ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
деформаций — кручения и изгиба путем установления опреде ленного сдвига фаз между ними.
293. Найдем критическую скорость флаттера. Составим диф ференциальные уравнения движения отсека крыла в воздуш ном потоке. На крыло действуют (см. фиг. 13.14): аэродинами
ческие силы k V 2<р, Ру = — kVy, упругая сила Р уп = — Сяу, момент аэродинамических сил относительно оси жесткости
(kV2tp + |
kVy)(xx — ;сф), демпфирующий |
аэродинамический |
|
момент |
Л4Д= — /гд 1Лр, а также упругий момент |
Л1уп= — Ск<р. |
|
Эти поверхностные силы и моменты вызывают |
соответствую |
||
щие инерционные силы и моменты. |
крыла вдоль оси |
||
Уравнение поступательного перемещения |
|||
у—ов на основании принципа Даламбера имеет вид: |
|||
|
ту —тз<? + СИу + kVy — &l/2<p= 0; |
(13.5) |
уравнение поворотного движения вокруг оси жесткости:
may — 1'^ - |
Скф + k V 2(xx - |
х ф) ч>— 1гУ(хж— х ф)у - £д V<p = |
0. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(13.6) |
|
|
В уравнениях у — перемещение ц.ж.; |
ф — угол |
поворота |
||||||||||
абсолютно |
жесткого отсека |
крыла |
за счет |
кручения «трубы» |
|||||||||
(см. фиг. 13.13); |
6£'оДед |
и |
|
|
G/K„ |
жесткости |
|||||||
Си= ----р— |
|
Ск = —-— — |
|||||||||||
на |
изгиб и кручение «трубы», приведенные |
к ее концу; |
I |
- |
|||||||||
= |
/ ц . т т |
тпа2 |
— массовый момент |
инерции |
отсека |
крыла |
от |
||||||
носительно ц.ж.; |
/ц.т — массовый момент инерции отсека отно- |
||||||||||||
сительно ц.т.; m — масса отсека; |
ш" = |
1 / |
с Г |
и со" = |
|
|
|
||||||
1/ |
— |
|
|
|
|||||||||
парциальные собственные |
изгибные |
У |
m |
|
частоты; |
||||||||
и |
крутильные |
||||||||||||
а = (хт— хж) — параметр инерционной связи. |
|
|
|
|
|||||||||
|
Между поступательным и поворотным движением имеется |
||||||||||||
инерционная симметричная связь с параметром связи |
о |
и не |
|||||||||||
симметричная |
аэродинамическая |
связь (коэффициенты при |
пе |
ременных у, у, <р, ср в аэродинамических составляющих урав нений различны). Именно наличие несимметричной аэродина мической связи и может привести к незатухающим колебани ям.
Ликвидируем инерционную связь, положив (хт — х>к) = 0, и
аэродинамическую |
связь, положив л:ф — лж. |
Эти два условия |
равносильны хж = |
хф- - х т. Уравнения примут вид: |
|
ту 4- kVy +- СЛу — k V 2ф = |
О, |
|
|
/ф -+- &д V® + Ск ф = 0. |
|
Уравнения описывают затухающие колебания. С увеличением времени угол ср стремится к нулю (это следует из второго
ЗИ
уравнения) и, значит, прогиб у также стремится к нулю (это сле дует из первого уравнения). Таким образом, при отсутствии инерционной и аэродинамической связи между изгибом и кру чением (хт= хж= Хф) флаттер невозможен. Это достаточное условие невозникновения флаттера. Однако флаттер также не
возможен и при выполнении такого |
достаточного условия, как |
х т<^хж<С.Хф. Создать конструкцию |
крыла, удовлетворяющую |
таким достаточным условиям, не всегда возможно и не всегда
это требуется. Оказывается, |
флаттер не возникнет и при |
|
х ф<Гхж хт> если удовлетворяется |
необходимое и достаточ |
|
ное условие вида: V < 1/ф. |
Получим |
формулу, связывающую |
Уф с различными параметрами. Обратимся снова к уравнени ям (13.5) и (13.6). Одно из решений этих уравнений характе
ризует колебания с двумя частотами <Oj |
и <о2: |
|
|
|
|
|||||
у = |
Схе-5‘' cos (<»! t |
Ф1) -f- С2 e_5i< |
cos (u>21 -f ф2); |
|
|
|||||
<p= |
Cj |
e_3i'cos (<u, t |
-f ф! + s,) -|-C2£2e_M cos (u>2 ^ + |
ф2 + |
e2), |
|||||
где произвольные постоянные Сь |
С2, |
ф^ |
|
ф2 |
определяются |
|||||
начальными условиями, а коэффициенты k\ |
|
и k2 и сдвиги фаз |
||||||||
ei и |
е2 — параметрами системы; частота |
оц |
близка к часто |
|||||||
те собственных крутильных колебаний, |
и>2 |
— к частоте изгиб- |
||||||||
ных колебаний. Величины Oj и &2, |
«ц |
и и)2 |
зависят от скоро |
|||||||
сти потока V. При малых V всегда |
и |
82 |
|
больше нуля и ко |
||||||
лебания |
затухают. |
При V = Уф один |
из |
коэффициентов |
||||||
(допустим |
8,) может |
стать равным |
нулю, а |
второй |
(82) |
оста |
нется положительным. Поэтому крыло будет совершать гармо
нические колебания с частотой ю,. При |
V > Иф коэффици |
ент 8; станет отрицательным и в системе |
возникнут нарастаю |
щие колебания. Критическую скорость флаттера, а также ча стоту флаттера <» = «ц и сдвиг фаз г между y(t) и f(t) мож но определить, подставляя в дифференциальные уравнения ча
стное решение |
у — CjCosto^ |
и |
ср = |
Cj kxcos(co/ 4- е). |
Критиче |
||||
ская скорость флаттера равна: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
vt - f \ |
|
201кр, |
|
|
|
|
||
|
/р С ^ ^ -Л ф ) ’ |
|
|
mG2 |
|||||
где коэффициент р зависит от степени инерционной |
связи |
||||||||
|
|
|
|
/ Ши\2 |
|
|
|
1 |
|
и квадрата отношения |
частот |
( < \ 2 |
|
|
(что |
||||
1^-1 . |
При I— 1 С 1 |
|
|||||||
|
|
, |
|
, |
|
значениях |
та2 |
можно |
|
и имеет место на практике) |
и обычных |
|
|||||||
положить р = 1 |
и пользоваться формулой |
|
|
|
|||||
|
, = |
, / |
— |
2G/kp |
. |
|
|
(13.7) |
|
|
= |
I / |
|
|
|
|
|||
|
Ф - У |
/р Су (А'т - |
•^ф) |
|
|
|
|||
|
X, |
|
|
|
|
||||
312 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|