Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л ав а VI. У Н И В Е Р С А Л Ь Н Ы Е К О Н Т Е Й Н Е Р Ы

1. Назначение и сфера применения

Универсальные контейнеры, именуемые за рубе­ жом контейнерами общего назначения, перевозятся на подвиж­ ном составе всех основных видов магистрального, промышленно­ го и внутрилортового транспорта. В международной практике по стандартизации (ИСО) их подразделяют на межконтиненталь­ ные (крупнотоннажные контейнеры серии 1) и внутриконтинентальные (ереднетоннажные серий 2 и 3).

Из универсальных контейнеров малотоннажные (рис. 26) и среднетоннажные (рис. 27, 28) предназначены для перевозки, мелких отправок штучных грузов, а крупнотоннажные (рис. 29) массой брутто Ю т и выше — для вагонных отправок этих грузов.

Область применения контейнеров зависит от имеющихся на них приспособлений для перегрузки. Малотоннажные контей­ неры на колесиках могут загружаться и разгружаться на всех складах с высокими рампами, контейнеры с пазами в нижней ра­ ме — на складах, оборудованных вилочными погрузчиками соот­ ветствующей грузоподъемности, а снабженные рымами или уг­ ловыми фитингами — кранами соответствующей грузоподъемно­ сти или автопогрузчиками с консольной стрелой надлежащей. грузоподъемности.

Универсальные контейнеры широкого обращения оборудуют­ ся приспособлениями, обеспечивающими возможность их пере­ грузки кранами с ручными и автоматическими захва­

тами, а также

вилочными

погрузчиками.

Универсаль­

ные

контейнеры

ограничен­

ного

обращения

могут быть

оборудованы устройствами для перегрузки указанными машинами либо одними из них.

Все типоразмеры уни* версальных контейнеров широкого обращения пере­ возятся на открытом под­ вижном составе железнодо­ рожного и автомобильного транспорта.

83

i'P iic. 27. Среднетоннажный контейнер

Рис. 28. Среднетониажный контейнер

.массой брутто 2,5 (3) т

массой брутто 5 т

Малотоннажные контейнеры на колесиках, которые относят­ ся к контейнерам ограниченного обращения, перевозятся в кры­ тых вагонах.

2.Типы, основные параметры

иразмеры

В Советском Союзе универсальные контейнеры подразделяются на два типа: у н и ф и ц и р о в а н н ы е и н е у н и- ■ ф и ц и р о в а н н ы е . Унифицированные по параметрам, разме­ рам и конструкции контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в прямом и смешанном сообщениях, а также для международных перевозок.

«6


Унифицированные контейнеры типоразмеров УУК-30, УУК-20' и УУК-10 (крупнотоннажные) приняты в качестве основных для создаваемой в рамках СЭВ контейнерной транспортной системы. Среди них УУК-20 рассчитан на широкое применение как во внутреннем, так и в международном сообщении. Из крупнотон­ нажных зарубежных контейнеров в СССР не применяются кон­ тейнеры массой брутто 25 т (типоразмер 1В ИСО). В то же вре­ мя советские железнодорожные платформы, в том числе и спе­ циализированные пригодны для перевозки этих контейнеров в- транзитном .сообщении через территорию СССР.

Среднетоннажные унифицированные контейнеры массой брут­ то 5 и 2,5 (3) т используются ,во внутреннем, преимущественно в- сухопутном сообщении и частично в смешанном железнодорож­ но-водном сообщении. Из этих контейнеров типоразмеры УУК-5У и УУК-5 имеют одинаковую массу брутто 5 т. При этом контейнеры УУК-5У одинаковы по размерам с контейнерами массой брутто 2,5(3) т. Индекс «у» показывает, что контейнеры выполнены с усиленной конструкцией.

Универсальные неунифицированные контейнеры состоят из двух типоразмеров: массой брутто 1,25 т (АУК-1,25) т и 0,625 т (АУК-0,625). Они предназначены для прямых перевозок на авто­ мобильном транспорте (отсюда индекс АУК).

