Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перемещения контейнеров, но и от организации работы на кон­ тейнерной базе. При этом важная роль отводится причальному перегружателю.

Одной из .прогрессивных форм работы контейнероперегружателя является совмещение операций по погрузке и выгрузке кон­ тейнеров в одном цикле крана. В этом случае технология рабо­ ты крана строится следующим образом: одиночным циклом ра­ боты крина снимают палубные контейнеры, размещенные на од­ ном или двух люковых закрытиях. Затем с помощью крана сни­ мают крышку люка и ставят ее на причал, если для этого отве­ дено место, или переносят ее на соседний люк, предварительно освободив его от контейнеров. После этого освобождают одиночным циклом одну из ячеек трюма на всю ее глубину. Затем забирают с причала контейнер, подлежащий от­ правлению, и устанавливают его на двойное дно освобожденной ячейки. После установки контейнера на судно из соседней ячей­ ки забирают прибывший контейнер и т. д., т. е. за один цикл крана перегружают два контейнера одновременно, « таким обра­ зом работают до освобождения последней ячейки, которую заполняют контейнерами по отправлению одиночным цик­ лом.

Такая система работы крана позволяет резко повысить произ­ водительность причального перегружателя, но требует четкой организации работы промежуточного транспорта по подвозу и вывозу контейнеров к перегружателю и предварительной работы по сортировке контейнеров до прихода судна.

При этом операции по обработке автомобильного и железно­ дорожного подвижного состава магистральных видов транспор­ та осуществляются во всех рассмотренных схемах независимо от обработки судна.

Выгружаемые с судна контейнеры промежуточным транспор­ том подаются непосредственно в зону передачи на магистраль­ ные виды транспорта или устанавливаются в складской зоне.

Крановая обработка железнодорожного подвижного состава также организуется по совмещенному циклу, для чего с помо­ щью промежуточного транспорта перед .подачей вагонов готовят­ ся контейнеры, подлежащие отправлению по железной дороге, и устанавливаются в зоне передачи на наземные виды транспорта.

Для выгрузки груза из контейнера в порту или для его напол­ нения контейнер может быть подан непосредственно в зону опе­ ративного склада. Пропуокная способность контейнерной базы во многом зависит от емкости складов.

При этом работа склада должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить сортировку контейнеров по назначе­ нию, виду и массе. Эти операции производятся постоянно, одна­ ко более интенсивно в период спада в обработке транспортных средств, с тем чтобы сократить продолжительность других опе­ раций.

337


При небольшом объеме работы контейнерного (причала воз­ можна технологическая схема механизации с одним перегружа­ телем без складских машин. При этом оклад образуется под ты­ ловой консолыо перегружателя, а железнодорожный и автомо­ бильный .подвижной состав обрабатываются перегружателем в период отсутствия судна с контейнерами. Емкость склада мож­ но увеличить при дополнении данной схемы автоконтейнеровоза- ми-штабелерамн. Однако обработка железнодорожного подвиж­ ного состава, также как и в предыдущем случае, производится в зависимости от обработки судна. Указанные схемы рекоменду­ ются ЦНИИЭВТом для грузооборота речных портоЕ за навига­ цию до 100—120 тыс. т (первая) и 100—400 тыс. т (вторая).

При больших объемах перевалки контейнеров с воды на же­ лезную дорогу рекомендуется железнодорожный фронт работ размещать в тылу контейнерной базы с целью обеспечения не­ зависимости обработки судов и вагонов. При этом складские площадки размещаются между лрикордонным и железнодорож­ ным фронтом работы. В данных схемах рекомендуется относить в тыл п обработку автотранспорта.

При этом железнодорожные платформы целесообразно обра­ батывать консольными козловыми кранами на рельсовом ходу. Под пролетом крана в зависимости от размеров склада рекомен­ дуется уложить два-три железнодорожных пути.

За пределами железнодорожных путей располагается опера­ тивный склад с площадкой для хранения порожних контейнеров при погрузке или разгрузке контейнеров в порту.

Учитывая, что прямой вариант перегрузки контейнеров «ва- гон-судно-вагон» в данном случае неэффективен и нецелесообра­ зен из-за сложности обработки информации и документации, не­ обходимости сортировки вагонов перед подачей к перегружате­ лю п т. д., железнодорожные пути под причальным перегружате­ лем не укладывают.

В качестве складского транспорта рекомендуются порталь­ ные погрузчики в количестве от трех до четырех на одну меха­ низированную линию с двух- и трехкратным подъемом контейне­ ров. В этом случае достигается наибольшая маневренность и гиб­ кость схемы механизации и наибольшая эффективность работы причальных перегружателей и козловых кранов, так как опера­ ции по захвату,, перемещению контейнеров между местами сбо­ ра и складирования, а также само складирование осуществляют­ ся без .помощи кранов.

Портальные погрузчики имеют высокие рабочие скорости, обеопечивают использование складских площадей с хорошей до­ ступностью к каждому контейнеру. Особое их преимущество заключается в приспособляемости к изменяющимся формам ор­ ганизации работ на контейнерных базах. Даже в условиях соз­ дания автоматизированных терминалов они необходимы для про­ ведения экстренных и вспомогательных работ.

338


Рассматриваемая технологическая схема обработки крупно­ тоннажных контейнеров рекомендуется в качестве первого этапа па контейнерных базах морских портов СССР и крупных контей­ нерных пунктов речного транспорта в портах Осетрово п Красно­ ярск.

Таким образом, в развитии технологии перегрузки контейне­ ров в морских портах можно проследить три основных этапа, связанных с увеличением объемов перевозки контейнеров, кон­ центрации грузопотоков на отдельных линиях и направлениях, ростом грузоподъемности и увеличением стоимости специализи­ рованного контейиеровозного флота.

