ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
контейнеров, для на,сыпных .грузов и др. Расчеты по универсаль ным контейнерам могут проводиться в условных единицах, на пример в 20-тониых контейнерах. При этом два 10-тонных контей нера равны одному 20-тоннОму, а один 30-тонный равен двум 20-тонным.
Соответственно для каждого типа контейнеров составляет ся необходимая информация по отчетным избыткам (недо статкам) .
Для получения результатов расчета по следующей форме составляется информация о стыковых пунктах:
Признак начала |
Клеточный номер станции |
Условный номер дороги |
|
|
02 |
15 |
02 |
— |
02 |
18 |
04 |
02 |
16 |
03 . |
|
|
03 |
11 |
05 |
|
03 |
05 |
06 |
В каждой строке приводится клеточный номер пункта п номер дороги, к которой он принадлежит. Информация о каж дом стыке начинается со строки с признаком «минус». Каж дый стык описывается номерами двух или трех пунктов, которые принадлежат разным дорогам и являются концами участков (дуг), соединяющих пункт, номер которого написан в строке с признаком «минус», с остальными. Таким образом, первый из приведенных стыков характеризуется участком Sij, соединяющим пункт i (02 15) с пунктом / (02 18). Если в результате расчета
получится, что алгебраический поток <7 i j > 0 , то дорога 02 |
сдает |
дороге 04 qa контейнеров. Если же получится, что q a < .0, |
доро |
га 04 сдает дороге 02 |<7,j| контейнеров.
Особенности расчета по сложным стыкам. Несколько слож нее проводится вычисление передачи в случае стыка в одном пункте трех дорог. Так, второй стык характеризуется участка
ми Sij и Sih, где i — 02 16, / — 03 1J_, k — 03 05. |
|
|||
Если произведение потоков |
q ^ - q ^ ^ O , |
то |
расчет |
произво |
дится так, как это было бы при двух стыках: |
первого с участ |
|||
ком Sij и второго с участком Sm. Если же |
qa-qih<0, |
то оп |
||
ределяется участок с большим по абсолютной |
величине пото |
|||
ком. Пусть для определенности |
это будет |
участок Бц. Тогда |
расчет производится снова для двух стыков: для стыка с уча стком с потоком (qij+qik) и для стыка с участком, фиктивно вводимым Sjk с потоком qut. Например, если для второго сты ка будет получено qij, равное 100, qut, равное 40, то получим (qa+qih) = 6 0 и дорога 03 сдает дороге 05 60 контейнеров.
307
Далее, рассматривая фиктивный участок S i/t с потоком qut, равным — 40, получим, что по этому же стыку дорога 06 сдает дороге 05 сорок контейнеров.
В случае если стыки не совпадают с контейнерными пунк тами, может потребоваться введение в транспортную сеть фик тивных вершин.
3. Специализированные ускоренные контейнерные поезда
Развитая контейнерная транспортная система предполагает курсирование специальных контейнерных поездов, связывающих между собой крупные центры зарождения и пога шения контейнеропотоков.
Контейнерный поезд — это сквозной грузовой поезд, сформи рованный на станции погрузки и следующий без переформирова ния до станции выгрузки или расформирования. Неправильно называть контейнерными поездами (а это иногда имеет место) группы вагонов с контейнерами одного назначения, включенны
ми в обычные грузовые поезда, которые |
следуют до места |
на |
|
значения с переработкой |
на попутных |
сортировочных |
стан |
циях. |
позволяют: снижать сроки доставки |
||
Контейнерные поезда |
контейнерных грузов, перевозимых железнодорожным транспор том; увеличивать работу контейнеров и вагонов за счет сокра щения их оборота; уменьшать объем сортировки на станциях. Перевозка контейнеров в сквозных поездах до мест назначения исключает переработку на сортировочных станциях, следова тельно, и возникновение больших динамических нагрузок, а с этим связано повышение сохранности грузов п контейнеров, осо бенно крупнотоннажных.
Пункты формирования контейнерных поездов размещаются главным образом в крупных промышленных центрах и морских портах, связанных с международными перевозками.
