ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ся утаить найденный янтарь от казны Ордена или продать его в другие руки, — тому была уготована виселица. За сданные куски сборщики янтаря по лучали деньги или соль.
К XVII веку увлечение пластическим искусст вом, в частности резьбой по янтарю, возросло. Дво ры многих монархов имели свои кунсткамеры, в которых изделия из янтаря были в числе наиболее уникальных ценностей.
С 1700 года новая техника позволила изменить процесс изготовления. Широко использовалась ян тарная мозаика. Размеры изделий не ограничива лись: из янтаря создавались как миниатюрные ал тари, так и целые кабинетные шкафы.
Популярность его возросла настолько, что, на пример, в 1742 году казначей прусского двора вы нужден был обратиться к королю с жалобой на то, что янтарь расходится для подарков министрам и высокопоставленным особам и двору грозит разо рение.
Появление янтаря на Руси историки отноеят ко времени, когда была проложена торговая до рога от берегов Балтики в юго-восточном направле нии через Русь до Черного моря. Другой путь вел
из |
Польши |
через Мазурские болота в |
Москву. |
Эти |
пути, |
как видно, и послужили |
каналами, |
по которым солнечный камень пришел на наши земли.
В Московской Руси, Великом Новгороде и в се верных русских землях в течение веков янтарь был одним из немногих материалов, употреблявшихся для изготовления различных украшений. При рас копках старой Рязани, сожженной Батыем в 1237 го
50
ду, обнаружены мастерские и инструменты для его обработки.
Несколько лет тому назад в газетах было напе чатано сообщение о том, что археологическая экс педиция Московского государственного универси тета и Института археологии Академии наук СССР, продолжая раскопки в Новгороде, обнаружила ин тересные находки, свидетельствующие о торговых связях древних новгородцев с Прибалтикой. Был произведен раскоп древней Лубяницкой улицы и найдены остатки домов, городских усадеб, а среди них и усадьба мастера янтарных дел с хорошим пятистенным домом и мастерской, где еще сохра нилось большое количество осколков и полуфаб рикатов из янтаря. Ее существование относится к началу XIV века.
С расширением торговли янтарем росли и твор ческие возможности мастеров. Появлялись янтар ные фигурки, шкатулки, искусно инкрустированные лучистым камнем. _
XVII и конец XVIII века — это время расцвета янтарного ремесла. Резчики янтаря расширили ас сортимент своих изделий: они создавали рельеф ные картины, богато украшенные рамы для них, светильники, ящички, шкатулки. Многие вещи де лали не из одного куска, а из нескольких, которые с большим вкусом соединяли в одно целое. Сохра нились прекрасно сделанные чаши, бокалы, кувши ны и даже футляры для них, где янтарь использо вался в сочетании с золотом и серебром.
С начала XIX века янтарь уже начинает обра батываться на специальных фабриках. Меняется и стиль его обработки. Уникальные изделия ремес ленных мастеров отступают на задний план. Начи
5 !
нается массовый выпуск мелких предметов потреб ления и украшений: возросло изготовление мунд штуков для курительных трубок, для сигар и сига рет, выпуск которых превратился в немаловажную статью экспорта; из украшений самыми распрост раненными стали подвески, браслеты, броши. Мно гие изделия того времени настолько искусны, что и сейчас вызывают восхищение. Кроме того, они нередко являлись школой для последующих худож- ников-янтарорезов, в том числе и для наших совре менников, которые, используя достижения своих предшественников, ищут, однако, нового подхода к янтарю в соответствии с духом времени и возрос шей культурой народов.
В МУЗЕЯХ СТРАНЫ И МИРА
ммануил Кант воскликнул однажды, лю буясь куском янтаря, в котором заме тил ископаемое насекомое: «О, если б ты,
маленькая муха, могла говорить! Насколько иным было бы все наше знание о прошлом мира!» По добно тому как всевозможные включения, встре чающиеся в янтаре, повествуют нам о флоре и фау не ушедших эпох, янтарные коллекции музеев ми ра рассказывают об искусстве мастеров прошлого
вобласти янтарорезания.
