ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Г л ав а VI. У Н И В Е Р С А Л Ь Н Ы Е К О Н Т Е Й Н Е Р Ы
1. Назначение и сфера применения
Универсальные контейнеры, именуемые за рубе жом контейнерами общего назначения, перевозятся на подвиж ном составе всех основных видов магистрального, промышленно го и внутрилортового транспорта. В международной практике по стандартизации (ИСО) их подразделяют на межконтиненталь ные (крупнотоннажные контейнеры серии 1) и внутриконтинентальные (ереднетоннажные серий 2 и 3).
Из универсальных контейнеров малотоннажные (рис. 26) и среднетоннажные (рис. 27, 28) предназначены для перевозки, мелких отправок штучных грузов, а крупнотоннажные (рис. 29) массой брутто Ю т и выше — для вагонных отправок этих грузов.
Область применения контейнеров зависит от имеющихся на них приспособлений для перегрузки. Малотоннажные контей неры на колесиках могут загружаться и разгружаться на всех складах с высокими рампами, контейнеры с пазами в нижней ра ме — на складах, оборудованных вилочными погрузчиками соот ветствующей грузоподъемности, а снабженные рымами или уг ловыми фитингами — кранами соответствующей грузоподъемно сти или автопогрузчиками с консольной стрелой надлежащей. грузоподъемности.
Универсальные контейнеры широкого обращения оборудуют ся приспособлениями, обеспечивающими возможность их пере грузки кранами с ручными и автоматическими захва
тами, а также |
вилочными |
|
погрузчиками. |
Универсаль |
|
ные |
контейнеры |
ограничен |
ного |
обращения |
могут быть |
оборудованы устройствами для перегрузки указанными машинами либо одними из них.
Все типоразмеры уни* версальных контейнеров широкого обращения пере возятся на открытом под вижном составе железнодо рожного и автомобильного транспорта.
83
i'P iic. 27. Среднетоннажный контейнер |
Рис. 28. Среднетониажный контейнер |
.массой брутто 2,5 (3) т |
массой брутто 5 т |
Малотоннажные контейнеры на колесиках, которые относят ся к контейнерам ограниченного обращения, перевозятся в кры тых вагонах.
2.Типы, основные параметры
иразмеры
В Советском Союзе универсальные контейнеры подразделяются на два типа: у н и ф и ц и р о в а н н ы е и н е у н и- ■ ф и ц и р о в а н н ы е . Унифицированные по параметрам, разме рам и конструкции контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в прямом и смешанном сообщениях, а также для международных перевозок.
«6
Унифицированные контейнеры типоразмеров УУК-30, УУК-20' и УУК-10 (крупнотоннажные) приняты в качестве основных для создаваемой в рамках СЭВ контейнерной транспортной системы. Среди них УУК-20 рассчитан на широкое применение как во внутреннем, так и в международном сообщении. Из крупнотон нажных зарубежных контейнеров в СССР не применяются кон тейнеры массой брутто 25 т (типоразмер 1В ИСО). В то же вре мя советские железнодорожные платформы, в том числе и спе циализированные пригодны для перевозки этих контейнеров в- транзитном .сообщении через территорию СССР.
Среднетоннажные унифицированные контейнеры массой брут то 5 и 2,5 (3) т используются ,во внутреннем, преимущественно в- сухопутном сообщении и частично в смешанном железнодорож но-водном сообщении. Из этих контейнеров типоразмеры УУК-5У и УУК-5 имеют одинаковую массу брутто 5 т. При этом контейнеры УУК-5У одинаковы по размерам с контейнерами массой брутто 2,5(3) т. Индекс «у» показывает, что контейнеры выполнены с усиленной конструкцией.
Универсальные неунифицированные контейнеры состоят из двух типоразмеров: массой брутто 1,25 т (АУК-1,25) т и 0,625 т (АУК-0,625). Они предназначены для прямых перевозок на авто мобильном транспорте (отсюда индекс АУК).
Внешние (габаритные) и внутренние размеры универ сальных контейнеров согласно ГОСТ 18477-—73 приведены в табл. 7.