Конечными станциями контейнерных сквозных поездов, т. е. станциями расформирования, могут быть как грузовые станции крупного промышленного центра с расположенными на ней пун ктами переработки контейнеров, так и любая сортировочная станция. Прием контейнерного поезда непосредственно с линии на грузовую станцию может осуществляться, если, во-первых, на нее возможен вообще прием поездов с поездными локомотивами (тупиковые станции нередко не имеют, например, контактной се ти для электровозов) и, во-вторых, поезд не требует сортировки, т. е. он одногруппный. Во всех остальных случаях контейнерный
308
поезд должен приниматься иа сортировочную станцию, ближай шую к контейнерному пункту. При этом, если он одногруппный. то в полном составе без сортировки передается на контейнер ный пункт, а если многогруппный, то пропускается через сорти ровочную систему. Таким образом, сквозные контейнерные поезда во всех случаях являются отправительскими специализи рованными маршрутами, следующими па одну станцию назна чения пли иа участок сети с распылением на сортировочной станции.
Курсировать без переработки контейнерные поезда могут между: крупными промышленными центрами (например, Мос ква—Ленинград, Москва—Свердловск и др.); крупным промыш ленным центром и портом . (например, Москва—Одесса, Таш кент—Ленинград); крупными морскими портами (например, Ле нинград—Находка, Ленинград—Одесса); крупным промышлен ным центром и сортировочной станцией (например, .Москва— Арысь, Москва-—Батайск и т. д .); крупным морским портом и сортировочной станцией (например, Находка—Орехово-Зуево, Ленинград—Батайск).
В последних двух случаях контейнерные поезда могут следо вать только в одном направлении, так как формирование поезда с нескольких грузовых станций, для отправления в порт или узел очень сложно и нерентабельно.
Обращение контейнерных поездов может быть организована по принципу обычных грузовых поездов или как кольцевых мар шрутов, когда за составом закреплены определенные вагоны. Та кой кольцевой контейнерный маршрут, первый в нашей стране, курсирует по твердому расписанию с 1970 г. между Москвой и Ленинградом. Сформирован он из 18 полувагонов (180 контей неров массой брутто 3 т). Движение осуществляется 2—3 раза в неделю по специально проложенной в графике нитке со скорос тью сквозного грузового поезда. Исключение переработки ваго нов иа сортировочных станциях Ленинград-Сортировочный Московский и Ховрино позволило сократить время следования поезда почти на 13 ч. Экономический эффект от перевозки среднетоннажных контейнеров специальными поездами, полученный главным образом за счет ускорения оборота контейнеров и ваго нов, составил 378 тыс. руб. в год1.
С 1972 г. на этом же направлении было организовано обра щение один раз в неделю контейнерного поезда с крупнотоннаж ными контейнерами, погруженными на 20 специализированных платформ. Масса поезда брутто составила около 1000 т.
В настоящее время организовано обращение контейнерных маршрутов один раз в 10—15 дней с экспортно-импортными гру зами на направлениях Москва—Варшава—Берлин и Москва—
1 По данным ЛИИЖТа.
309
Прага. Для повышения рентабельности перевозок эти маршруты в значительной степени пополняются обычными грузовыми ваго нами до полной длины или веса поезда.
Большой интерес в организационно-техническом отношении представляет доставка за сокращенные сроки транзитных круп нотоннажных контейнеров из Японии в Западную Европу и об ратно с пропуском по транссибирской магистрали. На таком большом расстоянии (от Москвы до Владивостока около 10 тыс. км) вагоны с контейнерами, включенные в обычные грузовые по езда, попадают в сортировку около десяти раз и в связи с этим значительное время находятся в пути. Опыт эксплуатации на этом направлении специального контейнерного поезда показал, что время движения вагона сокращается на 7—8 суток.
Контейнерный поезд формируется в порту из 50 четырехос ных платформ (100 контейнеров массой брутто 20 т) и следует с маршрутной скоростью до 1300 км в сутки. В поезд включены контейнеры, следующие из Японии в страны Европы. На ко нечном участке пути по СССР они идут разными направлениями. Поэтому поезд курсирует от порта до сортировочной станции и расформировывается на ст. Орехово-Зуево. Обратный коитейнеропоток из стран Западной Европы в Японию концентрированно поступает судами-контейнеровозами в Ленинградский порт. Это дало возможность организовать движение ускоренного контей нерного поезда между портами Ленинграда и Дальнего Востока.
