Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ки ii выгрузки грузов и контейнеров на предприятиях, грузовых железнодорожных станциях, контейнерных пунктах, в портах; организация контейнеропотоков на направлениях транспортной сети с учетом скоростей продвижения грузов в подвижном со­ ставе и в контейнерах, переработки контейнеров на попутных станциях; техническая оснащенность стыковых пунктов сред­ ствами механизации.

Сравнение вариантов ведется в зависимости от применяемых технологических схем доставки грузов, которые определяются наличием подъездных железнодорожных путей, обслуживаю­ щих промышленные предприятия и базы, осуществлением пе­ ревозок в прямом или смешанном сообщениях и другими факторами. Такими схемами могут быть: предприятие (грузоот­ правитель) — подъездной железнодорожный путь — железнодо­

рожный магистральный транспорт — подъездной

железнодо­

рожный путь — предприятие

(грузополучатель);

предприятие

(грузоотправитель)— автомобильный транспорт

(вывоз

грузов

от предприятия

к грузовой железнодорожной станции) — же­

лезнодорожный

магистральный

транспорт — морской

транс­

порт — автомобильный транспорт

(вывоз грузов из порта на

предприятие — грузополучатель) и др. На технологические схе­

мы доставки грузов влияет также

организация

материально?

технического снабжения (прямые,

связи .между предприя­

тиями или доставка грузов через

снабженческо-сбытовые базы

и склады торговли и заготовительных организаций)

и

другие

факторы.

 

производиться на

основе

расче­

Оценка вариантов должна

тов стоимостных показателей: эксплуатационных расходов (3), капитальных вложений {К) и в целом приведенных затрат (Э-\-ЕК, где Е — нормативный коэффициент эффективности ка­ питальных вложений, равный 0,12). В эксплуатационные рас­ ходы условно включаются затраты, связанные с повреждения­ ми, порчей и ухудшением качества перевозимых грузов.

В связи с тем что транспортируемые в контейнерах ценные тарно-штучные, сыпучие, жидкие и другие грузы имеют высо­ кую стоимость и должны, как правило, немедленно вовлекаться в народнохозяйственный оборот, при сравнении вариантов важ­ нейшим показателем является стоимость грузовой массы, кото­ рая включается в общий размер капитальных вложений.

Основными видами затрат при расчетах являются: соответ­

ственно эксплуатационные расходы Э'пр и капитальные

вложе­

ния Кщ> на

предприятиях-грузоотправителях

(поставщиках

продукции),

связанных

с подготовкой продукции к

передаче

на транспорт

(с момента

ее выпуска до погрузки в подвижной

состав или контейнеры); то же (Зпр" и Кщ>") на предприятияхгрузополучателях при выполнении операций с момента оконча­ ния выгрузки грузов из подвижного состава (контейнеров) до использования продукции в технологии производства; то же

375


(3 б и Ко) на снабженческо-сбытовых

базах от прибытия грузов

до их отправления; то же

(Зв и Кв)

по вызову грузов от пред-

приятий-грузоотправителей

к магистральным видам транспор­

та и от магистральных путей сообщения к предприятиям-грузо- получателям (с использованием подъездных железнодорожных путей или автомобильного транспорта); то же (Зм и Км) на перевозку грузов магистральными видами транспорта (железно­ дорожным, морским, речным или автомобильным при выполне­ нии междугородных перевозок); то же (3Гр ц КГр) на выполне­ ние погрузочно-разгрузочных операций; стоимость грузовой массы (М), находящейся в процессе доставки; затраты (Зп), вызываемые порчей и повреждением продукции в процессе ее доставки от предприятия-поставщика до предприятия-потреби­ теля. Расчеты рекомендуется выполнять в рублях на 1 т доста­ вляемой продукции. Общие затраты устанавливаются исходя из удельных затрат и соответствующего объема перевозимого груза.

Общие формулы, отражающие основные виды затрат (руб/т), рассчитываемых при доставке грузов от поставщика до потре­ бителя, могут быть представлены следующим образом:

з = Зпр+ 2 -Эб+ 2 з„ +2 + 2 зГр+ Зпр+ э„) к = /Спр+ 2Кб + 2 АТв + 2 аГм+ 2/Сгр + K n t •

Оценка вариантов (способов доставки грузов) производится на основе сравнения приведенных .эксплуатационно-строитель­ ных затрат. Критерием выбора рационального варианта явля­ ются минимальные приведенные затраты:

3 + .£ /(= min.