Всобраниях Государственного Эрмитажа хра
нится найденная под Киевом голова льва из слоно
53
вой кости с янтарными глазами. |
В раскопках на |
|
Кубани |
нашли золотую фигурку |
фантастическо |
го зверя |
с инкрустированными |
янтарем ушами. |
В 800—600 годы до нашей эры янтарь приме нялся как драгоценный камень для инкрустации изделий из слоновой кости, золота и других мате риалов.
Интересны экспонаты музеев Вены, Дрездена, Сараева и других. Вот янтарные бусины, вкраплен ные в бронзовые фибулы (Сараево), портретные че ловеческие головки из янтаря времен расцвета Рим ской империи (Дрезденский музей), скульптурные
изображения Амура и Психеи. |
|
|
В Мальборке — одном |
из самых |
прекрасных и |
отлично сохранившихся |
замков |
Польши — была |
устроена всепольская выставка старинной янтарной скульптуры известных и неизвестных мастеров Дан цига, Люблина, Кракова. Туда, в одну из роскош ных палат, свезли из костелов и церквей, музеев и соборов страны уникальные произведения. Труд но было оторвать взгляд от искусной резьбы, тон чайшей гравировки, филигранной, кружевной рабо ты талантливых мастеров, проявивших богатейшие возможности янтаря.
Особый стенд в виде полого столба от земли до потолка с вкрепленными в него увеличительны ми стеклами позволял наслаждаться видениями редкими и прекрасными. Представлялась возмож ность рассмотреть во всех подробностях включения: муху с поднятой лапкой, шмеля, которому тридцать пять миллионов лет, паука, попавшего в липкую массу, очевидно, в момент охоты, крыло какой-то бабочки, лист с прожилками или отпечаток птичь ей лапки.
54
Там же демонстрировалось изумительной рабо ты колье II века до нашей эры, принадлежавшее, вероятно, какой-то римской патрицианке. Его наш ли в районе Лембурга. На полированной поверхно сти выгравирован штриховой рисунок, изобража ющий охоту на буйвола. В этот наивный сюжет, выполненный примитивным инструментом, вложе но много души и вдохновенья, благодаря чему из делие стало произведением высокого искусства. Была представлена большая партия бус, обнару женных в районе Люблина. Их производство отно сится к V—VI векам нашей эры. Как видно, техни ка янтарорезания стояла уже в то время на высоком уровне. Интересен макет миниатюрного алтаря, вы ложенный мозаикой, с вырезанными из янтаря фи гурками. Композиция символизирует муки Христа. Каждая деталь-—распятье, ложе, лицо великомуче ника— исполнена в реалистическом плане.
Большим изяществом отличались изделия народ ных умельцев-самоучек, ремесленников. Многие ра боты не имели авторов, но были известны адреса мастерских: Гданьск, Гдыня, Варшава.
В Лиепайском краеведческом музее можно уви деть бусы, сделанные в 500—400 годах до нашей эры, и украшения более позднего периода с гра вировкой и штриховыми рисунками — прямое сви детельство довольно высокой культуры обработки янтаря. Здесь же находятся и украшения XIX века — «кнептины». В их композицию часто вводились ку сочки янтаря, имеющие стилизованную форму по лумесяца. С обратной стороны они декорированы концентрическими кругами, напоминающими солн це. Этот прием используется художниками и при изготовлении современных украшений.
55
XVII, XVIII и особенно XIX века — время бур ного расцвета янтарорезания. Изделия мастеров раз личных стран и школ, сохранившиеся и дошедшие до наших дней, говорят о том, что интерес к янта рю с годами не угасал, его возможности раскрыва лись и талантливо использовались художниками.
В XVII—XVIII веках получают распространение янтарная мозаика, скульптурная, круглая и рельеф ная пластика. Коллекции Государственного Эрми тажа хранят мастерски выполненные табакерки и два игольника в золотой оправе с эмалью, изготов ленные в конце XVII века. К числу изделий XVIII века "относится редкий экземпляр янтарных шах мат, каждая фигурка представляет уникальное про изведение мелкой пластики. Мозаичная доска со брана из кусочков янтаря различных оттенков.
