Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ся утаить найденный янтарь от казны Ордена или продать его в другие руки, — тому была уготована виселица. За сданные куски сборщики янтаря по­ лучали деньги или соль.

К XVII веку увлечение пластическим искусст­ вом, в частности резьбой по янтарю, возросло. Дво­ ры многих монархов имели свои кунсткамеры, в которых изделия из янтаря были в числе наиболее уникальных ценностей.

С 1700 года новая техника позволила изменить процесс изготовления. Широко использовалась ян­ тарная мозаика. Размеры изделий не ограничива­ лись: из янтаря создавались как миниатюрные ал­ тари, так и целые кабинетные шкафы.

Популярность его возросла настолько, что, на­ пример, в 1742 году казначей прусского двора вы­ нужден был обратиться к королю с жалобой на то, что янтарь расходится для подарков министрам и высокопоставленным особам и двору грозит разо­ рение.

Появление янтаря на Руси историки отноеят ко времени, когда была проложена торговая до­ рога от берегов Балтики в юго-восточном направле­ нии через Русь до Черного моря. Другой путь вел

из

Польши

через Мазурские болота в

Москву.

Эти

пути,

как видно, и послужили

каналами,

по которым солнечный камень пришел на наши земли.

В Московской Руси, Великом Новгороде и в се­ верных русских землях в течение веков янтарь был одним из немногих материалов, употреблявшихся для изготовления различных украшений. При рас­ копках старой Рязани, сожженной Батыем в 1237 го­

50

ду, обнаружены мастерские и инструменты для его обработки.

Несколько лет тому назад в газетах было напе­ чатано сообщение о том, что археологическая экс­ педиция Московского государственного универси­ тета и Института археологии Академии наук СССР, продолжая раскопки в Новгороде, обнаружила ин­ тересные находки, свидетельствующие о торговых связях древних новгородцев с Прибалтикой. Был произведен раскоп древней Лубяницкой улицы и найдены остатки домов, городских усадеб, а среди них и усадьба мастера янтарных дел с хорошим пятистенным домом и мастерской, где еще сохра­ нилось большое количество осколков и полуфаб­ рикатов из янтаря. Ее существование относится к началу XIV века.

С расширением торговли янтарем росли и твор­ ческие возможности мастеров. Появлялись янтар­ ные фигурки, шкатулки, искусно инкрустированные лучистым камнем. _

XVII и конец XVIII века — это время расцвета янтарного ремесла. Резчики янтаря расширили ас­ сортимент своих изделий: они создавали рельеф­ ные картины, богато украшенные рамы для них, светильники, ящички, шкатулки. Многие вещи де­ лали не из одного куска, а из нескольких, которые с большим вкусом соединяли в одно целое. Сохра­ нились прекрасно сделанные чаши, бокалы, кувши­ ны и даже футляры для них, где янтарь использо­ вался в сочетании с золотом и серебром.

С начала XIX века янтарь уже начинает обра­ батываться на специальных фабриках. Меняется и стиль его обработки. Уникальные изделия ремес­ ленных мастеров отступают на задний план. Начи­

5 !


нается массовый выпуск мелких предметов потреб­ ления и украшений: возросло изготовление мунд­ штуков для курительных трубок, для сигар и сига­ рет, выпуск которых превратился в немаловажную статью экспорта; из украшений самыми распрост­ раненными стали подвески, браслеты, броши. Мно­ гие изделия того времени настолько искусны, что и сейчас вызывают восхищение. Кроме того, они нередко являлись школой для последующих худож- ников-янтарорезов, в том числе и для наших совре­ менников, которые, используя достижения своих предшественников, ищут, однако, нового подхода к янтарю в соответствии с духом времени и возрос­ шей культурой народов.

В МУЗЕЯХ СТРАНЫ И МИРА

ммануил Кант воскликнул однажды, лю­ буясь куском янтаря, в котором заме­ тил ископаемое насекомое: «О, если б ты,

маленькая муха, могла говорить! Насколько иным было бы все наше знание о прошлом мира!» По­ добно тому как всевозможные включения, встре­ чающиеся в янтаре, повествуют нам о флоре и фау­ не ушедших эпох, янтарные коллекции музеев ми­ ра рассказывают об искусстве мастеров прошлого

вобласти янтарорезания.

