Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— при подъеме копровых стрел нельзя находиться под ними; при закреплении подкосов стрел нужно располагаться вне преде­ лов рамы копрового блока КМС или копра ОСК;

при подъеме и установке свай на грунт действия номеров расчета должны быть согласованными, во время подъема свай нельзя находиться под ними;

во время нахождения копровщиков на копровых стрелах нельзя поднимать или опускать дизель-молот и сваи;

нельзя устанавливать дизель-молот на копровую стрелу, когда ударная часть молота не скреплена с поршневым блоком;

нельзя браться руками за штанги дизель-молота при уста­ новке его на копровую стрелу;

нельзя производить работы под поднятой и не лежащей на подставке ударной частью дизель-молота; прокачку насоса произ­

водить только с помощью каната, прикрепленного к рычагу по­ дачи;

— запрещается сбрасывать ударную часть дизель-молота СДМ-2 при натянутом канате, невыключенном храповике и неотключенном барабане лебедки;

. — при движении

парома

или лодки нельзя садиться на

борта

и свешивать ноги за

борт, а

также стоять на палубе парома

в не­

посредственной близости у бортов; '

все номера расчетов, обслуживающих паромы или лодки, должны быть снабжены спасательными жилетами;

при запуске двигателей надводных (подводных) пил и ло­

дочных моторов нельзя наматывать трос (шнур) стартера на руку.

§3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЛЕСОПИЛЬНЫМИ

ИЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

При работе должны соблюдаться следующие меры безопасно­ сти:

а) При работе с бензомоторными пилами:

— при запуске двигателя бензомоторной пилы пильная цепь не должна касаться каких-либо предметов;

натяжение пильной цепи должно быть нормальным;

перед началом пиления необходимо упереть сектор в дере­ во во избежание опасных ударов пилы о дерево;

при переходе от дерева к дереву пильная цепь должна быть

выключена;

нельзя допускать перехода через работающую пильную

цепь;

как начало, так и конец пиления должны совершаться плав­

но, без рывков;

при обрыве пильной цепи или сбое ее немедленно снизить число оборотов, заглушить двигатель, после чего заменить цепь или надеть ее на направляющую шину;

необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

б) При работе с трелевочным трактором:

314


на пути трелевочных тракторов деревья, кустарник и другие препятствия должны быть убраны, а кочки и пни срезаны запод­ лицо с землёй. Ширина трелевочных волоков должна быть не ме­ нее 5 м\

нельзя работать на тракторе, имеющем -неисправный сиг­ нал и плохое освещение;

нельзя вкЛючать лебедку и начинать движение без сигнала чокеровщика, не убедившись в том, что чокеровщик находится в безопасном месте;

запрещается переходить через движущийся трос, поправ­ лять сцепку хлыстов, отцеплять и прицеплять хлысты во время движения троса или трактора;

нельзя производить отцепку хлыстов до опускания пакета на зёмлю и ослабления грузового троса лебедки трактора;

нельзя освобождать зажатые между пнями хлысты во вре­ мя движения трактора и при натянутом тяговом тросе трактора.

в) При работе с лесопильными рамами:

к работе допускаются лица, хорошо обученные и проинст­ руктированные;'

запрещается работать на неисправном оборудовании и при

отсутствии ограждения приводного ремня;

— рабочее место не должно быть захламлено опилками, обрез­ ками досок и т. д., а в ночное время должно быть достаточно ос­ вещено;

— перед пуском лесопильной рамы следует вручную провер­ нуть главный вал и убедиться в правильности хода пильной рамки;

перед подключением кабеля к электрошкафу необходимо убедиться в соответствии подаваемого напряжения напряжению, на которое присоединена электроцепь шкафа;

лесопильная рама и электрошкаф должны быть тщательно

заземлены;

перед началом распиловки лесопильная рама должна быть опробована на холостом ходу;

при появлении ненормального стука, перегрева направляю­

щих, резком повышении вибрации, поломке зубьев пил немедлен­ но остановить лесопильную раму;

запрещается садиться и облокачиваться на движущиеся тележку и бревно;

чистку, регулировку, смазку и устранение неисправностей

производить только после полной остановки лесопильной рамы и отключения ее от сети.

