Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из комбинированных двигательных установок наиболее пер­ спективной является комбинация подъемных и маршево-подъ­ емных двигателей.

Существует оптимальное соотношение тяговооруженностей подъемных и маршево-подъемных двигателей для обеспечения

Тяга, подъемных двигателей,

%вертикальной, тяги

Фи г. 21.9

вертикального взлета. При этом соотношении (фиг. 21.9) вес самолета получается минимальным.

На фиг. 21.10 показана

конструктивно-компоновочная схе­

ма самолета, двигательная

установка которого состоит из

подъемных двигателей и подъемно-маршевого двигателя, рас­ положенного в средней части фюзеляжа. Этой схеме присущи все особенности самолета с единой подъемно-маршевой уста­ новкой и с комбинацией подъемных и маршевых двигателей.

Кроме этого, из-за расположения подъемных двигателей перед и за подъемно-маршевым удлиняется фюзеляж.

Ряд преимуществ имеет конструктивно-компоновочная схе­ ма (фиг. 21.11) с подъемными двигателями и маршево-подъем­ ным двигателем, снабженным единым отклоняющимся выхлоп­ ным соплом. Такой двигатель может быть расположен в хво­ стовой части фюзеляжа. Освободившуюся среднюю часть фю­ зеляжа можно использовать для размещения топлива и воору­ жения.

511. Для обеспечения безаэродромности легкого штурмовика может использоваться схема винтокрылого летательного аппа­ рата (ВЛА), в частности вертолета.

Наиболее распространенными схемами ВЛА являются:

одновинтовой вертолет (с хвостовым винтом);

двухвинтовой вертолет с продольным и поперечным рас­ положением винтов.

505


/

Фиг. 21.10

Ф и г . 21.11

Ш,

Совершенствование этих схем и разработка новых направ­ лены на увеличение дальности и скорости полета, статического потолка, а также и улучшение маневренности и управляемости.

Это достигается повышением аэродинамического качества вертолета, путем улучшения аэродинамических форм фюзеля­

жа. уборки

шасси, постановки обтекателей,

увеличением от­

носительного

веса топлива, увеличением

энерговооруженно­

сти, применением бесшарнирных винтов, установкой

крыльев.

Наиболее

распространенным двигателем

для ВЛА

являет­

ся газотурбинный.

 

 

Конструктивно-компоновочная схема штурмовика ВЛА по­ казана на фиг. 21.12.

§ >1.3. БОМБАРДИРОВЩИКИ (РАКЕТОНОСЦЫ) И КРЫЛАТЫЕ

РАКЕТЫ

512. Бомбардировщики (ракетоносцы) предназначены для поражения важных, главным образом подвижных и вновь вы­ явленных военных объектов противника в оперативнойглуби­ не обороны противника, глубоком тылу и акваториях морей и океанов. В соответствии с этими задачами бомбардировщики (ракетоносцы) подразделяются на фронтовые (тактические) и стратегические.

Основными задачами фронтовых бомбардировщиков явля­ ются ]80], [86]:

507


— уничтожение тактических ракетно-ядерных средств на­ падения, самолетов-носителей на аэродромах, подвижных скла­ дов хранения ядерного оружия и баз его подготовки к боево­ му использованию;

уничтожение резервов противника;

поражение (подавление) радиолокационных и радиотех­ нических средств, а также командных пунктов управления вой­ сками и авиацией;

уничтожение воздушных и морских десантов противника;

содействие высадке своих воздушных и морских десан­ тов и их боевым действиям;

ведение воздушной разведки.

Помимо этого, фронтовые бомбардировщики могут привле­ каться для уничтожения неподвижных военных объектов в опе­ ративной глубине, координаты которых известны: склады боеприпасов и горючего, мосты, переправы, железнодорожные узлы и т. д.

513. Главные задачи стратегических бомбардировщиков (ра­ кетоносцев) сводятся к следующим [93], [94,.

разгром ракетных (главным образом подвижных), авиа­ ционных и морских (авианосных) группировок противника;

поражение важнейших политико-административных цент­ ров и экономических районов в тылу противника;

нарушение всех видов коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, морских, воздушных) противника;

ведение воздушной разведки.

Помимо этого, стратегические бомбардировщики

(ракетонос­

цы) могут привлекаться

к решению

ряда задач

фронтовых

бомбардировщиков (ракетоносцев).

(ракетоносцы) действу­

514. Фронтовые бомбардировщики

ют в условиях фронтовой

операции,

характеризующейся бы­

стрым изменением обстановки и перемещением линии соприко­ сновения войск. Они должны выполнять боевые задания в лю­ бую погоду и, как правило, при сильном противодействии ПВО

противника.

Условия действия стратегических бомбардировщиков (раке­ тоносцев) (погодные и связанные с удалением объектов и про­ тиводействием противника) могут быть разнообразными, в зави­

симости от ТВД.

515. Основными способами боевых действий фронтовых бомбардировщиков (ракетоносцев) являются [94], [95]:

удары по заранее заданным целям;

удары по вызову;

самостоятельный поиск и уничтожение объектов против­

ника.

Способы боевых действий стратегических бомбардировщиков

(ракетоносцев) сводятся к следующим [94], [95]:

— одновременный удар по одному или нескольким объек­

т ам ;


последовательные удары по одному или нескольким объ­

ектам;

самостоятельный поиск и уничтожение целей.

В соответствии с условиями действия и способами выполне­ ния боевых задач фронтовые бомбардировщики ограничивают­ ся одним типом — сверхзвуковым фронтовым бомбардиров­ щиком (ракетоносцем). Что касается стратегических бом­ бардировщиков (ракетоносцев), то они могут быть двух типов: дозвуковым и сверхзвуковым самолетом.

516. Основными тактико-техническими требованиями ^ бом­ бардировщикам являются [92], [86]:

необходимый радиус боевого применения;

выполнение боевых заданий в любое время года, суток

ипри любой погоде;

быстрое появление над целью (для фронтовых бомбар­

дировщиков) ;

— высокая эффективность выполнения боевых задач при максимальном отношении критерия боевой эффективности бом­ бардировочного авиационного комплекса к его стоимости (см.

п. 413);

— выполнение разведки и нанесение удара в одном вылете.

517. Потребный радиус боевого применения фронтового бомбардировщика (ракетоносца) определяется глубиной опе­ ративной полосы противника и удалением мест базирования ФБ от линии фронта, для дальнего бомбардировщика (ракето­ носца) — размерами театра военных действий и удалением стратегических объектов от мест базирования бомбардировщи­ ков.

518. Выполнение боевых заданий в любое время года, су­ ток и при любой погоде обеспечивается оборудованием, противообледенительными системами, а также необходимой проч­ ностью самолета. Оборудование включает в себя, как прави­ ло, дублированные пилотажно-навигационные, прицельные си­ стемы, приборы слепой посадки.

В противообледенительных системах используется три спо­ соба борьбы с обледенением: термический, химический и меха­ нический.

В термических противообледенительных системах конструк­ ция, покрываемая льдом, обогревается либо горячим воздухом от компрессора двигателя (фиг. 21.13,а), либо теплом, выде­ ляемым электрическим обогревателем (фиг. 21.13,6). Химиче­ ский способ предохранения от обледенения заключается в по­ крытии поверхности, подверженной обледенению, специальны­ ми жидкостями, замерзающими при низких температурах,

Механический способ требует деформации конструкции, по­ крывающейся льдом (рис. 21.13,в). Необходимая прочность обеспечивается величиной расчетной перегрузки.

509