ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Однако возраст самого камня исчисляется не тысячами и не десятками тысяч, а 40—50 миллио нами лет, то есть образование янтаря относится к третичному геологическому периоду Земли.
Среди многих интереснейших свойств этого кам ня есть одно, которое окружило его множеством легенд и поверий — это способность бережно со хранять форму попавших в него остатков флоры и фауны далеких миров. На этом основании ему приписывали всевозможные божественные качест ва: одни считали, что в янтаре заключена таинст венная сила, поглощающая вредные вещества, дру гие наделяли свойством дарить людям бессмертие, третьи были уверены в том, что камень этот изле чивает от болезней.
Вот почему из янтаря изготовляли не одни толь ко украшения и предметы роскоши, но также чет ки, распятья, а на Востоке резали фигуры божков.
В Китае носили бусы, амулеты из янтаря цвета «крови дракона», чтобы предостеречься от болез ней. Корейские и марроканские воины уходили на войну с янтарным амулетом на шее: это якобы могло спасти их от гибели. В старые времена в бо гатых русских домах на кормилицу одевали янтар ное ожерелье весом в несколько фунтов. Счита лось, что это надежная преграда, которая не про пустит ничего дурного от кормилицы к ребенку. Дым горящего янтаря служил дезинфицирующим средством. Древние народы умели использовать это химическое свойство морского камня. Эфиопы и египтяне применяли его при бальзамировании.
С давних пор люди пытались объяснить, что та кое янтарь и как он произошел. Наивные представ ления древнего человека о природе сказались и
зо
здесь. Слагались легенды и мифы, объяснявшие сверхъестественное происхождение и природу лу чистого камня.
Римский поэт Овидий в своей поэме «Метамор фозы» передает один такой миф о Фаэтоне — сыне Гелиоса, бога Солнца. В мифе говорится, что ян тарь— это слезы охваченных скорбью матери и се стер безрассудно погибшего Фаэтона. Великие боги превратили гелиад — сестер Фаэтона — и его мать Климену в тополи. Но и, став деревьями, они про должали плакать:
«...Ветви деревьев поглотили их последние слова, Слезы упали и застыли, как зачарованный янтарь...»
Нужно отметить, что сравнение янтаря с застыв шими слезами деревьев не случайно: подчеркива ется догадка древних о его истинном происхожде нии.
Это подтверждается многими учеными и фило софами тех времен. Тацит говорил: «Янтарь не мо жет быть ничем иным, как древесной живицей, так как часто в нем видели кое-каких сухопутных жи вотных, даже крылатых, которых облила жидкая живица, а затем они остались закрытыми в затвер девшей массе». Другой ученый подтверждает эту же мысль тем, что янтарь загорается коптящим пла менем и плавится, как смола.
Древние жители берегов Балтики, обнаружив, что странный камень вспыхивает, когда попадает в огонь, стали пользоваться им как топливом. Это засвидетельствовали финикийские, греческие и рим ские купцы, приплывавшие сюда за янтарем, и, в частности, греческий купец Пифеас (330—350 лет до нашей эры). Он утверждал, что на острове Аби-
31
лус янтарь жгли, словно уголь или дерево, так мно го его здесь было.
«Янтарь первоначально истекал в жидком со стоянии. Сие доказывают видимые внутри его не которые существа, о коих нет сомнения, что прилипнули к свежему соку и остались заключенными через затвердение оного», — утверждал римский философ Плиний Старший. Он же писал: «Янтарь происходит из сока, вытекаемого из особого вида со сен. Это доказывается тем, что, если его потереть, то он издает запах сосны, а если зажечь, то он изда ет запах и треск, как все хвойные деревья».
Однако некоторые философы не соглашались с таким объяснением природы янтаря, а в средние века многие даже пытались предать забвению или
опровергнуть эти гипотезы древних. |
Один |
ученый |
|||
говорил, например, |
что янтарь — животного |
проис |
|||
хождения, а другой |
утверждал, что |
это |
загустев |
||
ший |
«солнечный эфир». Гортанер — член |
Француз |
|||
ской |
Академии Наук — был склонен |
считать ян |
|||
тарь... |
воском больших лесных муравьев. |
Француз |
ские естествоиспытатели, в том числе и Патрен, уверяли, будто янтарь «не что иное есть, как мед вместе с деревом, в коем он находится, стремле нием воды уносимый в море, который переработан, будучи в оном, минеральными кислотами, походит на земляной тук».
В разных источниках можно найти самые фан тастические гипотезы о происхождении солнечно го камня: янтарь — это морская пена, затвердевшая под действием солнечных лучей; это отвердевшие
жиры неведомых рыб. Немецкий |
ученый-иезуит |
||
А. Кирхер выдвигает |
свою |
гипотезу: янтарь — это |
|
затвердевшая нефть, |
куски |
ее во |
время штормов |
32
вымываются из каменных слоев морского дна на берег.
