Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имеются активные и пассивные элементы схем. К первым из них подводится питание, вторые лишь преобразуют входные сиг­

налы. Пневматические цепи чаще

всего содержат

элементы

с нелинейными характеристиками

п называются нелинейными.

Если же цепь содержит только линейные элементы,

то она на­

зывается линейной. На самом деле все реальные пневматические элементы имеют нелинейные характеристики п пневматические цепи являются нелинейными. Однако в ряде случаев указанная идеализация процессов может быть принята, и в определенном диапазоне рабочих режимов пневматические цепи можно рас­ сматривать как линейные.

Существенным отличием пневматических цепей от электриче­ ских является то, что по трубопроводам, каналам и функцио­ нальным элементам протекает газ, имеющий неизмеримо боль­ шую масс)', чем масса электронов.

Соединение сопротивлений пневматической цепи называется последовательным, если по цепи проходит один и тот же общий расход. На отдельных последовательно включенных участках с разными пневматическими сопротивлениями образуются пере­ пады давлений, зависящие от величины сопротивлений и прило­ женного к цепи давления. Потерн давления происходят также в трубопроводах и коммуникационных каналах за счет сил трения.

Соединение сопротивлений называется параллельным, если все они находятся под одинаковым перепадом давлений. Расхо­ ды в параллельно соединенных пассивных элементах зависят от их проводимостей п перепада давления.

Как отмечалось ранее, для линейных нневмосопротпвлений расход пропорционален проводимости п перепаду Q = аАр, для нелинейных пневмосопротнвленпй расход является нелинейной' функцией перепада давления. Например, для ламинарного сопротивлений расход сжимаемого газа может быть опре­ делен по формуле (9), а для турбулентных — по формулам (4)

и (5).

Полный расход через все, соединенные параллельно, пневма­ тические сопротивления равен сумме расходов через отдельные сопротивления.

При последовательном соединении струйных элементов нель­ зя говорить о постоянстве расхода в цепи, так как к элементам может быть подведено давление питания и из элементов проис­ ходит утечка газа в атмосферу. Параллельное соединение струй­ ных элементов характеризуется тем, что полный расход в объ­ единенном выходном коллекторе равен сумме расходов через все выходные каналы элементов.

Другого типа соединения, называемые последовательно-па­ раллельными, образуют более сложные пневматические развет­ вленные цепи [61, 64].

224


В пневмоавтоматике различают цепи с сосредоточенными и распределенными параметрамті. Если волновыми процессами в цепях и длиной каналов можно пренебречь, то цепь можно рас­ сматривать как систему с сосредоточенными параметрами. Часто при расчетах пневмосистем такое рассмотрение бывает вполне допустимым, например, при расчете пневмокамер, проточных элементов, систем мембранной пневмоавтоматики. Если же дли­ ной трубопроводов или цепей нельзя пренебречь, то их необхо­ димо рассматривать как системы с распределенными парамет­ рами.

Для построения разветвленных пневматических схем необхо­ димо прежде всего знать внешние характеристики пневмоэле­ ментов. Внешние параметры большинства пневмоэлементов, в том числе струйных, удобно определять с помощью входных и выходных характеристик, являющихся аналогом вольт-амперных характеристик электронных элементов. Таким образом, методы расчета пневматических цепей до некоторой степени аналогичны методам расчета электрических цепей. Наличие однозначной за­ висимости давления в выходном и входном каналах от соответ­ ствующих им расходов освобождает от необходимости составле­ ния схемы замещения для данного пневматического элемента и позволяет вести его расчет графическим методом.

Графический метод расчета неразветвленной струйной цепи с линейными и нелинейными элементами. Рассмотрим графи­ ческий метод расчета последовательного соединения двух струй­ ных элементов с характеристиками произвольного вида. В общем случае входные и выходные характеристики элементов являются нелинейными. Их аналитическое выражение довольно сложно. Пусть для последовательного соединения двух одинаковых

струйных элементов (рис.

122, а) даны их входная Qy

= f{pу)-

и выходная QBI = /(рві)

характеристики (рис. 122, б,

д). Вид

входной характеристики для струйных элементов некоторых Т и ­

тов, например элементов с турбулизацией питающей струи, не за­ висит от того, переключился элемент или нет (сплошная кривая на рис. 122, б). Для струйных элементов с силовым взаимодейст­ вием струй, с использованием свойств пристеночных течений и не­ которых иных сопротивление канала управления может меняться в зависимости от состояния переключения элемента и его вход­ ная характеристика может иметь вид кривой, показанной на рис. 122, б штриховой линией. В точке перегиба П происходит переключение элемента, что может вызвать изменение сопротив­ ления канала управления, а следовательно, и изменение расхода. Давление питания элементов считается постоянным.

