§13.4. БАФТИНГ ОПЕРЕНИЯ . АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ
300. Бафтингом оперения называются вынужденные коле бания под действием завихренного потока, образуемого при об текании впереди расположенных частей ЛА (крыла, пилона, подвесного бака, тормозных щитков и др.).
Бафтинг может быть скоростным и нескоростным. Скорост ной бафтинг возникает за счет срыва потока при появлении скачков уплотнения; нескоростной — за счет срыва потока на больших углах атаки крыла. Преобладающая частота вихрей близка ко II, а иногда и I тону свободных колебаний опере ния. Поэтому возможно возникновение резонансных колебаний.
Предотвратить бафтинг можно одним из трех |
способов (или |
их комбинацией): 1) |
устранение срыва потока |
(с помощью |
плавного обтекателя |
места соединения крыла с |
фюзеляжем, |
управления пограничным слоем и др.); 2) вынос оперения из спутной струи; 3) повышение жесткости оперения и фюзеляжа. Если бафтинг не устраняется, то на скорость полета ЛА на кладывается дополнительное ограничение. Колебаниям за счет срыва потока могут быть подвержены и сами источники сры ва потока: крыло, пилон и др.
В эксплуатации необходимо строго выдерживать введенные ограничения по скорости, следить за сохранностью зализов, устранять источники дополнительной турбулизации потока при повреждении крыла, внимательно осматривать оперение с целью обнаружения усталостных трещин.
301. Акустические колебания обшивки фюзеляжа, оперения, крыла, воздухозаборников и др. вызываются переменным шумо вым давлением. Количество переменных циклов акустических на грузок за время эксплуатации самолета может достигать сотен и тысяч миллионов. Поэтому возможны усталостные разрушения.
Источниками шума являются реактивная струя двигателей, воздушные винты, турбулентный пограничный слой, стрельба из пушек. Шум характеризуется звуковым среднеквадратиче
ским давлением р в дан/см2 (или кГ/см2), силой звука в деци
белах £ = 201g“ — (где р0 — давление, соответствующее по-
Ро
рогу слышимости для частоты 1С00 Гц), частотным спект ром звукового давления. На фиг. 13.20 показана диаграмма уровней шума в дан/см2 (кГ/см2) и дБ, создаваемого различ ными источниками. Там же нанесены границы уровня шума, при которых возможны усталостные и статические поврежде ния обшивки.
Спектры звукового давления от реактивной струи сплошные, с незначительным изменением уровня шума в диапазоне частот от 20 до 12000 Гц. Максимальное давление спектра соответ-