Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

300 контейнеров только */з заказано с дизельной установкой,, остальные паротурбинной и газотурбинной.

Контейнерные суда с вертикальной системой погрузки—вы­ грузки. Приспособление обычных сухогрузных и наливных судов для перевозки крупнотоннажных контейнеров на начально,м этаперазвития контейнерных перевозок не дало существенных сдвигов в экономике мировой перевозки грузов. Поэтому следующим шагом явилось создание специально приспособленного для пе­ ревозки контейнеров судна, которое имеет принципиальные от­ личия от обычного грузового судна.

Существуют суда с судовым грузовым устройством и без. пего. К первой группе, охватывающей около 15% численности флота, относятся, главным образом контейнеровозы, переобо­ рудованные в период с 1957 по 1966 г., а также полуконтейиерные и конвертируемые суда новой постройки. Большинство их оснащено портально-мостовыми перегружателями и реже — кра­ нами с поворотной стрелой или тяжеловесными грузовыми стрелами. Основная часть контейнеровозов, в том числе позд­ ней постройки, не имеет судового грузового устройства, так как эксплуатация их предусматривается между портами, на .причалах которых имеются специализированные грузоподъемные меха­ низмы. Современные полуконтейнерные суда в ряде случаевоборудуются различными патентованными грузовыми средства­ ми, включающими, в частности, краны с поворотными стрелами для спаренной работы.

По архитектурно-конструктивному типу контейнеровозы — это однопалубные суда с увеличенным надводным бортом, кор­ мовым или промежуточным расположением машинного отделе­ ния и надстройки, максимальным раскрытием верхней палубы и наличием двойных бортов. В качестве исключения на некото­ рых из них надстройка с командным мостиком и другими поме­ щениями для управления судном вынесена в носовую часть, в частности на контейнеровозах судовладельцев США типа «Ha­ waiian Enterprise» и др. Существуют проекты многопалубных. судов с применением горизонтального или комбинированного спо­ соба перегрузки контейнеров (например, типа «Lautawick» ан­ глийской фирмы «Виккерс», французский проект П. Бон­ но и др.).

Вид контейнеровоза определен большими люковыми отвер­ стиями, которые занимают примерно 80—85% общей поверхно­ сти палубы; характерным для внутренней части судна является" ступенчатый обнос грузовых трюмов и монтаж направляющих рам для укладки контейнеров. Другие емкости судна, кото­ рые не предназначены для укладки контейнеров, предусмотрены для использования в качестве цистерн для воды и запасов.

Величина контейнерного судна в первую очередь зависит от грузооборота и протяженности обслуживаемой линии.

153-


Важной частью оборудования контейнерного судна являют­ ся направляющие. Они направляют контейнеры на место, а также удерживают их там. Направляющие устанавливаются обычно в углах площадки под контейнерным штабелем с протя­ жением от второго дна до верхней кромки грузового люка и изго­ товляются из углового профиля размером примерно 150Х X150ХЮ мм. Направляющие устанавливаются очень тщатель­ но, так, чтобы образуемый прямоугольник был на 25 мм шире н па 40 мм длиннее размеров контейнера в плане. Уменьшение этих допусков приведет к затруднениям при грузовых операци­ ях, увеличение — к чрезмерному перемещению контейнеров в горизонтальной плоскости.

С точки зрения погрузки и разгрузки важнейшей частью на­ правляющих является их верхний конец, который должен иметь расширение для облегчения погрузки. Неподвижная часть в ви­ де воронки имеет широкое применение в качестве надставки налравляющих, потому что она является прочной и легко форми­ руется. Однако из-за нее между двумя штабелями контейнеров остается неиспользованное пространство шириной примерно 250 мм. Для устранения такого пространства разработаны раз­ личные передвижения конструкции.

В контейнерах часто перевозят дорогостоящие и легко пов­ реждаемые при транспортировке грузы. Для таких случаев на контейнерных судах применяется система танков для погашения качки.

Закрытый контейнер может перевозиться па палубе. Поэто­ му недостаток емкости трюмов контейнерного судна возмеща­ ется контейнерами, размещаемыми на палубе. Для их крепле­ ния па люках или на палубе устанавливаются постоянные, ли­

бо съемные крепежные устройства.

 

Большую

М а л о т о н н а ж н ы е к о н т е й н е р н ы е с у д а .