Вследствие наличия сопротивления коммуникационного кана­ ла связи и падения давления в нем выходная характеристика элемента будет несколько смещена вниз и примет вид кривой, показанной на рис. 122, д [кривая QB = [(рв)І- Действительно, если на выходе струйного элемента с регулируемым дросселем а

15 Заказ 993

225


(рис. 122, г), соединенным с окружающей средой, давление кото­ рой ра, канал не подключен, то при некотором открытии регули­ руемого дросселя истечение происходит под перепадом давлений Р ш — Р а- Если же между выходным соплом элемента и регули­

руемым дросселем включен канал (рис. 122, в), то вследствие наличия гидравлических потерь вдоль канала возникает некото­ рый перепад давлений Ар. Истечение в окружающую среду будет

Рис. 122. Различные условия нагружения струйных элементов:

а — схема включения элемента через соединительный канал: б — входная характеристика элемента при переключении; а -- схема на­ гружения переменной нагрузкой через соединительный канал; с — схема

нагружения переменной нагрузкой без канала; д — выходные характе­ ристики

происходить под перепадом на дросселе а: (рві

— Ар) = рв. Так

как рв < рвь то расход через дроссель будет

меньшим. Наи­

большее значение Ар принимает при полном открытии дросселя в окружающую среду, соответствующем наибольшей скорости в канале. Общей точкой характеристик с подсоединенным кана­ лом и без него является точка максимального набора давления Рвшах при полном закрытии нагрузочного дросселя. Наибольшее расхождение кривых будет иметь место при полном открытии дросселя. Характеристика Q B I = Мрві) при подключении канала

и изменении его длины изменяться не будет.

Нагрузкой для активного струйного элемента могут служить последовательно соединенные пассивные элементы, например, два дросселя <ц и аг, соединенные между собой каналомі поте­ рями в котором можно пренебречь (рис. 123, а). Допустим, что заданы выходная характеристика QB = fi (рв) струйного элемен-

226

та

II

входные характеристики обоих дросселей Q\ = fz(pi) и

Q2

=

/з(рг) (рис. 123, б). Определим путем графического постро­

ения расход и давление на выходе нагруженного элемента, а так­

же давление р ѵ перед дросселем

сс2

- Давления р в

и р ѵ

 

избы­

точные давления.

Истечение через дроссель щ происходит

под

давлением р \

= р в Рѵ,

 

а через дроссель а2

под

давлением

Р 2 = Рѵ-

 

Для

 

нахождения

рас­

 

а.

 

Р„

i t

Ра=0

четного

режима

строят

вспомога­

 

 

 

тельную

 

входную

характеристику

 

 

¥ -

 

 

 

 

 

 

 

Ре

а1

а)

 

 

всей цепи Q = [4(рв), представляю­

 

 

 

 

 

щую собой зависимость расхода от

 

 

 

 

 

 

общего перепада давления рв-

По­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скольку расход во всех сечениях не-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разветвлеиной цепи для данной на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузки одинаков,

QB =

 

Qi =

Q2 , то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для построения характеристики Q —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= !а

 

необходимо

просуммиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вать перепадыв )

давления

р в Р ѵ

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р ѵ для одних и тех же значений рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ходов

по

характеристикам

Qi =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= /2 (рв — Р ѵ )

И Q2

= h{pv) И най­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ти соответствующие

точки характе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рикп

(рис.

123,6).

Затем

находят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

точку А пересечения

суммарной ха­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рактеристики Q = !ав)

с характе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ристикой

QB = / 1

(/Зв) -

Отрезок ЕА

Рис. 123. Нагружение струнного

определяет расход в цепи QB= QI=

= Q2. Точка

А

является

рабочей

элемента

двумя

последователь­

ными переменными дросселями,

точкой. Пересечение прямой AF, па­

 

 

соединенными каналом:

раллельной оси абсцисс, с кривыми

а

схема

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

Р ѵ )

 

 

 

= fs(Pv)

 

 

 

 

 

нагружения

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фик

входных

характеристик

при

точках А

 

II До определяет давления

различных

условиях

 

 

 

 

Р в Р ѵ

и р ѵ - Аналогично

рассчитывают

цепь,

состоящую из

Qi = Ы/Тв —

 

 

и

Q2

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

большего числа последовательно

соединенных нелинейных эле­

ментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если известны входная и выходная характеристики струйных элементов, то графический расчет рабочего режима при после­ довательном соединении двух элементов (рис. 122, а) сводится к следующему. Строят входную Qy = fi(py) и выходную QB = = Ыдв) характеристики соответственно двух последовательно включенных струйных элементов (рис. 122, а и 124). Точка А пе­ ресечения этих характеристик определяет расчетный режим, ко­ торый устанавливается при данном входном сопротивлении управляемого элемента. Этому режиму соответствуют рабочие параметры ррад и QpaGОднако в установившемся режиме управ­ ляющий элемент может отдавать свою выходную мощность не полностью. Одна из задач — определение величин запасов по давлению и расходу. В ряде случаев представляет интерес дру-

15*

227


гая постановка этой задачи — определение коэффициента ветв­ ления управляющего элемента '.

