ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Глава VI Г. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ
1. Классификация
Специализированные контейнеры подразделяют ся на групповые и индивидуальные. Г р у п п о в ы м и называются контейнеры, используемые для перевозки группы грузов с одина ковыми условиями погрузки, выгрузки и транспортировки. Для
грузов, |
требующих |
особых условий перевозки, должны приме |
няться |
контейнеры |
и н д и в и д у а л ь н о г о назначения. |
Для каждой труппы грузов применяются групповые специа лизированные контейнеры определенного типа, соответствующие условиям и требованиям производства, связанным с характером и свойствами самих грузов, а также технологией их исполь зования.
Все индивидуальные грузы (металлургические, химические, строительные и др.) по своему характеру разделяются на штуч ные, сыпучие, кусковые, жидкие, пастообразные, монолитные и ватообразные (волокнистые). Основная доля грузооборота рас сматриваемых грузов приходится на штучные, сыпучие, кусковые.
По своим свойствам сыпучие материалы в свою очередь де лятся на слеживающиеся и исслеживающиеся, на гранулирован ные и пылевидные. Часть кусковых и сыпучих материалов в за висимости от содержания влаги подразделяется на смерзающие ся и песмерзающиеся. Эти свойства материалов в значитель ной степени определяют также и эксплуатационно-технические требования к конструкции специализированных контейне ров.
Штучные индустриальные грузы являются в основном строи тельными материалами, которые в зависимости от формы де лятся на прямоугольные и фасонные. Первые лучше поддаются пакетированию. Транспортировка фасонных изделий более на дежна при использовании контейнеров. К штучным грузам отно сятся также материалы, упакованные в мешковую тару (бумаж ные, полиэтиленовые или джутовые мешки).
По с в о й с т в а м г р у з о в групповые |
специализированные |
контейнеры подразделяются на девять типов: |
|
СК-1— для сыпучих грузов в виде порошков или в зернах, |
|
требующих защиты от атмосферных осадков |
(цемент, сода каль |
цинированная, шлифзерно, вольфрамовый |
ангидрид, гидрат за |
киси никеля, суперфосфат гранулированный и др.); СК-2 — для сыпучих грузов с повышенной влажностью, при
минусовой температуре смерзающихся или сильнослеживающихся и превращающихся в монолит (рудные концентраты — свин цовые, цинковые, медные и другие грузы);
103
СК-3 — для штучных грузов правильной геометрической фор мы, требующих защиты от механических повреждений, атмосфер ных осадков (магнезитовые огнеупорные изделия и др.);
СК-4 — для наливных низковязких грузов, которым не тре буются специальные устройства для подогрева перед наливом .и сливом (промышленные кислоты и т. и.);
СК-5 — для наливных грузов средней вязкости, требующих специальных устройств для облегчения налива и слива (масла осветительные и минеральные, некоторые нефтепродукты и др.); СК-6 — для наливных грузов большой вязкости, наливаемых в горячем состоянии в перевозочные емкости и затвердевающие
даже при температуре 0°С с превращением в монолит (парафин, фенол синтетический, натрий едкий, хлористый кальций и сер нистый натрий);
СК-7 — для полужидких грузов (лаки масляные, краски гото вые, красители зернистые);
СК-8 — для листового строительного материала (стекло, ши фер и др.);
СК-9 — для скоропортящихся грузов.
Специализированные контейнеры для сыпучих грузов' можно классифицировать: по способу выгрузки, конструктивному ис полнению и геометрической форме корпуса.
По с п о с о б у в ы г р у з к и : опрокидные, имеющие один люк для загрузки и выгрузки груза (загрузочно-разгрузочный люк может быть расположен по всему периметру .крышки контейнера, в середине крыши — при конической форме верха контейнера, в торце при плоской крыше), с боковой разгрузкой (один или два люка на одной из боковых стен контейнера для разгрузки и за грузочный люк в крыше); с нижней разгрузкой (разгрузочный люк в днище контейнера по всему периметру и разгрузочный люк в крыше), а также контейнеры, разгружаемые по принципу ков ша-грейфера, с пневморазгрузкой, имеющие устройства для пневматической разгрузки контейнера.
