Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автомобиля. Эти шины более экономичны: они имеют меньшую массу, меньшее сопротивление качению и пониженный расход горючего. Для современных отечественных легковых шин диагонального по­ строения отношение Н/В находится в пределах 0,8—0,85.

Легковые шины имеют сравнительно малослойный каркас. Шины диагонального построения и опоясанные имеют обычно два-шесть слоев корда в каркасе. Наиболее распространенные легковые шины типа Р имеют два слоя в каркасе и четыре слоя текстильного корда в брекере. Известны конструкции легковых радиальных шип из металлокорда с однослойным каркасом и двухслойным брекером. Применение в производстве шин более перспективных материалов (высокопрочного вискозного, полиамидного и полиэфирного корда), совершенствование рецептуры резин, технологии и оборудования позволяют уменьшить вдвое число слоев в каркасе диагональных

а

Рис. 1.10. Изменение профиля легковых шин с 1933 по 1970 гг.:

а — шина 5,50—17 — «баллон», Н/ В = 1,02; б — шина 6,00—16 — «баллон» низкого дав­ ления, Н/В = 1,0; в — шина 6,70—15 — «супербаллон», Н/ В = 0,96; з — шина 7,00—14 —

низкопрофильная, Н/ В = 0,88; д — шина 7,35 —14 — свзрхішзкопрофильная (диагональная), Н/В = 0,84; е — шина 185—14Р — сверхнизкопрофильная (типа Р), Н/В = 0,80.

и опоясанных шин. Снижение слойности каркаса уменьшает тепло­ образование в шине, потери на качение, расход горючего, повышает эластичность и улучшает амортизационные свойства шины.

Грузовые шины отличаются от легковых увеличенной слойностью каркаса, большим диаметром обода, более высоким внутренним да­ влением и большей грузоподъемностью.

Грузовые шины обычно делят на три основные группы:

шины для автомобилей большой (свыше 12 тс) грузоподъемности (большегрузные шины);

шины для автомобилей грузоподъемностью 6—12 тс (автобусов ЗИЛ, ЛиАЗ, ЛАЗ, троллейбусов, а также дорожно-строительных и специальных машин);

шины для автомобилей грузоподъемностью до 6 тс (автобусов типа ПАЗ и автоприцепов).

Последние две группы включают ассортимент шин, выпускаемых в наиболее массовых количествах. Эти шины рассчитаны в основ­ ном на обод диаметром 508 мм и лишь небольшая их часть, предна­ значенная для специальных автомобилей, монтируется на обод диаметром 457 мм. Внутреннее давление в них колеблется в пределах 3—6 кгс/см2. Допустимая нагрузка при максимальной скорости дви­ жения — 1000—3000 кгс. Слойность каркаса шин диагонального построения восемь-четырнадцать, шин типа Р — четыре-пять

24


слоев текстильного корда. В шинах типа Р, предназначенных для эксплуатации под нагрузкой более 1500 кгс, брекер содержит обычно три-четыре слоя металлокорда, а в шинах с меньшей на­ грузкой — шесть-восемь слоев текстильного корда.

Большегрузные шины монтируются на ободах диаметром от 508 до 838 мм и работают при внутреннем давлении от 3,5 до 7 кгс/см2. Большегрузные шины типа Д имеют слойность каркаса от 16 до 30; допустимые нагрузки при максимальной скорости движения на­ ходятся, соответственно, в пределах от 3,5 до 15 тс.

При эксплуатации грузовых шин на транспортных средствах, движущихся с меньшей скоростью, чем максимально допустимая, разрешается увеличивать нагрузку на шины; при уменьшении да­ вления воздуха в шине допустимая нагрузка снижается.

Основное требование, предъявляемое к грузовой шине — высо­ кая экономичность, которая определяется долговечностью, сопро­ тивлением качению, грузоподъемностью, массой, стоимостью и ре­ монтоспособностью. Для шин, применяемых на транспортных сред­ ствах, предназначенных для перевозки пассажиров и на современных высокоскоростных грузовых автомобилях, важное значение имеет требование безопасности, аналогичное требованиям, предъявляемым к легковым шинам.

Для современных грузовых шин характерно уменьшение кривизны беговой дорожки, что повышает равномерность распределения да­ вления по площади контакта шины с дорогой, уменьшает проскаль­ зывание элементов рисунка протектора, снижает радиальную дефор­ мацию шины и уменьшает теплообразование.

Ширина протектора грузовых шин составляет не менее 70—80% ширины профиля покрышки, глубина рисунка протектора современ­ ных грузовых шин обычно 14—22 мм, большегрузных — 35 мм и более.