Внешние (габаритные) и внутренние размеры универ­ сальных контейнеров согласно ГОСТ 18477-—73 приведены в табл. 7.

Унифицированные универсальные контейнеры всех типораз­ меров считаются вездеходными потому, что применяются на всех основных видах транспорта. Неунифицированные отнесены к контейнерам ограниченного обращения.

Выбор типоразмеров советских универсальных контейнеров: произведен: крупнотоннажных — с учетом доставки грузов пре-

Таблнца 7.

Внешние (габаритные) п внутренние

 

 

 

размеры контейнеров

 

 

 

 

 

 

 

Размеры,

мм

 

 

Контейнеры

 

Наружные

 

 

Минимальные внутренние

 

Длина

Шприца

Высота

Длина

Ширина

Высота

УУК-30

12192%0

2438%

2438%

11998

2299

2197

УУК-20

6058%

2438%

2438%

5867

2299

2197

УУК-10

2991%

2438%

2438%

2802

2299

2197

УУК-5

2650+7

2100±5

2400

+5

2510

1950

2090

УУК-5У

2100±5

1325±3

2400

± 5

1980

1225

2090

УУК-2,5(3)

2100±5

1325±3

2400

+5

1980

1225

2090

АУК-1,25

1800±5

1050+3

2000

+ 5

1710

960

1775

АУК-0,625

1150+3

1000±3

1700

+ 5

1070

910

1500

87


имущественно в смешанном, в том числе п в межконтиненталь­ ном сообщении на современных специализированных морских су­ дах и специализированном подвижном составе других видах транспорта, а среднетоннажных — для использования главным образом во внутреннем и частично во внутриконтиненталы-юм со­ общении с перевозкой подвижным составом всех видов маги­ стрального транспорта. Применение специализированного под­ вижного состава предусмотрено в тех случаях, когда это эконо­ мически целесообразно.

Основными параметрами контейнеров наряду ,с массой брут­ то являются: объем, площадь пола и коэффициент'тары. Первые

два параметра зависят от внутренних размеров контейнеров,

а

третий — от конструкции

и применяемых материалов. ГОСТ

18477 — 73

установлены

минимальные внутренние размеры

(табл. 8).

При проектировании контейнеров необходимо

без

ущерба для прочности и жесткости их конструкции и без нару­ шения установленных внешних (габаритных) размеров доби­ ваться возможно большего увеличения внутреннего объема.

Важным показателем контейнеров являются размеры их дверного проема в свету. От величины дверного проема зависит степень универсальности контейнера, возможность нспользова-

Таблпца 8.

Контейнеры

Присоединительные размеры

 

 

контейнеров,

мм

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние

 

Предельные

Расстояние между

Минимальные

раз­

 

отклонения

между

центра­

между разме­

центрами отверстий

меры дверных

про­

ми отверстий

рами диагона­

краев

фитингов

емов контейнеров

фитингов

 

лей*

 

 

в свету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А,

и Л.

 

 

 

 

боко­

торцо­

А.

и А, s N Ла

по боковым по торцо­

 

 

А ,

и А, Ац и А$

 

 

вых

вых

At

и А 3

стенкам

вым стен­

Ширина Высота стенок

стенок

 

кам

ие более

УУК-30

2286

2133

11985

2259

19

10

 

УУК-20

2286

2133

5853

2259

13

10

 

УУК-10

2286

2133

2787

2259

10

10

101iv ji, , г 89° .

УУК-5

1950**)

2060

____

10

5

УУК-5У

1225

2090

____

____

5

5

° - -1 ,5

УУК-2,5(3)

1225

2090

____

____

5

5

 

АУК-1,25

960

1175

____

5

5

 

-АУК-0.625

910

1500

5

5

 

* А и А2, Аз и A t — расстояние между

центром отверстий

диагонально противополож­

ных угловых фитингов боковых стен,

нижней и верхней

рам; А ъ н А„ — то же тор­

цовых стен

 

 

**Ширина дверных проемов контейнеров типоразмеров УУК-5У н УУК-2,5(3), располо­ женных в боковых стенках, должна быть не менее 1980 мм.