Графический способ расчета разветвленной струйной цепи с линейными и нелинейными элементами. Для решения постав­ ленных задач необходимо знать величины давления русри расхо­ да QУср, при которых происходит срабатывание управляемого элемента. Моменту срабатывания управляемого дискретного эле­ мента на его входной характеристике (рис. 124) соответствует точка С. Для обеспечения срабатывания на выходе управляюще­

го элемента должно быть давление

рво = р Уср

расход Qycp.

Таким образом, срабатывание может быть обеспечено,и

если точ­

ка С расположена ниже выходной характеристики.

Расход QBO

 

определяют по точке пересече­

 

ния прямой BD

с нагрузочной

 

характеристикой QB = Ырв)-

 

 

Расход QBO— Qycp

и

яв­

 

ляется

тем резервным

расхо­

 

дом, который имеет управляю­

 

щий элемент. Коэффициент за­

 

паса по давлению

срабатыва­

 

ния Ар = ррае/Руср

 

, а

запаса

 

по

расходу

kQ= Qpao/Qycp-

 

Еслн

управляющий

 

элемент

Рис. 124. К расчету рабочей точки

нагружен элементами одинако­

вого типа с одинаковыми вход­

струйных элементов

ными

сопротивлениями,

то

 

AQ = QBO/QVCP

 

определяет

наибольшее количество подсоединяемых элементов и носит наз­ вание коэффициента ветвления.

Допустим, что в струйной разветвленной цепи к выходу од­ ного управляющего элемента подсоединено несколько управляе­ мых элементов (рис. 125, а), имеющих в общем случае нелиней­ ные характеристики. При этом на выходную характеристику управляющего элемента накладывается сетка его входных харак­ теристик (рис. 125, б). Каждая входная характеристика соответ­ ствует определенному числу подключаемых элементов (п = 1, 2, 3, 4). Число подключаемых элементов выбирают таким, чтобы удовлетворялось условие рраб ^ руср. Точки Аі, А2, A3 , А.h лежа­

щие на пересечении входных и выходной кривых, определяют различные режимы работы цепи при разных нагрузках. Напри­ мер, точка А2 определяется величиной расхода Qpa6 и давления

Ррпб, если нагрузкой являются два элемента. Площадь прямо­ угольника 0EA2F равна рабочей мощности ІѴрао = Qpaö-Рраб-

В ряде случаев известна не результирующая входная харак­ теристика, а входные характеристики отдельных элементов. Рас­ смотрим случай, когда один элемент нагружен двумя параллель-

1 Часто коэффициент ветвления называют коэффициентом нагрузочной

способности.

228


но соединенными элементами, входные характеристики которых показаны на рис. 125, в. При известном давлении рв находят величины Qyi и Qy2 .Тогда расход в неразветвленной части цепи

Q B

=

Qyi

+

у 2-

Если задам расход Q B ,

 

определения

 

 

 

 

 

 

 

и Q У2 необходимот о д л построитья

вспо­

давления рв и расходов Qyi

необходимо произвести

 

 

Qyc = Qyi + Qy2

= /(р в). Так как

могательную характеристику

 

при параллельном соединении руі = рѵ2 ,то для определения

 

= fi(pyi)

 

 

Q

 

 

суммирование ординат

кривых

Qi =

 

и

= fz(pv

2

) Для

одинаковых значений

давления

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Qyc

п —схема подключения; б —график совместной работыуправляющего и управляемых элементов; —графический расчет рабочеГі точки двух парал­ лельно включенных управляемых элементов

руі = р У2 . Отложив на оси

 

ординат отрезок OF, равный QB,

проведя из точки F прямую, параллельную оси абсцисс, до пере­и

динат, с входнымиQyc = Qyi

+

Qy2

= fz(рв), находят давление ръ-

сечения с кривой

 

Точки пересечения прямой АЕ, проведенной параллельно оси ор­ характеристиками элементов определяют рас­ ходы Qyi и Qy2 .Точка А определяет рабочий режим элемента.

В струйной технике часто возникает необходимость увеличе­ ния выходной мощности, что можно осуществить за счет увели­ чения давления питания.

С увеличением давления питания и выходной мощности воз­ растает мощность, необходимая для управления элементами. По­ этому для увеличения выходной мощности иногда используют параллельное соединение управляющих элементов (рис. 126, а), работающих на одну нагрузку. Так как при параллельном соеди­ нении выходное давление одинаково, то результирующую харак­ теристику получают путем суммирования расходов, соответству­ ющих одинаковым давлениям. По заданным внешним характе­ ристикам р 1 = fi (Qi) и р2 = І2 (Q2 ) (рис. 126, б) необходимо про­ суммировать расходы Qi и Q2 . Для определения рас­

229