Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снижению вероятности обнаружения дели;

снижению безопасности полета.

Эти нежелательные явления устраняются соответствующи­ ми техническими мероприятиями, при использовании которых необходимо учитывать их отрицательное влияние на другие ха­ рактеристики самолета.

Для получения приемлемой величины километрового расхо­ да или параметра дальности n L необходимо выбирать более экономичный на малых высотах двигатель и увеличивать ка­ чество в горизонтальном полете.

Для сверхзвукового всепогодного штурмовика (ИБ) это мо­ жет быть достигнуто установкой крыла с изменяемым ' углом стреловидности.

Точность выхода на объект противника обеспечивается при­ менением более совершенных систем навигации.

Уменьшение утомляемости членов экипажа достигается снижением перегрузки при полете в неспокойной атмосфере

Дп = +

d рuV

(сп. п. 8).

-----

 

 

Эффективным средством снижения перегрузки при полете с большой скоростью в турбулентной атмосфере является увели­ чение угла стреловидности крыла в полете (уменьшение вели­ чины с„*).

Требуемая вероятность обнаружения объекта обеспечивает­ ся применением технических средств разведки, в частности, ра­ диолокаторов поиска наземных целей, тепловых и оптических систем. Предохранение всепогодного сверхзвукового штурмо­ вика от столкновения с землей и препятствиями достигается применением автоматизированных систем следования рельефу местности и облета препятствий.

Обеспечение эффективного боевого полета на предельно ма­ лых высотах приводит к увеличению веса самолета.

503. Бортовые радиоэлектронные средства противодействи

состоят из специальных станций активных помех и контейне­ ров с дипольными отражателями или пушечных снарядов, сна­ ряженных ими. Для срыва атак ракет, имеющих тепловые го­ ловки самонаведения, применяются тепловые ловушки [91], [102].

К пассивным средствам защиты штурмовика от атак истре­ бителей относятся:

бортовые станции сигнализации об облучении штурмови­ ка радиолокационной станцией истребителя противника;

конструкционные материалы и покрытия, снижающие звуковое, радиолокационное и инфракрасное обнаружение штурмовика.

Активными средствами защиты являются снаряды «воз­ дух—воздух» и пушки.

498


Мероприятия по увеличению живучести штурмовиков изло­ жены з гл. XVIII.

Вероятность атаки зависит от дальности обнаружения объ­ екта бортовыми средствами поиска, точности выхода на объ­ ект и маневренных характеристик штурмовика.

Вероятность поражения объекта зависит от вероятности по­ ражения его единичным боевым средством и количества бое­ вых средств на штурмовике.

В зависимости от типов объектов противника применяются различные варианты вооружения штурмовика: пушки, бомбы, УРС, НУРС и т. д.

504. Способность истребителя-бомбардировщика вести ближ­ ний маневренный воздушный бой на малых высотах и больших

Ф иг. 21.4

скоростях, а также работа штурмовиков в составе авиацион­ ных комплексов обеспечиваются такими же техническими ре­ шениями, как у истребителей.

32*

499


505. «Гибкая» характеристика «боевая нагрузка — даль­ ность полета» (или время барражирования) обеспечивается:

возможностью подвески на пилоны вместо оружия (или средств разведки) подвесных топливных баков;

установкой дополнительных внутренних топливных баков;

дозаправкой самолетов в воздухе.

506.Базирование штурмовиков и истребителей-бомбарди­ ровщиков на фронтовых грунтовых аэродромах с короткими

Фиг. 21.5

элементарно подготовленными ВПП требует тех же мероприя­ тий и реализуется теми же техническими решениями, как у истребителей. Для штурмовиков с целью обеспечения их бази­ рования на прифронтовых аэродромах экономически выгодным является установка на самолете подъемных или подъемно-мар­ шевых двигателей, или их комбинации.

507. Конструктивно-компоновочные схемы штурмовиков на ряду с теми факторами, которые характерны для истребите­ лей, определяются еще и следующим:

— типом ЛА и внешней схемой (зависящей в сильной сте­ пени от того, дозвуковой или сверхзвуковой самолет);

500

— способом обеспечения базирования на фронтовых аэро­ дромах с короткими элементарно-подготовленными ВПП.

Для этих самолетов возможны следующие основные кон­ структивно-компоновочные схемы:

— самолет обычной схемы с крылом неизменяемого угла стреловидности и маршевой двигательной установкой;

Фиг. 21.6

самолет с крылом изменяемого в полете угла стреловид­ ности, с маршевой двигательной установкой;

самолет с двигательной установкой, создающей, кроме

горизонтальной тяги, еще и вертикальную силу.