В случае если величина приведенных затрат для сравнива­ емых вариантов оказывается примерно одинаковой, то для их оценки привлекаются натуральные показатели (потребность в рабочей силе, расход пиломатериалов, металла и др.).

2. Методика определения

эксплуатационных расходов

На промышленных предприятиях величина экс­ плуатационных расходов зависит от того, где осуществляются погрузочно-разгрузочные операции — на складах готовой про­ дукции, сырья, материалов или непосредственно в цехах (у агре­ гатов, конвейерных линий). Первый случай, характерный как для обычного, так и контейнерного способа перевозки грузов, яв­ ляется наиболее распространенным и общепринятым. При этом произведенная продукция обычно доставляется на соответствую­ щие склады для сортировки, затаривания, накопления и погруз-

376


ки в подвижной состав (автомобили, вагоны) или вначале в контейнеры, а затем в подвижной состав (платформы, автомо­ били). Во втором случае, который должен рассматриваться' как один из вариантов контейнерного способа перевозки гру­ зов, готовая продукция загружается в контейнеры непосредст­ венно в цехах.

Основными затратами на предприятиях являются: затраты

на тару и

затаривание грузов

(на предприятиях-поставщиках

продукции

и базах); затраты,

связанные с внутрискладской

(внутрицеховой) переработкой

грузов — формирование и рас­

формирование пакетов и их внутрискладское перемещение; за­ грузка (выгрузка) грузов в контейнеры (из контейнеров) вруч­ ную и механизированным способом; затраты на содержание контейнеров, складов и контейнерных площадок; накладные расходы.

В общих расходах по доставке продукции потребителям за­ траты на тару составляют значительную величину. Эта катего­ рия затрат по ящичной таре может меняться от 7—8 руб/т гру­ за (перевозка запасных частей к тракторам, автомобилям и сельскохозяйственным машинам) до 121—127 руб/т (перевозка обуви). Цена на тару принимается по прейскурантам цен, ут­ вержденным Государственным комитетом цен Совета Минист­ ров СССР. При расчете затрат на. тару необходимо учитывать возможность и целесообразность ее повторного использования.

Затраты на затаривание груза включают заработную пла­ ту рабочих (основную и дополнительную с начислениями) и накладные расходы. Составной частью заработной платы яв­ ляются также премии, размер которых составляет 20% тариф­ ной ставки. В дополнительную заработную плату входит оп­ лата отпусков. Величина дополнительной заработной платы может быть принята: для рабочих с двухнедельным отпуском — 5—7% основной заработной платы, для рабочих с месячным отпуском — 8—10%.

Значительная часть затрат при внутрискладской переработке

грузов, загрузке (выгрузке) контейнеров

состоит

из

заработ­

ной платы

грузчиков и механизаторов,

которая

определяется

с учетом

состава и численности бригад, часовых

тарифных

ставок и нор.м времени, устанавливаемых

«Едиными

нормами

выработки и времени на вагонные, автотранспортные и склад­ ские погрузочно-разгрузочные работы» (М., «Транспорт», 1970)- Аналогично может быть рассчитана заработная плата (основ­ ная и дополнительная с начислениями) рабочих, занятых на пе­ реработке грузов и контейнеров непосредственно в цехах пред­ приятий.

При выполнении внутрпскладских и внутрицеховых опера­ ций механизированным способом учитываются расходы на со­ держание механизмов (амортизационные отчисления на рено­ вацию и капитальный ремонт, расходы на все виды ремонтов,

377


Таблица 55. Формулы для расчета эксплуатационных расходов по предприятиям, руб/т

Р а с х о д ы

Р а с ч е т н а я ф о р м у л а *

Тара и затаривание грузов:

при одноразовом использовании тары

для многооборотной тары

Формирование, расформирование паке­ тов и их виутрискладское (внутрице­ ховое) перемещение

Загрузка контейнеров:

вручную

механизированным способом

Содержание контейнеров

Содержание складов

Содержание контейнерных площадок

А/ГР О

11 вр *-'гр

■■с,+

100

 

 

 

 

 

Ст +

С?

