Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рампа длиной 36 н шириной 7 м приводится в действие четырь­ мя 16-тонными гидравлическими лебедками. При необходимо­ сти ее можно удлинить. Шарниры рампы выдерживают давле­ ние до 50 т. Удельное давление рампы на причал регулируется автоматическими лебедками и не превышает 2000 кг/м2. Креп до 5° не влияет па ее работу.

Транспортные средства включают в себя по два самоход­ ных подъемника грузоподъемностью 25 и 13,5 т и два 20-тон­ ных автопогрузчика для 6-метровых контейнеров, а также дру­

гие средства.

25-тонные краны имеют магнитные подъемники

с захватами

для погрузки и выгрузки стальных

листов,

балок и т. д.

 

предназ­

Самоходный подъемник грузоподъемностью 13,5 т

начен в основном для погрузки пакетированных древесных ма­ териалов. Кроме того, есть несамоходная платформа для тран­ спортировки контейнеров 1А, один 10-тонный и один 5-тонный автопогрузчики для погрузки штучных грузов.

Судно может перевозить самоходные транспортные средства, шерсть, древесные изделия, бревна, бумажную массу и штуч­ ные товары на всех палубах. Контейнеры и пакетированные бревна грузятся также па открытую палубу. Три 18-цилиндро- вых четырехтактных двигателя каждый мощностью 8600 л. с. при 520 об/мин, работающих через редуктор на винт регулиру­ емого шага, обеспечивают скорость 22,7 узла. Судно оборудова­ но двумя подруливающими устройствами: носовое мощностью

1500 л. с. и кормовое— 1000 л. с.

Среди крупнотоннажных судов «Ро-Ро», поставляемых Фин­ ляндией в СССР, строятся суда для транспортировки 6- и 12метровых контейнеров, колесных транспортных средств и ма­ шин, грузов на платформах, бумажных рулонов, целлюлозы, па­ кетированного лесоматериала, стального листа, труб и других грузов. Помимо этого па судах имеются два танка по 400 м3 для транспортировки растительных и животных жиров. Общая

кубатура грузовых помещений

55 000 м3

площадь

палуб

17 000 м2,

наибольшая длина

судов

203,5

м, длина

между

перпендикулярами 190,85 м, ширина 31 и высота борта

около

22 м. Максимальная осадка 9,7 м. Главный приводной

меха­

низм— два

дизеля общей мощностью

27 000

л. с., подключен­

ных редуктором к винту регулируемого шага. Скорость судов 22 узла. Радиус плавания 20000 морских миль и со сменным танком 30 000 морских миль.

С судами поставляется комплектное оборудование для обра­ ботки грузов, включая тележки для 6- и 12,2-метровых контейне­ ров, 25-тонные автопогрузчики и 16-тонные вилочные автопо­ грузчики.

Лихтеровозы. Одним из технических средств для транспор­ тировки грузов в емкостях являются крупнотоннажные пла­ вучие контейнеры. В них можно перевозить генеральные,

167


тяжеловесные, громоздкие, а также мелкие партии навалочных грузов. Контейнеры выполнены в виде стальных, понтонообраз­ ных большегрузных лихтеров (барж) следующих размеров: дли­ на 18,7 м, ширина 9,6 м, высота борта — 4,4 м, осадка 2,8 м, максимальная масса брутто 500 т.

Лихтеры имеют стандартные размеры независимо от рода перевозимого груза, типа лихтеровоза и его подъемного крана, что дает возможность производить взаимный обмен ими между всеми линиями, обслуживаемыми судами типа «ЛЭШ». Нахо­ дящиеся в настоящее время в эксплуатации лихтеры в основном предназначены для перевозки генеральных грузов; построены и проходят испытания рефрижераторный лихтер и лихтер, из­ готовленный из стеклопластика. Проектируются лихтеры, пред­ назначенные для перевозки жидких грузов.

Транспортный лихтеровоз представляет собой судно-матку, которое несет на себе предварительно загруженные лихтеры (рис. 63). К борту судна лихтеры подводят буксирами и затем с помощью судовых грузовых средств поднимают и устанавли­ вают в трюмы или на палубу. Весь процесс загрузки лихтерово­ за дедвейтом 40 тыс. т. и выше производится на рейде при вол­ нении не более 3—4 баллов н занимает менее одних суток. В этом случае в сферу деятельности морского судоходства без дополнительной перевалки вовлекаются мелководные и слабо

оборудованные порты, отстоящие от базового порта на

1000 км

и более.