группу специализированных судов-контейнеровозов

составля­

ют малотоннажные суда, предназначенные для

каботажного

плавания, фидерного обслуживания крупных

терминалов, а

также для линий небольшой протяженности, находящихся в пре­ делах одного континента. Контейнеровозы этой группы обслу­ живают линии протяженностью от 70 до 400 миль. К этой группе судов можно отнести частично контейнерные суда, которые, кро­ ме перевозки контейнеров, в состоянии принять на борт обыч­ ный генеральный груз. Большинство таких судов имеет яче­ истую конструкцию трюмов и построены в основном на верфях западно-европейских стран.

В последнее время многие судовладельцы для сокращения портовых сборов стали заказывать малотоннажные контейнеро­ возы «параграфного» типа», т. е. брутто регистровой вместимо­ стью 499, 999, 1199, 1499 per. т. Для судов-контейнеровозов с указанными регистровыми вместимостями портовый сбор взима­ ется значительно ниже. В порту Амстердам швартовый сбор воз-

1'34


растает на 80% при увеличении вместимости

судов

сверх

1000 per.

т.

 

 

колеб­

Скорости контейнеровозов рассматриваемой группы

лются пли находятся в пределах от 11 до 17 узлов.

К малотон­

нажным

контейнеровозам относятся суда класса

«Tarros».

Специфические особенности конструкции судов

этого

класса

позволяют загружать и разгружать их без использования специ­ альных устройств. Контейнеры на трейлере завозятся по рампе че­ рез туннель в кормовой надстройке на палубу под 30-тонный козловой кран, при помощи которого затем производится их ук­ ладка. Короткий рабочий ход крана позволяет бригаде из четы­ рех человек грузить до 30 контейнеров в час. Основные харак­

теристики судна: длина 85,3 м; ширина

13,7

м; осадка 4,7 м;

дедвейт при открытом шелтердеке 1500

т, а

при

закрытом

1900 т. Валовая вместимость при этом составляет соответствен­

но 999 и 1599 per. т.

Скорость судна при дедвейте 1500

т около'

16 узлов. В качестве

главного двигателя используется

неревер­

сивный дизель, развивающий мощность 3200 л. с. при 515 об/мин. Судно может перевозить 111 шестиметровых контейнеров весом по 15 т. Конструкция передвижных направляющих грузовых ячеек обеспечивает также возможность транспортировки 7, 9, 10 и 12-метровых контейнеров. В носовой оконечности под глав­ ной палубой оборудовано помещение для 12 легковых автомо­ билей.

К р у п н о т о н н а ж н ы е к о н т е й н е р н ы е с у д а в основ­ ном предназначены для линейного трансокеанского плавания и эксплуатируются строго на определенных направлениях между контейнерными терминалами. Дальность плавания составляет в основном от 10 до 16 тыс. миль, а при перевозке контейнеров между Европой и Японией через Панамский канал — 20,9 тыс. миль.

Специализированные контейнерные суда мало чем отличают­ ся друг от друга по архитектурно-конструктивному типу. Все они однопалубные открытого типа. Машинное отделение распо­ ложено, как правило, в корме либо сдвинуто в корму и за ним следует один или два трюма. Жилая надстройка обычно разме­ щается над машинным отделением.

На контейнеровозах применяют люковые закрытия понтон­ ного типа, отличающиеся простотой конструкции, сравнительно низкой стоимостью, меньшей трудоемкостью в эксплуатации. Размеры люковых крышек определяются исходя из длины наибольшего стандартного контейнера (12,2 м) с учетом грузо­ подъемности крана, обслуживающего судно. На крышках люков устанавливается от одного до четырех ярусов контейнеров.

Количество ярусов контейнеров определяет в свою очередь количество этажей жилой надстройки.

Уменьшение площади палубы комшенсируется устройствами двойных бортов с обшивкой увеличенной толщины. Длина двой­

ки


пых бортов составляет примерно половину длины судна. Неко­ торые контейнеровозы строят без двойного борта. При этом увеличение продольной прочности обеспечивается усиленной балкой, расположенной па некотором расстоянии от диаметраль­ ной плоскости к левому борту, а также путем установки трех бортовых стрингеров в виде платформ. Контейнеры в трюме размещаются, как правило, в 6 ярусов. На более крупных судах применено девятнярусное размещение контейнеров.

Основные элементы и характеристики типичных современ­ ных океанских ячеистых контейнеровозов приведены в табл. 24.

Таблица 24. Техническая характеристика судов-контейнеровозов е вертикальной системой погрузки-выгрузки

CJ

 

 

 

Длинанаи­ большая, м

 

 

­

О ^

 

Дедвейт, т

Скорость, .узл

Ширина, м

Осадка, м

контейЧисло неров

<

 

 

 

 

 

 

 

а

Компания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

 

1

Мощность

Страна- силовой строитель установки,

л. с.

Англия «Асошиентед Кон­

24 000

 

тейнер Лайн» .

