ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
тельно отливающей голубизной, особенно при солн це). Она же находится под толстым слоем пустой породы, который необходимо снять, чтобы добрать ся до янтароносной жилы.
Эту операцию выполняет вода. Пушки гидромо ниторов обрушивают мощный удар на земляную стену. Серебристая струя, вылетающая под давле нием восемь атмосфер, не только разрыхляет и ва лит породу, но тут же превращает ее в пульпу, ко торую землесос перегоняет в море.
Сняв семнадцати-двадцатиметровый пласт пу стой породы, гидромониторы создают первый уступ. Таким же образом водяные пушки другого земсна ряда, работающего в нижней части борта карьера, снимают пласт в двенадцать-тринадцать метров и создают второй уступ. До «голубой земли» остается полтора-два метра. Этот слой снимает шагающий
экскаватор.
Вскрышные работы закончены. Янтароносная по рода рыхлится шагающим экскаватором и размыва ется землесосной установкой. Образовавшаяся пуль па передается на обогатительную фабрику.
На обогатительно-сортировочной фабрике проис ходит отделение янтаря от песчано-глинистой по роды и сортировка его по размерам. Этот процесс и называется обогащением янтаря.
Как это делается?
Пульпа поступает на первое обезвоживающее сито. Затем полезная часть, содержащая янтарь, пе реходит на окончательно обезвоживающие четыре дуговых сита, а вода вместе с мелким щебнем от водится по трубопроводу. С этих сит янтарь, еще не окончательно отделенный от гравия и песчано глинистых пород, поступает в продолговатый ло
87
ток. Сюда же по особым каналам под давлением подается раствор поваренной соли или глинистой суспензии с плотностью выше, чем удельный вес янтаря. Вся эта масса переходит на сепаратор. Так как удельный вес янтаря приблизительно равен удельному весу воды, то в сепараторе происходит отделение янтаря от гравия: гравий оседает на дно, а янтарь переносится по лотку в следующий сепа ратор.
Однако отнятый у породы солнечный камень сразу в производство не пойдет. Он еще дочиста не отмыт от глины, среди его кусков попадается мелкая щепа. И для окончательной очистки янтарь загружают в специальную емкость, бочку, куда на сыпают крупнозернистый песок и подают воду. Бочка вращается, вода и песок отмывают янтарь. Идет процесс доводки. После этого камень посту пает на калориферные печи для сушки. Затем по транспортерной ленте он идет в бункер и уже от туда подается на виброгрохот.
Виброгрохот — установка очень простая. Это виб рирующее решетчатое полотно с большими отвер стиями на нем. Сюда и подается янтарь. Крупные куски остаются на поверхности. Помельче — прова ливаются и падают на поверхность решета с мень шими отверстиями, самые же мелкие куски попа дают на нижнее сито. Так происходит сортировка кусков по стандартным размерам.
Перед каждой решеткой виброгрохота стоит ящик-—собиратель. В него и ссыпается отсортиро ванный янтарь.
С обогатительной фабрики янтарь — как сырье, как материал для художника — начинает движение по цехам и мастерским комбината.
88
Весь добытый янтарь делят на три вида: поде лочный, прессовочный и лаковый. Поделочный —■ это обычно самые крупные куски — составляет около десяти процентов всего добываемого янтаря.
На прессование идут мелкие кусочки, которые не могут по своей натуральной величине использовать ся для изготовления изделий. Самый мелкий ян тарь, янтарную крошку, называют лаковым. Его плавят, а затем используют для производства лаков и красок.
Хотя немалая часть янтаря идет на химическую переработку, Калининградский комбинат — пред приятие прикладного искусства. Здесь создаются как изделия серийного производства, так и уни кальные высокохудожественные произведения ис
кусства.
