Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
смеси пропускная способность резко падает и для клапана ДК-250 составляет только 295 м3/ч. Следовательно, общая пропускная способность трех клапанов составляет 295 × 3 = 885 M3∕4. При закачке 1 м3 нефти из установки термохи мического обессоливания при температуре 60—65 oC выделяется из резервуара приблизительно 5 м3 газовоздушной смеси. Как уже подсчитано, реальная пропускная способность трех дыхательных клапанов ДК-250 составляет 885 м3, что обеспечивает закачку 885 : 5 = 177 м3/ч нефти. Потребная же производи тельность закачки нефти составляет 245 м3/ч.
Увеличения пропускной способности клапана можно добиться:
уменьшением давления или вакуума срабатывания;
снижением гидравлических потерь в корпусе клапана;
снижением потерь напора в клапанной щели.
Рис. 11.16. Дыхательный клапан КД:
/ — корпус; 2 — сетка; 3 — седло; 4 — регулирующий груз; 5 — тарелки; 6 — направляющие штоки.
Осуществить эти мероприятия на типовых дыхательных клапа нах практически не представляется возможным, так как умень
шение давления или вакуума срабатывания приводит к увеличе нию потерь продукта от испарения; снижение гидравлических по
терь в корпусе связано с увеличением размеров кассет в огнепре-
градителе, что резко увеличивает вес и габариты устройства; для снижения потерь напора в клапанной щели необходимо рекон
струировать затворы, что невыполнимо в существующей конструк
ции типового клапана.
Значительным недостатком типовых дыхательных клапанов яв ляется неработоспособность их в осенне-зимний период вследствие
примерзания тарелки к седлу. Известны разные способы борьбы с примерзанием, например обогрев дыхательной арматуры, приме нение гидравлических клапанов с гидрозатвором из незамерзаю щей жидкости взамен дыхательных и др. Однако эти способы не
нашли практического применения из-за сложности, громоздкости предлагаемой системы и по другим причинам.
В настоящее время задача создания работоспособного дыха
тельного клапана, по-видимому, удачно решена институтом
9* |
131 |
ВНИИТнефть за счет подбора материалов для получения непри
мерзающей пары тарелка — седло. Материалы этой пары должны
обладать стойкостью к парам, хранящегося в резервуаре продукта, и достаточной прочностью в интервале температур от —50 до 60 °С. Сила смерзания этих материалов со льдом должна быть не
значительной. |
|
экспериментов, |
выполненных |
||||||||
На основании большого числа |
|||||||||||
в стендовых и промышленных условиях, |
ВНИИТнефть рекоменду |
||||||||||
|
|
|
ет в |
качестве |
покрытия |
кон |
|||||
|
|
|
тактирующих поверхностей та |
||||||||
|
|
|
релок и |
|
седел |
дыхательных |
|||||
|
|
|
клапанов |
использовать фторо |
|||||||
|
|
|
пластовую |
пленку |
толщиной |
||||||
|
|
|
0,2—0,3 мм. Для типовых кла |
||||||||
|
|
|
панов были разработаны про |
||||||||
|
|
|
екты их реконструкции на не |
||||||||
|
|
|
примерзающие |
клапаны в |
ви |
||||||
|
|
а |
де блоков |
с условными |
диа |
||||||
|
|
|
метрами прохода 150—250 мм. |
||||||||
|
|
|
Вместо |
тарелок |
дыхательного |
||||||
|
|
|
клапана |
|
|
устанавливается |
|||||
|
|
|
блок: «тарелка—седло», при |
||||||||
|
|
|
этом |
|
седло, |
|
направляющая |
||||
|
|
|
втулка и шток выполнены из |
||||||||
|
|
|
фторопласта-4, |
|
а |
тарелка |
|||||
|
|
|
обернута |
|
фторопластовой |
||||||
|
|
|
пленкой толщиной 0,2—0,3 мм. |
||||||||
|
|
|
В дальнейшем было пред |
||||||||
|
|
|
ложено |
заменить |
сплошное |
||||||
|
|
|
фторопластовое |
седло метал |
|||||||
|
|
|
лическим |
кольцом, |
покрытым |
||||||
|
|
δ |
|
|
а). |
|
(рис. |
||||
Рис. 11.17. Схемы реконструированных |
пленкой |
из фторопласта |
|||||||||
с |
дыхательных клапанов: |
11.17, |
|
|
Это позволило |
зна |
|||||
|
ниром. |
чительно |
сократить расход до |
||||||||
а— фторопластовым седлом; б— с шар |
рогостоящего |
материала, |
сни |
||||||||
зить |
|
стоимость |
изготовления |
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
блока без |
ухудшения действия |
|||||||
|
|
|
клапана. |
|
|
|
|
|
|||
При установке блоков на реконструируемых клапанах проход |
|||||||||||
ное сечение |
несколько уменьшается. C этой |
целью предусматри |
вается уменьшение давления срабатывания клапана примерно на
3 мм вод. ст., чем сохраняется его пропускная способность.
