Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

увеличение давления по формуле (IV.9). Если TS^>T, то отрица­ тельная волна достигает не полностью закрытого затвора. При этом наибольшее давление в конце трубопровода меньше значения по приведенной формуле, поскольку отрицательная волна уменьшает давление (непрямой удар).

По формуле (IV.9) можно вести расчет неустановившегося дви­ жения и для случая выключения насоса.

§ 5. ГИДРОАБРАЗИВНЫЙ ИЗНОС И ДЕГРАДАЦИЯ ПОРОД

Движение гидросмесей в трубах, желобах и каналах насосов ■(гидроэлеваторов, загрузочных устройств и т. п.) сопровождается воздействием частиц на твердые границы потока, а также кавита­ ционными и коррозионными явлениями. Это воздействие в гидро­ транспортных системах проявляется в виде гидроабразивного износа трубопроводов, насосов и изменения свойств рабочих поверхностей оборудования. Процессами, происходящими в пристеночных обла­ стях, как уже отмечалось, характеризуется структура потока лю­ бого вида гидросмеси.

Для выяснения механизма воздействия в последние годы уда­ лось провести экспериментальные исследования с целью установле­ ния основных характеристик воздействия гидросмесей на твердые границы потока: усилий, энергии, времени единичного воздействия, интенсивности воздействия и т. п.

Оказалось, что основным фактором воздействия гидросмесей на поверхности границ потока является косой удар частичек с очень коротким временем касания (ничтожные доли секунды) и значи­ тельными развивающимися в момент удара (нормальным и танген­ циальным) усилиями, способными создать на поверхности воздей­ ствия концентрацию напряжений, достаточную для пластической деформации материала твердых границ.

Нормальное к поверхности воздействия усилие превосходит вес частичек в тысячи раз. Собственного веса частички крупностью, например, от 0,5 до 15—20 мм оказывается недостаточно для вне­ дрения ее в изнашиваемую поверхность. Поэтому в случае воло­ чения частички но нижней стенке значительная нормальная соста­ вляющая усилия может возникать только в результате макронеров­ ностей поверхности.

Если трубы выполнены из материала, обладающего пластичными ■свойствами, а частички имеют поверхность с режущими гранями достаточной прочности, то вследствие определенной их ориентации в момент удара происходит отделение микростружки путем среза­ ния. При иной ориентации частички и вообще в случае отсутствия режущих граней отделение металла происходит в виде наклепавшегося на поверхность твердой частички (за счет ее шероховатости) некоторого объема металла. Поверхность частички как бы «засали­ вается». Отделение микрообъемов металла повышенной твердости происходит в результате хрупкого разрушения его в месте удара.

.88



тонкостенных вставок из Ст. 10 и меди путем взвешивания их на

•аналитических весах (т. е. определялся также средний по периметру износ) с тем, чтобы иметь возможность сравнить спектры импульсов

•с соответствующими им величинами абсолютного износа.

По результатам измерений получают сначала интегральные, а затем и дифференциальные спектры импульсов для различных режимов движения гидросмесей и точек по окружности горизонталь­ ных и поднимающихся труб. Интегральный спектр представляет собой график, на котором изображено количество импульсов в зави­

симости от их величины. С по­

 

мощью таких графиков уста­

 

новлено, что наибольшее коли­

 

чество

ударов

приходится

па

 

слабые удары. С увеличением

 

силы

количество их быстро

 

уменьшается, причем с измене­

 

нием режима транспортирования

 

меняется суммарное количество

 

ударов

и их

распределение по

 

энергиям.

определенным

об­

 

Спектры

 

разом отражают процесс гид­

 

роабразивного

износа.

При

Ряс. 29. Кривые Е (у) для нижней точки

сравнении спектров импульсов

трубы D = 50 м.м (стеклянные шарнкп):

с абсолютными

значениями

из­

J—4 — соответственно для и = 1,8; 2,25; 3,0

носа тонкостенных вкладышей

н 4 м/с

установлено,

что в первом при­

 

ближении износ медной вставки пропорционален суммарному количеству импульсов и их средней амплитуде. Для Ст. 10 износ пропорционален средней амплитуде в степени 0,6.

Обработка кривых распределения ударов стеклянных шариков показала, что при скорости транспортирования, близкой к крити­ ческой, зависимость п (иЛт) с известным приближением подчиняется

нормальному закону распределения с дисперсией а2 =

0,01. Анали­

тически кривая определяется уравнением

 

/г= 2140е"г^ /0'02.

(IV.10)

Соотношение (IV. 10) выполняется для характерного в практике сравнительно небольшого по абсолютным значениям диапазона скоростей.

Критерием оценки суммарного воздействия принимается вели­ чина кинетической энергии нормальных составляющих скоростей частиц, соприкасающихся с единицей площади внутренней поверх­ ности трубы (рис. 29). Эта энергия определяется суммой

Е — ”1“ ^2^2 “1 •••-|-^иР'к)

90


где 7ij , п2, . . . , nk — количество ударов с кинетической

энергией

нормальной составляющей скорости,

соответственно е и е 2,

, ек.

Зависимости суммарной энергии

воздействия от концентрации

гидросмеси, скорости транспортирования и угла наклона потока могут быть получены для различных конкретных условий.

