Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На перевозку грузов в универсальных контейнерах установ­ лен единый тариф независимо от рода и веса груза в контей­ нере. Возможность введения единого тарифа определялась тем, что расходы до начально-конечной операции, приходящиеся на один контейнер, мало зависят от загрузки контейнера, а расхо­ ды по движенческой операции, приходящиеся на 1 контейне- ро-км, в диапазоне фактического изменения нагрузки контейне­ ра грузами разного объемного веса изменяются незначительно.

В существующих железнодорожных тарифах полностью осуществлено выравнивание рентабельности по расстояниям перевозки. При построении тарифов на двухставочной основе обеспечивается равенство рентабельности по начально-конечным

идвиженческим операциям.

Врезультате выравнивания рентабельности перевозок по расстояниям повышаются тарифы на перевозки на короткие расстояния, что создает условия для экономически обоснова,нного распределения перевозок грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом. Двухставочная основа в построе­ нии тарифов создает благоприятные возможности для механи­ зации и автоматизации процесса исчисления провозных плат и централизации 'расчетов.

Все эти изменения, внесенные в железнодорожные тарифы на контейнерные перевозки, имеют цель ликвидировать необосно­ ванное различие в рентабельности перевозок отдельных видов грузов; приблизить тарифы к издержкам на перевозки; рацио­

нализировать

транспортные

связи и обеспечить

экономически

обоснованное

распределение перевозок грузов

между видами

транспорта; улучшить использование всех

транспортных

средств.

 

железнодорожным

транспортом в

На перевозки грузов

3-тонных универсальных контейнерах вместо 33 тарифных схем установлена единая для всех грузов тарифная схема со ставка­ ми 612,77 коп. на 1 контейнер по начально-конечной операции и 1,416 коп. на 1 контейнеро-км по движенческой операции. Рас­ четная весовая норма на 3-тонный контейнер 1,75 т. Расчет плат за перевозку грузов в универсальных 5-тонных контейнерах про­ изводится по той же схеме за расчетную весовую норму 3,5 т, т. е. приведенные ставки на 1 контейнер и 1 контейнеро-км удва­ иваются.

С 1 июля 1972 г. на железнодорожном транспорте введены тарифы на перевозки грузов в универсальных контейнерах мас­ сой брутто 20 т с уровнем рентабельности 60% к себестоимости. Тариф установлен, исходя из ставок 2387 коп. на 1 контей­ нер за начально-конечную операцию и 4,883 коп. на 1 контейне­ ро-км за движенческую операцию. Расчетная норма загрузки 20-тонного контейнера принята равной 11 т.

За производство погрузочно-разгрузочных работ с гружены­ ми и порожними контейнерами установлены ставки сбора: на

370


контейнер грузоподъемностью 3 и 5 т — 30 коп. за контейнерооперацию, на контейнер грузоподъемностью 20 т — 2 руб.

За перевозку грузов в специализированных контейнерах гру­ зовладельцев комплектами на платформе провозная плата взи­ мается по вагонному тарифу перевозимого груза; при предъ­ явлении к перевозке грузов в одиночных контейнерах провоз­ ная плата взимается за действительный вес груза брутто по. тарифу мелких отправок. За перевозку порожних специализиро­ ванных контейнеров в .комплекте и одиночных плата исчисляет­ ся по специальным схемам тарифов на повагонные и мелкие отправки.

За погрузочно-разгрузочные работы со специализированны­ ми контейнерами сбор взимается в размере 13 коп. за тоннооперацпю (считая вес контейнера брутто).

На морском транспорте тарифы на контейнерные перевозки имеют свои особенности. Для определения провозных плат ус­ тановлена система тарифов, предусматривающая разделение тарифных ставок на две составные части: ставка, возмещающая расходы по движенческой операции (на 1 тонно-милю); ставка,, возмещающая расходы по стояночной операции (на 1 т).

Для определения размера ставки по движенческой опера­ ции все сухогрузы в зависимости от погрузочного объема сгруп­ пированы в четырнадцать классов, а для определения размера: ставки по стояночной операции в зависимости от установленных норм грузовых работ — в шестнадцать групп.

Ставки по движенческой операции установлены для каждого морского бассейна, а по стояночной операции дифференцирова­ ны в пределах бассейнов по группам портов.

Ввиду различия норм грузовых работ, установленных на по­ грузку п разгрузку судов, принята дифференциация ставок стоя­ ночных операций по вариантам работ (погрузка и выгрузка).

При перевозке грузов в контейнерах провозная плата рас­ считывается исходя из номинальной грузоподъемности контей­ нера независимо от рода и фактического количества груза в контейнере. При перевозке порожних контейнеров провозную плату взимают за действительный вес (тару) контейнера.

На погрузочно-разгрузочные операции с гружеными контей­ нерами на морском транспорте установлены ставки сбора за контейнерооперацию в размере 2—3 руб. за 3- и 5-тонные контей­ неры и 25—20 руб. за 20-тонный контейнер для портов I и II категорий. По порожним контейнерам эти ставки составляют 1,5—2 руб. и 4—5 руб. за контейнерооперацию с контейнерами грузоподъемностью соответственно! 3—5 т и 20 т.

На речном транспорте действуют два вида тарифов, цент­ рализованные на внутренних водных путях, эксплуатируемых Министерством речного флота РСФСР, управлениями речного транспорта союзных республик, а также Министерством мор­ ского флота СССР, и местные тарифы на перевозки, .выполняе­

ч13*371



мые флотом управлений (отделов) речного транспорта союзных республик по малым рекам.