Описанный вариант реконструкции дыхательных клапанов при
меним только для «атмосферных» резервуаров (давление и вакуум срабатывания — 20 мм вод. ст.).
C увеличением веса тарелки интенсивность износа запорных де
талей возрастает и использование блоков такой конструкции для
работы на давление 200 мм вод. ст. сокращает их долговечность
432
в 3—4 раза, что неприемлемо. Поэтому для реконструкции дыха
тельных клапанов на давление до 200 мм вод. ст. институтом
ВНИИТнефть разработаны блоки бесштоковой конструкции (см.
рис. III.17, б), в которых направляющая пара «шток—втулка» за менена шарнирным креплением тарелки к седлу при помощи фто
ропластовой пластины толщиной 0,5—1,2 мм.
Конструкция блоков проста, поэтому они могут изготовляться
непосредственно на предприятиях. Так поступило объединение «Башнефтехимзаводы»: на одном из нефтеперерабатывающих за
водов было организовано изготовление блоков бесштоковой кон струкции для всех заводов объединения. Реализация этого меро
приятия обеспечила сокращение потерь нефтепродуктов от ис
парения. Экономический эффект в пересчете на |
один реконст |
руированный дыхательный клапан составляет |
150—200 руб. |
в год. |
|
Образующийся на внутренних поверхностях клапанов и патруб ков иней может значительно уменьшить проходное сечение арма туры, поэтому требуется периодическое его удаление. На основа
нии накопленного опыта рекомендуется при наружной температу
ре окружающего воздуха порядка |
—30 oC проводить |
периодиче |
ские осмотры через 7—10 дней, |
при температуре |
от —30 до |
—45 0C — не реже чем через 3—4 дня. |
|
Взамен типовых дыхательных клапанов, имеющих существен ные недостатки (см. стр. 130), ВНИИТнефть разработал новую
конструкцию мембранного клапана НДКМ с более высокой про
пускной способностью. Эти клапаны предназначены для эксплуа
тации на наиболее распространенных типах резервуаров: верти
кальных стальных с допустимым избыточным давлением
200 мм вод. ст. и вакуумом 40 мм вод. ст. и железобетонных с до
пустимым |
избыточным давлением 200 мм вод. ст. и вакуумом |
100 мм вод. ст. |
|
На рис. |
11.18 показана конструкция непримерзающего мембран |
ного дыхательного клапана. Клапан состоит из приемного патруб
ка |
1 |
с |
седлом |
2, |
8тарелки |
13 |
с |
нижней мембраной |
4, |
зажатой меж |
|||||||||||
|
|
|
9, |
|
|||||||||||||||||
ду фланцами защитного кожуха |
|
3 |
и |
корпуса 5; |
верхней |
мембра |
|||||||||||||||
ны 7 с |
дисками |
|
и грузом |
|
закрепленной между фланцами кор |
||||||||||||||||
пуса |
5 |
и крышкой |
10. |
В крышке |
10 |
имеется отверстие |
16 |
|
для сооб |
||||||||||||
щения надмембранной камеры с атмосферой. Диск |
8 |
13и тарел |
|||||||||||||||||||
ка |
13 |
соединяются цепочками |
14. |
|
|
Для сообщения межмембранной |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
преду |
|||
камеры с газовым пространством резервуара в тарелке |
|
||||||||||||||||||||
смотрена импульсная трубка5 |
|
|
В подмембранной камере разме |
||||||||||||||||||
щен кольцевой |
огнепреградитель6. |
|
15 |
из плоской |
и гофрированной |
||||||||||||||||
алюминиевых лент. |
Корпус |
|
имеет люк для осмотра, |
закрываю |
|||||||||||||||||
щийся крышкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Для обеспечения непримерзаемости по посадочной поверхности |
||||||||||||||||||||
