Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако возраст самого камня исчисляется не тысячами и не десятками тысяч, а 40—50 миллио­ нами лет, то есть образование янтаря относится к третичному геологическому периоду Земли.

Среди многих интереснейших свойств этого кам­ ня есть одно, которое окружило его множеством легенд и поверий — это способность бережно со­ хранять форму попавших в него остатков флоры и фауны далеких миров. На этом основании ему приписывали всевозможные божественные качест­ ва: одни считали, что в янтаре заключена таинст­ венная сила, поглощающая вредные вещества, дру­ гие наделяли свойством дарить людям бессмертие, третьи были уверены в том, что камень этот изле­ чивает от болезней.

Вот почему из янтаря изготовляли не одни толь­ ко украшения и предметы роскоши, но также чет­ ки, распятья, а на Востоке резали фигуры божков.

В Китае носили бусы, амулеты из янтаря цвета «крови дракона», чтобы предостеречься от болез­ ней. Корейские и марроканские воины уходили на войну с янтарным амулетом на шее: это якобы могло спасти их от гибели. В старые времена в бо­ гатых русских домах на кормилицу одевали янтар­ ное ожерелье весом в несколько фунтов. Счита­ лось, что это надежная преграда, которая не про­ пустит ничего дурного от кормилицы к ребенку. Дым горящего янтаря служил дезинфицирующим средством. Древние народы умели использовать это химическое свойство морского камня. Эфиопы и египтяне применяли его при бальзамировании.

С давних пор люди пытались объяснить, что та­ кое янтарь и как он произошел. Наивные представ­ ления древнего человека о природе сказались и

зо

здесь. Слагались легенды и мифы, объяснявшие сверхъестественное происхождение и природу лу­ чистого камня.

Римский поэт Овидий в своей поэме «Метамор­ фозы» передает один такой миф о Фаэтоне — сыне Гелиоса, бога Солнца. В мифе говорится, что ян­ тарь— это слезы охваченных скорбью матери и се­ стер безрассудно погибшего Фаэтона. Великие боги превратили гелиад — сестер Фаэтона — и его мать Климену в тополи. Но и, став деревьями, они про­ должали плакать:

«...Ветви деревьев поглотили их последние слова, Слезы упали и застыли, как зачарованный янтарь...»

Нужно отметить, что сравнение янтаря с застыв­ шими слезами деревьев не случайно: подчеркива­ ется догадка древних о его истинном происхожде­ нии.

Это подтверждается многими учеными и фило­ софами тех времен. Тацит говорил: «Янтарь не мо­ жет быть ничем иным, как древесной живицей, так как часто в нем видели кое-каких сухопутных жи­ вотных, даже крылатых, которых облила жидкая живица, а затем они остались закрытыми в затвер­ девшей массе». Другой ученый подтверждает эту же мысль тем, что янтарь загорается коптящим пла­ менем и плавится, как смола.

Древние жители берегов Балтики, обнаружив, что странный камень вспыхивает, когда попадает в огонь, стали пользоваться им как топливом. Это засвидетельствовали финикийские, греческие и рим­ ские купцы, приплывавшие сюда за янтарем, и, в частности, греческий купец Пифеас (330—350 лет до нашей эры). Он утверждал, что на острове Аби-

31


лус янтарь жгли, словно уголь или дерево, так мно­ го его здесь было.

«Янтарь первоначально истекал в жидком со­ стоянии. Сие доказывают видимые внутри его не­ которые существа, о коих нет сомнения, что прилипнули к свежему соку и остались заключенными через затвердение оного», — утверждал римский философ Плиний Старший. Он же писал: «Янтарь происходит из сока, вытекаемого из особого вида со­ сен. Это доказывается тем, что, если его потереть, то он издает запах сосны, а если зажечь, то он изда­ ет запах и треск, как все хвойные деревья».

Однако некоторые философы не соглашались с таким объяснением природы янтаря, а в средние века многие даже пытались предать забвению или

опровергнуть эти гипотезы древних.

Один

ученый

говорил, например,

что янтарь — животного

проис­

хождения, а другой

утверждал, что

это

загустев­

ший

«солнечный эфир». Гортанер — член

Француз­

ской

Академии Наук — был склонен

считать ян­

тарь...

воском больших лесных муравьев.

Француз­

ские естествоиспытатели, в том числе и Патрен, уверяли, будто янтарь «не что иное есть, как мед вместе с деревом, в коем он находится, стремле­ нием воды уносимый в море, который переработан, будучи в оном, минеральными кислотами, походит на земляной тук».

В разных источниках можно найти самые фан­ тастические гипотезы о происхождении солнечно­ го камня: янтарь — это морская пена, затвердевшая под действием солнечных лучей; это отвердевшие

жиры неведомых рыб. Немецкий

ученый-иезуит

А. Кирхер выдвигает

свою

гипотезу: янтарь — это

затвердевшая нефть,

куски

ее во

время штормов

32


вымываются из каменных слоев морского дна на берег.

