Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 64. Типы подвижного состава автомобильного транспорта для перевоз­ ки универсальных контейнеров

внутригородских и пригородных маршрутах. Если фактическая масса брутто перевозимых контейнеров ниже номинальной (что> часто встречается в практике эксплуатации), представляется возможным на полуприцепе А-402, несколько модернизирован­ ном, доставлять по три контейнера массой брутто 2,5 (3) т„ На автомобильном транспорте СССР этот полуприцеп-контейне­ ровоз получил массовое распространение.

Полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 10 т типа

ОдАЗ-885К или

НИИАТ А-707 предназначены для перевозок

в основном

стандартных среднетоннажных контейнеров.

УКК-2,5(3) иУУК-5, а также могут быть использованы для до­ ставки груженых и порожних стандартных крупнотоннажных контейнеров УУК-10 или груженных легковесными грузами УУК-20 на внутригородских и пригородных маршрутах. Полу­ прицепы-контейнеровозы этого класса (рис. 66) приспособленыдля работы с седельными автомобильными тягачами типа ЗИЛ130 В 1 или КАЗ-608А. Полуприцеп-контейнеровоз модели ОдАЗ-885К отличается от полуприцепа НИИАТ А707 в основном лишь тем, что первый из них смонтирован на одноосной, а вто­ рой — на двухосной тележке. Оба полуприцепа имеют безборто-

172

Рис. 66. Полуприцеп-контейнеровоз модели НИИАТ А-707

Рис. 67. П олуприцеп-контейнеровоз модели Ч М З АП-9985

вые платформы с устройством для фиксации контейнеров, основ­ ные и стояночные тормоза, опорные устройства.

Полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 20 т пред­ назначены для перевозки крупнотоннажных.контейнеровУУК-10 и УУК-20 на внутригородских, пригородных и междугородних маршрутах. На рис. 67 показам общий вид отечественного полу­ прицепа-контейнеровоза модели ЧМЗАП-9985. Рама этого полу­ прицепа сварная, без настила, с консольными балками для уста­

новки одного 20-тонного контейнера или двух 10-тонных.

На

концах балок смонтированы поворотные кулачковые устрой­

ства

для фиксации контейнеров. Тележка полуприцепа двухосная,

с рессорной подвеской балансирного типа. Полуприцеп имеет ос­ новной и стояночный тормоза, основное опорное устройство в ви­ де двух откидных телескопических опор с гидравлическим при­ водом от ручного насоса и дополнительные опоры в виде двух откидывающих стоек. Он приспособлен для работы с седель­ ным тягачом типа МАЗ-504ВП, имеющим двигатель ЯМЗ-238, шины размером 11.00—20 и низкорасположениое опорно-сцепное

устройство. Конструкция полуприцепа разработана

Челябин­

ским заводом автомобильных и тракторных прицепов.

 

Полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 30 т пред­ назначены для перевозки стандартных крупнотоннажных кон­

тейнеров УУК-30, а также УУК-20 (2

шт.) при условии их недо­

грузки.

 

В конструктивном отношении полуприцепы-контейнеровозы

грузоподъемностью 30 т отличаются

от полуприцепов грузо­

подъемностью 20 т увеличенной длиной, соответствующей длине одного контейнера массой брутто 30 т или двух контейнеров массой брутто 20 т (рис. 68). Такие полуприцепы могут быть ис­ пользованы только с седельными тягачами с колесной формулой

6X4 (типа МАЗ-515) или 6X2.

Во многих странах Западной Европы (Англия, Франция,

Швеция,

Голландия и др.) полуприцепы-контейнеровозы, исполь­

зуемые для перевозки

контейнеров типа 1А, выполнены, как

правило,

двухосными

(с учетом расстояния между осями свыше

Рис. 68. Полуприцеп-контейнеровоз грузоподъемностью 30 т

174


2000 мм). Такая конструкция обеспечивает грузоподъемность в пределах 27-—28 т и является приемлемой прежде всего пото­ му, что фактическая среднестатическая загрузка контейнеров значительно ниже их .номинальной массы брутто. Очевидно, что при создании отечественных полуприцепов-контейнеровозов по­ следнее обстоятельство также может быть учтено. Автомо­ бильная промышленность в настоящее время приступила к соз­ данию такого полуприцепа.

Краткая техническая характеристика отечественных полу­ прицепов-контейнеровозов приведена в табл. 31.