Для выяснения суммарного воздействия частиц (износа), экви­ валентного определенному спектру, проведены базовые экспери­ менты с дробленой породой класса 1—4 мм. Для этих опытов одно­ временно со снятием дифференциального спектра импульсов изме­ рялся и абсолютный износ тонкостенных вкладышей при помощи взвешивания их до и после эксперимента (вкладыши изготовлялись из Ст. 10 и меди). Суммарный результат воздействия частиц суще­ ственно определяется видом изнашиваемой поверхности. Например, при пропуске 40 т частиц породы при скоростях 5 и 2,5 м/с отноше­

ние средних по периметру износов

соответственно составляло:

для меди 1,100 г/0,750 г == 1,47 и для

стали 0,723 г/0,602 г — 1,2.

После сравнения спектров импульсов с абсолютными износами вставок оказалось, что для меди износ пропорционален средне­ взвешенному количеству импульсов, а для Ст. 10 единичный объем износа оказался (как отмечалось) пропорциональным амплитуде

импульса в степени

0,5

 

 

 

 

 

" l - l ? ’ 5 " Г " 2 -- 1 г ’ 6 + • • ■ +

 

Д е т = ^'ст

j о , 5 _1- |0,5

'

. т о , б

> М М /К Г С ,

 

- 11

I •12 "Г

- 1с

 

где n t, п2,

количество импульсов с амплитудой соот­

ветственно А ь А 2,

•••, Ai

(кст— опытный коэффициент).

При рассмотрении результатов измерений (см. рис. 29) оказалось, что интенсивность воздействия частиц на твердые стенки потока существенно зависит от параметров транспортирования: скорость гидросмеси различно влияет на процесс при изменении плотности гидросмеси; минимальный износ наблюдается в диапазоне крити­ ческой скорости; износ неравномерен по периметру стенки, с уве­ личением скорости и концентрации неравномерность снижается. Сравнение суммарной энергии воздействия с его результатом (изно­ сом) показало, что износ в основном следует зависимостям суммарной энергии воздействия частиц. Однако полной тождественности не наблюдается. В частности, при скорости, равной и ниже критической, энергия воздействия значительно уменьшается, а износ имеет неко­ торую величину, хотя и незначительную. При определении энергии воздействия в зависимости от углов наклона трубопровода обнару­ жилась почти полная тождественность с закономерностью износа.

Некоторое несоответствие энергии воздействия частиц и износа объясняется тем, что износ не является результатом одного меха­ нического воздействия. Большую роль здесь играет химическое взаимодействие воды и материала стенок труб. Кроме того, суммарная величина кинематической энергии не может служить исчерпы­ вающей характеристикой всего воздействия частиц, которое для

91


различных режимов транспортирования также изменяется. Так, при высоких насыщениях отмечается взаимодействие частиц друг с дру­ гом. Имеет место интенсивное перемешивание и соударение частиц гидросмеси.

Хотя механизм воздействия взвеси в проточных каналах насосов имеет общие с трубами элементы, движение твердых частиц под действием дополнительной центробежной силы усложняет характер этого воздействия. Например, относительная скорость частиц уве­ личивается по мере продвижения их к наружному диаметру колеса. ■Этим можно объяснить более интенсивный износ выходных элементов лопастей при работе на мелкозернистых груптах, контакт которых с лопатками осуществляется по всей их рабочей поверхности. На­ личие гидроабразивпого износа существенпо влияет на рабочие характеристики оборудования (см. гл. VIII).

В практических целях в каждом случае абсолютное значение износа определяют взвешиванием вставок (отрезков труб) до и после проведения опытов на аналитических весах I класса. Точность взвешивания вставок составляет шесть знаков, а ошибка измерения износа не превышает 5%. При измерении удельного износа вставок -опыты повторяются по нескольку раз (до десяти); для каждого режима транспортирования вычисляют среднее значение износа. Для получения падежных данных коэффициент вариации не должен превышать 10—12% для медных вставок и 15—18% для стальных.

Поскольку с изменением угла атаки абразивных частиц относи­ тельная износостойкость различных материалов меняется (вплоть

.до инверсии износостойкости), то и соотношение значений износа, например, для меди и стали для различных скоростей непостоянно. Следовательно, выявление влияния параметров транспортирова­ ния на износ труб необходимо вести с применением вставок из тех же материалов, из которых изготовлены трубы.

В настоящее время экспериментальное изучение гидроабразив­ ного износа труб проводится, как правило, на вставках из материалов относительно мягких (медь, свинец алюминий и др.), а затем зна­ чения износа пересчитываются па износ стальных труб с помощью

постоянного коэффициента. Этот переходной коэффициент от

меди

к стали меняется при изменении режима транспортирования

в до­

вольно широких пределах.

При перемещении пород важно учитывать, что их абразивная способность прежде всего определяется шероховатостью поверх­ ности частичек, т. е. их микрогеометрией. Именно различием шеро­ ховатости поверхностей и объясняется обычно различная абразивная

•способность, например, песка.

В связи с рассмотрением зависимости показателя абсолютного

износа от скорости

А (и) важно учитывать влияние слоя заиления

в трубах на износ.

Экспериментально установлено, что для мелко­

зернистых и мелкогравийных пород удельный износ (отнесенный к единице веса породы) в 2—3 раза ниже, чем при скоростях зна­ чительно выше критических. Слой заиления, закрывающий наи­

3 2