Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вания. Например, грузовместимость судна по сравнению с паротурбинным вариантом возрастает на 40 контейнеров. Газо­ турбинные двигатели могут быть заменены новыми, менее чем за 24 часа; на судах с традиционными установками возможны потери нескольких дней или недель на проведение профилакти­ ческих мероприятий или устранение неисправностей. А увеличе­ ние числа рейсов в год хотя бы на один позволяет полностью компенсировать затраты, связанные с повышенным расходом топлива.

В отличие от ПТУ, запуск которой из холодного состояния до набора полной мощности требует не менее 4 ч, двигатели «Euro-Liner» могут развить .полную мощность в течение 3 мим. Имеются и другие преимущества ГТД, в частности, простота их конструкции и хорошая приспособленность для автоматизации и управления с мостика позволили организовать безвахтенное обслуживание энергетической установки. Скорость хода на ис­ пытаниях достигла 26,4 узла.

В настоящее время эксплуатируется серия контейнеровозов с небывало высокой для грузовых судов мощностью энергетиче­ ских установок: 120 000 э. л. с. Два судна из этой серии «Sea Land Mo Liven» и «Sea Land Holloway» имеют рекордную для торгового флота скорость — 33 узла.

В первом рейсе через Атлантику «Sea Land Holloway» достиг средней эксплуатационной скорости 29,4 узла.

Все восемь сверхмощных контейнеровозов этой серии зака­ заны американской корпорацией «Sea Land Service». Два из них будут курсировать на направлении Ныо-Иорк—Роттердам и

Бремерхафен, а

шесть других — обслуживать

тихоокеанские

линии.

контейнеровозов довольно своеобразна

из-за

Архитектура

вынесенного на нос мостика и надстройки с жилыми помещени­ ями для палубной команды и сдвоенной трубы над надстрой­ кой машинного отделения, расположенной примерно в одной трети длины корпуса от кормы. Размещение надстройки с хо­ довым мостиком на носу улучшает обзор на высоких скоростях, а также предохраняет главную палубу от заливания во время волнения.

Контейнеровозы этой серии могут перевозить одновременно 1096 10- и 12-метровых контейнеров, причем 402 10-метровых контейнера располагаются в три яруса на главной палубе, а остальные — в трюмах. Из общего числа перевозимых контей­ неров 102 могут быть рефрижераторными с подключением к су­ довой электросети.

Интересно сравнить контейнеровоз «Sea Land Holloway» с тремя другими типами только что построенных контейнерных судов (табл. 25).

Во-первых, четыре сравниваемых по размерам ,и контейнеровместимости судна с тремя типами энергетических установок

158


Т аб л и ц а 25.

Т ех н и ч ес к ая

х ар а к те р и с ти к а

 

 

 

 

свер х м о щ н ы х

судов -кон тенн еровозов

 

 

 

 

 

Тип судна

 

Измерения

 

«Sea Land

«Tokio-Вау»

 

«Nihon»

«Euro-Liner»

 

 

 

 

 

Holloway»

 

 

 

 

Длина наибольшая,

м . .

288,38

289,55

 

275,27

243,41

Ширина по миделю, м .

32,16

32,26

 

32,27

30,00

Высота борта, м . . . .

19,51

24,60

 

32,90

19,20

Осадка максимальная, м

10,36

13,00 '

 

11,60

10,70

Дедвейт максимальный, т

27680

49340

 

35000

27982

Нетто тоннаж, per. т

25389

35191

 

29151

21838

Контейнерная вместимость

10,7 м Х896

6 м Х1825

 

6 м Х1475

(размер, количество)

12,2 м

Х200 12,2 м х946

 

12,2 м Х816

Мощность энергетической

2 пар. турб.

2 пар. турб.

 

дизеля З х

2 газ. турб.

установки и ее тип . .

3

 

 

2 x 60 000

2x40 500

 

х28 200

2x29710

 

 

э. л. с. при

э. л. с. при

 

э. л. с. при

э. л. с. при

Эксплуатационная

ско-

135 об/мин

136 об/мии

 

115 об/мин

135 об/мин

30

26

 

26

26

рость, у з л ы ................

Расход топлива, т/сутки

439

370

240

260

Район эксплуатации . . .

Северная

Дальний ВоДальний Во-

Северная

 

 

Атлантика

сток—Евро­ сток—Евро­

Атлантика

 

 

 

 

па

 

па

 

могут дать новый фактический материал

для выбора двига­

теля при создании быстроходного флота.

Во-вторых, показы­

вают цену энергетических затрат

при

повышении

скорости

судов.

 

 

 

При максимальной скорости «Sea

Land

Holloway»

33 узла

расход топлива по сравнению со скоростью 30 узлов повышает­ ся с 439 до 614 т в сутки, т. е. при увеличении скоро'сти на 10% расход топлива возрастает'более, чем на 28%-

В СССР контейнерные и пакетные перевозки на морском транспорте получили свое развитие начиная с 1960 г. К настоя­ щему времени их объем достиг 6 млн. т и увеличился почти в 10 раз по сравнению с 1960 г. (табл. 26). Эти перевозки разви­ ваются на качественно новой основе, чем в прошлом: впервые внедряются специализированные суда-контейнеровозы и паке­ товозы, крупнотоннажные контейнеры, создаются специализиро­ ванные перевалочные комплексы, совершенствуются методы уп­ равления перевозочным процессом.