Рисунки протектора современных автомобильных шин чрезвы­ чайно разнообразны и зависят от типа автомобиля, дорожных усло­ вий и назначения машины. Они разделяются на четыре основные группы: дорожные, универсальные, повышенной проходимости и карь­ ерные (рис. 1.11).

Дорожный рисунок протектора создается преимущественно про­ дольными, частично расчлененными выступами, разделенными уз­ кими канавками. Шины с таким рисунком используются на хороших дорогах, главным образом, для автобусов, троллейбусов, автомо­ билей, работающих на автострадах.

В шинах с универсальным рисунком протектора в центральной части беговой дорожки расположены изолированные ромбовидные шашки, разделенные узкими канавками, а по краям — массивные выступы (грунтозацепы), разделенные широкими канавками. Соче­ тая элементы дорожного рисунка и рисунка повышенной проходи­ мости, универсальный рисунок наиболее эффективен для эксплуата­ ции в смешанных дорожных условиях. Он способствует безопасному движению по мокрому и грязному асфальту, хорошей проходимости на грунтовых дорогах. В настоящее время шины с универсальным

25


рисунком наиболее широко используются на грузовых автомобилях

•средней грузоподъемности. Диагональное расположение канавок универсального рисунка протектора обусловливает максимальную гибкость и, соответственно, минимальные напряжения сдвига в ре­ зине брекера и каркаса, что снижает теплообразование при каче­ нии шины. Такой рисунок дает возможность свести до минимума повышение жесткости покрышки по короне, вызываемое увеличением

 

 

 

 

 

его

 

глубины.

 

Широкие

 

 

 

 

 

выемки по краям протек­

 

 

 

 

 

тора создают наиболее бла­

 

 

 

 

 

гоприятные условия тепло­

 

 

 

 

 

отдачи, при которых уве­

 

 

 

 

 

личение

ширины

беговой

 

 

 

 

 

дорожки

и одновременное

 

 

 

 

 

повышение

грунтозацепов

 

 

 

 

 

в плечевой

зоне не вызы­

 

 

 

 

 

вает

 

при

качении

 

шины

 

 

 

 

 

недопустимого возрастания

 

 

 

 

 

температуры в этой об­

 

 

 

 

 

ласти

покрышки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В покрышках с рисун­

 

 

 

 

 

ком повышенной

проходи­

 

 

 

 

 

мости

по

всей

площади

 

 

 

 

 

беговой дорожки

располо­

 

 

 

 

 

жены массивные грунтоза-

 

 

 

 

 

цепы, разделенные широ­

 

 

 

 

 

кими канавками. Направ­

 

 

 

 

 

ления

и

форма

грунтоза­

 

 

 

 

 

цепов различны. Грунто-

 

 

 

 

 

зацепы могут быть допол­

 

 

 

 

 

нительно

 

разделены

 

уз­

Рис. 1.11. Типы

рисунков протектора авто­

кими

 

канавками

 

(см.

 

мобильных шин:

 

рис.

1.11).

Такой рисунок

а — дорожный; б — универсальный; в — повышен­

значительно улучшает про­

ной проходимости;

г — карьерный; 1 — продольные

ходимость автомобилей

по

ребра; 2 — узкие

канавки; з — широкие

глубокие

канавки

(выемки);

4 — изолированные

выступы

мягкому грунту. При

экс­

 

(шашки); 5 — грунтозацепы.

 

плуатации

на

дорогах

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

твердым покрытием

шины

с рисунком повышенной проходимости

быстро изнашиваются

и со­

здают

сильный

шум, особенно

при высокой

скорости

движения.

В этих условиях высокие грунтозацепы вызывают неравномерное нагружение каркаса. Поэтому шины с рисунком повышенной про­ ходимости рекомендуется использовать на автомобилях, эксплуа­ тируемых в условиях бездорожья, преимущественно на мягком грунте.

Карьерный рисунок протектора похож на рисунок повышенной проходимости, но имеет более широкие массивные грунтозацепы, разделенные более узкими канавками. Шины с таким рисунком рассчитаны на работу в каменных карьерах, открытых угле- и рудо­

26


разработках, на лесозаготовках. Этот рисунок протектора преиму­ щественно применяется для большегрузных шин крупных автомо­ билей-самосвалов грузоподъемностью 27—40 тс, работающих на дорогах с неровностями, кусками горной породы, щебенки и т. п. Массивные выступы, повышенная толщина протектора обеспечивают хорошую защиту каркаса от механических повреждений.

Шины повышенной проходимости специального назначения вклю­ чают:

шины с регулируемым внутренним давлением; арочные шины; широкопрофильные шины.

Шины с регулируемым давлением воздуха монтируются на специаль­ ные обода. Вентиль камеры в таких шинах не имеет золотника и непосредственно соединяет внутреннюю полость камеры с трубо­ проводом централизованной системы регулирования давления воз­ духа в шинах. .