тарелка и седло клапана имеют |
|
покрытие из |
|
фторопласта-4. |
|||||||||||||||||
Уплотняющей поверхностью тарелки |
является |
нижняя |
мембра |
||||||||||||||||||
на |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
133
Работа клапана состоит в том, что при образовании вакуума в газовом пространстве резервуара в межмембранной камере кла пана также создается вакуум. В тот момент, когда вес узла тарел
ки 13 будет меньше усилия, получаемого от воздействия атмосфер
ного давления на поверхность нижней мембраны и на выступаю
щую за средний диаметр седла поверхность тарелки, тарелка при-
Рис. 11.18. Непримерзающий мембранный дыхательный клапан:
/ — приемный патрубок; 2 —седло; 3 — защитный кожух; 4 — нижняя мембрана; 5 — корпус;
6 — крышка люка; 7 |
— верхняя мембрана; 8 — диск; |
9 — груз; |
10 — крышка; //-пружина- |
|
демпфер; 12— цепочки; 13 — тарелка; 14 — импульсная трубка; |
15— кольцевой огнепрегради |
|||
поднимается и |
тель; |
16 — отверстие. |
пространство с атмосферой. |
|
сообщает |
газовое |
|||
C увеличением |
расхода воздуха через клапан тарелка перемещает |
ся вверх до отказа. Верхняя мембрана в работе клапана на вакуум не участвует.
Если в резервуаре образуется давление, оно передается в меж
мембранную камеру и прижимает тарелку с нижней мембраной к седлу, что улучшает герметичность затвора. В то же время дав ление действует на верхнюю мембрану с грузом, и при некотором его значении, определяемом весом груза и дисков, верхняя мем брана с диском перемещается вверх, натягивая цепочки.
При достижении расчетного давления усилие от воздействия
давления на верхнюю мембрану 7 уравновесится с суммой усилия
134
от воздействия давления на мембрану 4 и с суммарным весом та
релки 13, диска 8 и груза 9, а при дальнейшем увеличении давле ния тарелка приподнимается.
C увеличением расхода через клапан сопротивление огнепре
градителя возрастает и давление в межмембранной камере созда ет дополнительное усилие, способствующее подъему тарелки. Для устранения колебаний затворного устройства из-за резкого подъ
ема тарелки и последующего падения давления в резервуаре на
верхней |
мембране с |
диском установлена пружина-демпфер |
11. |
||||||
Характеристика непримерзающих мембранных дыхательных |
|||||||||
клапанов приведена ниже:НДКМ-150 |
НДКМ-200 |
ндкМ-250 |
НДКМ-350 |
||||||
Условный |
диаметр присо |
|
|
|
|
|
|||
единительного |
патрубка, |
150 |
200 |
250 |
|
350 |
|||
мм........................................ |
|
||||||||
Вакуум |
срабатывания, |
мм |
|
|
|
|
|
||
вод. ст. |
стальных |
резервуа |
|
|
|
|
|
||
для |
|
|
|
|
|
||||
ров |
типа PBC . . . |
16—18 |
16—18 |
16—18 |
|
16—18 |
|||
для |
железобетонных |
|
65—70 |
65—70 |
65—70 |
|
65—70 |
||
резервуаров .... |
|
||||||||
Пропускная способность, |
|
|
|
|
|
|
|||
м3/ч |
стальных |
резервуа |
|
|
|
|
|
||
для |
|
|
|
|
|
||||
ров |
типаPBC . . . |
500 |
900 |
1500 |
|
3000 |
|||
для |
железобетонных |
|
|
|
|
|
|
||
резервуаров.... |
900 |
1300 |
2500 |
|
5000 |
||||
Давление срабатывания, |
мм |
|
|
|
|
|
|||
вод. ст............ |
150—160 |
|
150—160 |
150—160 |
|
150—160 |
|||
Вес, кгс................ |
|
30 |
|
50 |
75 |
|
ПО |
||
Μ. И. Курганский и др. |
[22] сообщают некоторые сведения, ка |
сающиеся эксплуатации опытных образцов клапанов типа НДКМ.