»

«Бен Лайн» . . .

35 000

«Блу Стар Лайн»

15 000

 

«Оверснз Контейнер

29150

»

Лайн» . . . .

«Ситрейн Лайн» .

23 000

■ФРГ

«Гамбург-А.черика»

34 000

»

«Гамбург—Юг» .

24 400

Япония

«Митцуи—Оск»

18 760

»«Иамашита Н. И. К.» . . . 19 500

Норве- «Вильгельмсен, В» 27 000

ГИЯ

■США «Си-Ленд-Сервис» 30 000

23 206,0 29,0 10,5 1040

26 274,3,32,2 12,2 1800

21 178,0,25,8:10,1 800

99 227,0'ЗО,410,7 1300

25242,0‘30,5,10,7 1600

26276,5'32,2 12,0 2020

22194,0,29,3 10,7 1180

23214,029,0 10,5 1010

23

200,0 30,0

9,5 1048

26

275,1132,2

10,7 1700

33

287,7j32,2

10,1

СОЮ

 

 

 

о

ФРГ

»2X40 000

Англия ФРГ

»2x40 000

»25 000

Япония

»

3x24 000

ФРГ

2x60 000

Голандня

За последние три года построены и введены в эксплуатацию

•сверхмощные контейнеровозы с высокими скоростями хода. К их числу относятся суда типа «Euro-Liner», построенные в ФРГ и предназначенные для работы на Северо-Атлантическом направ­

лении и для плавания на Дальнем

Востоке.

стапеле

Головное судно

«Еиго-Liner»

было заложено на

26 марта 1970 года,

а уже к сентябрю 1971 года

введено

в эксплуатацию второе судно «Euro-Freighter» и спущено на во­ ду третье.

Суда имеют следующие основные

характеристики:

длина

наибольшая 243,64 м, длина между

перпендикулярами

223,21;

156


ширина 30,5; осадка в грузу 9,91 м; водоизмещение

33500

т;

дедвейт 23 100 т. Они

могут перевозить

816 больших контей­

неров длиной 12 м на

палубе и в восьми грузовых

трюмах,

шесть из которых расположены в носовой и два в

кормовой

частях. До 100 контейнеров могут быть

рефрижераторными

с

автономным оборудованием.

 

 

 

Люковые закрытия на судне понтонного типа. Для погрузки контейнеров предусматривается использование береговых кранов, '.поэтому на судне установлены лишь такие палубные механизмы, которые необходимы для швартовки.

На судне установлено носовое подруливающее устройство с

винтом регулируемого шага, создающее упор 11 т,

с приводом

от электродвигателя мощностью 1000 л. с.

судов воз­

Из-за кратковременности стоянок контейнерных

никают трудности с погрузкой продовольственных запасов и бы­ тового снабжения, поэтому на судах типа «Euro-Liner» вместо рефрижераторных п складских помещений предусмотрены два контейнера с рефрижераторными отделениями, полностью укомплектованные провизией и запасами на круговой рейс из Европы. Они устанавливаются в корму от надстройки так, что примыкают к наружной переборке камбуза. -Благодаря нали­ чию резинового брызгозащитпого соединения имеется возмож­ ность входить в контейнеры из помещения камбуза. По оконча­ нии кругового рейса использованные контейнеры заменяются на новые.

Наиболее интересной особенностью судов данного типа яв­ ляется их энергетическая установка. Два газотурбинных дви­ гателя (ГТД) мощностью по 30 000 л. с. через двухступенчатые зубчатые передачи приводят во вращение два четырехлопастиых винта регулируемого шага диаметром 6,15 м. ГТД создан па базе турбореактивного двигателя, используемого иа самолетах Боинг 707.

В судовом варианте двигатель поставляется в виде стандарт­ ной судовой силовой установки, включающей в себя все вспо­ могательные системы п агрегаты контроля и управления. Вместе сдвигателем поставляются следующие системы: электри­ ческая, зажигания, смазки газогенераторной секции, регулиро­ вания расхода топлива, смазки турбины, воздушного охлажде­ ния и глушения шума, аитиобледенительная, управления ГТД, крепления двигателя, противопожарного оборудования, быст­ росъемных соединений и гидравлического пуска. Благодаря стандартизации установки и применению быстросъемных соеди­ нений время, затрачиваемое на монтаж собственно ГТД, сокра­ тилось до 3—6 ч. Срок ее службы до первой переборки уста­ новлен один год.

Основанием для применения ГТД послужили экономиче­ ские рдсчеты, показавшие, что в газотурбинном варианте кон­ тейнерные суда имеют более высокий коэффициент использо-

157