Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельно отливающей голубизной, особенно при солн­ це). Она же находится под толстым слоем пустой породы, который необходимо снять, чтобы добрать­ ся до янтароносной жилы.

Эту операцию выполняет вода. Пушки гидромо­ ниторов обрушивают мощный удар на земляную стену. Серебристая струя, вылетающая под давле­ нием восемь атмосфер, не только разрыхляет и ва­ лит породу, но тут же превращает ее в пульпу, ко­ торую землесос перегоняет в море.

Сняв семнадцати-двадцатиметровый пласт пу­ стой породы, гидромониторы создают первый уступ. Таким же образом водяные пушки другого земсна­ ряда, работающего в нижней части борта карьера, снимают пласт в двенадцать-тринадцать метров и создают второй уступ. До «голубой земли» остается полтора-два метра. Этот слой снимает шагающий

экскаватор.

Вскрышные работы закончены. Янтароносная по­ рода рыхлится шагающим экскаватором и размыва­ ется землесосной установкой. Образовавшаяся пуль­ па передается на обогатительную фабрику.

На обогатительно-сортировочной фабрике проис­ ходит отделение янтаря от песчано-глинистой по­ роды и сортировка его по размерам. Этот процесс и называется обогащением янтаря.

Как это делается?

Пульпа поступает на первое обезвоживающее сито. Затем полезная часть, содержащая янтарь, пе­ реходит на окончательно обезвоживающие четыре дуговых сита, а вода вместе с мелким щебнем от­ водится по трубопроводу. С этих сит янтарь, еще не окончательно отделенный от гравия и песчано­ глинистых пород, поступает в продолговатый ло­

87

ток. Сюда же по особым каналам под давлением подается раствор поваренной соли или глинистой суспензии с плотностью выше, чем удельный вес янтаря. Вся эта масса переходит на сепаратор. Так как удельный вес янтаря приблизительно равен удельному весу воды, то в сепараторе происходит отделение янтаря от гравия: гравий оседает на дно, а янтарь переносится по лотку в следующий сепа­ ратор.

Однако отнятый у породы солнечный камень сразу в производство не пойдет. Он еще дочиста не отмыт от глины, среди его кусков попадается мелкая щепа. И для окончательной очистки янтарь загружают в специальную емкость, бочку, куда на­ сыпают крупнозернистый песок и подают воду. Бочка вращается, вода и песок отмывают янтарь. Идет процесс доводки. После этого камень посту­ пает на калориферные печи для сушки. Затем по транспортерной ленте он идет в бункер и уже от­ туда подается на виброгрохот.

Виброгрохот — установка очень простая. Это виб­ рирующее решетчатое полотно с большими отвер­ стиями на нем. Сюда и подается янтарь. Крупные куски остаются на поверхности. Помельче — прова­ ливаются и падают на поверхность решета с мень­ шими отверстиями, самые же мелкие куски попа­ дают на нижнее сито. Так происходит сортировка кусков по стандартным размерам.

Перед каждой решеткой виброгрохота стоит ящик-—собиратель. В него и ссыпается отсортиро­ ванный янтарь.

С обогатительной фабрики янтарь — как сырье, как материал для художника — начинает движение по цехам и мастерским комбината.

88


Весь добытый янтарь делят на три вида: поде­ лочный, прессовочный и лаковый. Поделочный —■ это обычно самые крупные куски — составляет около десяти процентов всего добываемого янтаря.

На прессование идут мелкие кусочки, которые не могут по своей натуральной величине использовать­ ся для изготовления изделий. Самый мелкий ян­ тарь, янтарную крошку, называют лаковым. Его плавят, а затем используют для производства лаков и красок.

Хотя немалая часть янтаря идет на химическую переработку, Калининградский комбинат — пред­ приятие прикладного искусства. Здесь создаются как изделия серийного производства, так и уни­ кальные высокохудожественные произведения ис­

кусства.

