Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Адгезивную пленку можно наносить на поверхность основы резинового пластыря двумя способами: из раствора с последующей сушкой it креплением каландрованной пленки к поверхности пла­ стыря. Первый способ технологически менее приемлем, так как пленки получаются неравномерными по толщине, требует больших затрат времени и не обеспечивает образование у адгезивной пленки выступающих краев. Более целесообразно использовать каландро­ ванную пленку. Из каландрованной адгезивной пленки вырезают заготовки соответствующих размеров и формы. Поверхность основы пластыря и поверхность заготовки из пленки промывают бензином или раствором НК в бензине концентрации 1 : 15.

Прочная связь между пластырем и адгезивной пленкой дости­ гается опрессовкой в диафрагменной прессформе (см. рис. III.13). Диафрагму 5 закладывают и закрепляют шестью винтами 6 между

Рис. III.25. Конструкция пластыря:

Рис.

III.26.

Схема подпрессовки

пла~

1 , 4 — защитная полиэтиленовая

пленка;

стыря с тонким краем

и

адгезивным

2 — вулканизованная резиновая

основа

 

 

слоем:

 

 

 

пластыря; 3 — адгезивная пленка.

1 — крышка

пресс-формы;

2 — адгезивный

 

 

слой;

з — вулканизованная

основа

пла­

 

 

стыря; 4 — эластичная (резиновая) диафрагма.

корпусом 2 и промежуточным кольцом 3 пресс-формы. Изготав­ ливают диафрагму из резины толщиной 4 мм, обложенной прорези­ ненной бязью или чефером. Перед опрессовкой резиновый пла­ стырь, сдублированный с адгезивным слоем, обкладывают с обеих сторон полиэтиленовой пленкой, используемой в качестве защит­ ного слоя при хранении готового пластыря. Размер полиэтиленовой пленки на 3—4 мм больше поперечного размера пластыря. Диа­ фрагменную пресс-форму с пластырем помещают в гидравлический: электровулканизационный пресс с температурой плит 60—70 °С при давлении воздуха под диафрагмой пресс-формы 1 кгс/см2 и да­ влении * плунжера пресса 16 кгс/см2; продолжительность опрес­ совки 10—15 мин. Более развитая поверхность адгезивного слоя достигается за счет нанесения рифлений на крышку пресс-формы или путем закладки между защитной полиэтиленовой пленкой и крышкой пресс-формы металлической сетки. Схема подпрессовки пластыря в диафрагменной пресс-форме изображена на рис. III.26. Применяют самовулканизующиеся пластыри следующим образом. Поврежденные участки шерохуют металлической теркой и дважды промазывают самовулканизующимся клеем концентрации 4%. После

* В расчете на площадь диафрагмы пресс-формы.

111


каждой промазки нанесенный слой клея просушивают 3—5 мин. Адгезивный слой пластыря освобождают от защитной пленки, а пластырь накладывают на поврежденный участок. После прикатки пластыря роликом (от центра к краям) камеры можно эксплуати­

ровать.

Вследствие теплообразования в процессе эксплуатации происхо­ дит довулканизация участка ремонта. Подобно резиновым пластырям для ремонта камер, могут быть изготовлены резино-кордные пла­ стыри, грибки и другие материалы с адгезивным слоем.

Ли т е р а т у р а

1.

К о ш е л е в

Ф. Ф., К о р п е в

А. Е., К л и м о в Н. С.

Общая техноло­

2.

гия резины.

М.,

«Химия»,

1968.

480 с.

резиновой про­

Б е к и н Н. Г.,

Ш а н и н

Н. П.

Оборудование заводов

3.

мышленности.

Л.,

«Химия», 1969.

367 с.

 

Переработка

термопластичных материалов. Под ред. Э. Бернхардта. Пер.

 

с англ. М.,

«Химия», 1965. 747 с.

 

 

4. В о с т р о к н у т о в Е. Г.,

Н о в и к о в М. И. Современные предста­

вления о механизме смешения каучуков с ингредиентами резиновых смесей.

М., ЦНИИТЭнефтехим, 1971.