Клапаны были установлены на стальных и железобетонных резер
вуарах с сырой нефтью, содержащей до 5—6 объемн. % воды.
Температура окружающего воздуха понижалась до —43 0C. Опыт
ная эксплуатация доказала работоспособность конструкции в са
мых тяжелых условиях. Примерзания тарелок к седлам не про
исходило.
В обзоре ВНИИОЭНГ [23] сообщается, что в Англии запатен тована конструкция дыхательного клапана, исключающего обрат
ную диффузию паров нефтепродуктов в период заполнения резер
вуаров. Клапан представляет собой (рис. 11.19) патрубок 1, в котором на крестовине неподвижно укреплен сердечник 4, заканчи
вающийся вверху конусом 2. В патрубке 1 свободно перемещает ся гильза 5, имеющая вверху коническое сужение 3, соответствую
щее углу наклона конуса 2. При небольших расходах паров про дуктов через патрубок 1 гильза 5 находится в нижнем положении и при этом между конусом 2 сердечника 4 и коническим суже нием 3 остается небольшой кольцевой зазор, через который выхо
135
дят пары продукта. Благодаря этому обеспечивается высокая ско рость истечения паров нефтепродукта и тем самым предотвращает
ся обратная диффузия в резервуары воздуха, могущего создать по
жароопасную смесь с парами продукта. При увеличении расхода
паров продуктов, что возможно при значительном увеличении ско
рости заполнения резервуара, гильза 5 поднимается, увеличивая кольцевой зазор и исключая чрезмерное увеличение перепада дав
ления |
в клапане |
при сохранении |
достаточно |
большой |
скорости |
||||
истечения паров продукта из клапана. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
В литературе отсутствуют сведения об экс |
||||||
|
|
|
плуатации указанного дыхательного клапана, |
||||||
|
|
|
однако принципы его действия и конструкция |
||||||
|
|
|
оригинальны и заслуживают разработки. Оче |
||||||
|
|
|
видно, что в этой конструкции большое значе |
||||||
|
|
|
ние имеет форма деталей, их вес и материал, |
||||||
|
|
|
из которого они изготовлены. |
|
|
||||
|
|
|
Мембранный дыхательный клапан ДКМ-150 |
||||||
|
|
|
имеет |
управляющее устройство |
(командоап- |
||||
|
|
|
парат), обеспечивающее открытие клапана |
||||||
|
|
|
при достижении давления или вакуума в га |
||||||
|
|
|
зовом |
пространстве |
резервуара, |
близкого к |
|||
Рис. |
11.19. |
Новая |
предельно допустимому. На выходном патруб |
||||||
конструкция |
дыха |
ке имеется гнездо для установки кассеты ог |
|||||||
1 — патрубок; |
2 — ко |
непреградителя. |
|
|
|
опреде |
|||
нус; |
3 — коническое |
Давление |
срабатывания клапана |
||||||
тельного клапана: |
ляется |
предварительным |
натяжением пружи |
||||||
4 — сердечник; |
5 — |
||||||||
|
гильза. |
гильзы; |
ны командоаппарата, |
что |
позволяет |
осущест |
|||
сужение |
влять |
регулировку |
в |
пределах |
1000— |
||||
|
|
|
7000 мм вод. ст. Вакуум срабатывания опре |
||||||
|
|
|
деляется весом тарелки клапана. |
эксплуа |
|||||
Клапан ДКМ-150 примерзающий. Он |
рассчитан |
для |
тации на резервуарах высокого давления, которые характеризуют ся малой годовой оборачиваемостью и длительным хранением хо
лодного продукта. Малые дыхания при этом отсутствуют. В этих
условиях примерзание тарелок дыхательного клапана происходит
исключительно редко. Безопасная эксплуатация резервуаров обес печивается надежной работой предохранительного клапана. Это подтверждается многолетним опытом промышленной эксплуатации клапанов ДКМ-150.