На морском транспорте СССР действует ряд контейнерных линий. Балтийское морское пароходство контейнеровозами «Сестрорецк» (218 контейнеров) и «Иван Черных» (100 контейне­ ров) осуществляет перевозки внешнеторговых грузов между Ле­ нинградом и портами Тилбери (Лондон) и Роттердам, причем

159


Т аб л и ц а 26.

Развитие контейнерных и пакетных

 

 

 

перевозок на морском транспорте СССР,

 

 

тыс. т

 

 

 

 

 

 

Контейнерные перевозки

Пакетные перевозки

 

Год

Всего

В т. ч. в круп­

В сего

В т.

ч. лесные

Итого

 

нотоннажных

 

 

 

контейнерах

 

 

грузы

 

 

 

 

 

 

 

1960

160

____

480

 

640

 

 

 

 

 

1970

814

'

2420

 

3234

1971

960

п о

2946

 

3906

1972

1580

590

4033

 

5613

 

 

 

 

 

 

1973

1860

560

4058

 

980

5918

1974

3000

1460

5550

 

2200

8550

(план)

5200

2634

7220

 

3500

14220

1975

 

(план)

 

 

 

 

 

 

контейнеры из этих портов доставляют во внутренние пункты Западной Европы и Англии как, автомобильным транспортом, так и с помощью железнодорожных контейнерных систем «Фрейтлайнер» и «Интерконтейнер». Латвийское морское паро­ ходство контейнеровозами «Фрицис Розинь» вместимостью 56 и «Ф. Гайлис» вместимостью 39 контейнеров обслуживает на­ правление Рига — Ливерпуль и Рига (Вентспилс) —Антверпен.

На Черном море на советско-болгарской линии работают между Варной п Ильичевском советский контейнеровоз «В. Ку­ чер» и болгарский контейнеровоз «Елена». Контейнеровозом «Глеб Седин» вместимостью 56 контейнеров осваивается новая линия Ильичевск — Александрия. Азовское пароходство с не­ большими затратами осуществило переоборудование судна сме­ шанного плавания в контейнеровоз (теплоход «Горняк») на 120 контейнеров и открыло линию Жданов — Генуя.

На Дальнем Востоке контейнеровозами обслуживаются ли­ нии Находка — порты Японии, Владивосток— Гонконг.

Развиваются перевозки в крупнотоннажных контейнерах в каботаже на направлении Находка — Нагаево, Владивосток — Петропавловок-Камчатский и на линиях, занятых перевозками грузов иностранных фрахтователей.

В текущей пятилетке морские контейнерные линии СССР

обслуживают суда-контейнеровозы следующих типов (табл. 27). Отечественный контейнеровоз типа «Сестрорецк» создан на базе лесовоза. Он предназначен для эксплуатации между пор­ тами Балтийского моря, а также приспособлен для работы в арктических морях. Контейнеровоз представляет собой полно-

наборное, одновинтовое,

однопалубное, четырехтрюмное судно

с удлиненными баками

и ютом, с кормовым расположением

160


Т аб л и ц а 27.

Типы судов-контейнеровозов поставки

 

 

 

 

1971—1975 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместимость контейнев ­ 1рах

Дедвейт, т

Длина, м

,

Ширина, м

Осадка, ы

Скорость, узлы

Тип

 

Шифр

Высотаборта м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

!

«В. Кучер»................

СК-39

39

772

57,9

5,6

10,1 '

3,68

12

«Иван Черных» . . .

ск-юо

108

5 000

121,9

8,3

16,7

6,77

14

«Сестрорецк» . . . .

СК-200

218

6 000

130,3

17,3

8,5

6,77

15

«Александр Фадеев» .

СК-300

358

6 860

130,2

19,2

10,4

7,50

16,8-.

«Меркур» (Проект

 

СК-700

730

13 000

169,6

25,4

17,45

8,75

20

Г Д Р )........................

* Вместимость дана в контейнерах УУК-20.

машинного отделения и жилых помещений, с наклонным фор­ штевнем и крейсерской кормой. Судно соответствует классу КМ!*УЛ1А2 (контейнеровоз) Регистра СССР (усиленный ледо­ вый класс). Район плавания — неограниченный.

При создании контейнеровоза особое внимание было обра­ щено на специфику его эксплуатации. Для решения задач остой­ чивости и осадки составлен так называемый контейнероплащ позволяющий легко определить состояние остойчивости и осад­ ки в любой момент погрузки или разгрузки. Кроме того, контейнероплан дает возможность заранее расположить контей­ неры на причале так, чтобы обеспечить достаточную остойчи­ вость судна при их перевозке. Это позволяет намного ускорить погрузку. При полной загрузке (разгрузке) каждой ячейки суд­ на его крен не должен превышать 3°. Для этого судно обору­ довано кремовыми цистернами, дающими возможность в случае необходимости быстро ликвидировать его крен. Полностью сварной корпус контейнеровоза разделен шестью непроницае­ мыми переборками, а во втором, третьем и четвертом трюмах

Рис. 61. Схема расположения контейнеров на теплоходе «Сестрорецк»

6—3587

161