По к о н с т р у к т и в н ы м о с о б е н н о с т я м специализиро ванные контейнеры можно разделить на три типа: жесткой кон струкции, мягкие и комбинированные. Отечественные специали зированные контейнеры жесткой конструкции изготовляются в дерево-металлическом и металлическом исполнении. В качестве металла применяется сталь, а некоторые опытные образцы изго товляются из алюминия. Специализированные контейнеры из алюминия или его сплавов и из пластмасс, как показывает зару бежный опыт, более экономичны, чем стальные. Они имеют мень ший коэффициент тары, не подвергаются коррозии и не требуют окраски. В последние годы проходят испытания контейнеры из прорезиненных тканей. К основным преимуществам мягких эла стичных контейнеров относятся компактность, значительно мень ший объем в порожнем состоянии, меньший коэффициент тары, чем у контейнеров из алюминия, простота конструкции.
104
По к о н с т р у к т и в н о м у и с п о л н е н и ю контейнеры |
де |
лятся на: неразборные, имеющие жесткую конструкцию и |
не |
разъемные элементы; разборные, имеющие жесткую конструк цию, крупные детали которых можно легко снять, сложить и за тем снова из них собрать контейнер для повторного использова ния. Разборные контейнеры для сыпучих грузов применяются очень редко. При этом для сохранности груза внутрь контейне ра вставляется, как правило, эластичная оболочка. Форма раз борных контейнеров — параллелепипед.
Неразборные контейнеры разделяются на: непакетируемые, транспортируемые в порожнем составе без изменения объема; пакетируемые, при транспортировании в порожнем состоянии вставляемые друг в друга без изменения формы корпуса; склад ные, при транспортировании в порожнем состоянии изменяющие
форму и уменьшающие объем. |
|
По |
г е о м е т р и ч е с к о й ф о р м е к о р п у с а —цилиндри |
ческие, |
формы параллелепипеда, смешанной формы (непакети |
руемые и складные); усеченного конуса, усеченной пирамиды, формы грейфера (пакетируемые).
По м а т е р и а л у изготовления специализированные контей неры могут быть: стальные — из стали и легких сплавов, дере во — металлические, стеклопластнковые (пакетируемые, непаке тируемые и складные), резинотканевые, резинотканевые арми рованные (складные).
2. Типоразмерный ряд групповых контейнеров
Одним из главных параметров специализиро ванных контейнеров является их номинальная масса брутто. Масса брутто специализированных контейнеров увязана с ря дами предпочтительных чисел и принимается равной 1,0; 2,0; 2,5; 3,2; 5,0; 10,0; 12,5: 20,0 т. Эти величины массы брутто наи лучшим образом увязываются с грузоподъемностью железно дорожного подвижного состава, подъемной силой погрузочноразгрузочного оборудования, применяемого на станциях и про мышленных предприятиях.
Размеры специализированных контейнеров в плане опре деляются в зависимости от линейных размеров платформ и полувагонов и по величине кратны нм. При этом необходимо учитывать также допустимые соотношения между высотой спе циализированного контейнера /г, его длиной I и шириной Ь.