88


ния погрузчиков н других машин для его загрузки и разгрузки и удобство выполнения грузовых операции в целом. Согласно ГОСТ 18477—73 минимально допустимые внутренние размеры проемов для каждого из восьми приведенных типоразмеров кон­ тейнеров должны соответствовать данным табл. 8.

ГОСТ 18477—73 установлены привязочные размеры для дру­

гих элементов конструкции контейнеров (см. табл. 8,

рис. 30;,

соблюдение которых, так же как и основных размеров,

обеспечи­

вает возможность использования контейнеров на всех видах транспорта СССР и зарубежных стран (для среднетоннажных и крупнотоннажных) с вытекающими отсюда преимуществами для эксплуатации, строительства и экспорта контейнеров.

Размеры пазов универсальных контейнеров, а также их при­ вязка должны соответствовать для малотоннажных рис. 26, средиетоннажных рис. 27 и 28 и крупнотоннажных контейнеров

рис. 31 и табл. 9.

Важное значение имеет также унификация ширины и высо­ ты дверного проема и внутренних поперечных размеров контей­ неров. Необходимо добиваться, чтобы высота дверного проема равнялась внутренней высоте, а его ширина — внутренней шири­ не контейнера. Вместе с тем ГОСТ 18477—73 допускается уста-

Рис. 30. Схема привязки фитингов на верхней и нижней раме контейнера

89


Рис. 31. Схема размещения пазов в нижней раме крупнотоннажных кон­ тейнеров УУ'К-10 и УУК.-20

Рис. 32. Схема размещения право­ сторонних и левосторонних угловых фитингов на контейнерах:

1 — правый верхний угловой сЬитинг; 2 — левый нижний угловой фитинг: 3 — ле­ вый верхний угловой фитинг; 4 — боко­ вая стенка нижнего фитинга; 5 — ниж­ няя стенка нижнего фитинга; 6 — торцо­

вая стенка нижнего фитинга;

7 — пра­

вый нижний угловой фнтннг; 8

— левый

нижний

угловой

фитинг:

9 —

торцовая

стенка

верхнего

фитинга;

10 — верхняя

стенка верхнего фитинга; 11 — боковая стенка верхнего фитинга

новка у среднетоннажных контейнеров косынок в пре­ делах размеров дверных проемов п их верхней ча­ сти. Величина косынок мо­ жет составлять у контейне­ ров УУК-5 — 250X250 мм, УУК-5У и УУК-2,5 (3) —140х,

Х140 мм. У крупнотоннаж­ ных контейнеров дверной проем в торцовой стенке по возможности должен быть равен внутреннему попереч­ ному сечению контейнера и в то же время составлять не менее 2133 мм по высоте и 2286 мм по ширине, как это указано в табл. 8. Кон­ тейнеры могут иметь торцо­ вую п боковые двери либо только двери одной стенки.

Размещение

верхних

и

нижних

правосторонних

н

левосторонних угловых

фи­

тингов должно

соответство­

вать

рис. 32.

Расстояние

между

центрами

отверстий

угловых фитингов контейне­

ров, а

также

наибольшая

допускаемая разница между центрами диагонально про­ тивоположных фитингов верхней и ннжней рам боко­ вых и торцовых стенок кон­ тейнеров должны соответ­

ствовать данным рис. 32 и табл. 8.

Устройство рымов долж­ но соответствовать рис. 33, а расстояния между их цент­ рами у среднетоннажных контейнеров — рис. 27 и 28.

Крупнотоннажные кон­ тейнеры, кроме фитингов и пазов (последними оборуду­ ются контейнеры УУК-10 и УУК-20, причем УУК-20 могут перегружаться вилоч-

:90