (менее 60—40 мк). Поэтому важно располагать экспресс-методом для оценки деградации угля или других материалов по этому фактору. В основу такого метода положено использование кольцевых стендов с трубами промышленного диаметра.
Анализ экспериментов показал, что выход класса менее 0,063 мм в трубопроводах различной протяженности (в т. ч. на десятки кило метров) при перемещении рядовых и кусковых углей при опытах
9G
на горизонтальном трубопроводе и кольцевом стенде практически совпадает. В то же время средневзвешенный размер частиц изме няется в разных установках существенно по-разному. Это объясняется тем, что выход тонких классов происходит в результате истирания наиболее крупных частиц; данный процесс в общих чертах одинаков как в горизонтальном, так и в кольцевом трубопроводах, поскольку вызывается трением кусков о твердые границы потока. В то же время кольцевая и горизонтальная трубы характеризуются различ ными профилями распределения концентрации, скоростей и крупности частиц по вертикали потока вследствие разного механизма переноса частиц потоками, в результате чего и следует ожидать значительной разницы в деградации мелких и мельчайших классов, о чем и сви детельствует опыт при оценке процесса по средневзвешенному размеру частиц.
Влияние скорости движения гидросмеси и качества монтажа труб
При гладких трубах с увеличением скорости гидросмеси выход мелких классов возрастает в значительно меньшей степени, чем у труб со стыками. С увеличением скорости гидросмеси влияние стыков па измельчение угля уменьшается, поскольку при высоких скоростях частицы угля интенсивнее взвешиваются. Выход круп ного угля с увеличением скорости при наличии кромки высотой в 2 мм уменьшается. Следовательно, для уменьшения деградации
угля не следует |
завышать рабочую скорость гидросмеси и нужно |
добиваться тщательного монтажа труб. |
|
В л и я н и е |
д и а м е т р а т р у б на измельчение показано |
в табл. 7, из которой следует некоторое уменьшение величины дегра дации (для рядового угля) в трубах большего диаметра при огра ниченных расстояниях.
|
|
Влияние Диаметра тр уб |
|
|
Т а б л и ца |
7 |
|||
|
|
на деградацию угля |
|
|
|||||
|
|
|
D—0,2 м |
|
|
D = 0,3 м |
|
|
|
L, |
|
Выход по классам, |
% |
|
Выход по классам, |
% |
|
||
км |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13-80 |
1—13 |
0—1 |
0—0,063 |
13—80 |
1-13 |
0 -1 |
0-0,063 |
|
0 |
19,1 |
60,0 |
20,9 |
3,9 |
19,1 |
60,0 |
20,9 |
3,9 |
|
5 |
13,7 |
55,3 |
31,0 |
9,7 |
13,4 |
57,2 |
29,4 |
5,7 |
|
10 |
12,3 |
52,3 |
35,4 |
12,6 |
12,8 |
48,8 |
38,4 |
— |
|
25 |
11,1 |
48,2 |
40.7 |
20,7 |
8,9 |
48,9 |
42,2 |
19,3 |
|
В л и я н и е р а з м о к а е м |
о й п о р о д ы |
установлено |
на |
рядовом необогащенном угле. Оказалось, что размокаемая порода
не интенсифицирует процесс измельчения угля, |
а сама переходит |
в тонкие классы, увеличивая выход этих классов |
и зольность. |
7 Заказ 545 |
97 |