Для обеспечения устойчивости специализированных контей
неров на платформах в продольном и поперечном |
направлениях |
||
ЦНИИ МПС рекомендует, чтобы |
= 1,2, |
= |
1,9. |
105
Размеры специализированных контейнеров гру.ппового наз начения в плане должны быть равны размерам универсальных контейнеров 1 и 3 серии ИСО, что обеспечивает их взаимозаме няемость при перевозке на железнодорожных платформах и ав томобильным 'Подвижным составом. Для среднетоннажных спе циализированных контейнеров группового назначения основные
размеры |
в |
плане составляют |
1050X1325, |
2100X1325 |
п |
|||||||
2100X2650 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Крупнотоннажные специализированные контейнеры группово |
||||||||||||
го назначения должны |
иметь ,в плане |
|
следующие |
размеры: |
||||||||
2500X2770, 2438X2991, 2438X6058 мм. |
подлежащих |
перевозке |
||||||||||
Учитывая, |
что большинство |
грузов, |
||||||||||
в специализированных |
контейнерах, |
имеет |
удельный |
объем |
||||||||
1 м3/т и выше, минимальная масса брутто контейнера |
может |
|||||||||||
быть принята 1 т. |
|
для |
каждого |
типа |
специализиро |
|||||||
Основным показателем |
||||||||||||
ванного группового контейнера является его |
полезный |
объем, |
||||||||||
увязанный с |
объемными |
характеристиками |
различных |
гру |
||||||||
зов. |
существующих |
конструкций |
специализированных |
|||||||||
Анализ |
контейнеров для сыпучих, кусковых п штучных грузов позволя ет сделать вывод, что удельная масса тары контейнеров, т. е. собственная масса контейнера, приходящаяся па единицу объ ема для определенной величины массы брутто, меняется незна чительно. Так, при массе брутто специализированных контейне ров 5 т удельная масса тары их может быть принята 0,2 т/м3, а для 2,5 т — 0,28 — 0,30 т/м3. При повышении массы брутто кон тейнеров до 10—20 т удельная масса тары их сокращается в меньшем масштабе.
Для каждого типа специализированного контейнера опреде ляется грузоподъемность, полезный объем и масса тары при намеченных заранее удельных объемах контейнера и затем в зависимости от состава грузооборота определяется средневзве
шенная их загрузка. Выбор оптимального |
значения удельно |
|||
го |
объема |
специализированного контейнера |
производится |
|
по |
минимуму себестоимости перевозки |
по |
железной до |
|
роге. |
|
для перевозки сыпу |
||
|
Для 1-го типа группового контейнера |
|||
чих грузов |
(СК-1) наиболее рациональная загрузка и себестои |
мость доставки могут быть получены при удельном объеме кон тейнера, равном 1,1 — 1,3 м3/т. Для группового контейнера 2-го типа (СК-2), предназначенного для всевозможных смерзаю щихся кусковых грузов, удельный объем, при котором обеспе
чиваются |
минимальные затраты |
на перевозку, составляет |
0,4 — 0,45 |
м3; 3-й тип группового |
контейнера (СК-3) для пе |
ревозки индустриальных штучных грузов наиболее рационален
при удельном объеме, равном 1,0—1,2 |
м3/т; 4-й тип группово |
го контейнера (СК-4) для перевозки |
различных низковязких |
106
жидких материалов наиболее рационален при удельном объеме,
равном 0,8— 1,0 м3/т.
Учитывая, что на большинстве промышленных предприятий, а также железнодорожных станциях грузоподъемность погру зочно-разгрузочного оборудования ограничивается в перспективе 30 т, максимальная масса брутто исходного типораз,мерного ря да специализированных контейнеров ограничивается также 30 т. Типоразмеры специализированных контейнеров принимаются по массе брутто равными 1,0, 2,0, 2,5, 3,2, 5,0, 10,0, 15,5, 20 и 30 т.
Таблица 11.