В комплексе с дыхательным клапаном ДКМ-150 работает пре.-
дохранительный клапан K∏Γ-150, данные о котором приведены на стр. 140.
Техническая характеристика клапана ДКМ-150 приведена ниже:
Условный диаметр присоединительного патрубка, мм............................................. 150
Вакуум срабатывания, мм вод. ст. . . . 20—70 Давление срабатывания, мм вод. ст. . 1000—6300
136
Пропускная способность (по |
воздуху), |
|
м3/ч |
ст. . . |
350 |
при вакууме до 50 мм вод. |
||
при вакууме до 100 мм вод. |
ст. . . |
600 |
Вес «сухого» клапана с кассетой огне |
40 |
|
вого преградителя, кгс |
|
Как показал опыт эксплуатации типовых клапанов, переделан
ных на непримерзающие, использование их для резервуаров с теп лым продуктом нецелесообразно из-за малых зазоров между та
релками и стенками корпуса и значительного усложнения очистки от инея и льда. Эти недостатки реконструированных клапанов устранены в новой конструкции непримерзающего дыхательного
клапана КДН. В этом клапане облегчен доступ к затворам и внут ренним полостям для проведения осмотра и очистки от льда и
инея. Клапаны КДН изготовляются диаметром 250 мм (КДН-250)
и 350 мм (КДН-350), пропускная способность указанных клапа
нов составляет соответственно 500 и 900 м3/ч по воздуху.
Предохранительные резервуарные клапаны
В нашей стране выпускаются предохранительные клапаны двух
типов: ИКС для «атмосферных» резервуаров (давление и вакуум срабатывания — 20 мм вод. ст.) и K∏C (КПСА) для резервуаров, рассчитанных на давление до 200 мм вод. ст.
На рис. 11.20 показана конструкция предохранительного кла пана типа КПС. Основным элементом клапана является гидроза твор, образованный залитой на дно корпуса 3 рабочей жидкостью
(обычно соляровое масло) и колпаком 4. При завышении давления внутри резервуара жидкость гидрозатвора вытесняется из внут
реннего кольцевого пространства во внешнее. Когда уровень жид кости понизится до нижней зубчатой кромки колпака, парогазовая
смесь начнет прорываться во внешнее кольцевое пространство и через столб затворной жидкости барботировать в атмосферу. При вакууме в резервуаре жидкость гидрозатвора из наружного коль цевого пространства вытесняется во внутреннее и через столб жид кости наружный воздух будет поступать в резервуар. Чтобы гид
равлический предохранительный клапан не работал одновременно
с механическим, его устанавливают на повышенные давление и ва
куум. |
|
характеристикаКПС-150 КПС-200 |
гидравлическихКПС-250 КПС-350 |
||
Ниже приведена техническая |
|||||
предохранительных клапанов типа КПС: |
200 |
250 |
350 |
||
Условный диаметр прохода, мм |
100 |
150 |
|||
Пропускная способность (по |
кпс-іоо |
|
300 |
600 |
|
воздуху), м3/ч......................... |
50 |
100 |
200 |
||
Вес клапана, кгс......................... |
28,5 |
50,0 |
97,6 |
183 |
370 |
Вес масла в клапане, кгс. . . |
8 |
19 |
42 |
66 |
190 |
Всесоюзный научно-исс,ледовательский институт по сбо'РУ, ПОД готовке и транспорту нефти и нефтепродуктов (ВНИИСПТнефть)
137