Таблица 31. Техническая характеристика полуприцепов-контейнеровозов

Модели полуприцепов-контейнеровозов

Параметры

ЦКБА402

ОдАЗ885К

НИИАТ- А-707

ЧМЗАП9985

ЧМЗАП9994

Грузоподъемность, т .......................................

5

10

10

20

27

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

 

длина ...........................................................

 

6950

6640

6500

6250

12 485

ш и р и н а

.......................................................

2418

2445

2435

2500

2 435

Погрузочная

высота, м м ...............................

795

1390

1365

1500

1565

Количество осей тележки, шт..........................

1

1

2

2

2

Собственная

масса, к г ...................................

1900

2740

2900

4010

4700-

В т о р а я г р у п п а специализированного подвижного соста­ ва состоит из различных типов автомобилей и автопоездов, обо­ рудованных устройствами для самопогрузки и саморазгрузки контейнеров. Применение таких автомобилей и автопоездов- (нередко называемых автомобилями-самопогрузчиками) вы­ звано тем, что содержание в пунктах с небольшим грузооборо­ том собственных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов- в большинстве случаев экономически неоправдано.

Автомобили-самопогрузчики эффективнее обычных автомо­

билей при перевозках грузов

на расстояния до 30 км и при объе­

ме погрузочно-разгрузочных

работ в конечных пунктах до­

ставки или отправки грузов до 20—25 т/смену. При этом, чем короче расстояние перевозки груза и чем меньше объем работ в конечных пунктах, тем применение автомобилей-самопогруз­ чиков является более эффективным.

Основные типы автомобилей-самопогрузчиков, созданные в нашей стране за последние годы для контейнерных перевозок,, могут быть отнесены к трем подгруппам: самопогрузчики для

175


малотоннажных контейнеров, самопогрузчики для среднетон­ нажных контейнеров и самопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров.

Самопогрузчики для малотоннажных контейнеров. В состав этой подгруппы входят различные автомобили-самопогрузчики, сконструированные на базе автомобилей средней грузоподъем­ ности (3—5 т) и предназначенные для доставки универсальных п специализированных автомобильных контейнеров 'массой брутто до 1,25 т преимущественно в прямом автомобильном сообщении. Наиболее распространенными из них являются ав­

томобили ЗИЛ-130 с консольным краном

модели 4030 и. Гру­

зоподъемность

крана на

максимальном

вылете

стрелы

(3500 мм) составляет 500 кг. Кран

установлен между кабиной

и платформой

автомобиля,

привод

крана

гидравлический от

насоса, смонтированного вместе с коробкой отбора мощности. На автомобиле-самопогрузчике модели 4903 (рис. 69) Львов­ ского ГСКБ гидравлический кран грузоподъемностью 1,25 т на вылете стрелы 3500 мм (или 1,00 т на вылете стрелы 4500 мм) размещен между кабиной и платформой грузового автомобиля ЗИЛ-130Г. Он состоит из вертикально установленной на спе­ циальной раме колонны и шарнирно закрепленной на ней стре­ ле, имеющей два звена: основание и хобот. Хобот (телескопи­ ческая часть стрелы) служит для перемещения груза вдоль стрелы. Подъем и складывание стрелы осуществляется при по­ мощи двух гидравлических цилиндров. Поворот стрелы (вместе с поворотной частью колонны к которой крепится стрела) про-

изводится от гидроцилиидров поворота и репки, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом на вертикальной стойке колон­

ны крана. Угол поворота стрелы 200°,

скорость поворота 1 —

3 об/мин; скорость подъема груза — до

15 об/мин; кран снаб­

жен опорами, имеющими гидравлический привод от общего на­ соса НШ-32. Давление в гидросистеме до 105 кг/см2. Пульт управления краном — с двух боковых сторон автомобиля.

Автомобиль-самопогрузчик с краном 4903 рекомендован для использования при перевозках прежде всего автомобильных кон­ тейнеров АУК-1, 25. Он может быть также применен на пере­ возках пакетированных грузов и других тяжеловесных грузов, допускающих транспортировку на открытом подвижном составе.