А вот какое толкование происхождения янтаря находим мы в «Трудах высочайше утвержденного Вольного общества любителей российской словес ности»: «Известно, что на южном берегу Балтий ского моря, начиная от Кошуб до устья Западной Двины, находим янтарь — вещество, коего проис хождение и по сие время естествоиспытателям не понятно. Некоторые думали, что янтарь есть зем ной тук, горный пар или простое горное масло, как нефть или горная смола, кристалл земной, который, вышедши из земли, от солнца и воздуха твердеет. Другие догадываются, что янтарь есть или клей не известного нам дерева, или смола сосновая и еловая, которая стремлением воды будучи унесена в море и преобразовавшись посредством солей и газов, превращается напоследок в то, что мы называем янтарем».
Но как те, кто признавал янтарь земляным ту ком, так и те, кто считал его смолой, не в состоя нии были объяснить, каким образом во внутрь его заходят пчелки, паучки, мурашки и другие малень кие насекомые, которые находятся только подле пресной воды.
Великий русский мыслитель, ученый и исследо ватель М. В. Ломоносов в своей работе «О слоях земных» восстановил единственно верное понима ние происхождения янтаря, которое высказывали еще философы древности, и дал правильное его оп ределение.
«При сем случае, — писал он, — не могу преми нуть рассуждения, откуда янтарь принял свое на чало. Ибо хотя мое намерение единственно прости-
2 Я» Зарахович. Янтарь |
33 |
рается к слоям земным; и сие прибавление не мо жет вместить в себя подробного описания вещей в земли находящихся; однако сия материя утомляет рассуждения и не последних мещан ученого обще ства; из коих большая часть почитают янтарь за подлинное минеральное тело. Мне кажется доволь но бы противное тому доказать могли в янтаре включенные разных родов ползающие и летучие га дины: мухи, бабочки, стрекозы мелкие, пауки, му равьи, всякого рода букашки, и при том листы и сучки мелких растений.
Однако не смотря на то, почти все за лутчих почитаемые на свете Минерографы пишут, что ян тарь произошел в земном недре из соединения ки слоты, коя содержится в сере, с земляными и мас леными частицами. Сему первое и легкое опровер жение их мнения на встречу поставлю, что еще не един химик из серной кислоты, из горючей какойнибудь горной материи и из земли янтаря не соста вил и по всему знанию и опытам Химическим вид
но, что быть тому не можно... |
янтарь |
находят |
...Посмотрим на место, где |
||
и при чем. Прусские берега |
особливо |
показы |
вают, что ловят его сетками на отмелых местах,
после сильных |
ветров. |
Волны и ветры из глуби |
||
ны |
дна морского |
ни |
чего не поднимают, что в |
|
воде |
утопает. |
И |
так |
ближе рождения его ис |
кать должно, что волны морские из берегов и из мелей выполаскивают, где их действие досягнуть может...
...В Италии случается янтарь в местах, где до стают каменное масло. Но оное, как выше показа но, происходит из турфа и каменных углей; а сии лежат с опроверженными лесами. Все сие показы
34
вает, что янтарь есть произвождение царства ра стений».
Ученый призывает в свидетели флору и фауну, остатки которых на миллионы лет застыли и сохра нились в каплях этой смолы:
«Кто таковых ясных доказательств не принима ет, тот пусть послушает, что говорят включенные в янтарь червяки и другие гадины: «Пользуясь лет нею теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы по раскошествующим влажностью растениям, искали и собирали все, что служит к нашему пропитанию; услаждались между собою приятностию благораст воренного времени, и последуя разным благовон ным духам, ползали и летали по травам, листам и деревьям, не опасаясь от них никакой напасти. И так садились мы на истекшую из дерев жидкую смолу, которая нас привязав к себе липкостию, пленила, и беспрестанно изливаясь покрыла и за ключила отовсюду. Потом от землетрясения опу стившееся вниз лесное наше место вылившимся мо рем покрылось: деревья опроверглись, илом и пе ском покрылись, купно со смолою и с нами; где долготою времени минеральные соки в смолу про никали, дали большую твердость, и словом в янтарь претворили, в котором мы получили гробницы ве ликолепнее нежели знатные и богатые на свете люди иметь могут. В рудные жилы пришли мы не иначе и не в другое время, как находящееся с на ми окаменелое и мозглое дерево».