Первый этап развития портовой технологии характеризует начальный период внедрения контейнерных перевозок, когда гру­ зопотоки малы, при этом попользуются или обычные универсаль­

ные суда

или суда

грузовместимостью до

200 контейнеров

типа 1C.

На этом этапе обработка судов,

а в ряде случаев

и наземных видов

транспорта ведется

портальными кра­

нами ,с крюковым захватом на неспециализированных причалах, на которых, «роме операций с контейнерами, производится пере­ грузка других грузов, тяжеловесов, пакетов и т. д. Для ускорения перегрузочных операций применяются различные модификации кранов, оборудование их специальными захватными рамами с полуавтоматической и автоматической системой захвата контей­ неров. Указанная схема механизации останется и на ближай­ шую перспективу в качестве основной на причалах ряда портов, обслуживающих фидерные линии.

На втором этапе предусматривается переработка контейне­ ров на специализированных контейнерных базах, оборудованных специальными причальными «ранами-перегружателями с гори­ зонтальной системой хранения контейнеров. В качестве склад­ ского транспорта для перемещения, сортировки и складирования контейнеров используются различные машины на пневмоходу (вилочные и портальные погрузчики, автоконтейнеровозы и коз­ ловые краны на пневмоходу). При этом в тылу обработка на­ земных видов транспорта может осуществляться козловыми кра­

нами на

рельсовом ходу. Указанная схема механизации

пред­

назначена

осуществлять обработку в основном судов

первого

ивторого поколения с развитой системой грузопотоков. При об­ служивании контейнеровозов третьего поколения становится не­ обходимым в целях ускорения их обработки проводить автома­ тизацию некоторых элементов цикла причального перегружателя

искладского транспорта.

Третий этап характеризуется заменой внутрискладского транспорта на пневмоходу, непрерывными рельсовыми пли дру­ гими конвейерными системами для перемещения контейнеров между причальными перегружателями и складами. При этом с целью сокращения складской площади предусматривается мно­ гоярусное хранение контейнеров или применение автоматизиро­

339


ванных многоэтажных стеллажных складов. Полная автомати­ зация работы контейнерной базы позволит резко повысить ее пропускную способность, снизить стоимость переработки контей­ неров и обеспечить высокоскоростную обработку судов-контей­ неровозов с коптейнеровместимостыо 1800 и более контейнеров.

Имеются проекты использования безрельсового транспорта для внутрнскладского перемещения с помощью тележек грузо­ подъемностью 40 т, рассчитанных на перемещение двух контей­ неров типа 1C.

В целях более полного использования складской площади тележки оборудованы поворотными колесами. Передние «на­ правляющие» колеса, на которые опирается телескопическое дышло, несут катушки для ощупывания магнитного поля и фар­ тук, предотвращающий наезды на препятствия. Такие средства транспорта, хотя и значительно меньшего размера, уже сегод­ ня используются на различных складских перевозках.

Краны для штабелирования контейнеров на складе могут обеспечить хорошее использование складской площади путем ук­ ладки контейнеров до 3—5 ярусов. Однако при разветвленном контейнеропотоке выдача любого.контейнера со склада связана с проведением дополнительной сортировочной работы. Кроме того, укладка на таком складе даже в два яруса порожних контей­ неров вызывает опасность их опрокидывания в результате вет­ ровой нагрузки.

Применение вертикального хранения контейнеров с конвей­ ерными системами для перемещения контейнеров между прича­

лом и складом создает условия

для

полной автоматизации

работы контейнерной базы с высокой

пропускной способ­

ностью.

судов

коптейнеровместимостыо

При переходе к обработке

1800 и более контейнеров, когда на причале базы будет скапли­ ваться до б—9 тыс. контейнеров одновременно, горизонтальная система хранения потребует значительных складских площадей, что приведет к увеличению расстояний перевозок контейнеров безрельсовыми видами транспорта внутри базы, а это в свою очередь потребует резкого роста числа машин, обслуживающих контейнерную базу.

В перспективе на крупных морских контейнерных базах, об­ служивающих контейнерные суда на 1800 и более контейнеров, предполагается осуществить переход на вертикальную систему хранения в специальных многоэтажных складах с полной авто­ матизацией обработки транспортных оредств и складских опе­ раций.

На речном транспорте горизонтальная система хранения кон­ тейнеров с применением складских машин на пневмоходу оста­ нется в качестве основной технологической схемы на ближай­ шую и более отдаленную перспективу.

340


3. Технология применения специализированных контейнеров на промышленном транспорте

В общем объеме перевозок индустриальных гру­ зов в специализированных контейнерах концентраты руд цвет­ ных металлов составляют более 60%. Их транспортировка осу­ ществляется в контейнерах трех типов: Гипроцветмета, Гипроникеля и ВНИИПТМАШа (СК-2-2).

Предлагаемые схемы механизации и оборудование к ним выбраны с учетом производства погрузочно-разгрузочных работ как с намечаемыми к внедрению контейнерами нового типа, мас­ сой брутто 10 т, так и с находящимися в настоящее время в об­ ращении контейнерами массой брутто 5 т, которые будут ис­ пользоваться еще длительный период на предприятиях цветной металлургии малой и средней мощности.

В пункте отправления (рис. 128) на обогатительной фабри­ ке заполнение контейнеров свинцовоцииковым концентратом осу­ ществляется ленточными питателями с шириной ленты 1000 мм, которые загружаются посредством мостовых грейферных кра­ нов грузоподъемностью 15 т через стационарные загрузочные воронки. Краны оборудуются грейферами тяжелого типа емко-

Рис. 128. Отправной склад концентратов:

/ — грейферный мостовой кран; 2 — мостовой кран; 3 — контейнер для концентрата; 4 — питатель ленточный

341