ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
ки ii выгрузки грузов и контейнеров на предприятиях, грузовых железнодорожных станциях, контейнерных пунктах, в портах; организация контейнеропотоков на направлениях транспортной сети с учетом скоростей продвижения грузов в подвижном со ставе и в контейнерах, переработки контейнеров на попутных станциях; техническая оснащенность стыковых пунктов сред ствами механизации.
Сравнение вариантов ведется в зависимости от применяемых технологических схем доставки грузов, которые определяются наличием подъездных железнодорожных путей, обслуживаю щих промышленные предприятия и базы, осуществлением пе ревозок в прямом или смешанном сообщениях и другими факторами. Такими схемами могут быть: предприятие (грузоот правитель) — подъездной железнодорожный путь — железнодо
рожный магистральный транспорт — подъездной |
железнодо |
|||||
рожный путь — предприятие |
(грузополучатель); |
предприятие |
||||
(грузоотправитель)— автомобильный транспорт |
(вывоз |
грузов |
||||
от предприятия |
к грузовой железнодорожной станции) — же |
|||||
лезнодорожный |
магистральный |
транспорт — морской |
транс |
|||
порт — автомобильный транспорт |
(вывоз грузов из порта на |
|||||
предприятие — грузополучатель) и др. На технологические схе |
||||||
мы доставки грузов влияет также |
организация |
материально? |
||||
технического снабжения (прямые, |
связи .между предприя |
|||||
тиями или доставка грузов через |
снабженческо-сбытовые базы |
|||||
и склады торговли и заготовительных организаций) |
и |
другие |
||||
факторы. |
|
производиться на |
основе |
расче |
||
Оценка вариантов должна |
тов стоимостных показателей: эксплуатационных расходов (3), капитальных вложений {К) и в целом приведенных затрат (Э-\-ЕК, где Е — нормативный коэффициент эффективности ка питальных вложений, равный 0,12). В эксплуатационные рас ходы условно включаются затраты, связанные с повреждения ми, порчей и ухудшением качества перевозимых грузов.
В связи с тем что транспортируемые в контейнерах ценные тарно-штучные, сыпучие, жидкие и другие грузы имеют высо кую стоимость и должны, как правило, немедленно вовлекаться в народнохозяйственный оборот, при сравнении вариантов важ нейшим показателем является стоимость грузовой массы, кото рая включается в общий размер капитальных вложений.
Основными видами затрат при расчетах являются: соответ
ственно эксплуатационные расходы Э'пр и капитальные |
вложе |
|||
ния Кщ> на |
предприятиях-грузоотправителях |
(поставщиках |
||
продукции), |
связанных |
с подготовкой продукции к |
передаче |
|
на транспорт |
(с момента |
ее выпуска до погрузки в подвижной |
состав или контейнеры); то же (Зпр" и Кщ>") на предприятияхгрузополучателях при выполнении операций с момента оконча ния выгрузки грузов из подвижного состава (контейнеров) до использования продукции в технологии производства; то же
375
(3 б и Ко) на снабженческо-сбытовых |
базах от прибытия грузов |
|
до их отправления; то же |
(Зв и Кв) |
по вызову грузов от пред- |
приятий-грузоотправителей |
к магистральным видам транспор |
та и от магистральных путей сообщения к предприятиям-грузо- получателям (с использованием подъездных железнодорожных путей или автомобильного транспорта); то же (Зм и Км) на перевозку грузов магистральными видами транспорта (железно дорожным, морским, речным или автомобильным при выполне нии междугородных перевозок); то же (3Гр ц КГр) на выполне ние погрузочно-разгрузочных операций; стоимость грузовой массы (М), находящейся в процессе доставки; затраты (Зп), вызываемые порчей и повреждением продукции в процессе ее доставки от предприятия-поставщика до предприятия-потреби теля. Расчеты рекомендуется выполнять в рублях на 1 т доста вляемой продукции. Общие затраты устанавливаются исходя из удельных затрат и соответствующего объема перевозимого груза.
Общие формулы, отражающие основные виды затрат (руб/т), рассчитываемых при доставке грузов от поставщика до потре бителя, могут быть представлены следующим образом:
з = Зпр+ 2 -Эб+ 2 з„ +2 + 2 зГр+ Зпр+ э„) к = /Спр+ 2Кб + 2 АТв + 2 аГм+ 2/Сгр + K n t •
Оценка вариантов (способов доставки грузов) производится на основе сравнения приведенных .эксплуатационно-строитель ных затрат. Критерием выбора рационального варианта явля ются минимальные приведенные затраты:
3 + .£ /(= min.