§ 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАН­ НЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

При работе должны соблюдаться следующие условия:

— к работе с электроинструментами допускается только обу­ ченный персонал, знающий приемы работы и правила техники безопасности;

315


перед работой электроинструменты должны быть тщатель­ но осмотрены, при этом следует обратить внимание на прочность креплений, легкость и плавность движения подвижных частей;

осмотр и регулировку механизмов необходимо производить до подключения инструмента к сети;

электроинструменты разрешается подключать к сети толь­

ко при надежном заземлении и при отключенном выключателе электроинструмента;

нельзя развертывать и свертывать кабельную сеть, находя­ щуюся под напряжением;

запрещается прикасаться к рабочим органам инструмента;

перед работой необходимо осмотреть обрабатываемый ма­ териал, чтобы в месте обработки не было забито гвоздей и других металлических предметов;

обрабатываемые, небольшие по размерам, элементы необ­

ходимо прочно закрепить;

при случайно больших перегрузках, вызывающих остановку инструмента, двигатель немедленно выключить;

немедленно прекратить работу при появлении шума в элек­ тродвигателе или редукторе;

нельзя допускать резких перегибов, скручивания, сильного

натяжения и обрывов кабеля;

при передвижении с электроинструментом по рабочей пло­ щадке электродвигатель должен быть выключен;

работать с электроинструментами следует в резиновых пер­

чатках или галошах;

— необходимо своевременно точить режущие органы и тща­ тельно следить за наличием смазки в подвижных частях инстру­ мента;

— при поражении электрическим током нужно освободить по­ страдавшего от соприкосновения с токоведущими частями, не под­ вергая при этом опасности себя, оказать ему первую помощь и вызвать врача;

— необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и иметь наготове противопожарные средства.

§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С МОНТАЖНО­ ТАКЕЛАЖНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

При работе должны соблюдаться следующие условия: а) При работе с лебедками:

крепление лебедки должно быть прочным, исключающим возможность опрокидывания при подъеме груза;

расстояние лебедки от поднимаемого груза должно быть не менее 6 м. Канат по возможности следует подводить к барабану снизу, а не сверху, что уменьшает возможность опрокидывания лебедки;

ось барабана должна быть перпендикулярна канату при вы­ ходе его с направляющего блока;

316


электрические Лебедки с зубчатой передачей от вала двига­ теля к барабану должны быть снабжены электромагнитными тор­ мозами, действующими при выключении тока;

•— ручные лебедки должны иметь безопасные ручки и надеж­ ные тормоза;

запрещается направлять канат или прислоняться к нему ру­ ками при работающей лебедке. .

б) При работе с домкратами:

ручные реечные и винтовые домкраты должны иметь без­ опасные рукоятки, обеспечивающие опускание груза только при вращении рукоятки в обратную сторону;

домкраты следует устанавливать на плотное основание, что­ бы при подъеме избежать перекосов, приводящих к заеданию пор­ шня;

запрещается поднимать поршень домкрата на высоту, выше указанной в паспорте, так как могут быть порваны манжеты;

для предотвращения аварии в случае внезапного оседания домкрата или прорыва манжеты между неподвижной частью дом­ крата и поднимаемым грузом следует укладывать специальные прокладки;

запрещается работать домкратом без манометра.

в) При работе с талями и полиспастами:

перед работой необходимо осмотреть и проверить их исправ­

ность;

превышать установленную грузоподъемность запрещается;

нельзя допускать такой подвески груза, при которой полу­ чается недопустимое нагружение острия крюка;

запрещается подтаскивание грузов при косом натяжении

канатов;

— в начале каждой смены проверять исправность действия ко­ нечного выключателя.