А вот какое толкование происхождения янтаря находим мы в «Трудах высочайше утвержденного Вольного общества любителей российской словес­ ности»: «Известно, что на южном берегу Балтий­ ского моря, начиная от Кошуб до устья Западной Двины, находим янтарь — вещество, коего проис­ хождение и по сие время естествоиспытателям не­ понятно. Некоторые думали, что янтарь есть зем­ ной тук, горный пар или простое горное масло, как нефть или горная смола, кристалл земной, который, вышедши из земли, от солнца и воздуха твердеет. Другие догадываются, что янтарь есть или клей не­ известного нам дерева, или смола сосновая и еловая, которая стремлением воды будучи унесена в море и преобразовавшись посредством солей и газов, превращается напоследок в то, что мы называем янтарем».

Но как те, кто признавал янтарь земляным ту­ ком, так и те, кто считал его смолой, не в состоя­ нии были объяснить, каким образом во внутрь его заходят пчелки, паучки, мурашки и другие малень­ кие насекомые, которые находятся только подле пресной воды.

Великий русский мыслитель, ученый и исследо­ ватель М. В. Ломоносов в своей работе «О слоях земных» восстановил единственно верное понима­ ние происхождения янтаря, которое высказывали еще философы древности, и дал правильное его оп­ ределение.

«При сем случае, — писал он, — не могу преми­ нуть рассуждения, откуда янтарь принял свое на­ чало. Ибо хотя мое намерение единственно прости-

2 Я» Зарахович. Янтарь

33

рается к слоям земным; и сие прибавление не мо­ жет вместить в себя подробного описания вещей в земли находящихся; однако сия материя утомляет рассуждения и не последних мещан ученого обще­ ства; из коих большая часть почитают янтарь за подлинное минеральное тело. Мне кажется доволь­ но бы противное тому доказать могли в янтаре включенные разных родов ползающие и летучие га­ дины: мухи, бабочки, стрекозы мелкие, пауки, му­ равьи, всякого рода букашки, и при том листы и сучки мелких растений.

Однако не смотря на то, почти все за лутчих почитаемые на свете Минерографы пишут, что ян­ тарь произошел в земном недре из соединения ки­ слоты, коя содержится в сере, с земляными и мас­ леными частицами. Сему первое и легкое опровер­ жение их мнения на встречу поставлю, что еще не един химик из серной кислоты, из горючей какойнибудь горной материи и из земли янтаря не соста­ вил и по всему знанию и опытам Химическим вид­

но, что быть тому не можно...

янтарь

находят

...Посмотрим на место, где

и при чем. Прусские берега

особливо

показы­

вают, что ловят его сетками на отмелых местах,

после сильных

ветров.

Волны и ветры из глуби­

ны

дна морского

ни

чего не поднимают, что в

воде

утопает.

И

так

ближе рождения его ис­

кать должно, что волны морские из берегов и из мелей выполаскивают, где их действие досягнуть может...

...В Италии случается янтарь в местах, где до­ стают каменное масло. Но оное, как выше показа­ но, происходит из турфа и каменных углей; а сии лежат с опроверженными лесами. Все сие показы­

34


вает, что янтарь есть произвождение царства ра­ стений».

Ученый призывает в свидетели флору и фауну, остатки которых на миллионы лет застыли и сохра­ нились в каплях этой смолы:

«Кто таковых ясных доказательств не принима­ ет, тот пусть послушает, что говорят включенные в янтарь червяки и другие гадины: «Пользуясь лет­ нею теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы по раскошествующим влажностью растениям, искали и собирали все, что служит к нашему пропитанию; услаждались между собою приятностию благораст­ воренного времени, и последуя разным благовон­ ным духам, ползали и летали по травам, листам и деревьям, не опасаясь от них никакой напасти. И так садились мы на истекшую из дерев жидкую смолу, которая нас привязав к себе липкостию, пленила, и беспрестанно изливаясь покрыла и за­ ключила отовсюду. Потом от землетрясения опу­ стившееся вниз лесное наше место вылившимся мо­ рем покрылось: деревья опроверглись, илом и пе­ ском покрылись, купно со смолою и с нами; где долготою времени минеральные соки в смолу про­ никали, дали большую твердость, и словом в янтарь претворили, в котором мы получили гробницы ве­ ликолепнее нежели знатные и богатые на свете люди иметь могут. В рудные жилы пришли мы не иначе и не в другое время, как находящееся с на­ ми окаменелое и мозглое дерево».

Здесь следует сделать небольшое отступление, дабы уточнить одну немаловажную деталь. Дело в том, что многие ошибочно считают и называют янтарем саму смолу хвойных деревьев, прародите­ лей янтаря. Между тем янтарь, в том виде, как его

2

35

добывают из земных недр, — это уже не та перво­ начальная смола, что вытекла из-под коры янтароносной сосны, а с у к ц и н и т — продукт смолы, пре­ вращенный в золотистый камень под воздействием сил природы, среды, в которой он оказался, будучи погребенным 40—50 миллионов лет назад.