Всобраниях Государственного Эрмитажа хра­

нится найденная под Киевом голова льва из слоно­

53

вой кости с янтарными глазами.

В раскопках на

Кубани

нашли золотую фигурку

фантастическо­

го зверя

с инкрустированными

янтарем ушами.

В 800—600 годы до нашей эры янтарь приме­ нялся как драгоценный камень для инкрустации изделий из слоновой кости, золота и других мате­ риалов.

Интересны экспонаты музеев Вены, Дрездена, Сараева и других. Вот янтарные бусины, вкраплен­ ные в бронзовые фибулы (Сараево), портретные че­ ловеческие головки из янтаря времен расцвета Рим­ ской империи (Дрезденский музей), скульптурные

изображения Амура и Психеи.

 

В Мальборке — одном

из самых

прекрасных и

отлично сохранившихся

замков

Польши — была

устроена всепольская выставка старинной янтарной скульптуры известных и неизвестных мастеров Дан­ цига, Люблина, Кракова. Туда, в одну из роскош­ ных палат, свезли из костелов и церквей, музеев и соборов страны уникальные произведения. Труд­ но было оторвать взгляд от искусной резьбы, тон­ чайшей гравировки, филигранной, кружевной рабо­ ты талантливых мастеров, проявивших богатейшие возможности янтаря.

Особый стенд в виде полого столба от земли до потолка с вкрепленными в него увеличительны­ ми стеклами позволял наслаждаться видениями редкими и прекрасными. Представлялась возмож­ ность рассмотреть во всех подробностях включения: муху с поднятой лапкой, шмеля, которому тридцать пять миллионов лет, паука, попавшего в липкую массу, очевидно, в момент охоты, крыло какой-то бабочки, лист с прожилками или отпечаток птичь­ ей лапки.

54


Там же демонстрировалось изумительной рабо­ ты колье II века до нашей эры, принадлежавшее, вероятно, какой-то римской патрицианке. Его наш­ ли в районе Лембурга. На полированной поверхно­ сти выгравирован штриховой рисунок, изобража­ ющий охоту на буйвола. В этот наивный сюжет, выполненный примитивным инструментом, вложе­ но много души и вдохновенья, благодаря чему из­ делие стало произведением высокого искусства. Была представлена большая партия бус, обнару­ женных в районе Люблина. Их производство отно­ сится к V—VI векам нашей эры. Как видно, техни­ ка янтарорезания стояла уже в то время на высоком уровне. Интересен макет миниатюрного алтаря, вы­ ложенный мозаикой, с вырезанными из янтаря фи­ гурками. Композиция символизирует муки Христа. Каждая деталь-—распятье, ложе, лицо великомуче­ ника— исполнена в реалистическом плане.

Большим изяществом отличались изделия народ­ ных умельцев-самоучек, ремесленников. Многие ра­ боты не имели авторов, но были известны адреса мастерских: Гданьск, Гдыня, Варшава.

В Лиепайском краеведческом музее можно уви­ деть бусы, сделанные в 500—400 годах до нашей эры, и украшения более позднего периода с гра­ вировкой и штриховыми рисунками — прямое сви­ детельство довольно высокой культуры обработки янтаря. Здесь же находятся и украшения XIX века — «кнептины». В их композицию часто вводились ку­ сочки янтаря, имеющие стилизованную форму по­ лумесяца. С обратной стороны они декорированы концентрическими кругами, напоминающими солн­ це. Этот прием используется художниками и при изготовлении современных украшений.

55

XVII, XVIII и особенно XIX века — время бур­ ного расцвета янтарорезания. Изделия мастеров раз­ личных стран и школ, сохранившиеся и дошедшие до наших дней, говорят о том, что интерес к янта­ рю с годами не угасал, его возможности раскрыва­ лись и талантливо использовались художниками.

В XVII—XVIII веках получают распространение янтарная мозаика, скульптурная, круглая и рельеф­ ная пластика. Коллекции Государственного Эрми­ тажа хранят мастерски выполненные табакерки и два игольника в золотой оправе с эмалью, изготов­ ленные в конце XVII века. К числу изделий XVIII века "относится редкий экземпляр янтарных шах­ мат, каждая фигурка представляет уникальное про­ изведение мелкой пластики. Мозаичная доска со­ брана из кусочков янтаря различных оттенков.