75 с.

5. В о с т р о к н у т о в Е. Г., Л ю б а ш е в с к а я В. Г., Н о в и к о в В. И.

 

Некоторые эффекты упруговязкого поведения резиновых смесей при калан-

 

дровании. Ярославль, изд. Ярославского технологического института, 1972,

 

с. 26—32.

 

 

П р о з о р о в с к а я Н. В. ,

К и р и л ю к

6. В о с т р о к н у т о в Е. Г. ,

7.

Л. В., «Механика

полимеров», 1969,

№ 3, с. 539—545.

 

В о с т р о к н у т о в

Е. Г. и др., «Каучук и резина»,

1971, № 1, с. 13—17.

■8. Д о г а д к и н Б. А.

Химия эластомеров. М., «Химия», 1972.

390 с.

•9. Р а г у л и н В. В.

Технология шинного производства. М., «Химия», 1970.

10.

502 с.

 

 

Л у к о м с к а я А. И.

Механические испы­

Р е з и и к о в с к и й М. М.,

 

тания каучука и резины. М.,

«Химия», 1968. 525 с.

машины для резино­

И . Р я б и н и и Д. Д .,

Л у к а ч Ю. Е.

Смесительные

 

вых смесей и пластмасс. М.,

«Машиностроение», 1972. 272 с.

 

12.С и л и н В. А. Динамика процессов переработки пластмасс в червячных машинах. М., «Машиностроение», 1972. 150 с.

13.Справочник резинщика. М., «Химия», 1971. 607 с.

14.

ГОСТ 2631—71. Материалы для ремонта пневматических шин.

 

 

 

15.

ГОСТ 7266.1—69.

Ткань

кордная

вискозная.

Технические

требования.

16. ГОСТ 8537—72, Ткань кордная капроновая.

 

 

 

 

 

 

17.

P e a k m a n

М. G.,

IRI

J.,

1970, ѵ. 4, № 1, р. 35—41.

 

 

 

 

18.

L а с е у Р. М. С.,

 

Appl. Chem. (London), 1954, № 4, р. 257—265.

 

 

19.

D a n c k w e r t s

Р. V.,

Appl. Sei. Res., 1952, № 3,

p. 279—285.

 

 

20.

M о h r W. D.,

S a x t o n

R. L.,

P e a r s o n

C. H.,

Ind.

Eng.

Cliem.,

21.

1957, у. 49,

№ И ,

p . 1885-1894.

Ind. Chem.,

1951, № 43, p. 2602—2609.

J o n e s H. C. ,

S n

y d

e r E. C.,

22.

M e n g e s

G.,

К l e n k

P., Kunststoff u.

Gummi,

1966,

Bd.

5,

4,

23.

S. 120-124.

 

 

 

Bubb.

Age,

1965,

v. 7,

1, p. 82—89.

 

 

 

 

M e d а 1 i n A. J . ,

 

 

 

7,

24.

C o l w e l l

 

R. E.,

 

N i c o l l s K .

R.,

Ind. Eng. Chem., 1959, v. 51,

25.

p. 841—850.

R. E.,

Mod. Plast., 1963, v. 41, № 1A, p. 883—889.

 

 

 

P e r l b e r g

 

 

 

26.

P e a r s o n

 

J .

S. A.,

Mechanical

Principles

of

Polymer Melt Processing.

27.

London, Pergamon

Press,

1966.

250 p.

Bd. 9, № 4, S. 114—128.

 

 

 

L e h n e n

I.,

Kunststofftechnik, 1970,

 

 

 



Г Л А В А

II/

Ф изико -хим ические

основы процессов

ш иновосстановительного производства

Обеспечение высокой прочности связи между вновь наложен­ ным протектором и покрышкой (а также в зонах ремонта каркаса и покровных резин) является центральной проблемой при восста­ новительном ремонте. От ее решения зависит качество продукции шиновосстановительных заводов, а также сама возможность эффек­ тивного восстановления и ремонта шин.