В централизованных тарифах речного транспорта за пере­ возки грузов в универсальных контейнерах, принадлежащих транспорту или грузовладельцу, плата рассчитывается в целом за контейнер по схемам, установленным для соответствующих пароходств независимо от фактического количества и наимено­ вания груза, погруженного в контейнер.

Провозная плата рассчитывается так же, как и на других

видах транспорта, по

двухставочной основе — по

ставкам с

тонны и тонно-км.

 

 

Провозная плата установлена на контейнеры грузоподъем­

ностью 3 и 20 т. При

перевозке груза в 5-тонном

контейнере

плата, установленная для контейнера грузоподъемностью 3 т, удваивается. На автомобильном транспорте плата за перевозку различных грузов, в том числе в контейнерах, зависит от рас­ стояния и класса грузов, определенного с учетом использования грузоподъемности автомобиля. Всего насчитывается пять клас­ сов.

Провозная плата определяется путем умножения потомной ставки, дифференцированной по поясам дальности, по тарифу

того класса, к которому данный

груз отнесен, на количество

тонн перевозимого груза.

универсальных контейнеров

Тариф на перевозку груженых

взимается из расчета их номинальной грузоподъемности и мас­ сы, т. е. за массу брутто; порожних контейнеров — за их факти­ ческий вес. Плата за механизированную погрузку или разгрузку контейнера берется в размере 30 коп. за контейнерооперацию с 3- и 5-тонным контейнером и в размере 1,6 руб. за контейнерооперацию с 20-тонным контейнером. Единые тарифы дифференцированы по районам страны с учетом поясных по­ правочных коэффициентов.

Организация работы отдельных видов транспорта в значи­ тельной степени осуществляется по единому плану и на основе единых технологических процессов. Вместе с тем возникает по­ требность также и в финансовой координации, т. е. в установле­ нии взаимосогласованной системы тарифов, стимулирующих ис­ пользование наиболее экономичных видов транспорта и спосо­ бов доставки грузов. Как известно, в настоящее время для по­ ощрения смешанных перевозок предусмотрена скидка с провоз­ ной платы за железнодорожную часть пути в размере 30%, а плата за водную часть пути рассчитывается за железнодорож­ ное кратчайшее расстояние и также со скидкой.

Организация .перевозок грузов в контейнерах по сквозной схеме доставки «от двери до двери» создает необходимые пред­ посылки для формирования тарифов на всю технологическую схему. В основе расчета провозных плат на доставку должна лежать система унифицированных тарифов за перевозку н все

372


виды услуг, предоставляемые грузоотправителю и грузополуча­ телю видами транспорта. Уровень тарифа призван отражать реальное сокращение издержек от развития бесперегрузочных перевозок.

Система построения тарифов иа перевозку «от двери до две­ ри» должна быть достаточно гибкой, чтобы в полной мере учесть все особенности перевозок, род и количество предостав­ ляемых услуг.

Кроме того, необходимо учитывать, что тарифы, играя важ­ ную роль при оптимизации размещения производства и планиро­ вании транспортно-экономических связей, тем самым способству­ ют в том числе и рациональному распределению контейнерных перевозок грузов между отдельными видами транспорта..

Глава XVIII. ТЕХНИКО-ЭКОНОМПЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

1. Основные положения

Развитие контейнерной транспортной системы должно основываться на детальных технико-экономических рас­ четах. Эти расчеты, позволяющие установить эффективность по конкретным видам транспортируемой в контейнерах продук­ ции, выявить рациональные контейнеропотоки между промыш­ ленными предприятиями, железнодорожными станциями, автостанциями, морскими и речными портами, определить по­ требность в технических средствах (в подвижном составе, меха­ низации, постоянных устройствах на предприятиях и транспор­ те), обычно являются весьма сложными и многовариантными. Pix результаты зависят от различных факторов, отражающих организационную, технологическую, техническую и экономиче­ скую стороны деятельности контейнерной транспортной системы в целом и ее отдельных взаимосвязанных звеньев — промыш­ ленных и сельскохозяйственных предприятий, снабженческосбытовых баз министерств и ведомств, промышленного и маги­ стральных видов транспорта.

Методика технико-экономической оценки эффективности контейнерных перевозок должна отражать транспортные затра­ ты при доставке грузов от предприятий-поставщиков до пред­ приятий-потребителей. При расчетах необходимо производить

сравнение обычного (применяемого)

способа перевозки мелких

и повагонных отправок со способом

перевозки

грузов

в контей­

нерах различных типов массой брутто 2,5(3),

5, 10,

20 т и бо­

лее в условиях существующего и перспективного подвижного состава различных видов транспорта, перевозки грузов в контей­

нерах на поддонах

(в пакетированном виде) и без них, в тран­

спортной таре и в первичной ( заводской) упаковке.

При сравнении

и оценке способов (вариантов) исследует­

ся влияние на эффективность перевозок статических нагрузок контейнеров, платформ, крытых вагонов и другого подвижного состава. При этом статические нагрузки устанавливаются в тоннах груза нетто, исключая транспортную тару (при пере­ возке грузов в крытых вагонах, автомобилях, судах) и тару комплекта контейнеров, размещаемых на железнодорожных платформах (автомобилях). Кроме того, при доставке грузов в пакетированном виде из общей массы исключается масса под­ донов. Учитываются также: дальность перевозки грузов, пока­ затели использования подвижного состава, технология погруз-

374