ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Рис. 64. Типы подвижного состава автомобильного транспорта для перевоз ки универсальных контейнеров
внутригородских и пригородных маршрутах. Если фактическая масса брутто перевозимых контейнеров ниже номинальной (что> часто встречается в практике эксплуатации), представляется возможным на полуприцепе А-402, несколько модернизирован ном, доставлять по три контейнера массой брутто 2,5 (3) т„ На автомобильном транспорте СССР этот полуприцеп-контейне ровоз получил массовое распространение.
Полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 10 т типа
ОдАЗ-885К или |
НИИАТ А-707 предназначены для перевозок |
в основном |
стандартных среднетоннажных контейнеров. |
УКК-2,5(3) иУУК-5, а также могут быть использованы для до ставки груженых и порожних стандартных крупнотоннажных контейнеров УУК-10 или груженных легковесными грузами УУК-20 на внутригородских и пригородных маршрутах. Полу прицепы-контейнеровозы этого класса (рис. 66) приспособленыдля работы с седельными автомобильными тягачами типа ЗИЛ130 В 1 или КАЗ-608А. Полуприцеп-контейнеровоз модели ОдАЗ-885К отличается от полуприцепа НИИАТ А707 в основном лишь тем, что первый из них смонтирован на одноосной, а вто рой — на двухосной тележке. Оба полуприцепа имеют безборто-
172
Рис. 66. Полуприцеп-контейнеровоз модели НИИАТ А-707
Рис. 67. П олуприцеп-контейнеровоз модели Ч М З АП-9985
вые платформы с устройством для фиксации контейнеров, основ ные и стояночные тормоза, опорные устройства.
Полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 20 т пред назначены для перевозки крупнотоннажных.контейнеровУУК-10 и УУК-20 на внутригородских, пригородных и междугородних маршрутах. На рис. 67 показам общий вид отечественного полу прицепа-контейнеровоза модели ЧМЗАП-9985. Рама этого полу прицепа сварная, без настила, с консольными балками для уста
новки одного 20-тонного контейнера или двух 10-тонных. |
|
На |
концах балок смонтированы поворотные кулачковые устрой |
ства |
для фиксации контейнеров. Тележка полуприцепа двухосная, |
с рессорной подвеской балансирного типа. Полуприцеп имеет ос новной и стояночный тормоза, основное опорное устройство в ви де двух откидных телескопических опор с гидравлическим при водом от ручного насоса и дополнительные опоры в виде двух откидывающих стоек. Он приспособлен для работы с седель ным тягачом типа МАЗ-504ВП, имеющим двигатель ЯМЗ-238, шины размером 11.00—20 и низкорасположениое опорно-сцепное
устройство. Конструкция полуприцепа разработана |
Челябин |
ским заводом автомобильных и тракторных прицепов. |
|
Полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 30 т пред назначены для перевозки стандартных крупнотоннажных кон
тейнеров УУК-30, а также УУК-20 (2 |
шт.) при условии их недо |
грузки. |
|
В конструктивном отношении полуприцепы-контейнеровозы |
|
грузоподъемностью 30 т отличаются |
от полуприцепов грузо |
подъемностью 20 т увеличенной длиной, соответствующей длине одного контейнера массой брутто 30 т или двух контейнеров массой брутто 20 т (рис. 68). Такие полуприцепы могут быть ис пользованы только с седельными тягачами с колесной формулой
6X4 (типа МАЗ-515) или 6X2.
Во многих странах Западной Европы (Англия, Франция,
Швеция, |
Голландия и др.) полуприцепы-контейнеровозы, исполь |
|
зуемые для перевозки |
контейнеров типа 1А, выполнены, как |
|
правило, |
двухосными |
(с учетом расстояния между осями свыше |
Рис. 68. Полуприцеп-контейнеровоз грузоподъемностью 30 т
174
2000 мм). Такая конструкция обеспечивает грузоподъемность в пределах 27-—28 т и является приемлемой прежде всего пото му, что фактическая среднестатическая загрузка контейнеров значительно ниже их .номинальной массы брутто. Очевидно, что при создании отечественных полуприцепов-контейнеровозов по следнее обстоятельство также может быть учтено. Автомо бильная промышленность в настоящее время приступила к соз данию такого полуприцепа.
Краткая техническая характеристика отечественных полу прицепов-контейнеровозов приведена в табл. 31.