Заготовительный цех янтарного комбината — это обширный комплекс отделений и служб сложного предприятия. Добытый в карьере и облагорожен ный на обогатительной фабрике, янтарь в виде за готовок, а для лакокрасочного цеха — в виде сырья, расходится по трем основным направлениям: к ху дожникам в янтарный цех, на массовое производ ство и к химикам.
Вот раскроечное отделение заготовительного це ха. Просторное помещение с несколькими рядами рабочих столов. Перед каждой работницей (а здесь одни женщины) — яркие лампы местного освеще ния.
Сюда, в раскроечное, доставляется партия про мытого, просушенного, отсортированного янтаря с обогатительной фабрики. Мастер в начале дня по лучает технологическую карту, на которой выписа
89
ны все стадии изготовления будущего изделия, да ны его размеры. Тут же, на карте закреплен обра зец, обозначенный шифром. Задача раскройщицы — подобрать заготовку под стандартный размер, ука занный в технологической карте, и придать ей, гру бую пока, форму будущего изделия. Отсюда пар тии раскроенного янтаря уходят в цеха окончатель ной обработки.
Ошкуровочное отделение заготовительного цеха внешне напоминает раскроечное: те же столы, так же отесовщицы «строгают» янтарь. Но обрабаты вают здесь только мелкий камень, который пойдет на прессование. Работницы снимают с него окис ленную корочку, тщательно удаляют с поверхности мельчайшие соринки. Однако таким способом очи щается на комбинате лишь малая часть янтаря- в основном происходит механическая, гидропеско струйная ошкуровка. Очищенный камень отправля ют на мойку, затем сушат. Специальная дробилка измельчает его в тонкий порошок, который по виду напоминает сахарную пудру.
В прессовочном отделении порошок загружают в специальные пресс-формы, и при температуре 210— 220 градусов под большим давлением он приобре тает вид пластической массы. С помощью гидрав лического пресса масса свободно заполняет каналы пакета соответствующего профиля. Затем прессформы охлаждают, разбивают и из пакета из влекают стержни длиной двадцать-двадцать пять сантиметров. У них самые разнообразные сече ния: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб. Эти стержни отправляют отсюда на распиловку. Таким образом делаются заготовки для будущих из делий.
90
Из прессованного янтаря делают мундштуки и всевозможные подставки, бусы и другие украше ния. В некоторых изделиях его сочетают с природ ным янтарем.
Калининградцы научились калить прессованный янтарь, достигая этим интересного эффекта: он при обретает сочный, глубокий цвет, появляющиеся внутри при калении трещинки и пузырьки создают впечатление включений. Из каленого прессованно го янтаря получают красивые перстни, кулоны, броши.
В нашей стране переработкой янтаря занято не сколько предприятий: Калининградский янтарный комбинат, комбинаты «Максла» и «Сувенир» в Лат вии и «Дайле», «Еся», «Тульпе», «Мянас» в Литве. Все вместе они дают более двух третей мирового производства янтаря.
Я Н Т А Р Ь И Х И М И Я |
Tjp, |
|
X» |
||
|
о химическому составу янтарь относит ся к высокомолекулярным соединениям органических кислот. Вот примерная хи
мическая формула его:
С,0Н16О
Примерная потому, что янтарь — это смесь по мень шей мере трех смол, свойства которых несколько различны. При таком разнообразном составе ком понентов янтаря невозможно дать его точную хими ческую формулу. Например, «костяной» и лучистый
92
янтарь желтого цвета имеют соответственно следу ющее соотношение входящих в него элементов
(в %):
Углерод |
73,68; |
78,63 |
Водород |
9,94; |
10,48 |
Кислород |
16,27; |
10,47 |
Сера . |
0,11; |
0,42 |
Удельный вес янтаря-—от 0,98 до |
1,08 г/см2. |
При температуре +150° янтарь размягчается, а при +250°—400° расплавляется. Химическая инерт ность янтаря позволяет применять его для изго товления медицинских инструментов и посуды для хранения активных кислот. Высокие диэлектриче ские свойства делают его незаменимым в радио технической промышленности и приборостроении.
