Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава VI Г. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ

1. Классификация

Специализированные контейнеры подразделяют­ ся на групповые и индивидуальные. Г р у п п о в ы м и называются контейнеры, используемые для перевозки группы грузов с одина­ ковыми условиями погрузки, выгрузки и транспортировки. Для

грузов,

требующих

особых условий перевозки, должны приме­

няться

контейнеры

и н д и в и д у а л ь н о г о назначения.

Для каждой труппы грузов применяются групповые специа­ лизированные контейнеры определенного типа, соответствующие условиям и требованиям производства, связанным с характером и свойствами самих грузов, а также технологией их исполь­ зования.

Все индивидуальные грузы (металлургические, химические, строительные и др.) по своему характеру разделяются на штуч­ ные, сыпучие, кусковые, жидкие, пастообразные, монолитные и ватообразные (волокнистые). Основная доля грузооборота рас­ сматриваемых грузов приходится на штучные, сыпучие, кусковые.

По своим свойствам сыпучие материалы в свою очередь де­ лятся на слеживающиеся и исслеживающиеся, на гранулирован­ ные и пылевидные. Часть кусковых и сыпучих материалов в за­ висимости от содержания влаги подразделяется на смерзающие­ ся и песмерзающиеся. Эти свойства материалов в значитель­ ной степени определяют также и эксплуатационно-технические требования к конструкции специализированных контейне­ ров.

Штучные индустриальные грузы являются в основном строи­ тельными материалами, которые в зависимости от формы де­ лятся на прямоугольные и фасонные. Первые лучше поддаются пакетированию. Транспортировка фасонных изделий более на­ дежна при использовании контейнеров. К штучным грузам отно­ сятся также материалы, упакованные в мешковую тару (бумаж­ ные, полиэтиленовые или джутовые мешки).

По с в о й с т в а м г р у з о в групповые

специализированные

контейнеры подразделяются на девять типов:

СК-1— для сыпучих грузов в виде порошков или в зернах,

требующих защиты от атмосферных осадков

(цемент, сода каль­

цинированная, шлифзерно, вольфрамовый

ангидрид, гидрат за­

киси никеля, суперфосфат гранулированный и др.); СК-2 — для сыпучих грузов с повышенной влажностью, при

минусовой температуре смерзающихся или сильнослеживающихся и превращающихся в монолит (рудные концентраты — свин­ цовые, цинковые, медные и другие грузы);

103


СК-3 — для штучных грузов правильной геометрической фор­ мы, требующих защиты от механических повреждений, атмосфер­ ных осадков (магнезитовые огнеупорные изделия и др.);

СК-4 — для наливных низковязких грузов, которым не тре­ буются специальные устройства для подогрева перед наливом .и сливом (промышленные кислоты и т. и.);

СК-5 — для наливных грузов средней вязкости, требующих специальных устройств для облегчения налива и слива (масла осветительные и минеральные, некоторые нефтепродукты и др.); СК-6 — для наливных грузов большой вязкости, наливаемых в горячем состоянии в перевозочные емкости и затвердевающие

даже при температуре 0°С с превращением в монолит (парафин, фенол синтетический, натрий едкий, хлористый кальций и сер­ нистый натрий);

СК-7 — для полужидких грузов (лаки масляные, краски гото­ вые, красители зернистые);

СК-8 — для листового строительного материала (стекло, ши­ фер и др.);

СК-9 — для скоропортящихся грузов.

Специализированные контейнеры для сыпучих грузов' можно классифицировать: по способу выгрузки, конструктивному ис­ полнению и геометрической форме корпуса.

По с п о с о б у в ы г р у з к и : опрокидные, имеющие один люк для загрузки и выгрузки груза (загрузочно-разгрузочный люк может быть расположен по всему периметру .крышки контейнера, в середине крыши — при конической форме верха контейнера, в торце при плоской крыше), с боковой разгрузкой (один или два люка на одной из боковых стен контейнера для разгрузки и за­ грузочный люк в крыше); с нижней разгрузкой (разгрузочный люк в днище контейнера по всему периметру и разгрузочный люк в крыше), а также контейнеры, разгружаемые по принципу ков­ ша-грейфера, с пневморазгрузкой, имеющие устройства для пневматической разгрузки контейнера.

По к о н с т р у к т и в н ы м о с о б е н н о с т я м специализиро­ ванные контейнеры можно разделить на три типа: жесткой кон­ струкции, мягкие и комбинированные. Отечественные специали­ зированные контейнеры жесткой конструкции изготовляются в дерево-металлическом и металлическом исполнении. В качестве металла применяется сталь, а некоторые опытные образцы изго­ товляются из алюминия. Специализированные контейнеры из алюминия или его сплавов и из пластмасс, как показывает зару­ бежный опыт, более экономичны, чем стальные. Они имеют мень­ ший коэффициент тары, не подвергаются коррозии и не требуют окраски. В последние годы проходят испытания контейнеры из прорезиненных тканей. К основным преимуществам мягких эла­ стичных контейнеров относятся компактность, значительно мень­ ший объем в порожнем состоянии, меньший коэффициент тары, чем у контейнеров из алюминия, простота конструкции.