Главным янтарным цехом в феодальной Литве считалась Паланга. Здесь в основном точили бусы и ожерелья. В конце XVIII века, после доброволь ного вхождения Литвы в состав Российской импе рии, Паланга стала главной мастерской России по обработке певучего камня. Теперь тут существует прекрасный музей. В истории янтарорезания были попытки утвердить традиции инкрустирования ян тарем мебели: деревянные плоскости кабинетных шкафов, секретеров, алтарей украшали янтарными вкраплениями, отделывали янтарем шкатулки и лар цы, рамы для картин и зеркал. Однако экспонаты музеев различных стран показывают, что эти тра диции не прижились. Мастера, видимо, все чаще убеждались в том, что янтарь как материал при кладника больше подходит для мелкой пластики и скульптуры.
56
В Оружейной палате Кремля хранится более тридцати янтарных изделий (не считая восьмидеся ти семи шашек-тавлей). Предметы из собрания Ору жейной палаты относятся к периоду наибольшего распространения янтаря в Европе, первой трети XVII — середины XVIII века. Изделия из этого камня повсюду пользовались повышенным спросом, их высоко ценили за богатую красоту и непо вторимость оттенков. Они стали излюбленным предметом подарка, часто были в числе дипло матических подношений правителям иностранных государств. Есть основание полагать, что собра ние Оружейной палаты и составилось главным образом из предметов, присланных некогда в числе даров.
Так, древняя опись Оружейной палаты упоми нает, что янтарный жезл патриарха Филарета Ни китича был прислан ему в подарок курляндским герцогом в 1632 году. Другой янтарный посох в коллекции — тоже герцогский подарок из Курлян дии— был привезен патриарху Никону в 1658 году. Красивая янтарная кружка принята царем Алексе ем Михайловичем от литовского посла Станислава Веневского в 1648 году.
Из подарков бранденбургского курфюрста, от носящихся к 1649 году, сохранились кубок и пять вазочек-чаш на ножках. Особенно многочисленны были драгоценные подарки прусского двора 1668 — 1689 годов: всевозможные сосуды, шахматные до ски с фигурками, подсвечники, блюда, люстры, рамы для зеркал, ларцы-шкатулки, безделушки, га лантерейная мелочь. Они —свидетельство не толь ко широты применения янтаря, но и явного проник новения в Россию моды на этот материал, так
57
ценимый в кунсткамерах многих дворов Европы
XVII века.
Многими из этих сокровищ Государственная Оружейная палата ныне не располагает. Точные причины и обстоятельства их исчезновения не яс ны. Может быть, далеко не последнюю роль сыгра ли в этом многочисленные московские пожары, в том числе большой пожар в 1737 году.
Представление об этих вещах теперь можно по лучить только по сохранившимся описаниям и ри сункам. Например, известен модельный рисунок знаменитого данцигского мастера Михаила Редлина большой янтарной люстры, присланной с посольст вом в Россию в 1688 году царям Ивану и Петру Алексеевичам по случаю восшествия на трон кур фюрста Фридриха III. Существует рисунок и опи сание янтарной шкатулки из того же посольского привоза, которую Редлин называет «кабинетом на архитектурный манер». Такое определение приня то относить к шкатулкам ярусного построения, обычно двух или трехэтажным, составленным из разнообразных деталей, среди которых существен ную роль играют архитектурные элементы — карни зы, колонки, балясины. Тип этот получил особое распространение со второй половины XVII века. А к концу столетия это характерное для времени тяготение к декоративному решению привело к за тушевыванию конструктивной ясности построения вещи в пользу большей живописности общего вида и подчеркнутой нарядности убранства. Этому спо собствовало как использование в одном предмете многообразных сортов янтаря, так и применение различных украшений. Среди последних наиболее интересны резные рельефы, вставки и накладки из
58