ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
На перевозку грузов в универсальных контейнерах установ лен единый тариф независимо от рода и веса груза в контей нере. Возможность введения единого тарифа определялась тем, что расходы до начально-конечной операции, приходящиеся на один контейнер, мало зависят от загрузки контейнера, а расхо ды по движенческой операции, приходящиеся на 1 контейне- ро-км, в диапазоне фактического изменения нагрузки контейне ра грузами разного объемного веса изменяются незначительно.
В существующих железнодорожных тарифах полностью осуществлено выравнивание рентабельности по расстояниям перевозки. При построении тарифов на двухставочной основе обеспечивается равенство рентабельности по начально-конечным
идвиженческим операциям.
Врезультате выравнивания рентабельности перевозок по расстояниям повышаются тарифы на перевозки на короткие расстояния, что создает условия для экономически обоснова,нного распределения перевозок грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом. Двухставочная основа в построе нии тарифов создает благоприятные возможности для механи зации и автоматизации процесса исчисления провозных плат и централизации 'расчетов.
Все эти изменения, внесенные в железнодорожные тарифы на контейнерные перевозки, имеют цель ликвидировать необосно ванное различие в рентабельности перевозок отдельных видов грузов; приблизить тарифы к издержкам на перевозки; рацио
нализировать |
транспортные |
связи и обеспечить |
экономически |
обоснованное |
распределение перевозок грузов |
между видами |
|
транспорта; улучшить использование всех |
транспортных |
||
средств. |
|
железнодорожным |
транспортом в |
На перевозки грузов |
3-тонных универсальных контейнерах вместо 33 тарифных схем установлена единая для всех грузов тарифная схема со ставка ми 612,77 коп. на 1 контейнер по начально-конечной операции и 1,416 коп. на 1 контейнеро-км по движенческой операции. Рас четная весовая норма на 3-тонный контейнер 1,75 т. Расчет плат за перевозку грузов в универсальных 5-тонных контейнерах про изводится по той же схеме за расчетную весовую норму 3,5 т, т. е. приведенные ставки на 1 контейнер и 1 контейнеро-км удва иваются.
С 1 июля 1972 г. на железнодорожном транспорте введены тарифы на перевозки грузов в универсальных контейнерах мас сой брутто 20 т с уровнем рентабельности 60% к себестоимости. Тариф установлен, исходя из ставок 2387 коп. на 1 контей нер за начально-конечную операцию и 4,883 коп. на 1 контейне ро-км за движенческую операцию. Расчетная норма загрузки 20-тонного контейнера принята равной 11 т.
За производство погрузочно-разгрузочных работ с гружены ми и порожними контейнерами установлены ставки сбора: на
370
контейнер грузоподъемностью 3 и 5 т — 30 коп. за контейнерооперацию, на контейнер грузоподъемностью 20 т — 2 руб.
За перевозку грузов в специализированных контейнерах гру зовладельцев комплектами на платформе провозная плата взи мается по вагонному тарифу перевозимого груза; при предъ явлении к перевозке грузов в одиночных контейнерах провоз ная плата взимается за действительный вес груза брутто по. тарифу мелких отправок. За перевозку порожних специализиро ванных контейнеров в .комплекте и одиночных плата исчисляет ся по специальным схемам тарифов на повагонные и мелкие отправки.
За погрузочно-разгрузочные работы со специализированны ми контейнерами сбор взимается в размере 13 коп. за тоннооперацпю (считая вес контейнера брутто).
На морском транспорте тарифы на контейнерные перевозки имеют свои особенности. Для определения провозных плат ус тановлена система тарифов, предусматривающая разделение тарифных ставок на две составные части: ставка, возмещающая расходы по движенческой операции (на 1 тонно-милю); ставка,, возмещающая расходы по стояночной операции (на 1 т).
Для определения размера ставки по движенческой опера ции все сухогрузы в зависимости от погрузочного объема сгруп пированы в четырнадцать классов, а для определения размера: ставки по стояночной операции в зависимости от установленных норм грузовых работ — в шестнадцать групп.
Ставки по движенческой операции установлены для каждого морского бассейна, а по стояночной операции дифференцирова ны в пределах бассейнов по группам портов.
Ввиду различия норм грузовых работ, установленных на по грузку п разгрузку судов, принята дифференциация ставок стоя ночных операций по вариантам работ (погрузка и выгрузка).
При перевозке грузов в контейнерах провозная плата рас считывается исходя из номинальной грузоподъемности контей нера независимо от рода и фактического количества груза в контейнере. При перевозке порожних контейнеров провозную плату взимают за действительный вес (тару) контейнера.
На погрузочно-разгрузочные операции с гружеными контей нерами на морском транспорте установлены ставки сбора за контейнерооперацию в размере 2—3 руб. за 3- и 5-тонные контей неры и 25—20 руб. за 20-тонный контейнер для портов I и II категорий. По порожним контейнерам эти ставки составляют 1,5—2 руб. и 4—5 руб. за контейнерооперацию с контейнерами грузоподъемностью соответственно! 3—5 т и 20 т.
На речном транспорте действуют два вида тарифов, цент рализованные на внутренних водных путях, эксплуатируемых Министерством речного флота РСФСР, управлениями речного транспорта союзных республик, а также Министерством мор ского флота СССР, и местные тарифы на перевозки, .выполняе
ч13*371
мые флотом управлений (отделов) речного транспорта союзных республик по малым рекам.