Унифицированные универсальные контейнеры всех типораз меров считаются вездеходными потому, что применяются на всех основных видах транспорта. Неунифицированные отнесены к контейнерам ограниченного обращения.
Выбор типоразмеров советских универсальных контейнеров: произведен: крупнотоннажных — с учетом доставки грузов пре-
Таблнца 7. |
Внешние (габаритные) п внутренние |
|
|
||||
|
размеры контейнеров |
|
|
|
|
||
|
|
|
Размеры, |
мм |
|
|
|
Контейнеры |
|
Наружные |
|
|
Минимальные внутренние |
||
|
Длина |
Шприца |
Высота |
Длина |
Ширина |
Высота |
|
УУК-30 |
12192%0 |
2438% |
2438% |
11998 |
2299 |
2197 |
|
УУК-20 |
6058% |
2438% |
2438% |
5867 |
2299 |
2197 |
|
УУК-10 |
2991% |
2438% |
2438% |
2802 |
2299 |
2197 |
|
УУК-5 |
2650+7 |
2100±5 |
2400 |
+5 |
2510 |
1950 |
2090 |
УУК-5У |
2100±5 |
1325±3 |
2400 |
± 5 |
1980 |
1225 |
2090 |
УУК-2,5(3) |
2100±5 |
1325±3 |
2400 |
+5 |
1980 |
1225 |
2090 |
АУК-1,25 |
1800±5 |
1050+3 |
2000 |
+ 5 |
1710 |
960 |
1775 |
АУК-0,625 |
1150+3 |
1000±3 |
1700 |
+ 5 |
1070 |
910 |
1500 |
87
имущественно в смешанном, в том числе п в межконтиненталь ном сообщении на современных специализированных морских су дах и специализированном подвижном составе других видах транспорта, а среднетоннажных — для использования главным образом во внутреннем и частично во внутриконтиненталы-юм со общении с перевозкой подвижным составом всех видов маги стрального транспорта. Применение специализированного под вижного состава предусмотрено в тех случаях, когда это эконо мически целесообразно.
Основными параметрами контейнеров наряду ,с массой брут то являются: объем, площадь пола и коэффициент'тары. Первые
два параметра зависят от внутренних размеров контейнеров, |
а |
||
третий — от конструкции |
и применяемых материалов. ГОСТ |
||
18477 — 73 |
установлены |
минимальные внутренние размеры |
|
(табл. 8). |
При проектировании контейнеров необходимо |
без |
ущерба для прочности и жесткости их конструкции и без нару шения установленных внешних (габаритных) размеров доби ваться возможно большего увеличения внутреннего объема.
Важным показателем контейнеров являются размеры их дверного проема в свету. От величины дверного проема зависит степень универсальности контейнера, возможность нспользова-
Таблпца 8.
Контейнеры
Присоединительные размеры |
|
|
|||||
контейнеров, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние |
|
Предельные |
Расстояние между |
||
Минимальные |
раз |
|
отклонения |
||||
между |
центра |
между разме |
центрами отверстий |
||||
меры дверных |
про |
ми отверстий |
рами диагона |
краев |
фитингов |
||
емов контейнеров |
фитингов |
|
лей* |
|
|
||
в свету |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А, |
и Л. |
|
|
|
|
боко |
торцо |
А. |
и А, s N Ла |
по боковым по торцо |
|
|
|
А , |
и А, Ац и А$ |
||||
|
|
вых |
вых |
At |
и А 3 |
стенкам |
вым стен |
Ширина Высота стенок |
стенок |
|
кам |
ие более
УУК-30 |
2286 |
2133 |
11985 |
2259 |
19 |
10 |
|
УУК-20 |
2286 |
2133 |
5853 |
2259 |
13 |
10 |
|
УУК-10 |
2286 |
2133 |
2787 |
2259 |
10 |
10 |
101iv ji, 5° , г 89° . |
УУК-5 |
1950**) |
2060 |
— |
____ |
10 |
5 |
|
УУК-5У |
1225 |
2090 |
____ |
____ |
5 |
5 |
° - -1 ,5 |
УУК-2,5(3) |
1225 |
2090 |
____ |
____ |
5 |
5 |
|
АУК-1,25 |
960 |
1175 |
— |
____ |
5 |
5 |
|
-АУК-0.625 |
910 |
1500 |
— |
— |
5 |
5 |
|
* А и А2, Аз и A t — расстояние между |
центром отверстий |
диагонально противополож |
ных угловых фитингов боковых стен, |
нижней и верхней |
рам; А ъ н А„ — то же тор |
цовых стен |
|
|
**Ширина дверных проемов контейнеров типоразмеров УУК-5У н УУК-2,5(3), располо женных в боковых стенках, должна быть не менее 1980 мм.