Здесь следует сделать небольшое отступление, дабы уточнить одну немаловажную деталь. Дело в том, что многие ошибочно считают и называют янтарем саму смолу хвойных деревьев, прародите лей янтаря. Между тем янтарь, в том виде, как его
2 |
35 |
добывают из земных недр, — это уже не та перво начальная смола, что вытекла из-под коры янтароносной сосны, а с у к ц и н и т — продукт смолы, пре вращенный в золотистый камень под воздействием сил природы, среды, в которой он оказался, будучи погребенным 40—50 миллионов лет назад.
О происхождении сукцинита, то есть конечного продукта смолы веков, подробное толкование дает ся в работах кандидата геолого-минералогических наук С. Савкевича. Он говорит, что в геологической литературе «термин «янтарь»... стал термином сво бодного пользования для обозначения любых иско паемых смол; нередко смысловое содержание этого термина сужается, охватывая только ископаемые смолы, в той или иной мере поддающиеся механи ческой обработке». Единственно правильным, по мнению ученого, является использование термина «янтарь» лишь как синонима термина «сукцинит». Сукцинит находят и на побережье Северного моря, в Приднепровье, в Карпатах и других местах. Опре деление же «балтийский янтарь» можно использо вать только в смысле «сукцинит из Прибалтики».
Литовский исследователь, кандидат наук В. Катинас, прямо указывает: «Янтарь (сукцинит) явля ется ископаемой смолой хвойных деревьев палеоге нового возраста. В последнее время часто янтарем называют любые ископаемые смолы, несмотря на разный их возраст, химический состав и принад лежность к тем или другим видам деревьев... Янта рем следует называть лишь те смолы третичного возраста, которые содержат от двух до семи про центов янтарной кислоты, по всем своим физико химическим показателям и происхождению соответ ствуют смолам Б а л т и й с к о г о б а с с е й н а (раз
36
рядка моя. — Я. 3.), к которым это название впервые применено».
Правильное определение термина «балтийский янтарь» в смысле «сукцинит из Прибалтики» не каприз исследователей, а уточнение, имеющее прин ципиальное значение. Ведь янтароггодобные смолы имеются и в Румынии (минерал руменит), на остро
ве Сицилия (симетит), |
в |
верхней Бирме (бирмит). |
Но все это не янтарь |
в |
его «чистокровном» виде, |
а ископаемые смолы, которые не идентичны по сво ей минералогической характеристике балтийскому сукциниту, хотя у них много схожего с янтарем, вплоть до включений. Смолы эти гораздо моложе по своему возрасту «сукцинита Прибалтики» и происходят от других прародителей.
Еще в прошлом веке на мировом рынке ловкие спекулянты продавали изделия из более молодых смол, выдавая их за янтарные. Но их в большинст ве случаев нетрудно обнаружить. Они не обладают той твердостью, теплым, золотым пронизывающим их светом, который присущ балтийскому янтарю, а при сжигании не издают приятного хвойного запа ха, свойственного ему. Речь идет лишь о группе твердых смол, которые известны под названием ко палы. Они происходят от существующих и сегодня видов растений или извлекаются из земли в виде новоископаемых смол. Копалы встречаются во мно гих тропических областях нашей планеты: Южной Африке, Южной Америке, Индии, Новой Зеландии. В сгустках копалов, найденных на Занзибаре, встре чаются остатки растений. Эти включения хотя и об разовались естественным путем, но не имеют та кого высокого (древнего) геологического возраста, как балтийский янтарь.
37
Итак, янтарь — это продукт окаменевшей смолы особых янтароносных хвойных деревьев. Они ро сли главным образом на побережье Северного моря в третичный геологический период, 40—50 миллио нов лет тому назад.
В то время расположение суши и моря было иным. Скандинавский полуостров, например, смы кался с нынешним восточным побережьем Балтики.
Как же выглядела эта янтарная страна? Предполагают, что средняя годовая температура
там равнялась +20°, то есть тогдашний климат по ходил на тот, который сейчас господствует в Се верной Африке. И точно так же, как сейчас в суб тропических и тропических зонах, в те времена на европейском материке зеленела пышная раститель ность. В низинах и на защищенных склонах гор ных цепей раскинулись обширные леса. Остатки растений в отложениях того времени позволяют сделать вывод, что большое число различных видов деревьев, которые теперь встречаются только в суб тропических и тропических областях, заселяли ко гда-то этот северо-европейский край. Среди них были пальма и кипарис, магнолия, дуб, пихта, каш тан, сосна и ель. На лесной почве произрастали разнообразные травы, грибы, мхи и папоротники, которые частично, наряду с многочисленными ви дами лишайников, паразитировали на стволах деревьев. В этих лесах росли и янтароносные де ревья. Согласно длительным исследованиям, уста новлено, что янтароносными были сосны несколь ких видов. Они образовывали в древних лесах целые рощи.
Эти сосны были очень чувствительны к внешним ранениям. При ураганах, грозах и градопадах, ко
за