501


Помимо самолетных схем, ближний штурмовик может быть выполнен по схеме винтокрылого летательного аппарата.

50S. Конструктивно-компоновочные схемы истребителейбомбардировщиков с крылом неизменяемого угла стреловидно­ сти и маршевой двигательной установкой показаны на фиг. 21.4 и 21.5. Эти конструктивно-компоновочные схемы отличаются формой крыла в плане, числом двигателей и внешней схемой самолета. Конструктивно-компоновочная схема доззукового штурмовика показана на фиг. 21.6.

С целью увеличения надежности и живучести целесообраз­ но на штурмовике устанавливать два двигателя. Для увели­ чения живучести самолета за счет уменьшения вероятности од­ новременного поражения обоих двигателей, а также с целью получения наибольшей эффективной тяги и обеспечения их ус­

тойчивой работы

наметилась

тенденция

разнесения

двигате­

лей. Для снятия и постановки

двигателей

(при

эксплуатации

самолета) предусматриваются

поперечный

разъем

фюзеляжа

пли съемные нижние (боковые)

панели фюзеляжа.

 

Вооружение на штурмовиках (пушки с боезапасом, бомбы,

ракеты, баки и т. д.) устанавливается как внутри

фюзеляжа,

так и снаружи. Преобладающим видом

является

наружная

подвеска (бомб,

ракет, блоков

и др.). Число

наружных под­

весок может быть достаточно велико — до 10. Наиболее ши­ рокое распространение нашли наружные подвески оружия под крылом. С целью создания удобств эксплуатации вооружения, подвешиваемого к крылу, штурмовики рассматриваемой ком­ поновочно-конструктивной схемы имеют среднее и высокорас­ положенное крыло.

Взлетно-посадочные устройства (шасси, механизация крыла, ускорители и тормозной парашют) выбираются исходя из требо­ ваний к аэродромам базирования. В связи с тем, что колеса низкого давления имеют большие габариты, на самолетах, где применяется верхнее расположение крыла, основные ноги шас­ си крепятся к фюзеляжу и убираются в фюзеляж. Для этого иногда требуются сравнительно сложные, кинематические схе­ мы. Шасси, как правило, выполняется по трехстоечной схеме

сносовым колесом.

509.Истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемого угла стреловидности в полете имеет типичные черты конструк­ тивно-компоновочной схемы, отмеченные в п. 508, и ряд особен­ ностей (см. фиг. 21.7). Большая относительная площадь гори­

зонтального оперения

для обеспечения требуемой устойчиво­

сти и управляемости

самолета при различных углах стрело­

видности крыла и режимах полета. Верхнее расположение крыла необходимо (помимо удобств наземного обслуживания подкрыльных подвесок) для обеспечения, места размещения корневой задней части поворотного крыла при установке его

£02


на большой угол стреловидности при условии сохранения тре­ буемой конструкции воздухоподводящих каналов. Шасси на та­ ких самолетах убираются в фюзеляж [89].

Размещение пилонов на подвижной части крыла вызывается требованием обеспечения большого числа подвесок.

Ф иг. 21.7

Мощный механизм поворота крыла требуется для обес­ печения высокой скорости изменения угла стреловидности кры­ ла в полете.

510. Штурмовики с двигательной установкой, создающей

подъемную силу, могут быть выполнены в различных вариан­ тах.

503

гW.

Эти самолеты могут иметь крыло с неизменным и изменяе­ мым углом стреловидности. Двигательные установки, создаю­ щие подъемную силу, могут обеспечить и вертикальные взлет и посадку. Типичная конструктивно-компоновочная схема са­ молета с единой подъемно-маршевой двигательной установкой

Фиг . 21.8

показана на фиг. 21.8, где видны особенности компоновки та­ кого самолета.

Верхнее расположение крыла

вызывается

расположени­

ем выхлопных сопел по бокам фюзеляжа.

 

средней

Расположение

подъемно-маршевого двигателя в

части фюзеляжа

необходимо для

совмещения

вектора

верти­

кальной составляющей тяги с центром тяжести самолета. В связи с тем, что выхлопные сопла располагаются по бокам фюзеляжа, крыло должно быть поднято вверх. Большой отри­ цательный угол поперечного V выбирается из условия укоро­ чения подкрыльных стоек шасси.

Велосипедная схема шасси выбирается вследствие располо­ жения двигателя в центральной части фюзеляжа.

Размещение воздухозаборника на небольшом удалении от носа фюзеляжа требуется -из условия организации потока на входе в двигатель.

504