О происхождении сукцинита, то есть конечного продукта смолы веков, подробное толкование дает­ ся в работах кандидата геолого-минералогических наук С. Савкевича. Он говорит, что в геологической литературе «термин «янтарь»... стал термином сво­ бодного пользования для обозначения любых иско­ паемых смол; нередко смысловое содержание этого термина сужается, охватывая только ископаемые смолы, в той или иной мере поддающиеся механи­ ческой обработке». Единственно правильным, по мнению ученого, является использование термина «янтарь» лишь как синонима термина «сукцинит». Сукцинит находят и на побережье Северного моря, в Приднепровье, в Карпатах и других местах. Опре­ деление же «балтийский янтарь» можно использо­ вать только в смысле «сукцинит из Прибалтики».

Литовский исследователь, кандидат наук В. Катинас, прямо указывает: «Янтарь (сукцинит) явля­ ется ископаемой смолой хвойных деревьев палеоге­ нового возраста. В последнее время часто янтарем называют любые ископаемые смолы, несмотря на разный их возраст, химический состав и принад­ лежность к тем или другим видам деревьев... Янта­ рем следует называть лишь те смолы третичного возраста, которые содержат от двух до семи про­ центов янтарной кислоты, по всем своим физико­ химическим показателям и происхождению соответ­ ствуют смолам Б а л т и й с к о г о б а с с е й н а (раз­

36


рядка моя. — Я. 3.), к которым это название впервые применено».

Правильное определение термина «балтийский янтарь» в смысле «сукцинит из Прибалтики» не каприз исследователей, а уточнение, имеющее прин­ ципиальное значение. Ведь янтароггодобные смолы имеются и в Румынии (минерал руменит), на остро­

ве Сицилия (симетит),

в

верхней Бирме (бирмит).

Но все это не янтарь

в

его «чистокровном» виде,

а ископаемые смолы, которые не идентичны по сво­ ей минералогической характеристике балтийскому сукциниту, хотя у них много схожего с янтарем, вплоть до включений. Смолы эти гораздо моложе по своему возрасту «сукцинита Прибалтики» и происходят от других прародителей.

Еще в прошлом веке на мировом рынке ловкие спекулянты продавали изделия из более молодых смол, выдавая их за янтарные. Но их в большинст­ ве случаев нетрудно обнаружить. Они не обладают той твердостью, теплым, золотым пронизывающим их светом, который присущ балтийскому янтарю, а при сжигании не издают приятного хвойного запа­ ха, свойственного ему. Речь идет лишь о группе твердых смол, которые известны под названием ко­ палы. Они происходят от существующих и сегодня видов растений или извлекаются из земли в виде новоископаемых смол. Копалы встречаются во мно­ гих тропических областях нашей планеты: Южной Африке, Южной Америке, Индии, Новой Зеландии. В сгустках копалов, найденных на Занзибаре, встре­ чаются остатки растений. Эти включения хотя и об­ разовались естественным путем, но не имеют та­ кого высокого (древнего) геологического возраста, как балтийский янтарь.

37

Итак, янтарь — это продукт окаменевшей смолы особых янтароносных хвойных деревьев. Они ро­ сли главным образом на побережье Северного моря в третичный геологический период, 40—50 миллио­ нов лет тому назад.

В то время расположение суши и моря было иным. Скандинавский полуостров, например, смы­ кался с нынешним восточным побережьем Балтики.

Как же выглядела эта янтарная страна? Предполагают, что средняя годовая температура

там равнялась +20°, то есть тогдашний климат по­ ходил на тот, который сейчас господствует в Се­ верной Африке. И точно так же, как сейчас в суб­ тропических и тропических зонах, в те времена на европейском материке зеленела пышная раститель­ ность. В низинах и на защищенных склонах гор­ ных цепей раскинулись обширные леса. Остатки растений в отложениях того времени позволяют сделать вывод, что большое число различных видов деревьев, которые теперь встречаются только в суб­ тропических и тропических областях, заселяли ко­ гда-то этот северо-европейский край. Среди них были пальма и кипарис, магнолия, дуб, пихта, каш­ тан, сосна и ель. На лесной почве произрастали разнообразные травы, грибы, мхи и папоротники, которые частично, наряду с многочисленными ви­ дами лишайников, паразитировали на стволах деревьев. В этих лесах росли и янтароносные де­ ревья. Согласно длительным исследованиям, уста­ новлено, что янтароносными были сосны несколь­ ких видов. Они образовывали в древних лесах целые рощи.

Эти сосны были очень чувствительны к внешним ранениям. При ураганах, грозах и градопадах, ко­

за