Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

519. Быстрота появления фронтовых бомбардировщиков

(ракетоносцев) над целью обеспечивается быстродействием та­ ких частей фронтового бомбардировочного комплекса,' как средства получения и обработки разведывательных данных, выработки и передачи команд,, а также крейсерской скоростью полета фронтового бомбардировщика (ракетоносца).

Обшивка

Стеклоткань

Обшивка

1—обшивка, 2—еофр, 3—облицовка

Обогревательный слой

 

4 — стеклотекстолитовая облицовка.

 

5 -

глухая ст енка

 

 

а)

S)

! обшивка

передней кромки крыла, 2 -камерный протектор,

4 — боковые

камеры, 5 — слой льда

 

б)

 

Фиг. 21.13

Наряду с требованием преодоления тактической системы ПВО противника это приводит к необходимости выполнять фронтовые бомбардировщики (ракетоносцы) сверхзвуковыми.

520. Высокая эффективность бомбардировщиков (ракето­ носцев) диктуется необходимостью разгрома ракетно-ядерных группировок противника.

Эффективность выполнения задания бомбардировщиком

(ракетоносцем) может быть (как и для штурмовика) оценена вероятностью поражения объекта (см. п. 501). Полет на вы­ полнение боевого задания бомбардировщиком (ракетоносцем) содержит те же этапы, что и боевой полет штурмовика. При полете к объекту противника дальнему бомбардировщику-ра­ кетоносцу в меньшей степени противодействуют обычные зенит­

510


ные средства, .в большей — ЗУРы и истребители-перехватчики. Поэтому для этих самолетов основными средствами защиты яв­ ляются:

полет в зоне сильной ПВО на предельно малых высотах

сбольшой скоростью, а в зоне слабой ПВО — на предельно больших;

широкое использование всех видов БРЭСП;

применение пассивных и активных средств защиты от атак истребителей.

Эффективное преодоление ПВО, содержащей разнообразные средства, и необходимая большая дальность требуют профиля полета с большими изменениями скорости и высоты. Наиболее эффективными техническими средствами реализации такого профиля полета являются:

крыло с изменяемым в полете углом стреловидности;

двигатели с регулируемым компрессором.

Фиг. 21.14

БРЭСП должны обеспечить надежный прорыв эффективной системы ПВО.

Для бомбардировщиков эффективными пассивными средст­ вами защиты, помимо БРЭСП, являются: уменьшение эффек­ тивной площади рассеивания радиосигналов и ограничения И К излучения. Это достигается применением специальных мате-

511

риалов, покрытий и конфигурации зализов в местах сочленений частей самолета, а также снарядов-ловушек.

521. В качестве активных средств защиты используются скорострельные пушки и оборонительные ракеты «воздух—воз­ дух».

Выполнение разведки и нанесение удара в одном вылете

обеспечиваются установкой на бомбардировщик разведыватель­ ной системы высокой разрешающей способности с запоминаю­ щим устройством большой емкости и средствами воспроизведе­ ния в реальном масштабе времени.

Поиск и обнаружение объекта обеспечиваются применени­ ем технических средств: радиолокационных, оптических и теп­ ловых систем.

Выход на кривую атаки обеспечивается увеличением даль­ ности обнаружения применяемых технических средств и улуч­ шением маневренных свойств бомбардировщика (ракетоносца) и сбрасываемой ракеты. Для фронтовых бомбардировщиков (ракетоносцев), особенно при действии на малых и предельно малых высотах, необходима всеракурсная ракета с автономной системой наведения.

С целью поражения объекта с высокой вероятностью бом­ бардировщики (ракетоносцы) должны нести большую разно­ образную боевую нагрузку.

522. Конструктивно-компоновочные схемы

бомбардировщи­

ков (ракетоносцев) имеют ряд

особенностей

(фиг. 21.14

и

21.15).

 

 

так

Большой запас топлива располагается как в фюзеляже,

и в крыльевых баках (отсеках)

большой емкости. Фронтовые

бомбардировщики могут иметь подвесные топливные баки. Большая герметическая кабина нужна для размещения всех

членов экипажа и необходимых индикаторов прицельного, на­ вигационного, а также разведывательного оборудования.

Внутреннее размещение боевого груза или максимальное

утопление его в фюзеляж диктуется требованием

увеличения

параметра дальности за счет снижения величины

схи. Хотя это

приводит к некоторому утяжелению и усложнению конструкции фюзеляжа из-за большого выреза (см. п. 164), в целом полу­ чается выигрыш за счет экономии веса топлива и двигательной установки.

Наружная компоновка двигателей на сверхзвуковых тяже­ лых бомбардировщиках применяется с целью получения макси­ мальной эффективной тяги, а следовательно, и минимального эффективного удельного расхода двигательной установки.

Наружная подвеска оборонительных ракет необходима для обеспечения мобильности .их применения. Основные ноги шас­ си обычной схемы убираются в специальные гондолы на крыле или в фюзеляже.

£12


523. Крылатые ракеты (КР) предназначены для поражения наземных и воздушных объектов противника, а также ведения разведки. В зависимости от места старта и расположения це­ ли КР подразделяются на классы [90]:

«воздух—воздух»;

«воздух—поверхность»;

«поверхность—воздух»;

«поверхность—поверхность».

Специальными обобщенными ТТТ к КР являются [90], [96]:

3 3 Изд. Л-8 5337

513

высокая боевая эффективность при максимальном отно­ шении критерия эффективности комплекса к его стоимости (см.

п. 413);

дальность действия, обеспечивающая высокую степень

неуязвимости стартовых позиций или носителей от средств ПВО противника;

длительность хранения;

транспортабельность по земле и воздуху. Высокая эффективность действия обеспечивается:

выбором скорости и высоты полета, снижающих эффек­ тивность перехвата КР средствами ПВО противника;

применением автономных помехоустойчивых систем наве­

дения;

— снаряжением КР боевыми частями (обычными или ядерными), имеющими большой радиус надежного поражения.