Аналогичное значение имеет автомобиль-самопогрузчик с пор­ тальным краном модели П-404. Этот самопогрузчик разрабо­ тай на базе автомобиля ГАЗ-53А (рис. 70). Кран выполнен в виде П-образной стрелы с механизмом вертикального подъема, смонтированной на опорном устройстве, установленном на плат­ форме автомобиля. Поворот стрелы обеспечивается двумя гидро­ цилиндрами двустороннего действия. Механизм вертикального подъема груза состоит также из двух гидроцилиидров с блока­ ми на концах штоков, размещенных в стойках портала, и блочно-тросовой системы. Для повышения устойчивости авто­ мобиля при выполнении погрузочно-разгрузочных операций предусмотрены опоры. Привод крана гидравлический с подачей рабочей жидкости от насоса НШ-32, работающего от коробки отбора мощности, установленной на коробке перемены передач.

ПГ

-4А-/

Лй-

Рис. 70. А втомобиль-сам опогрузчик модели Н И И А Т П -404


Максимальный вылет крюка от заднего борта кузова составля­ ет 1110 мм. Пульт управления краном расположен в задней части платформы автомобиля с левой стороны.

Для малотоннажных специальных контейнеров разработаны п другие типы автомобилей-самопогрузчиков, в том числе мо­ дели НИИАТ-А-216 п НИИАТ-А-217. В конструктивном отно­ шении эти два автомобиля-самопогрузчика имеют много обще­ го, поскольку в качестве грузоподъемного механизма у них предусмотрен один и тот же гидравлический консольный крап типа 4030. Оба самопогрузчика смонтированы на базе автомо­ биля ГАЗ-53А. Их отличие в том, что самопогрузчики имеют различное назначение в связи с приспособленностью к различным типам специальных контейнеров (НИИАТ-А-216 для контейне­ ров с хлебо-булочными изделиями, НИИАТ-А-217 для контейне­ ров с тарой).

Самопогрузчики для среднетоннажных контейнеров. Автомо­ биль-самопогрузчик с гидрокраном портального типа модели 4902 (рис. 71) предназначен для погрузки, перевозки и разгрузки контейнеров УУК-2,5 (3) и других тяжеловесных штучных гру­ зов. Крановое оборудование самопогрузчика смонтировано ,на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из рамы, П-образной стре­ лы с механизмом вертикального подъема, грузовой траверсы и гидравлической системы. Рама крана сварная коробчатого се­ чения и служит одновременно основанием для платформы с контейнером. К шасси автомобиля рама крана крепится стремян­ ками. В задней части рамы расположены две проушины для крепления стоек портала, которые сварены из листового мате­ риала и соединены в верхней части поперечиной трубчатого сече­ ния. На поперечине портала смонтирован механизм вертнкаль-

Рис. 7 ]. А втомобиль-сам опогрузчик с краном модели 4902

178

лого подъема груза, состоящий из гидроцилиндра с роликовым блоком на конце штока, одного углового блока, двух свободно качающихся блоков и двух грузовых канатов. Грузовые канаты одними концами неподвижно закреплены па стойках портала, а другими — на грузовой траверсе. При работе гпдроцилиндра его шток вместе с роликовым блоком перемещается горизонтально вдоль поперечины портала, при этом грузовые канаты поднимают или опускают грузовую траверсу вместе с подвешенным к пей грузом. Равномерное и параллельное пере­ мещение груза происходит за счет выдвижения штока гидроцилиндра с роликовым блоком, который перемещает оба каната на одну и ту же величину.

К грузовым траверсам на упорном подшипнике шарнирно подвешивается крестовина с расположенными на ее концах че­ тырьмя крюками, служащими для застропки груза. Ход крюков, обеспечиваемый механизмом вертикального подъема груза, со­ ставляет 1720 мм. Поворот портальной стрелы осуществляется при помощи двух гидроцилиндров двустороннего действия диа­ метром 125 мм и ходом поршня 1120 мм, что позволяет повора­ чивать портал на 120° в вертикальной плоскости. Скорость по­ ворота портала 0,5 об/мин. Для повышения устойчивости автомо­ биля при выполнении погрузочно-разгрузочных операций в конструкции предусмотрены гидравлические опоры. Пульт уп­ равления механизмом расположен в задней части рамы с левой стороны автомобиля.