88
ния погрузчиков н других машин для его загрузки и разгрузки и удобство выполнения грузовых операции в целом. Согласно ГОСТ 18477—73 минимально допустимые внутренние размеры проемов для каждого из восьми приведенных типоразмеров кон тейнеров должны соответствовать данным табл. 8.
ГОСТ 18477—73 установлены привязочные размеры для дру
гих элементов конструкции контейнеров (см. табл. 8, |
рис. 30;, |
соблюдение которых, так же как и основных размеров, |
обеспечи |
вает возможность использования контейнеров на всех видах транспорта СССР и зарубежных стран (для среднетоннажных и крупнотоннажных) с вытекающими отсюда преимуществами для эксплуатации, строительства и экспорта контейнеров.
Размеры пазов универсальных контейнеров, а также их при вязка должны соответствовать для малотоннажных рис. 26, средиетоннажных рис. 27 и 28 и крупнотоннажных контейнеров
рис. 31 и табл. 9.
Важное значение имеет также унификация ширины и высо ты дверного проема и внутренних поперечных размеров контей неров. Необходимо добиваться, чтобы высота дверного проема равнялась внутренней высоте, а его ширина — внутренней шири не контейнера. Вместе с тем ГОСТ 18477—73 допускается уста-
Рис. 30. Схема привязки фитингов на верхней и нижней раме контейнера
89
Рис. 31. Схема размещения пазов в нижней раме крупнотоннажных кон тейнеров УУ'К-10 и УУК.-20
Рис. 32. Схема размещения право сторонних и левосторонних угловых фитингов на контейнерах:
1 — правый верхний угловой сЬитинг; 2 — левый нижний угловой фитинг: 3 — ле вый верхний угловой фитинг; 4 — боко вая стенка нижнего фитинга; 5 — ниж няя стенка нижнего фитинга; 6 — торцо
вая стенка нижнего фитинга; |
7 — пра |
|||
вый нижний угловой фнтннг; 8 |
— левый |
|||
нижний |
угловой |
фитинг: |
9 — |
торцовая |
стенка |
верхнего |
фитинга; |
10 — верхняя |
стенка верхнего фитинга; 11 — боковая стенка верхнего фитинга
новка у среднетоннажных контейнеров косынок в пре делах размеров дверных проемов п их верхней ча сти. Величина косынок мо жет составлять у контейне ров УУК-5 — 250X250 мм, УУК-5У и УУК-2,5 (3) —140х,
Х140 мм. У крупнотоннаж ных контейнеров дверной проем в торцовой стенке по возможности должен быть равен внутреннему попереч ному сечению контейнера и в то же время составлять не менее 2133 мм по высоте и 2286 мм по ширине, как это указано в табл. 8. Кон тейнеры могут иметь торцо вую п боковые двери либо только двери одной стенки.
Размещение |
верхних |
и |
|
нижних |
правосторонних |
н |
|
левосторонних угловых |
фи |
||
тингов должно |
соответство |
||
вать |
рис. 32. |
Расстояние |
|
между |
центрами |
отверстий |
|
угловых фитингов контейне |
|||
ров, а |
также |
наибольшая |
допускаемая разница между центрами диагонально про тивоположных фитингов верхней и ннжней рам боко вых и торцовых стенок кон тейнеров должны соответ
ствовать данным рис. 32 и табл. 8.
Устройство рымов долж но соответствовать рис. 33, а расстояния между их цент рами у среднетоннажных контейнеров — рис. 27 и 28.
Крупнотоннажные кон тейнеры, кроме фитингов и пазов (последними оборуду ются контейнеры УУК-10 и УУК-20, причем УУК-20 могут перегружаться вилоч-
:90