Организация подвоза контейнеров специализированными по ездами в морские и речные порты к определенному рейсу суднаконтейнеровоза, а также вывоза прибывших с таким судном кон тейнеров в глубь страны требует согласованной работы всех зве ньев железнодорожного и морского транспорта — участников единой контейнерной транспортной системы страны.
Основное преимущество, которое при правильной организа ции работы дает введение в обращение специальных сквозных контейнерных поездов, — это сокращение сроков доставки по требителю контейнерных грузов. Получить его можно главным образом за счет проследования поездом без переработки сорти ровочных станций, на которых по действующему плану формиро вания производится расформирование поездов. В среднем на каждой такой станции достигается экономия времени около 5 ч на вагон. Экономия .вагоно-часов будет тем больше, чем больше
поезд проследует станций без переработки. |
Считать экономию |
.вагоно-часов в зависимости от расстояния |
следования поезда |
нельзя, так как на отдельных направлениях грузовые поезда сле дуют без переработки 2,5—3 тыс. км. Некоторое уменьшение вре мени доставки вагона с контейнерами в специальном поезде до места назначения можно получить также за счет сокращения ■стоянок на технических станциях, предназначенных для осмотра вагонов, смены локомотивов и бригад, а также использования «оптимальной графиковой нитки, т. е. минимального количества и
•310
продолжительности стоянок поездоы па промежуточных станци ях под обгоном, скрещением и т. д. Анализ графиков движения поездов показывает, что по этим соображениям контейнерный по езд лучше всего отправлять вечером вслед за пассажирским. При определенном весе и длине он может выдерживать скорость пассажирского поезда и доставлять контейнеры на пункт назна чения в кратчайшие сроки. Вечернее время отправления контей нерного поезда удобно еще и тем, что все завезенные и погру женные днем контейнеры могут быть с ним отправлены.
В общем виде условие назначения контейнерного поезда на любое направление, т. е. выделение отправительского маршрута с контейнерными грузами из общего вагонопотока этого назна чения, определяется (в соответствии с инструктивными указания ми организации вагонопотоков) неравенством
С»к — (± Св„) — (± Сын) — Спер — (± Сов) — ( ± С МВ) > О,
где Сок — экономия в пути следования от пропуска маршрутов без переработки через сортировочные и участковые станции;
Сип — дополнительные затраты (+ ) или экономия (—) на накопление груженых вагонов на станции погрузки,, возникающие при организации маршрутов по срав нению с немаршрутной погрузкой;
См,, — то же на маневровую работу на .станции погрузки;
Спер — затраты, связанные |
с переломами веса |
или длины |
|
маршрутов; |
|
или экономия (—) на |
|
Свв — дополнительные затраты (+ ) |
|||
простое груженых |
вагонов |
на станции |
выгрузки |
маршрутов; Смв — то же на маневровую работу на станции выгрузки.
Все слагаемые принимаются в приведенных вагоно-часах груженых вагонов.
Проведенные ЦНИИ МПС расчеты суммарного сокращения времени движения вагонов с контейнерами от станции отправле ния до станЦим назначения в контейнерном поезде в сопоставле нии с движением в грузовых поездах по действующему плану формирования показали, что даже в условиях наличия сквозных грузовых поездов на плече 2—3 тыс. км оно может достигатьболее двух суток. Так, время движения вагона за счет организа
ции контейнерного поезда может быть сокращено: |
из Москвы в- |
|||
Новосибирск — на 59 ч, из Москвы |
в |
Свердловск |
и Ташкент ц |
|
из Ленинграда в Одессу — на 45 ч, |
из |
Москвы |
в |
Одессу и Ри |
гу — на 35 ч и т. д. |
|
|
контейнернымгг |
|
Из формулы видно, что специальный поезд с |
грузами целесообразно назначать, если экономия времени его. следования по сравнению с немаршрутной отправкой вагонов бу дет, по крайней мере, не меньше дополнительных затрат време ни. Возникают эти дополнительные затраты времени при назна-
3 1 L