Таблица 31. Техническая характеристика полуприцепов-контейнеровозов
Модели полуприцепов-контейнеровозов
Параметры
ЦКБА402 |
ОдАЗ885К |
НИИАТ- А-707 |
ЧМЗАП9985 |
ЧМЗАП9994 |
Грузоподъемность, т ....................................... |
5 |
10 |
10 |
20 |
27 |
|
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина ........................................................... |
|
6950 |
6640 |
6500 |
6250 |
12 485 |
ш и р и н а |
....................................................... |
2418 |
2445 |
2435 |
2500 |
2 435 |
Погрузочная |
высота, м м ............................... |
795 |
1390 |
1365 |
1500 |
1565 |
Количество осей тележки, шт.......................... |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Собственная |
масса, к г ................................... |
1900 |
2740 |
2900 |
4010 |
4700- |
В т о р а я г р у п п а специализированного подвижного соста ва состоит из различных типов автомобилей и автопоездов, обо рудованных устройствами для самопогрузки и саморазгрузки контейнеров. Применение таких автомобилей и автопоездов- (нередко называемых автомобилями-самопогрузчиками) вы звано тем, что содержание в пунктах с небольшим грузооборо том собственных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов- в большинстве случаев экономически неоправдано.
Автомобили-самопогрузчики эффективнее обычных автомо
билей при перевозках грузов |
на расстояния до 30 км и при объе |
ме погрузочно-разгрузочных |
работ в конечных пунктах до |
ставки или отправки грузов до 20—25 т/смену. При этом, чем короче расстояние перевозки груза и чем меньше объем работ в конечных пунктах, тем применение автомобилей-самопогруз чиков является более эффективным.
Основные типы автомобилей-самопогрузчиков, созданные в нашей стране за последние годы для контейнерных перевозок,, могут быть отнесены к трем подгруппам: самопогрузчики для
175
малотоннажных контейнеров, самопогрузчики для среднетон нажных контейнеров и самопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров.
Самопогрузчики для малотоннажных контейнеров. В состав этой подгруппы входят различные автомобили-самопогрузчики, сконструированные на базе автомобилей средней грузоподъем ности (3—5 т) и предназначенные для доставки универсальных п специализированных автомобильных контейнеров 'массой брутто до 1,25 т преимущественно в прямом автомобильном сообщении. Наиболее распространенными из них являются ав
томобили ЗИЛ-130 с консольным краном |
модели 4030 и. Гру |
||||
зоподъемность |
крана на |
максимальном |
вылете |
стрелы |
|
(3500 мм) составляет 500 кг. Кран |
установлен между кабиной |
||||
и платформой |
автомобиля, |
привод |
крана |
гидравлический от |
насоса, смонтированного вместе с коробкой отбора мощности. На автомобиле-самопогрузчике модели 4903 (рис. 69) Львов ского ГСКБ гидравлический кран грузоподъемностью 1,25 т на вылете стрелы 3500 мм (или 1,00 т на вылете стрелы 4500 мм) размещен между кабиной и платформой грузового автомобиля ЗИЛ-130Г. Он состоит из вертикально установленной на спе циальной раме колонны и шарнирно закрепленной на ней стре ле, имеющей два звена: основание и хобот. Хобот (телескопи ческая часть стрелы) служит для перемещения груза вдоль стрелы. Подъем и складывание стрелы осуществляется при по мощи двух гидравлических цилиндров. Поворот стрелы (вместе с поворотной частью колонны к которой крепится стрела) про-
изводится от гидроцилиидров поворота и репки, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом на вертикальной стойке колон
ны крана. Угол поворота стрелы 200°, |
скорость поворота 1 — |
3 об/мин; скорость подъема груза — до |
15 об/мин; кран снаб |
жен опорами, имеющими гидравлический привод от общего на соса НШ-32. Давление в гидросистеме до 105 кг/см2. Пульт управления краном — с двух боковых сторон автомобиля.
Автомобиль-самопогрузчик с краном 4903 рекомендован для использования при перевозках прежде всего автомобильных кон тейнеров АУК-1, 25. Он может быть также применен на пере возках пакетированных грузов и других тяжеловесных грузов, допускающих транспортировку на открытом подвижном составе.