Заготовительный цех янтарного комбината — это обширный комплекс отделений и служб сложного предприятия. Добытый в карьере и облагорожен­ ный на обогатительной фабрике, янтарь в виде за­ готовок, а для лакокрасочного цеха — в виде сырья, расходится по трем основным направлениям: к ху­ дожникам в янтарный цех, на массовое производ­ ство и к химикам.

Вот раскроечное отделение заготовительного це­ ха. Просторное помещение с несколькими рядами рабочих столов. Перед каждой работницей (а здесь одни женщины) — яркие лампы местного освеще­ ния.

Сюда, в раскроечное, доставляется партия про­ мытого, просушенного, отсортированного янтаря с обогатительной фабрики. Мастер в начале дня по­ лучает технологическую карту, на которой выписа­

89


ны все стадии изготовления будущего изделия, да­ ны его размеры. Тут же, на карте закреплен обра­ зец, обозначенный шифром. Задача раскройщицы — подобрать заготовку под стандартный размер, ука­ занный в технологической карте, и придать ей, гру­ бую пока, форму будущего изделия. Отсюда пар­ тии раскроенного янтаря уходят в цеха окончатель­ ной обработки.

Ошкуровочное отделение заготовительного цеха внешне напоминает раскроечное: те же столы, так же отесовщицы «строгают» янтарь. Но обрабаты­ вают здесь только мелкий камень, который пойдет на прессование. Работницы снимают с него окис­ ленную корочку, тщательно удаляют с поверхности мельчайшие соринки. Однако таким способом очи­ щается на комбинате лишь малая часть янтаря- в основном происходит механическая, гидропеско­ струйная ошкуровка. Очищенный камень отправля­ ют на мойку, затем сушат. Специальная дробилка измельчает его в тонкий порошок, который по виду напоминает сахарную пудру.

В прессовочном отделении порошок загружают в специальные пресс-формы, и при температуре 210— 220 градусов под большим давлением он приобре­ тает вид пластической массы. С помощью гидрав­ лического пресса масса свободно заполняет каналы пакета соответствующего профиля. Затем прессформы охлаждают, разбивают и из пакета из­ влекают стержни длиной двадцать-двадцать пять сантиметров. У них самые разнообразные сече­ ния: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб. Эти стержни отправляют отсюда на распиловку. Таким образом делаются заготовки для будущих из­ делий.

90

Из прессованного янтаря делают мундштуки и всевозможные подставки, бусы и другие украше­ ния. В некоторых изделиях его сочетают с природ­ ным янтарем.

Калининградцы научились калить прессованный янтарь, достигая этим интересного эффекта: он при­ обретает сочный, глубокий цвет, появляющиеся внутри при калении трещинки и пузырьки создают впечатление включений. Из каленого прессованно­ го янтаря получают красивые перстни, кулоны, броши.

В нашей стране переработкой янтаря занято не­ сколько предприятий: Калининградский янтарный комбинат, комбинаты «Максла» и «Сувенир» в Лат­ вии и «Дайле», «Еся», «Тульпе», «Мянас» в Литве. Все вместе они дают более двух третей мирового производства янтаря.

Я Н Т А Р Ь И Х И М И Я

Tjp,

 

о химическому составу янтарь относит­ ся к высокомолекулярным соединениям органических кислот. Вот примерная хи­

мическая формула его:

С,0Н16О

Примерная потому, что янтарь — это смесь по мень­ шей мере трех смол, свойства которых несколько различны. При таком разнообразном составе ком­ понентов янтаря невозможно дать его точную хими­ ческую формулу. Например, «костяной» и лучистый

92


янтарь желтого цвета имеют соответственно следу­ ющее соотношение входящих в него элементов

(в %):

Углерод

73,68;

78,63

Водород

9,94;

10,48

Кислород

16,27;

10,47

Сера .

0,11;

0,42

Удельный вес янтаря-—от 0,98 до

1,08 г/см2.

При температуре +150° янтарь размягчается, а при +250°—400° расплавляется. Химическая инерт­ ность янтаря позволяет применять его для изго­ товления медицинских инструментов и посуды для хранения активных кислот. Высокие диэлектриче­ ские свойства делают его незаменимым в радио­ технической промышленности и приборостроении.