104


По к о н с т р у к т и в н о м у и с п о л н е н и ю контейнеры

де­

лятся на: неразборные, имеющие жесткую конструкцию и

не­

разъемные элементы; разборные, имеющие жесткую конструк­ цию, крупные детали которых можно легко снять, сложить и за­ тем снова из них собрать контейнер для повторного использова­ ния. Разборные контейнеры для сыпучих грузов применяются очень редко. При этом для сохранности груза внутрь контейне­ ра вставляется, как правило, эластичная оболочка. Форма раз­ борных контейнеров — параллелепипед.

Неразборные контейнеры разделяются на: непакетируемые, транспортируемые в порожнем составе без изменения объема; пакетируемые, при транспортировании в порожнем состоянии вставляемые друг в друга без изменения формы корпуса; склад­ ные, при транспортировании в порожнем состоянии изменяющие

форму и уменьшающие объем.

По

г е о м е т р и ч е с к о й ф о р м е к о р п у с а —цилиндри­

ческие,

формы параллелепипеда, смешанной формы (непакети­

руемые и складные); усеченного конуса, усеченной пирамиды, формы грейфера (пакетируемые).

По м а т е р и а л у изготовления специализированные контей­ неры могут быть: стальные — из стали и легких сплавов, дере­ во — металлические, стеклопластнковые (пакетируемые, непаке­ тируемые и складные), резинотканевые, резинотканевые арми­ рованные (складные).

2. Типоразмерный ряд групповых контейнеров

Одним из главных параметров специализиро­ ванных контейнеров является их номинальная масса брутто. Масса брутто специализированных контейнеров увязана с ря­ дами предпочтительных чисел и принимается равной 1,0; 2,0; 2,5; 3,2; 5,0; 10,0; 12,5: 20,0 т. Эти величины массы брутто наи­ лучшим образом увязываются с грузоподъемностью железно­ дорожного подвижного состава, подъемной силой погрузочноразгрузочного оборудования, применяемого на станциях и про­ мышленных предприятиях.

Размеры специализированных контейнеров в плане опре­ деляются в зависимости от линейных размеров платформ и полувагонов и по величине кратны нм. При этом необходимо учитывать также допустимые соотношения между высотой спе­ циализированного контейнера /г, его длиной I и шириной Ь.

Для обеспечения устойчивости специализированных контей­

неров на платформах в продольном и поперечном

направлениях

ЦНИИ МПС рекомендует, чтобы

= 1,2,

=

1,9.

105


Размеры специализированных контейнеров гру.ппового наз­ начения в плане должны быть равны размерам универсальных контейнеров 1 и 3 серии ИСО, что обеспечивает их взаимозаме­ няемость при перевозке на железнодорожных платформах и ав­ томобильным 'Подвижным составом. Для среднетоннажных спе­ циализированных контейнеров группового назначения основные

размеры

в

плане составляют

1050X1325,

2100X1325

п

2100X2650 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крупнотоннажные специализированные контейнеры группово­

го назначения должны

иметь ,в плане

 

следующие

размеры:

2500X2770, 2438X2991, 2438X6058 мм.

подлежащих

перевозке

Учитывая,

что большинство

грузов,

в специализированных

контейнерах,

имеет

удельный

объем

1 м3/т и выше, минимальная масса брутто контейнера

может

быть принята 1 т.

 

для

каждого

типа

специализиро­

Основным показателем

ванного группового контейнера является его

полезный

объем,

увязанный с

объемными

характеристиками

различных

гру­

зов.

существующих

конструкций

специализированных

Анализ

контейнеров для сыпучих, кусковых п штучных грузов позволя­ ет сделать вывод, что удельная масса тары контейнеров, т. е. собственная масса контейнера, приходящаяся па единицу объ­ ема для определенной величины массы брутто, меняется незна­ чительно. Так, при массе брутто специализированных контейне­ ров 5 т удельная масса тары их может быть принята 0,2 т/м3, а для 2,5 т — 0,28 — 0,30 т/м3. При повышении массы брутто кон­ тейнеров до 10—20 т удельная масса тары их сокращается в меньшем масштабе.

Для каждого типа специализированного контейнера опреде­ ляется грузоподъемность, полезный объем и масса тары при намеченных заранее удельных объемах контейнера и затем в зависимости от состава грузооборота определяется средневзве­

шенная их загрузка. Выбор оптимального

значения удельно­

го

объема

специализированного контейнера

производится

по

минимуму себестоимости перевозки

по

железной до­

роге.