Аналогичное значение имеет автомобиль-самопогрузчик с пор тальным краном модели П-404. Этот самопогрузчик разрабо тай на базе автомобиля ГАЗ-53А (рис. 70). Кран выполнен в виде П-образной стрелы с механизмом вертикального подъема, смонтированной на опорном устройстве, установленном на плат форме автомобиля. Поворот стрелы обеспечивается двумя гидро цилиндрами двустороннего действия. Механизм вертикального подъема груза состоит также из двух гидроцилиидров с блока ми на концах штоков, размещенных в стойках портала, и блочно-тросовой системы. Для повышения устойчивости авто мобиля при выполнении погрузочно-разгрузочных операций предусмотрены опоры. Привод крана гидравлический с подачей рабочей жидкости от насоса НШ-32, работающего от коробки отбора мощности, установленной на коробке перемены передач.
ПГ
-4А-/ |
Лй- |
Рис. 70. А втомобиль-сам опогрузчик модели Н И И А Т П -404
Максимальный вылет крюка от заднего борта кузова составля ет 1110 мм. Пульт управления краном расположен в задней части платформы автомобиля с левой стороны.
Для малотоннажных специальных контейнеров разработаны п другие типы автомобилей-самопогрузчиков, в том числе мо дели НИИАТ-А-216 п НИИАТ-А-217. В конструктивном отно шении эти два автомобиля-самопогрузчика имеют много обще го, поскольку в качестве грузоподъемного механизма у них предусмотрен один и тот же гидравлический консольный крап типа 4030. Оба самопогрузчика смонтированы на базе автомо биля ГАЗ-53А. Их отличие в том, что самопогрузчики имеют различное назначение в связи с приспособленностью к различным типам специальных контейнеров (НИИАТ-А-216 для контейне ров с хлебо-булочными изделиями, НИИАТ-А-217 для контейне ров с тарой).
Самопогрузчики для среднетоннажных контейнеров. Автомо биль-самопогрузчик с гидрокраном портального типа модели 4902 (рис. 71) предназначен для погрузки, перевозки и разгрузки контейнеров УУК-2,5 (3) и других тяжеловесных штучных гру зов. Крановое оборудование самопогрузчика смонтировано ,на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из рамы, П-образной стре лы с механизмом вертикального подъема, грузовой траверсы и гидравлической системы. Рама крана сварная коробчатого се чения и служит одновременно основанием для платформы с контейнером. К шасси автомобиля рама крана крепится стремян ками. В задней части рамы расположены две проушины для крепления стоек портала, которые сварены из листового мате риала и соединены в верхней части поперечиной трубчатого сече ния. На поперечине портала смонтирован механизм вертнкаль-
Рис. 7 ]. А втомобиль-сам опогрузчик с краном модели 4902
178
лого подъема груза, состоящий из гидроцилиндра с роликовым блоком на конце штока, одного углового блока, двух свободно качающихся блоков и двух грузовых канатов. Грузовые канаты одними концами неподвижно закреплены па стойках портала, а другими — на грузовой траверсе. При работе гпдроцилиндра его шток вместе с роликовым блоком перемещается горизонтально вдоль поперечины портала, при этом грузовые канаты поднимают или опускают грузовую траверсу вместе с подвешенным к пей грузом. Равномерное и параллельное пере мещение груза происходит за счет выдвижения штока гидроцилиндра с роликовым блоком, который перемещает оба каната на одну и ту же величину.
К грузовым траверсам на упорном подшипнике шарнирно подвешивается крестовина с расположенными на ее концах че тырьмя крюками, служащими для застропки груза. Ход крюков, обеспечиваемый механизмом вертикального подъема груза, со ставляет 1720 мм. Поворот портальной стрелы осуществляется при помощи двух гидроцилиндров двустороннего действия диа метром 125 мм и ходом поршня 1120 мм, что позволяет повора чивать портал на 120° в вертикальной плоскости. Скорость по ворота портала 0,5 об/мин. Для повышения устойчивости автомо биля при выполнении погрузочно-разгрузочных операций в конструкции предусмотрены гидравлические опоры. Пульт уп равления механизмом расположен в задней части рамы с левой стороны автомобиля.
