288. |
Несвободные колебания крыла, оперения, |
фюзеляжа, |
а также |
их элементов (обшивки, стрингеров и др.) |
возникают |
при действии на конструкцию возмущающих сил от воздушно го потока, неуравновешенных вращающихся частей двигатель ных установок, сил реакций от шасси и т, д.
Реакция конструкции на переменные возмущающие силы в значительной степени зависит от ее частот собственных коле баний, а частоты — от распределения масс и жесткостей кон струкции, т. е. динамической компоновки летательного аппа рата.
Одними из наиболее опасных явлений, связанных с дефор мациями, являются дивергенция, флаттер, бафтинг, акустиче ские колебания и др.
§13.2. ДИВЕРГЕНЦИЯ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
289.Дивергенцией несущих поверхностей называется поте ря ими статической устойчивости в воздушном потоке.
Рассмотрим физическую картину этого явления на примере прямого крыла. В воздушном потоке крыло закручивается и изгибается. В результате закручивания углы атаки поперечных
сечений крыла изменяются по сравнению с углами атаки аб солютно жесткого крыла, изменяются и аэродинамические си лы. При расположении оси жесткости позади линии фокусов аэродинамические силы создают моменты, увеличивающие уг лы атаки. Это приводит к дальнейшему росту аэродинамиче ских сил и, как следствие, к новому увеличению углов атаки. Такой процесс будет протекать до тех пор, пока моменты аэро динамических сил не уровновесятся упругими моментами или не разрушится конструкция. Тот или иной исход будет зави сеть от скорости полета и параметров крыла.
Критической скоростью дивергенции называется скорость полета летательного аппарата, начиная с которой крыло (опе рение, пилон) под действием аэродинамических сил закручи вается вплоть до разрушения. Максимальная скорость полета должна быть меньше критической УД.
С ростом скорости полета момент аэродинамических сил растет пропорционально квадрату скорости, а упругий момент
от скорости |
не |
зависит. |
Поэтому |
возможна такая |
скорость |
полета V = |
Уд, при которой углы крутки, а следовательно, и |
приращение |
углов атаки |
Да |
будут |
неограниченно |
увеличи |
ваться. |
Для |
определения |
VA надо |
найти |
связь Да |
со ско |
ростью |
полета |
и затем |
найти то |
ее |
значение, |
при |
котором |
Ля -*■ оо. |
Для |
упрощения |
будем |
считать, |
что |
закручивание |
прямоугольного крыла вызывается подъемной силой, действую щей только на концевой отсек крыла площадью Si (фиг. 13.12П Остальная часть крыла (замененная эквивалентной по прочности и жесткости «трубой») выполняет только прочностные и упру-