В централизованных тарифах речного транспорта за пере возки грузов в универсальных контейнерах, принадлежащих транспорту или грузовладельцу, плата рассчитывается в целом за контейнер по схемам, установленным для соответствующих пароходств независимо от фактического количества и наимено вания груза, погруженного в контейнер.
Провозная плата рассчитывается так же, как и на других
видах транспорта, по |
двухставочной основе — по |
ставкам с |
тонны и тонно-км. |
|
|
Провозная плата установлена на контейнеры грузоподъем |
||
ностью 3 и 20 т. При |
перевозке груза в 5-тонном |
контейнере |
плата, установленная для контейнера грузоподъемностью 3 т, удваивается. На автомобильном транспорте плата за перевозку различных грузов, в том числе в контейнерах, зависит от рас стояния и класса грузов, определенного с учетом использования грузоподъемности автомобиля. Всего насчитывается пять клас сов.
Провозная плата определяется путем умножения потомной ставки, дифференцированной по поясам дальности, по тарифу
того класса, к которому данный |
груз отнесен, на количество |
тонн перевозимого груза. |
универсальных контейнеров |
Тариф на перевозку груженых |
взимается из расчета их номинальной грузоподъемности и мас сы, т. е. за массу брутто; порожних контейнеров — за их факти ческий вес. Плата за механизированную погрузку или разгрузку контейнера берется в размере 30 коп. за контейнерооперацию с 3- и 5-тонным контейнером и в размере 1,6 руб. за контейнерооперацию с 20-тонным контейнером. Единые тарифы дифференцированы по районам страны с учетом поясных по правочных коэффициентов.
Организация работы отдельных видов транспорта в значи тельной степени осуществляется по единому плану и на основе единых технологических процессов. Вместе с тем возникает по требность также и в финансовой координации, т. е. в установле нии взаимосогласованной системы тарифов, стимулирующих ис пользование наиболее экономичных видов транспорта и спосо бов доставки грузов. Как известно, в настоящее время для по ощрения смешанных перевозок предусмотрена скидка с провоз ной платы за железнодорожную часть пути в размере 30%, а плата за водную часть пути рассчитывается за железнодорож ное кратчайшее расстояние и также со скидкой.
Организация .перевозок грузов в контейнерах по сквозной схеме доставки «от двери до двери» создает необходимые пред посылки для формирования тарифов на всю технологическую схему. В основе расчета провозных плат на доставку должна лежать система унифицированных тарифов за перевозку н все
372
виды услуг, предоставляемые грузоотправителю и грузополуча телю видами транспорта. Уровень тарифа призван отражать реальное сокращение издержек от развития бесперегрузочных перевозок.
Система построения тарифов иа перевозку «от двери до две ри» должна быть достаточно гибкой, чтобы в полной мере учесть все особенности перевозок, род и количество предостав ляемых услуг.
Кроме того, необходимо учитывать, что тарифы, играя важ ную роль при оптимизации размещения производства и планиро вании транспортно-экономических связей, тем самым способству ют в том числе и рациональному распределению контейнерных перевозок грузов между отдельными видами транспорта..
Глава XVIII. ТЕХНИКО-ЭКОНОМПЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1. Основные положения
Развитие контейнерной транспортной системы должно основываться на детальных технико-экономических рас четах. Эти расчеты, позволяющие установить эффективность по конкретным видам транспортируемой в контейнерах продук ции, выявить рациональные контейнеропотоки между промыш ленными предприятиями, железнодорожными станциями, автостанциями, морскими и речными портами, определить по требность в технических средствах (в подвижном составе, меха низации, постоянных устройствах на предприятиях и транспор те), обычно являются весьма сложными и многовариантными. Pix результаты зависят от различных факторов, отражающих организационную, технологическую, техническую и экономиче скую стороны деятельности контейнерной транспортной системы в целом и ее отдельных взаимосвязанных звеньев — промыш ленных и сельскохозяйственных предприятий, снабженческосбытовых баз министерств и ведомств, промышленного и маги стральных видов транспорта.
Методика технико-экономической оценки эффективности контейнерных перевозок должна отражать транспортные затра ты при доставке грузов от предприятий-поставщиков до пред приятий-потребителей. При расчетах необходимо производить
сравнение обычного (применяемого) |
способа перевозки мелких |
||
и повагонных отправок со способом |
перевозки |
грузов |
в контей |
нерах различных типов массой брутто 2,5(3), |
5, 10, |
20 т и бо |
лее в условиях существующего и перспективного подвижного состава различных видов транспорта, перевозки грузов в контей
нерах на поддонах |
(в пакетированном виде) и без них, в тран |
спортной таре и в первичной ( заводской) упаковке. |
|
При сравнении |
и оценке способов (вариантов) исследует |
ся влияние на эффективность перевозок статических нагрузок контейнеров, платформ, крытых вагонов и другого подвижного состава. При этом статические нагрузки устанавливаются в тоннах груза нетто, исключая транспортную тару (при пере возке грузов в крытых вагонах, автомобилях, судах) и тару комплекта контейнеров, размещаемых на железнодорожных платформах (автомобилях). Кроме того, при доставке грузов в пакетированном виде из общей массы исключается масса под донов. Учитываются также: дальность перевозки грузов, пока затели использования подвижного состава, технология погруз-
374