При эксплуатации шины с пониженным давлением большую на­ грузку испытывают боковые стенки каркаса. Поэтому каркас шины с регулируемым давлением должен быть особенно прочным и немногослойным.

Шины с регулируемым внутренним давлением воздуха имеют про­ тектор с рисунком повышенной проходимости, массивные грунтозацепы которого распространяются на плечевую часть покрышки.

Ввиду своей универсальности и возможности использования

влюбых дорожных условиях эти шины находят широкое применение

внародном хозяйстве.

Арочные шины получили свое название от вида поперечного се­ чения профиля, напоминающего строительную арку. Назначение арочных шин — повышать проходимость грузовых автомобилей в условиях бездорожья. Ширина профиля арочных шин значительно больше, чем обычных. На их поверхности расположены мощные массивные грунтозацепы, способствующие хорошему сцеплению шины с грунтом и самоочищаемости рисунка протектора. Арочные шины бескамерные; каждая такая шина заменяет две обычные сдвоен­ ные шины на задних ведущих осях автомобиля. Повышенная прохо­ димость автомобиля с арочными шинами обусловлена снижением давления шины на грунт в результате увеличения площади опор­ ной поверхности.

Широкопрофилъные шины, так же как и арочные, заменяют две обычные сдвоенные шины на задних осях автомобиля. Такие шины могут работать с регулируемым или постоянным внутренним да­ влением воздуха. Они выгодно отличаются от арочных шин нали­ чием высокой бортовой части, способствующей улучшению работы шины. По сравнению с обычными широкопрофильные шины имеют

увеличенную ширину

профиля (беговая дорожка шире примерно

в 2 раза).

Поскольку

внутреннее

давление в широкопрофильной

шине примерно в 1,5

раза ниже,

чем в обычной и соответственно

уменьшено

давление на грунт, применение таких шин повышает про­

ходимость автомобиля в тяжелых дорожных условиях. Конструкция

27


протектора широкопрофильных шин отличается от конструкции протектора обычных шин. Протектор широкопрофильной шины имеет одну или две сферические поверхности, разделенные по центру беговой дорожки широкой канавкой. Такая конструкция протектора улучшает проходимость автомобиля вследствие сжатия грунта в сред­ ней зоне протектора, а также повышает его устойчивость за счет двух зон касания с поверхностью дороги. Широкопрофильные шины весьма перспективны.

Сельскохозяйственны е шины

Сельскохозяйственные шины предназначены для тракторов, трак­ торных прицепов и других сельскохозяйственных машин. По назна­ чению и конструктивным особенностям сельскохозяйственные шины делятся на следующие группы:

шины ведущих колес; шины направляющих колес; шины несущих колес.

Шины ведущих колес применяются в тракторах и самоходных сельскохозяйственных машинах. Они должны передавать крутящий момент, создавать необходимое тяговое усилие и иметь хорошее сцепление с грунтом. Большинство шин этой группы — крупно­ габаритные с наружным диаметром до 1,6 м. Они рассчитаны для монтажа на глубокий обод диаметром от 508 до 1067 мм. Ширина обода больше автомобильного и составляет 82—88% ширины про­ филя шины. Сельскохозяйственные шины ведущих колес имеют более низкий профиль, чем грузовые автомобильные шины. Высота профиля составляет 85—96% его ширины. Широкий обод и низкий профиль шины способствуют ее боковой устойчивости, что особенно важно вследствие низкого внутреннего давления воздуха в шине. При работе на мягких грунтах давление в шине поддерживается обычно в пределах 0,8—1,1, а на плотных грунтах — 1,1—2,5 кгс/см2.

При максимальной скорости движения и указанном давлении в шине допустимая нагрузка составляет от 250 до 2500 кгс. Для шин, эксплуатируемых на тяжелых тракторах и сельскохозяйственных машинах с тяговым усилием на крюке 3—6 тс, допустимая нагрузка составляет до 4000 кгс при давлении 1,7—3 кгс/см2. При снижении давления нагрузка уменьшается в соответствии с установленными нормами. Для шин тракторов и самоходных машин, работающих при скорости менее 16 км/ч, допускается увеличение нагрузки на шину на 20% без повышения внутреннего давления; при скорости менее 8 км/ч допускается увеличение нагрузки на 30% с одновремен­ ным увеличением давления на 0,3 кгс/см2.

Шины ведущих колес выпускаются диагональной и радиальной конструкции. Каркас диагональных шин состоит из шести-восьми слоев корда, а каркас шин тяжелых машин — десяти-двенадцати. Часто в каркасе сельскохозяйственных покрышек применяются незакрепленные в бортах слои корда (так называемые полуслои). Полуслои заменяют средние слои каркаса, располагаются в области

28