Из янтарных отходов и просто пыли — стружки, мелкой россыпи — на комбинате получают ценней шие продукты: сырье для янтарного лака, кислоты, янтарное масло. Получены и испытаны в лабора торных условиях следующие лаки: консервный, да ющий прочную антикоррозийную пленку; мебель ный— он, кроме того, что хорошо полирует мебель и придает ей красоту, не реагирует на кислоты и щёлочи; половая эмалевая краска. Так как янтарь является хорошим изоляционным материалом, он идет также на изготовление изоляторов. Химики комбината ищут и новые пути использования отхо дов производства.
В последние годы специалисты сельского хозяй ства проводят опыты по изучению свойств янтар ной кислоты и ее применению. Выяснилось, что она содержится в небольших количествах в незре
93
лых плодах крыжовника, винограда, соке сахарной свеклы, в репе, листьях ревеня, алоэ и других рас тениях, являясь веществом, стимулирующим жиз ненные процессы. Кафедра растениеводства агро номического факультета Ленинградского сельскохо зяйственного института изучила влияние янтарной кислоты на скорость развития растений. Ученые считают, что предпосевная обработка семян куку рузы, льна, зерновых, корнеплодов, картофеля, лю пина слабым раствором янтарной кислоты ускоря ет развитие и дает прибавку урожая от пятнадцати до сорока процентов (в зависимости от климатиче ских условий).
Инженеры Калининградского комбината осуще ствляют контроль за процессами химической пере работки янтаря, проводят исследования. В послед нее время ими разработана рецептура выработки лака на основе плавленного янтаря. На базе мест ного сырья построен цех лакокрасок. Его продук ция с маркой Калининграда идет во многие города страны.
В С О Ю З Е С П Р И Р О Д О Й |
V, |
р |
ели бы была создана светящаяся карта народного декоративно-прикладного ис кусства России, где каждый промысел
обозначен своим цветом, то получилось бы вели колепное созвездие. Дулевский фарфор, художест венное стекло Гусь-Хрустального, гжельская кера мика, мастерская вышивка и вологодские кружева, богородская резьба и палехская роспись... Мировую славу принесли эти ремесла российским мастерам.
Зажгись такая многоцветная карта — золотистым огоньком засверкает на крайнем западе России один из самых молодых промыслов — янтарный.
95
Если почти у каждого вида прикладного искус ства в нашей стране есть богатая история, извест ные мастера, которые из поколения в поколение передавали свой опыт, то янтарное производство приходилось начинать, можно сказать, с нуля.
Калининградскому янтарному комбинату совсем немного лет, меньше, чем самой области. В первые годы после войны был восстановлен затопленный и разрушенный его карьер, добыты первые тонны «голубой земли». Тогда, в сороковые годы, о высо тах не говорили. О славе не думали. Не было опы та. Не было традиций. Не хватало кадров. Было одно — желание творить.
Впереди была гигантская работа по восстанов лению производства. Это не пугало энтузиастов. Только не ясна была еще та дорога, по которой должно было пойти развитие художественного про мысла. Ведь не существовало еще отечественной школы художественной обработки янтаря. Ее нуж но было создавать. Сюда, на комбинат, шли уже творческие люди, пытливые искатели, которым предстояло вдохнуть жизнь в янтарный слиток.
...Среда на Калининградском янтарном комбина те — экскурсионный день. У ворот останавливаются автобусы и легковые автомашины. Посмотреть, как добывается солнечный камень, познакомиться с про цессами его обработки, а главное — побывать в му зее комбината приезжают отдыхающие из калинин градских здравниц, туристы, школьники, моряки.
Продукция Калининградского янтарного комби ната делится на четыре основные группы. Первую составляют камнерезные изделия серийного выпу ска: бусы, браслеты, мундштуки. В конструкцию их не входит металл. Вторая группа — ювелирные
96