 

для перевозки сыпу­

 

Для 1-го типа группового контейнера

чих грузов

(СК-1) наиболее рациональная загрузка и себестои­

мость доставки могут быть получены при удельном объеме кон­ тейнера, равном 1,1 — 1,3 м3/т. Для группового контейнера 2-го типа (СК-2), предназначенного для всевозможных смерзаю­ щихся кусковых грузов, удельный объем, при котором обеспе­

чиваются

минимальные затраты

на перевозку, составляет

0,4 — 0,45

м3; 3-й тип группового

контейнера (СК-3) для пе­

ревозки индустриальных штучных грузов наиболее рационален

при удельном объеме, равном 1,0—1,2

м3/т; 4-й тип группово­

го контейнера (СК-4) для перевозки

различных низковязких

106


жидких материалов наиболее рационален при удельном объеме,

равном 0,8— 1,0 м3/т.

Учитывая, что на большинстве промышленных предприятий, а также железнодорожных станциях грузоподъемность погру­ зочно-разгрузочного оборудования ограничивается в перспективе 30 т, максимальная масса брутто исходного типораз,мерного ря­ да специализированных контейнеров ограничивается также 30 т. Типоразмеры специализированных контейнеров принимаются по массе брутто равными 1,0, 2,0, 2,5, 3,2, 5,0, 10,0, 15,5, 20 и 30 т.

Таблица 11.

Назначение

Тнпоразмернын ряд групповых специализированных контейнеров

 

 

т

ма

ДлинаI

Характеристика

Модель

Масса брутто,

Объем,

 

 

 

кмеры,

ММ

а.

о

и

Э =

m 2

Контейнеры для неНепакетируемые,

СК-1-20

20,0

28,0

6 058

2438

2438

слеживающихся

форма

 

параллеле-

СК-1-20

20,0

16,0

6 058

2438

1219

сыпучих

матерна-

пипеда

 

 

 

СК-1-15

15,5

8,0

2 991

2438

1219

лов,

требующих

 

 

 

 

СК-1-10

10,0

6,0

2 650 2100

1325

защиты от атмос-

 

 

 

 

СК-1-5

5,0

6,0

2100

1325

2400

фериых

осадков

 

 

 

 

СК-1-2,5

2,5

1,6

1 325

1050

1450

Контейнеры

для Пакетируемые, фор-

СК-1-1,25 1,25

1,6

1 325

1050

1450

СК-2-10

10,0

4,0

2 800

1960

1520

слеживающихся,

ма

усеченного

СК-2-5

5,0

2,0

01635*)

 

смерзающихся

и

конуса

 

или

обе-

СК-2-3,2

3,2

1,25

(ТЯ145

1385

тяжелых

хорошо

лиска,

 

однолю-

 

 

 

 

 

 

сыпучих материа-

новые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контейнеры для

 

Непакетируемые,

СК-3-30

30,0

60

12192

2438

2438

индустриальных

форма

 

параллеле-

СК-3-30

30,0

28

12192

2438

1300

штучных грузов

пипеда, закрытые,

СК-3-20

20,0

28

6 055

2438

2438

 

 

 

 

с раскрывающей- СК-3-20

20,0

14

6'055 2438

1300

 

 

 

 

ся крышей, от- СК-3-10

10,0

14

2 990 2438

2438

 

 

 

 

крытые

 

 

СК-3-10

10,0

7

2 990 2438

1300

 

 

 

 

 

 

 

 

СК-3-5

5,0

5

2 100

1325

2400

Контейнер для наНепакетируемые,

СК-3-2,5 2,5

2,3

2100

1325

1400

СК-4-20

20,0

20,0

6 058

2438

2438

ливиых низко-

 

цилиндрической,

СК-4-10

10,0

8,0

2 991

2438

2438

вязких грузов

 

эллиптической,

СК-4-5

5,0

3,8

2100

1325

2400

 

 

 

 

смешанной

фор-

СК-4-2,

2,5

1,8

2100

1325

1400

 

 

 

 

мы, вписанной в СК-4-1, 5 1,25

0,9

1050

1325

1275

 

 

 

 

каркас параллеле-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пипеда

 

 

 

СК-5-30

30

62,0

12192

2438

2438

Контейнер для скоНепакетируемые,

ропортящихся

 

форма

 

параллеле-

СК-5-20

20

24,0

6 058

2438

2438

пищевых продук-

пипеда,

закрытые

СК-5-10

10

9,0

2 991

2438

2438

тов

 

 

 

 

 

 

 

СК-5-5 -

5

8,0

2 650

2100

2400

*)

В числителе—диаметр крышки контейнера, в знаменателе—диаметр дншца.

 

 

107