Автомобиль-самопогрузчик с гидрокраиом портального типа модели 5911 (рис. 72) предназначен для погрузки, перевозки п разгрузки контейнеров массой брутто 5 т и других тяжеловес­ ных грузов. Принципиальная конструктивная схема гидрокрана

Рис. 72. Автомобиль-самопогрузчик с краном модели 5911

179


5911 мало отличается от схемы крана 4902, за исключением пульта управления, который расположен .в задней части рамы с правой стороны автомобиля. В качестве базового автомобиля принят МАЗ-500, в связи с чем конструкция рамы крана выпол­ нена более прочной и приспособлена для монтажа на шасси дан­ ного автомобиля. Кроме того, вместо шестеренчатого насоса НШ-32 установлен насос НШ-50. Привод гидронасоса осуществ­ ляется через коробку отбора мощности от двигателя автомоби­ ля. В целях более компактного размещения стрелы в транспорт­ ном положении и обеспечения возможности разгрузки прицепов, боковые стойки портала выполнены изогнутыми.

Самопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров предста­ вляют собой полуприцепы-контейнеровозы грузоподъемностью 20—30 т с установленным в передней и задней частях рамы гру­ зоподъемными устройствами. Привод рабочих органов этих устройств, как правило, гидравлический или электрогидравлнческий с отбором мощности от двигателя седельного тягача или специального двигателя, установленного иа полуприцепе. Гру­ зоподъемные устройства выполнены в виде двух синхронно рабо­ тающих гидравлических консольных кранов одностороннего или двустороннего действия. Для обеспечения устойчивости п раз­ грузки ходовой части полуприцепа-самопогрузчика предусмат­ риваются боковые опоры (аутригеры), также имеющие гидро­ привод. Захват (застропка) крупнотоннажных контейнеров

Рис. 73. Полуприцеп-контейнеровоз с грузоподъемным устройством для круп­ нотоннажных контейнеров (ФРГ)

180

производится

за

нижние фитинги

при помощи гибких стропов-

с крюками

или

специальными

замками, закрепленными на

концах ветвей стропа.

Управление подъемным устройством осуществляется одним оператором при помощи переносного пульта сэлектрогидравлической системой привода. В транспортном положении крановое оборудование самопогрузчиков складывается и не выступает за габариты контейнера (рис. 73).

Такие самопогрузчики выпускаются в ФРГ. Их крановое оборудование грузоподъемностью 30 т выполнено передвигаю­ щимся вдоль ра.мы полуприцепа, что позволяет производить по­ грузку и разгрузку контейнеров различной длины и с любой сто­ роны, осуществлять перегрузку контейнеров с железнодорожной платформы на рядом стоящий обычный полуприцеп-контейнеро­ воз (или наоборот) производить штабелирование контейнеров в два яруса. Однако использование автопоезда с таким полуприце­ пом для автоперевозок груженых контейнеров весьма затрудни­ тельно из-за его большого веса (56 т ).

Автопоезда с полуприцепами-контейнеровозами, оборудо­ ванными устройствами для самопогрузки и саморазгрузки круп­ нотоннажных контейнеров, могут быть использованы и в СССР. Вместе с тем в настоящее время в нашей стране более пред­ почтительными являются полуприцепы-контейнеровозы с уст­ ройствами для самопогрузки грузоподъемностью 20 т для кон­ тейнеров типа УУК-20 или двух сочлененных с торцовых сторон контейнеров УУК-10.

Созданный за последнее время в ГДР полуприцеп-контей­ неровоз с устройством для самопогрузки грузоподъемностью20 т («Takraf») в основном отвечает требованиям эксплуатации на автотранспорте в СССР, и поэтому может быть использован на перевозках указанных контейнеров. При этом .надо учиты­ вать, что его крановое оборудование выполнено с односторонним

действием (самопогрузкой

н саморазгрузкой с одной боковой

стороны).

г. в нашей стране конструкция полу­

Разработанная в 1972

прицепа-контейнеровоза грузоподъемностью 20 т позволяет осу­ ществлять самопогрузку и саморазгрузку контейнеров с двух боковых сторон. Полуприцеп этой модели предназначен для ра­ боты в комплекте с седельными тягачами с колесной формулой 6X4 (типа МАЗ-515). При отсутствии тягачей МАЗ-515 он мо­ жет быть также использован и с КрАЗ-258.

Подвижной состав общего назначения включает прежде все­ го автомобили и автопоезда следующих моделей: автомобили ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-500; автопоезда в составе автомобиля и прицепа: автомобиль ЗИЛ-130 с прицепом ЕБК-817, автомо­ биль МАЗ-500 с прицепом МАЗ-5243; автопоезда с седельным тягачом ЗИЛ-130 В-1 с полуприцепом ОдАЗ-885 и тягачом МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5245.

181