Назначение
Тнпоразмернын ряд групповых специализированных контейнеров
|
|
т |
ма |
ДлинаI |
Характеристика |
Модель |
Масса брутто, |
Объем, |
|
|
|
|
кмеры, |
ММ |
а. |
о |
и |
|
Э = |
m 2 |
Контейнеры для неНепакетируемые, |
СК-1-20 |
20,0 |
28,0 |
6 058 |
2438 |
2438 |
|||||||
слеживающихся |
форма |
|
параллеле- |
СК-1-20 |
20,0 |
16,0 |
6 058 |
2438 |
1219 |
||||
сыпучих |
матерна- |
пипеда |
|
|
|
СК-1-15 |
15,5 |
8,0 |
2 991 |
2438 |
1219 |
||
лов, |
требующих |
|
|
|
|
СК-1-10 |
10,0 |
6,0 |
2 650 2100 |
1325 |
|||
защиты от атмос- |
|
|
|
|
СК-1-5 |
5,0 |
6,0 |
2100 |
1325 |
2400 |
|||
фериых |
осадков |
|
|
|
|
СК-1-2,5 |
2,5 |
1,6 |
1 325 |
1050 |
1450 |
||
Контейнеры |
для Пакетируемые, фор- |
СК-1-1,25 1,25 |
1,6 |
1 325 |
1050 |
1450 |
|||||||
СК-2-10 |
10,0 |
4,0 |
2 800 |
1960 |
1520 |
||||||||
слеживающихся, |
ма |
усеченного |
СК-2-5 |
5,0 |
2,0 |
01635*) |
|
||||||
смерзающихся |
и |
конуса |
|
или |
обе- |
СК-2-3,2 |
3,2 |
1,25 |
(ТЯ145 |
1385 |
|||
тяжелых |
хорошо |
лиска, |
|
однолю- |
|
|
|
|
|
|
|||
сыпучих материа- |
новые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Контейнеры для |
|
Непакетируемые, |
СК-3-30 |
30,0 |
60 |
12192 |
2438 |
2438 |
|||||
индустриальных |
форма |
|
параллеле- |
СК-3-30 |
30,0 |
28 |
12192 |
2438 |
1300 |
||||
штучных грузов |
пипеда, закрытые, |
СК-3-20 |
20,0 |
28 |
6 055 |
2438 |
2438 |
||||||
|
|
|
|
с раскрывающей- СК-3-20 |
20,0 |
14 |
6'055 2438 |
1300 |
|||||
|
|
|
|
ся крышей, от- СК-3-10 |
10,0 |
14 |
2 990 2438 |
2438 |
|||||
|
|
|
|
крытые |
|
|
СК-3-10 |
10,0 |
7 |
2 990 2438 |
1300 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
СК-3-5 |
5,0 |
5 |
2 100 |
1325 |
2400 |
Контейнер для наНепакетируемые, |
СК-3-2,5 2,5 |
2,3 |
2100 |
1325 |
1400 |
||||||||
СК-4-20 |
20,0 |
20,0 |
6 058 |
2438 |
2438 |
||||||||
ливиых низко- |
|
цилиндрической, |
СК-4-10 |
10,0 |
8,0 |
2 991 |
2438 |
2438 |
|||||
вязких грузов |
|
эллиптической, |
СК-4-5 |
5,0 |
3,8 |
2100 |
1325 |
2400 |
|||||
|
|
|
|
смешанной |
фор- |
СК-4-2, |
2,5 |
1,8 |
2100 |
1325 |
1400 |
||
|
|
|
|
мы, вписанной в СК-4-1, 5 1,25 |
0,9 |
1050 |
1325 |
1275 |
|||||
|
|
|
|
каркас параллеле- |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
пипеда |
|
|
|
СК-5-30 |
30 |
62,0 |
12192 |
2438 |
2438 |
Контейнер для скоНепакетируемые, |
|||||||||||||
ропортящихся |
|
форма |
|
параллеле- |
СК-5-20 |
20 |
24,0 |
6 058 |
2438 |
2438 |
|||
пищевых продук- |
пипеда, |
закрытые |
СК-5-10 |
10 |
9,0 |
2 991 |
2438 |
2438 |
|||||
тов |
|
|
|
|
|
|
|
СК-5-5 - |
5 |
8,0 |
2 650 |
2100 |
2400 |
*) |
В числителе—диаметр крышки контейнера, в знаменателе—диаметр дншца. |
|
|
107