Требуемая дальность действия обеспечивается запасом топ­ лива, выбором двигателя и аэродинамической схемы, при кото­ рых параметр дальности на предельной скорости полета имеет приемлемую величину.

Длительность хранения достигается поддержанием благо­ приятных условий хранения (температура, влажность и др.), применением коррозиостойких материалов и покрытий, а также консервированием конструкции и оборудования. Транспорта­ бельность обеспечивается расчленением ракеты .на части, необ­ ходимой прочностью частей, разведением частот собственных колебаний ракеты и частот колебаний транспортных средств.

524. Конструктивно-компоновочная схема КР (фиг. 21.16)

имеет ряд особенностей, связанных с одноразовостью примене­ ния:

отсутствие взлетно-посадочных устройств самолетного

типа;

отсутствие герметической кабины с системами жизне­

обеспечения и средств аварийного покидания. В случае необ-

Ф и г. 21.16

ходимости для обеспечения работоспособности агрегатов обо­ рудования и боевой части используются гермоотсеки с систе­ мами поддержания давления и температуры в них;

— простота конструкции и технологии

производства;

— наличие большого числа простых

эксплуатационных

разъемов и люков;

 

614


— упрощенные энергетические системы.

525. Самолеты противолодочной обороны (ПЛО) предназ- .

качены для защиты от атомных подводных лодок, вооружен­ ных баллистическими ракетами.

Основными задачами самолетов ПЛО являются [87]:

обнаружение и уничтожение всплывших или погружен­ ных подводных лодок;

обнаружение и слежение за соединениями надводных кораблей;

поражение отдельных надводных кораблей;

разведка акваторий больших площадей;

проведение поисковых и спасательных операций;

переброска личного состава.

526. Условия боевого применения, связанные с большой глубиной погружения, высокой скоростью хода и большим ра­ диусом действия атомных подводных лодок, характеризуются длительным полетом на малых высотах над водными просто­ рами океанов или морей при отсутствии противодействия про­ тивника.

В настоящее время применяются следующие способы бое­ вого использования:

— полет в зону нахождения подводных лодок по вызову тех или иных средств информации, с последующим автоном­ ным поиском лодок и их уничтожением;

— свободный поиск и уничтожение подводных лодок.

Условия применения и способы боевого использования по­ зволяют обойтись одним типом самолета ПЛО.

527. Основными специальными требованиями к самолетам ПЛО являются [87]:

быстрый выход в зону поиска по вызову;

длительное время патрулирования;

выполнение боевых заданий в любое время года, суток и при любой погоде;

высокая эффективность выполнения основных боевых за­ дач при максимальной величине отношения критерия боевой эффективности авиационного комплекса ПЛО к его стоимости

(см. п. 413).

528. Быстрый выход в зону поиска по вызову обеспечивает­ ся высокой скоростью полета самолета ПЛО. Скорость полета в зону поиска определяется удалением зоны от мест базирова­ ния самолетов ПЛО и располагаемым временем на полет. Это время зависит от размеров зоны, в которой самолет ПЛО мо­ жет обнаружить и поразить подводные лодки, и от скорости хода подводных лодок. Необходимая быстрота выхода в район поиска обеспечивается большой дозвуковой скоростью полета.

? 3*

515


516

Длительное время патрулирования обеспечивается относи­ тельным весом топлива и величиной параметра продолжитель­ ности путем выбора внешней схемы самолета (с целью увели­ чения качества) и двигателя с малыми расходами топлива на режимах патрулирования.

529.Выполнение боевых заданий в любое время года, суток,

ипри любой погоде обеспечивается эффективной антиобледенительной системой и специальной навигационно-тактической системой, совместно с которой работают два штурмана (марш­

рутный и тактический). Маршрутный штурман ведет самолет в зону поиска и обратно, тактический решает задачи поиска в зоне и применения оружия для поражения объектов.

530. Высокая эффективность выполнения основных боевых задач по поражению атомных подводных лодок требуется для предотвращения ущерба, который могут нанести эти подвод­ ные лодки своими баллистическими ракетами.

Эффективность самолета ПЛО может быть охарактеризо­ вана вероятностью уничтожения подводной лодки. Основными этапами боевого полета при этом являются поиск и применение оружия. В соответствии с этим вероятность уничтожения под­ водных лодок равна произведению вероятностей обнаружения и поражения подводной лодки. Высокая вероятность обнару­

жения обеспечивается специальным

оборудованием для поис­

ка подводных лодок, включающим

визуальные средства

на­

блюдения, радиолокатор, радиогидроакустические буи и

при­

емник сигналов, детектор магнитной

аномалии и другое обору­

дование.

 

 

Для поражения подводных лодок и других морских объек­ тов на самолете устанавливаются мины, бомбы, торпеды, глу­ бинные бомбы, ракеты «воздух—поверхность».

531. Конструктивно-компоновочная схема самолета ПЛО

(фиг. 21.17) имеет ряд особенностей:

очень большие герметические кабины и отсеки, необходи­ мые для размещения многочисленного экипажа и сложного оборудования;

грузовой отсек большой емкости для размещения разно­ образного вооружения и большого числа сбрасываемых в зоне поиска гидроакустических буев;

большая площадь застекления кабин, необходимая для ведения визуальных наблюдений;

внешняя схема, соответствующая требованиям получения большой дозвуковой крейсерской скорости и высокого аэроди­

намического качества при патрулировании;

— применение наружных топливных баков;

—удлинение хвостовой части фюзеляжа для размещения детектора магнитной аномалии.

517