§ 6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КРАНАМИ

При работе должны соблюдаться следующие требования:

— к работе на автомобильном кране допускаются лица, спе­ циально обученные, сдавшие экзамены и имеющие удостоверение на право управления автокраном;

перед подъемом груза крановщик должен убедиться в том, что груз надежно закреплен;

нельзя допускать раскачивания груза на крюке и заноса

Груза при быстром повороте или резком торможении поворотной платформы;

не допускать нахождения людей под грузом и стрелой;

запрещается работать под линией электропередач на рас­

стоянии ближе 30 м;

— запрещается производить смазку и регулировку механизмов во время работы, трогать руками движущиеся грузовой и стрело­ вой канаты, оставлять кран с грузом на весу;

317


запрещается эксплуатировать край при наличии трещин и погнутости в металлоконструкции стрелы;

поднимаемый груз следует захватывать за удобные для за­ крепления стропа части; в целях избежания перетирания троса между стропами и острыми гранями поднимаемого груза необхо­ димо закладывать прокладки из кусков досок или брусков.

§7. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ПЕРЕДВИЖНЫХ

КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ

Меры безопасности состоят в следующем:

производить освидетельствование воздухосборника в сроки, выбитые на его днище;

приборы должны быть опломбированы;

— предохранительные клапаны должны быть опломбированы

икаждый раз при пуске станции опробованы;

для смазки компрессора применять только компрессорное

масло;

запрещается применять бензин или керосин для очистки или промывки картера компрессора, фильтров и других деталей, свя­ занных с проходом сжимаемого воздуха;

через каждые 200 ч работы станции тщательно очищать ре­ сиверы от нагара, грязи и масла;

запрещается работа станции с давлением воздуха, вызываю­ щим непрерывную работу предохранительного клапана высокого

давления;

— запрещается использовать станцию для работы в закрытых помещениях, не имеющих специального вывода выхлопных газов двигателя наружу;

— необходимо строго соблюдать меры пожарной безопасности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Ч А С Т Ь

I

 

 

 

 

 

 

 

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.

Г л а в а

1.

Общие сведения о дорожных

м аш и н ах .....................................

 

3

 

Введение

 

. . ;. , . , . ............................................................................

§

1.

Штатные

дорожные машины...........................................................

 

 

4

§ 2.

Машиныдли

подготовительных р а б о т .............................................

 

 

§

3.

Машиныдля земляных работ

.............................................................

 

 

11

§

4. Машиныдля уплотнения земляного полотна и дорожных

23

§

одежд ..................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

5.

Машины для зимнего содержания ........................ ....д о р о г

 

 

26

§

6.

Специальные

машины для содержания, дегазации, дезактива­

28

 

ции дорог, техники и имущества............................................................

 

 

Г л а в а

2.

Двигатели дорожных машин .............................................” Г . '"Г

 

 

35

§

1.

Двигатели

внутреннего сгорания, применяемые

на дорожных

§

м аш инах...................................

 

 

■........................................................................

 

 

 

2.

Устройство поршневых двигателей внутреннего сгорания . . .

36

§

3.

Рабочий процесс четырехтактных поршневых двигателей . . .

38

§

4.

Основные

механизмы и системы двигателя, их. назначение

43

Г л а в а

3.

Силовая

передача дорожных .............................................

маш ин

 

 

46

§

1. Назначение

и устройство силовой передачи дорожных машин

§

2.

Назначение,

устройство и работа агрегатов

силовой передачи

§

и их приводов

управления....................... ....

.

Г . . . . . . .

3.

Неисправности и техническое обслуживание агрегатов силовой

59

 

передачи. Причины неисправностей и способы их

устранения . .

Г л а в а

4.

Ходовая

часть . ......................................................................................

63

§

1. Назначение

ходовой части дорожных .......................машин

V .

§

2.

Основные

узлы ходовой

части . .........................................................

§

3. Неисправности ходовой части и техническое обслуживание.

72

 

Причины неисправностей и

способы ........................устранения

;

Г л а в а

5.

Механизмы

управления

дорожными машинами . . . . . . .

74

§

1. Рулевое управление дорожных ............................................

машин

 

 

§

2.

Механизмы поворота дорожных машин на базе гусеничных

80

§

тракторов..................................................................................................

системы дорожных ..

маш ин

 

 

3.

Тормозные

 

 

83

§ 4.

Неисправности и техническое обслуживание механизмов управ­

87

 

ления. Причины неисправностей и . . . .способы их устранения

319