Главным янтарным цехом в феодальной Литве считалась Паланга. Здесь в основном точили бусы и ожерелья. В конце XVIII века, после доброволь­ ного вхождения Литвы в состав Российской импе­ рии, Паланга стала главной мастерской России по обработке певучего камня. Теперь тут существует прекрасный музей. В истории янтарорезания были попытки утвердить традиции инкрустирования ян­ тарем мебели: деревянные плоскости кабинетных шкафов, секретеров, алтарей украшали янтарными вкраплениями, отделывали янтарем шкатулки и лар­ цы, рамы для картин и зеркал. Однако экспонаты музеев различных стран показывают, что эти тра­ диции не прижились. Мастера, видимо, все чаще убеждались в том, что янтарь как материал при­ кладника больше подходит для мелкой пластики и скульптуры.

56


В Оружейной палате Кремля хранится более тридцати янтарных изделий (не считая восьмидеся­ ти семи шашек-тавлей). Предметы из собрания Ору­ жейной палаты относятся к периоду наибольшего распространения янтаря в Европе, первой трети XVII — середины XVIII века. Изделия из этого камня повсюду пользовались повышенным спросом, их высоко ценили за богатую красоту и непо­ вторимость оттенков. Они стали излюбленным предметом подарка, часто были в числе дипло­ матических подношений правителям иностранных государств. Есть основание полагать, что собра­ ние Оружейной палаты и составилось главным образом из предметов, присланных некогда в числе даров.

Так, древняя опись Оружейной палаты упоми­ нает, что янтарный жезл патриарха Филарета Ни­ китича был прислан ему в подарок курляндским герцогом в 1632 году. Другой янтарный посох в коллекции — тоже герцогский подарок из Курлян­ дии— был привезен патриарху Никону в 1658 году. Красивая янтарная кружка принята царем Алексе­ ем Михайловичем от литовского посла Станислава Веневского в 1648 году.

Из подарков бранденбургского курфюрста, от­ носящихся к 1649 году, сохранились кубок и пять вазочек-чаш на ножках. Особенно многочисленны были драгоценные подарки прусского двора 1668 — 1689 годов: всевозможные сосуды, шахматные до­ ски с фигурками, подсвечники, блюда, люстры, рамы для зеркал, ларцы-шкатулки, безделушки, га­ лантерейная мелочь. Они —свидетельство не толь­ ко широты применения янтаря, но и явного проник­ новения в Россию моды на этот материал, так

57

ценимый в кунсткамерах многих дворов Европы

XVII века.

Многими из этих сокровищ Государственная Оружейная палата ныне не располагает. Точные причины и обстоятельства их исчезновения не яс­ ны. Может быть, далеко не последнюю роль сыгра­ ли в этом многочисленные московские пожары, в том числе большой пожар в 1737 году.

Представление об этих вещах теперь можно по­ лучить только по сохранившимся описаниям и ри­ сункам. Например, известен модельный рисунок знаменитого данцигского мастера Михаила Редлина большой янтарной люстры, присланной с посольст­ вом в Россию в 1688 году царям Ивану и Петру Алексеевичам по случаю восшествия на трон кур­ фюрста Фридриха III. Существует рисунок и опи­ сание янтарной шкатулки из того же посольского привоза, которую Редлин называет «кабинетом на архитектурный манер». Такое определение приня­ то относить к шкатулкам ярусного построения, обычно двух или трехэтажным, составленным из разнообразных деталей, среди которых существен­ ную роль играют архитектурные элементы — карни­ зы, колонки, балясины. Тип этот получил особое распространение со второй половины XVII века. А к концу столетия это характерное для времени тяготение к декоративному решению привело к за­ тушевыванию конструктивной ясности построения вещи в пользу большей живописности общего вида и подчеркнутой нарядности убранства. Этому спо­ собствовало как использование в одном предмете многообразных сортов янтаря, так и применение различных украшений. Среди последних наиболее интересны резные рельефы, вставки и накладки из

58