дедвей­

Первое в мире судно-лихтеровоз «Acadia Forest»

том 43 тыс. т было сдано в эксплуатацию в 1969 г. Судно имеет размеры: длина между перпендикулярами 234 м, ширина 32,5, высота борта 18,3 м. Осадка 11,2 м. Эксплуатационная скорость 19 узлов. На судне размещаются 73 лихтера, из которых 49 —

Рис. 63. Схема обработки лихтеровоза:

/ — буксир, подающий лихтер; 2 — крановщик; 3 — мостовой кран, перемещающийся по всей длине судна, поднимающий н опускающий лихтеры; 4 — лихтеры, уложенные внесколько рядов; 5 — мостик; 6 — лихтер (барта-контейнер); 7 — точки поивеса лихтера

168

б

грузовых трюмах поперек

судна и 24— на

верхней

палубе.

грузоподъемностью 500

т, уста­

 

Специальный козловой кран

новленный на судне, поднимает с воды или спускает лихтер на воду с кормы за 15 мни, включая его установку на судне. Стои­ мость постройки одного лихтеровоза около 12,5 млн. долл, и комплекта к нему 233 лихтеров — около 6 млн. долл.

Лихтеровоз «Acadia Forest» используется для перевозки бумаги и бумажной массы из Нового Орлеана (США) в Евро-, пу (Роттердам и Лондон) и генеральных грузов в обратном на­ правлении. После выгрузки в Роттердаме лихтеры буксирами доставляют по Рейну до Базеля примерно на 800 км в глубь Европейского материка. Обратно лихтеры загружаются различ­ ными грузами. В США лихтеры по Миссисипи и ее притокам достигают Чикаго, Питсбурга и Омахи (до 2000 км в глубь Американского материка). Полный круговой рейс лихтеровоза не превышает 30 суток вместо 60 и более для современных уни­ версальных судов. По своей производительности данный лихте­

ровоз

может

заменить четыре-пять

обычных

универсаль­

ных судов.

 

 

 

В строительстве судов-лнхтеровозов наметилось три основ­

ных направления.

 

(лихтер на

К первому

из них относятся суда типа «ЛЭШ»

борту

судна),

представителем которого

является судно «Acadia

Forest». Система «ЛЭШ» состоит из специально спроектиро­ ванного судна-лихтеровоза, оборудованного мощным судовым краном козлового типа грузоподъемностью 500 тонн и серии плавучих контейнеров-барж (лихтеров).

Ко второму направлению общей концепции «лихтер на бор­ ту судна» относятся баржевозы типа «Си-Би». Эта система пре­ дусматривает перевозку лихтеров полным весом - до 1 тыс. т, для погрузки которых вместо крана на судне используется подъ­ емная гидравлическая система «Синхролифт» грузоподъемностью

2 тыс. т, обеспечивающая одновременную

погрузку-выгрузку

двух барж.

 

Третье направление развития судов-лихтеровозов получило название «Европейская система перевозки барж». Эта система, разработанная в 1968 г. в ФРГ, предусматривает использование

трех разновидностей лихтеровозов. Первый тип судна

имеет

подъемную систему, особенностью которой является

наличие

в кормовой части судна специального понтона, для того чтобы поднимать баржи над уровнем воды, а далее, как и в системе «ЛЭ]Ш», — с помощью крана. Особенностью второго типа лих­

теровозов

является наличие

специальных

затопляемых

колодцев,

расположенных на борту судна, каждый из которых

может вмещать по четыре баржи. В процессе погрузки баржа заводится в бортовый колодец и далее устанавливается в трюм судна или на палубу с помощью подвижной судовой крановой

169


системы. Третий тип европейских лихтеровозов представляет собой комбинированное судно.

Комбинированное судно оборудовано мощными грузовыми стрелами и может принимать на борт 44 стандартных 6-метро­ вых контейнера и 12 барде грузоподъемностью по 150 т.

По мнению специалистов, лихтеровозы представляют собой один из перспективных типов судов, который решает проблему перевозки грузов через мелководные участки в пункты, отда­ ленные от побережья и расположенные на реках, озерах и дру­ гих водных путях, недоступных обычным судам морского флота; большим преимуществом лихтеровозов является также воз­ можность перевозить груз, скомпонованный в пункте отправле­ ния крупными партиями, измеряемыми тысячами тонн, и достав­ лять его непосредственно от грузоотправителя до грузополуча­ теля, находящихся на разных континентах.