Н Ц З

 

 

 

вр ~ гр

 

ттИт '

100

^ Ч 3 ^ + С^ ) + Н%3 гР

5 Ф=

 

 

100

 

H Z 3

гр

 

ЗР = -

вр

 

100

 

" о р Х ( Д мех +

См еХ)

3

 

100

 

qnp =

Е К Н е кн

 

_________ кн .

 

к100 ЕКР„

 

а 0 ~Ь Зд) ^ с к л

'скл

^ск-л =

365qc 100

 

^ н З к 0 + ?л) ^ к п ^хр -'кп

З кп =

365РК100

 

* Здесь и в дальнейшем тексте главы обозначения в формулах лаются такими, какими они приняты в технико-экономических расчетах соответствующих организаций различных видов транспорта.

где

Ст — стоимость тары, руб/т груза (устанавливается по прейскурантам цен);

 

Н ™ — норма времени работы соответственно рабочего

и

механизатора,

ч/т;

З гр, З мех — заработная

плата

соответственно

рабочего

при затаривании

тары

 

и механизатора (основная и дополнительная с начислениями, а так­

 

же накладные расходы), коп/ч;

 

 

 

 

 

 

С? — стоимость ремонта тары, руб/т;

 

 

 

 

 

 

Т — срок службы тары,

лет;

 

 

 

 

 

 

пт— число оборотов тары в год;

 

 

 

 

 

 

Смех — расходы по содержанию погрузочно-разгрузочного механизма, коп/ч;

 

К Н простой контейнеров на предприятии за расчетный период,

коитей-

 

неро-ч;

ставка на 1

контейнеро-ч (табл. 56);

 

 

 

 

екн— расходная

 

 

 

 

К — количество переработанных контейнеров;

 

нагрузка),

т нетто;

 

Р к — количество

груза

в

контейнере

(статическая

378


 

К — коэффициент неравномерности прибытия и отправления грузов (кон­

 

тейнеров) — принимается 1,2;

 

 

а — отношение веса груза брутто к нетто;

 

(Зд — коэффициент дополнительной площади на крытых складах (на кон­

 

тейнерных площадках);

складской площади и контейнерной

Ц скл, Ц кп— стоимость

1 м2 соответственно

 

площадки,

руб.;

 

 

7™— срок хранения

груза соответственно на складе и контейнерной пло­

v ,

щадке, сутки;

 

 

vitn — норма отчислений на амортизацию и текущий ремонт складов и кон­

 

тейнерных площадок;

 

 

qc — нагрузка на 1

м2 площади склада, т;

 

5 К— площадь основания контейнера,

м2.

кроме

капитального,

а также на

топливо, электроэнергию,

смазочные и обтирочные материалы). Эти затраты устанавлива­ ются на основе нормативов.

Затраты по содержанию контейнеров состоят из расходов на амортизацию, все виды ремонта (кроме капитального) и опреде­ ляются исходя из расходной ставки на контейнеро-час, коли­ чества контейнеров и продолжительности их нахождения на предприятиях. Затраты по содержанию складов и контейнер­ ных площадок также включают амортизационные отчисления и расходы по их текущему ремонту. Амортизационные отчисле­ ния по складам закрытого типа составляют 3,2% балансовой (восстановительной) стоимости, по контейнерным площадкам •— 3,3%- Годовые расходы по текущему ремонту крытых скла­ дов и контейнерных площадок могут быть приняты равными со­ ответственно 0,5 и 1% их балансовой (восстановительной) сто­ имости.

В накладные расходы включается заработная плата адми­

нистративно-управленческого,

инженерно-технического и вспо­

могательного персонала, а также затраты на содержание

зда­

ний, сооружений, оборудования и т. д.

 

 

при расчетах

Аналогичные элементы

затрат

принимаются

на снабженческо-сбытовых базах.

При

этом

затраты

уста­

навливаются от прибытия

грузов

на

базу

до

отправления

с базы.

 

от

промышленных предприятий

Как известно, вывоз грузов

(баз) к магистральным видам

транспорта и подвоз от магист­

ральных путей сообщения к промышленным предприятиям

(ба­

зам) могут осуществляться

по

подъездным железнодорожным

путям и автомобильным транспортом.

 

 

транспорте

Эксплуатационные расходы

на

автомобильном

состоят из следующих элементов затрат: заработной платы во­ дителей (основная и дополнительная с начислениями); расхо­ дов на топливо и смазочные материалы; расходов на техничес­ кое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и контейне-

379