При ремонте шин проблема прочности связи имеет специфиче­ ские особенности, связанные с необходимостью крепить сырую (невулканизованную) резину к ранее вулканизованной (ремонти­ руемой) поверхности. В данной главе на основе результатов работ, проведенных в последние годы, рассмотрены механизм и условия образования прочной адгезионной связи между указанными мате­ риалами.

Общие сведения об адгезии полимеров

Под адгезией (прилипанием или склеиванием) понимают сцепле­ ние между приведенными в контакт поверхностями различных по своей природе материалов. Принято говорить о двух типах адгезии: специфической, или собственно адгезии, представляющей собой силу сцепления адгезива (клеевой или другой вязкой прослойки) с субстратом (более жесткой подложкой) и зависящей главным обра­ зом от природы этих веществ, и механической адгезии, возникающей вследствие проникновения адгезива в поры и трещины на поверхно­ сти субстрата и удерживания в них затвердевшего (жесткого) адге­ зива благодаря механическому заклиниванию.

Для рассматриваемого случая соединения (с последующей совулканизацией) эластичного вулканизованного слоя со слоем упруго­ вязкой резиновой смеси основным типом адгезии является адгезия специфическая. Тем не менее и в этом случае чрезвычайно велика роль микрорельефа (площади и характера поверхности) ранее вул­ канизованного слоя.

Вводя понятие удельной адгезии, или давления адгезии а (силы сцепления, действующей на единице площади фактического кон­

такта двух слоев), можно написать соотношение:

 

F= aSt

(1)

где F — общее усилие сцепления (или отрыва) двух дублированных слоев разно­ родных материалов на некоторой площади, ограниченной определенным конту­ ром; .Уф — площадь фактического контакта.

8 Заказ 682

113


Давление адгезии зависит от адсорбционно-диффузионного и химического взаимодействия резин, возрастает при активизации поверхности (например, при снятии поверхностного окисленного и загрубевшего слоя) и является резко специфичным для разных полимеров — полярных и неполярных, совместимых и несовме­

стимых .

Фактическая площадь контакта зависит от размера геометри­ ческой (полной) поверхности подложки Sr, определяемой ее микро­ рельефом (микрогеометрией) и степенью полноты покрытия этой поверхности адгезивом:

5ф= ^ ’г

(2)

где К — коэффициент полноты соприкосновения, или коэффициент пластиче­ ского контакта.

Отсюда для величины адгезионного взаимодействия можно напи­ сать соотношение

F = KSra

(3)

причем, О <С К <С 1.

Таким образом, прочность сцепления в рассматриваемом случае зависит от микрогеометрии (величины поверхности на данной номи­ нальной площади), коэффициента пластического контакта и специ­ фического адгезивного взаимодействия.

Перейдем к рассмотрению влияния и механизма действия ука­ занных трех факторов.

Микрогеометрия механически обработанной поверхности резины и ее влияние на адгезию

Механическая обработка — шероховка резины, производимая в основном для повышения прочности склеивания, создает разви­ тый микрорельеф (шероховатость) на ее поверхности. В зависимости от способа механической обработки микрорельеф поверхности ре­ зины может быть различным. Геометрия, размеры, острота режу­ щих граней шероховального инструмента, его скорость и усилие прижима к обрабатываемой поверхности определяют характер раз­ рушения поверхностного слоя. В результате даже по внешнему виду поверхности, обработанные разными способами, резко отличаются друг от друга. Это хорошо видно на рис. IV. 1. При использовании инструментов с острыми режущими гранями, больших скоростях обработки и сильном прижатии на поверхности преобладают более или менее глубокие (по движению инструмента) полосы. Рельеф в продольном и поперечном направлениях заметно неоднороден. В других случаях на поверхности видна заметная волнистость в по­ перечном к движению инструмента направлении. Подобные различия в характере поверхности получаются и при истирании резины в раз­ ных условиях. Рисунок поверхности с четко выраженными продоль­ ными бороздами соответствует абразивному типу износа, а рисунок с поперечной волнистостью — усталостно-деформационному. В за­ висимости от типа применяемого инструмента и условий обработки преобладает тот или иной тип износа. Соответственно меняется и ха­

114