Из янтарных отходов и просто пыли — стружки, мелкой россыпи — на комбинате получают ценней­ шие продукты: сырье для янтарного лака, кислоты, янтарное масло. Получены и испытаны в лабора­ торных условиях следующие лаки: консервный, да­ ющий прочную антикоррозийную пленку; мебель­ ный— он, кроме того, что хорошо полирует мебель и придает ей красоту, не реагирует на кислоты и щёлочи; половая эмалевая краска. Так как янтарь является хорошим изоляционным материалом, он идет также на изготовление изоляторов. Химики комбината ищут и новые пути использования отхо­ дов производства.

В последние годы специалисты сельского хозяй­ ства проводят опыты по изучению свойств янтар­ ной кислоты и ее применению. Выяснилось, что она содержится в небольших количествах в незре­

93

лых плодах крыжовника, винограда, соке сахарной свеклы, в репе, листьях ревеня, алоэ и других рас­ тениях, являясь веществом, стимулирующим жиз­ ненные процессы. Кафедра растениеводства агро­ номического факультета Ленинградского сельскохо­ зяйственного института изучила влияние янтарной кислоты на скорость развития растений. Ученые считают, что предпосевная обработка семян куку­ рузы, льна, зерновых, корнеплодов, картофеля, лю­ пина слабым раствором янтарной кислоты ускоря­ ет развитие и дает прибавку урожая от пятнадцати до сорока процентов (в зависимости от климатиче­ ских условий).

Инженеры Калининградского комбината осуще­ ствляют контроль за процессами химической пере­ работки янтаря, проводят исследования. В послед­ нее время ими разработана рецептура выработки лака на основе плавленного янтаря. На базе мест­ ного сырья построен цех лакокрасок. Его продук­ ция с маркой Калининграда идет во многие города страны.


В С О Ю З Е С П Р И Р О Д О Й

V,

р

ели бы была создана светящаяся карта народного декоративно-прикладного ис­ кусства России, где каждый промысел

обозначен своим цветом, то получилось бы вели­ колепное созвездие. Дулевский фарфор, художест­ венное стекло Гусь-Хрустального, гжельская кера­ мика, мастерская вышивка и вологодские кружева, богородская резьба и палехская роспись... Мировую славу принесли эти ремесла российским мастерам.

Зажгись такая многоцветная карта — золотистым огоньком засверкает на крайнем западе России один из самых молодых промыслов — янтарный.

95

Если почти у каждого вида прикладного искус­ ства в нашей стране есть богатая история, извест­ ные мастера, которые из поколения в поколение передавали свой опыт, то янтарное производство приходилось начинать, можно сказать, с нуля.

Калининградскому янтарному комбинату совсем немного лет, меньше, чем самой области. В первые годы после войны был восстановлен затопленный и разрушенный его карьер, добыты первые тонны «голубой земли». Тогда, в сороковые годы, о высо­ тах не говорили. О славе не думали. Не было опы­ та. Не было традиций. Не хватало кадров. Было одно — желание творить.

Впереди была гигантская работа по восстанов­ лению производства. Это не пугало энтузиастов. Только не ясна была еще та дорога, по которой должно было пойти развитие художественного про­ мысла. Ведь не существовало еще отечественной школы художественной обработки янтаря. Ее нуж­ но было создавать. Сюда, на комбинат, шли уже творческие люди, пытливые искатели, которым предстояло вдохнуть жизнь в янтарный слиток.

...Среда на Калининградском янтарном комбина­ те — экскурсионный день. У ворот останавливаются автобусы и легковые автомашины. Посмотреть, как добывается солнечный камень, познакомиться с про­ цессами его обработки, а главное — побывать в му­ зее комбината приезжают отдыхающие из калинин­ градских здравниц, туристы, школьники, моряки.

Продукция Калининградского янтарного комби­ ната делится на четыре основные группы. Первую составляют камнерезные изделия серийного выпу­ ска: бусы, браслеты, мундштуки. В конструкцию их не входит металл. Вторая группа — ювелирные

96