Важным достоинством лихтеровозов является то, что они по­ зволяют рассредоточить груз одного судна одновременно на многие причалы порта или нескольких портов. Причем причалы для разгрузки лихтеров могут быть предельно просты и дешевы по сравнению с причалами для морских судов. Это позволяет наиболее эффективно использовать судно, независимо от време­ ни обработки отдельных лихтеров. Широкому внедрению лихте­ ровозов также способствуют большие возможности роста их грузоподъемности, простота ,и надежность процесса погрузки и выгрузки.

Независимость от портов и минимальные сроки выполнения грузовых работ превращают лихтеровозы в самый подвижной класс транспортных судов, находящихся в море 85—90% всего своего эксплуатационного времени вместо 35—40% для совре­ менных универсальных судов.

Не испытывающие трудностей от перегруженности портов и почти не зависимые от состояния погоды лихтеровозы дают воз­ можность создать особо гибкую морскую транспортную систему для широкого круга грузов по размеру, массе и таким специаль­ ным требованиям, как охлаждение, увлажнение и обогрев гру­ зов, что недостижимо для других типов морских судов. На них с успехом можно перевозить как обычные генеральные (штуч­

ные) грузы,

так и контейнеры, грузы на поддонах, навалочные-

н наливные

грузы, автомобили и тракторы, жидкие, химиче­

ские, рефрижераторные (скоропортящиеся) .и многие другою грузы.

Несмотря на большие капитальные вложения в строительст­ во всего комплекса (лихтеровоз и несколько комплектов барж к нему), транспортировка груза удешевляется за счет: сокраще­ ния стояночного времени и стоимости производства грузовых ра­ бот; увеличения оборачиваемости судов; уменьшения затрат попортам (отпадает потребность в глубоководных причалах и до­ рогостоящем крановом оборудовании); исключения перевалки.

170


груза в случае производства рейдовых перегрузочных операций; возможности применения лихтеровозов большой грузоподъемно­

сти в сравнении

с обычными

судами,

так

как исключается

необходимость

захода судна

в порт

и

постановки его к

причалу.

целесообразны для перевозки крупнотоннаж­

Лихтеровозы

ных и крупногабаритных грузов, а также ценных наливных и навалочных грузов, таких, как вино, кислоты, бумажная пуль­ на, руда и др.

Особенно выгодно использование лихтеровозов для перевозок между странами, не имеющими достаточного количества морских глубоководных портов и когда в большом объеме возможна ор­ ганизация смешанных (море—река) перевозок с развитой внут­ ри стран системой рек и каналов.

Суда-лихтеровозы нельзя противопоставлять Контейнерово­ зам, имеющим свою сферу использования.

3. Автомобильный подвижной состав

При помощи автомобильного подвижного состава осуществляется завоз и вывоз груженых и порожних контейне­ ров с контейнерных площадок железнодорожных станций, речных и морских портов и пристаней непосредственно грузо­ владельцам, а также перевозки контейнеров в прямом автомо­ бильном сообщении.

Почти половина грузов, перевозимых в смешанном сообще­

нии, доставляется

автомобилями

дважды — на контейнерные

площадки и с контейнерных площадок.

Все автомобили

и автопоезда

для контейнерных перевозок

могут быть разделены на две категории: специализированный подвижной состав (основная категория) и автомобили и авто­ поезда общего назначения (дополнительные транспортные сред­ ства) (рис. 64).

Специализированный подвижной состав подразделяется на две группы транспортных средств: полуприцепы-контейнерово­

зы грузоподъемностью 5,

10, 20 и 30 т — без устройств

для са-

мопогрузки

контейнеров,

автомобили-самопогрузчики и

полу­

прицепы-контейнеровозы

с устройствами для

самопогрузки и

саморазгрузки контейнеров.

транспортных

П е р в а я

г р у п п а

специализированных

средств включает в себя

следующие полуприцепы-контейне­

ровозы.

 

 

 

 

Полуприцепы-контейнеровозы низкорамные грузоподъем­ ностью 5 т типа ЦКБ А-402 (рис. 65) предназначены для пере­ возки в основном среднетоинажных контейнеров УУК-2,5(3) и УУК-5, а также и малотоннажных АУК-0,625 и АУК-1,25 на

171