Автомобиль-самопогрузчик с гидрокраиом портального типа модели 5911 (рис. 72) предназначен для погрузки, перевозки п разгрузки контейнеров массой брутто 5 т и других тяжеловес ных грузов. Принципиальная конструктивная схема гидрокрана
Рис. 72. Автомобиль-самопогрузчик с краном модели 5911
179
5911 мало отличается от схемы крана 4902, за исключением пульта управления, который расположен .в задней части рамы с правой стороны автомобиля. В качестве базового автомобиля принят МАЗ-500, в связи с чем конструкция рамы крана выпол нена более прочной и приспособлена для монтажа на шасси дан ного автомобиля. Кроме того, вместо шестеренчатого насоса НШ-32 установлен насос НШ-50. Привод гидронасоса осуществ ляется через коробку отбора мощности от двигателя автомоби ля. В целях более компактного размещения стрелы в транспорт ном положении и обеспечения возможности разгрузки прицепов, боковые стойки портала выполнены изогнутыми.
Самопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров предста вляют собой полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 20—30 т с установленным в передней и задней частях рамы гру зоподъемными устройствами. Привод рабочих органов этих устройств, как правило, гидравлический или электрогидравлнческий с отбором мощности от двигателя седельного тягача или специального двигателя, установленного иа полуприцепе. Гру зоподъемные устройства выполнены в виде двух синхронно рабо тающих гидравлических консольных кранов одностороннего или двустороннего действия. Для обеспечения устойчивости п раз грузки ходовой части полуприцепа-самопогрузчика предусмат риваются боковые опоры (аутригеры), также имеющие гидро привод. Захват (застропка) крупнотоннажных контейнеров
Рис. 73. Полуприцеп-контейнеровоз с грузоподъемным устройством для круп нотоннажных контейнеров (ФРГ)
180
производится |
за |
нижние фитинги |
при помощи гибких стропов- |
с крюками |
или |
специальными |
замками, закрепленными на |
концах ветвей стропа.
Управление подъемным устройством осуществляется одним оператором при помощи переносного пульта сэлектрогидравлической системой привода. В транспортном положении крановое оборудование самопогрузчиков складывается и не выступает за габариты контейнера (рис. 73).
Такие самопогрузчики выпускаются в ФРГ. Их крановое оборудование грузоподъемностью 30 т выполнено передвигаю щимся вдоль ра.мы полуприцепа, что позволяет производить по грузку и разгрузку контейнеров различной длины и с любой сто роны, осуществлять перегрузку контейнеров с железнодорожной платформы на рядом стоящий обычный полуприцеп-контейнеро воз (или наоборот) производить штабелирование контейнеров в два яруса. Однако использование автопоезда с таким полуприце пом для автоперевозок груженых контейнеров весьма затрудни тельно из-за его большого веса (56 т ).
Автопоезда с полуприцепами-контейнеровозами, оборудо ванными устройствами для самопогрузки и саморазгрузки круп нотоннажных контейнеров, могут быть использованы и в СССР. Вместе с тем в настоящее время в нашей стране более пред почтительными являются полуприцепы-контейнеровозы с уст ройствами для самопогрузки грузоподъемностью 20 т для кон тейнеров типа УУК-20 или двух сочлененных с торцовых сторон контейнеров УУК-10.
Созданный за последнее время в ГДР полуприцеп-контей неровоз с устройством для самопогрузки грузоподъемностью20 т («Takraf») в основном отвечает требованиям эксплуатации на автотранспорте в СССР, и поэтому может быть использован на перевозках указанных контейнеров. При этом .надо учиты вать, что его крановое оборудование выполнено с односторонним
действием (самопогрузкой |
н саморазгрузкой с одной боковой |
стороны). |
г. в нашей стране конструкция полу |
Разработанная в 1972 |
прицепа-контейнеровоза грузоподъемностью 20 т позволяет осу ществлять самопогрузку и саморазгрузку контейнеров с двух боковых сторон. Полуприцеп этой модели предназначен для ра боты в комплекте с седельными тягачами с колесной формулой 6X4 (типа МАЗ-515). При отсутствии тягачей МАЗ-515 он мо жет быть также использован и с КрАЗ-258.
Подвижной состав общего назначения включает прежде все го автомобили и автопоезда следующих моделей: автомобили ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-500; автопоезда в составе автомобиля и прицепа: автомобиль ЗИЛ-130 с прицепом ЕБК-817, автомо биль МАЗ-500 с прицепом МАЗ-5243; автопоезда с седельным тягачом ЗИЛ-130 В-1 с полуприцепом ОдАЗ-885 и тягачом МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5245.
181