В случае если величина приведенных затрат для сравнива емых вариантов оказывается примерно одинаковой, то для их оценки привлекаются натуральные показатели (потребность в рабочей силе, расход пиломатериалов, металла и др.).
2. Методика определения
эксплуатационных расходов
На промышленных предприятиях величина экс плуатационных расходов зависит от того, где осуществляются погрузочно-разгрузочные операции — на складах готовой про дукции, сырья, материалов или непосредственно в цехах (у агре гатов, конвейерных линий). Первый случай, характерный как для обычного, так и контейнерного способа перевозки грузов, яв ляется наиболее распространенным и общепринятым. При этом произведенная продукция обычно доставляется на соответствую щие склады для сортировки, затаривания, накопления и погруз-
376
ки в подвижной состав (автомобили, вагоны) или вначале в контейнеры, а затем в подвижной состав (платформы, автомо били). Во втором случае, который должен рассматриваться' как один из вариантов контейнерного способа перевозки гру зов, готовая продукция загружается в контейнеры непосредст венно в цехах.
Основными затратами на предприятиях являются: затраты
на тару и |
затаривание грузов |
(на предприятиях-поставщиках |
продукции |
и базах); затраты, |
связанные с внутрискладской |
(внутрицеховой) переработкой |
грузов — формирование и рас |
формирование пакетов и их внутрискладское перемещение; за грузка (выгрузка) грузов в контейнеры (из контейнеров) вруч ную и механизированным способом; затраты на содержание контейнеров, складов и контейнерных площадок; накладные расходы.
В общих расходах по доставке продукции потребителям за траты на тару составляют значительную величину. Эта катего рия затрат по ящичной таре может меняться от 7—8 руб/т гру за (перевозка запасных частей к тракторам, автомобилям и сельскохозяйственным машинам) до 121—127 руб/т (перевозка обуви). Цена на тару принимается по прейскурантам цен, ут вержденным Государственным комитетом цен Совета Минист ров СССР. При расчете затрат на. тару необходимо учитывать возможность и целесообразность ее повторного использования.
Затраты на затаривание груза включают заработную пла ту рабочих (основную и дополнительную с начислениями) и накладные расходы. Составной частью заработной платы яв ляются также премии, размер которых составляет 20% тариф ной ставки. В дополнительную заработную плату входит оп лата отпусков. Величина дополнительной заработной платы может быть принята: для рабочих с двухнедельным отпуском — 5—7% основной заработной платы, для рабочих с месячным отпуском — 8—10%.
Значительная часть затрат при внутрискладской переработке
грузов, загрузке (выгрузке) контейнеров |
состоит |
из |
заработ |
|
ной платы |
грузчиков и механизаторов, |
которая |
определяется |
|
с учетом |
состава и численности бригад, часовых |
тарифных |
||
ставок и нор.м времени, устанавливаемых |
«Едиными |
нормами |
выработки и времени на вагонные, автотранспортные и склад ские погрузочно-разгрузочные работы» (М., «Транспорт», 1970)- Аналогично может быть рассчитана заработная плата (основ ная и дополнительная с начислениями) рабочих, занятых на пе реработке грузов и контейнеров непосредственно в цехах пред приятий.
При выполнении внутрпскладских и внутрицеховых опера ций механизированным способом учитываются расходы на со держание механизмов (амортизационные отчисления на рено вацию и капитальный ремонт, расходы на все виды ремонтов,
377
Таблица 55. Формулы для расчета эксплуатационных расходов по предприятиям, руб/т
Р а с х о д ы |
Р а с ч е т н а я ф о р м у л а * |
Тара и затаривание грузов:
при одноразовом использовании тары
для многооборотной тары
Формирование, расформирование паке тов и их виутрискладское (внутрице ховое) перемещение
Загрузка контейнеров:
вручную
механизированным способом
Содержание контейнеров
Содержание складов
Содержание контейнерных площадок
А/ГР О
11 вр *-'гр
■■с,+ |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
Ст + |
С? |
Н Ц З |
|
|
|
вр ~ гр |
|
ттИт ' |
100 |
|
^ Ч 3 ^ + С^ ) + Н%3 гР |
|||
5 Ф= |
|
|
100 |
|
H Z 3 |
гр |
|
ЗР = - |
вр |
|
|
100 |
|
||
" о р Х ( Д мех + |
См еХ) |
||
3 |
|
100 |
|
qnp = |
Е К Н е кн |
|
|
_________ кн . |
|
к100 ЕКР„
|
а 0 ~Ь Зд) ^ с к л |
'скл |
^ск-л = |
365qc 100 |
|
„ |
^ н З к 0 + ?л) ^ к п ^хр -'кп |
|
З кп = |
365РК100 |
|
* Здесь и в дальнейшем тексте главы обозначения в формулах лаются такими, какими они приняты в технико-экономических расчетах соответствующих организаций различных видов транспорта.
где |
Ст — стоимость тары, руб/т груза (устанавливается по прейскурантам цен); |
||||||||
|
Н ™ — норма времени работы соответственно рабочего |
и |
механизатора, |
ч/т; |
|||||
З гр, З мех — заработная |
плата |
соответственно |
рабочего |
при затаривании |
тары |
||||
|
и механизатора (основная и дополнительная с начислениями, а так |
||||||||
|
же накладные расходы), коп/ч; |
|
|
|
|
|
|||
|
С? — стоимость ремонта тары, руб/т; |
|
|
|
|
|
|||
|
Т — срок службы тары, |
лет; |
|
|
|
|
|
||
|
пт— число оборотов тары в год; |
|
|
|
|
|
|||
|
Смех — расходы по содержанию погрузочно-разгрузочного механизма, коп/ч; |
||||||||
|
К Н — простой контейнеров на предприятии за расчетный период, |
коитей- |
|||||||
|
неро-ч; |
ставка на 1 |
контейнеро-ч (табл. 56); |
|
|
|
|||
|
екн— расходная |
|
|
|
|||||
|
К — количество переработанных контейнеров; |
|
нагрузка), |
т нетто; |
|||||
|
Р к — количество |
груза |
в |
контейнере |
(статическая |
378
|
К — коэффициент неравномерности прибытия и отправления грузов (кон |
|||
|
тейнеров) — принимается 1,2; |
|
||
|
а — отношение веса груза брутто к нетто; |
|||
|
(Зд — коэффициент дополнительной площади на крытых складах (на кон |
|||
|
тейнерных площадках); |
складской площади и контейнерной |
||
Ц скл, Ц кп— стоимость |
1 м2 соответственно |
|||
|
площадки, |
руб.; |
|
|
|
7™— срок хранения |
груза соответственно на складе и контейнерной пло |
||
v , |
щадке, сутки; |
|
|
|
vitn — норма отчислений на амортизацию и текущий ремонт складов и кон |
||||
|
тейнерных площадок; |
|
||
|
qc — нагрузка на 1 |
м2 площади склада, т; |
||
|
5 К— площадь основания контейнера, |
м2. |
||
кроме |
капитального, |
а также на |
топливо, электроэнергию, |
смазочные и обтирочные материалы). Эти затраты устанавлива ются на основе нормативов.
Затраты по содержанию контейнеров состоят из расходов на амортизацию, все виды ремонта (кроме капитального) и опреде ляются исходя из расходной ставки на контейнеро-час, коли чества контейнеров и продолжительности их нахождения на предприятиях. Затраты по содержанию складов и контейнер ных площадок также включают амортизационные отчисления и расходы по их текущему ремонту. Амортизационные отчисле ния по складам закрытого типа составляют 3,2% балансовой (восстановительной) стоимости, по контейнерным площадкам •— 3,3%- Годовые расходы по текущему ремонту крытых скла дов и контейнерных площадок могут быть приняты равными со ответственно 0,5 и 1% их балансовой (восстановительной) сто имости.
В накладные расходы включается заработная плата адми
нистративно-управленческого, |
инженерно-технического и вспо |
||||||
могательного персонала, а также затраты на содержание |
зда |
||||||
ний, сооружений, оборудования и т. д. |
|
|
при расчетах |
||||
Аналогичные элементы |
затрат |
принимаются |
|||||
на снабженческо-сбытовых базах. |
При |
этом |
затраты |
уста |
|||
навливаются от прибытия |
грузов |
на |
базу |
до |
отправления |
||
с базы. |
|
от |
промышленных предприятий |
||||
Как известно, вывоз грузов |
|||||||
(баз) к магистральным видам |
транспорта и подвоз от магист |
||||||
ральных путей сообщения к промышленным предприятиям |
(ба |
||||||
зам) могут осуществляться |
по |
подъездным железнодорожным |
|||||
путям и автомобильным транспортом. |
|
|
транспорте |
||||
Эксплуатационные расходы |
на |
автомобильном |
состоят из следующих элементов затрат: заработной платы во дителей (основная и дополнительная с начислениями); расхо дов на топливо и смазочные материалы; расходов на техничес кое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и контейне-
379