Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смеси пропускная способность резко падает и для клапана ДК-250 составляет только 295 м3/ч. Следовательно, общая пропускная способность трех клапанов составляет 295 × 3 = 885 M3∕4. При закачке 1 м3 нефти из установки термохи­ мического обессоливания при температуре 60—65 oC выделяется из резервуара приблизительно 5 м3 газовоздушной смеси. Как уже подсчитано, реальная пропускная способность трех дыхательных клапанов ДК-250 составляет 885 м3, что обеспечивает закачку 885 : 5 = 177 м3/ч нефти. Потребная же производи­ тельность закачки нефти составляет 245 м3/ч.

Увеличения пропускной способности клапана можно добиться:

уменьшением давления или вакуума срабатывания;

снижением гидравлических потерь в корпусе клапана;

снижением потерь напора в клапанной щели.

Рис. 11.16. Дыхательный клапан КД:

/ — корпус; 2 — сетка; 3 — седло; 4 — регулирующий груз; 5 — тарелки; 6 — направляющие штоки.

Осуществить эти мероприятия на типовых дыхательных клапа­ нах практически не представляется возможным, так как умень­

шение давления или вакуума срабатывания приводит к увеличе­ нию потерь продукта от испарения; снижение гидравлических по­

терь в корпусе связано с увеличением размеров кассет в огнепре-

градителе, что резко увеличивает вес и габариты устройства; для снижения потерь напора в клапанной щели необходимо рекон­

струировать затворы, что невыполнимо в существующей конструк­

ции типового клапана.

Значительным недостатком типовых дыхательных клапанов яв­ ляется неработоспособность их в осенне-зимний период вследствие

примерзания тарелки к седлу. Известны разные способы борьбы с примерзанием, например обогрев дыхательной арматуры, приме­ нение гидравлических клапанов с гидрозатвором из незамерзаю­ щей жидкости взамен дыхательных и др. Однако эти способы не

нашли практического применения из-за сложности, громоздкости предлагаемой системы и по другим причинам.

В настоящее время задача создания работоспособного дыха­

тельного клапана, по-видимому, удачно решена институтом

9*

131

ВНИИТнефть за счет подбора материалов для получения непри­

мерзающей пары тарелка — седло. Материалы этой пары должны

обладать стойкостью к парам, хранящегося в резервуаре продукта, и достаточной прочностью в интервале температур от —50 до 60 °С. Сила смерзания этих материалов со льдом должна быть не­

значительной.

 

экспериментов,

выполненных

На основании большого числа

в стендовых и промышленных условиях,

ВНИИТнефть рекоменду­

 

 

 

ет в

качестве

покрытия

кон­

 

 

 

тактирующих поверхностей та­

 

 

 

релок и

 

седел

дыхательных

 

 

 

клапанов

использовать фторо­

 

 

 

пластовую

пленку

толщиной

 

 

 

0,2—0,3 мм. Для типовых кла­

 

 

 

панов были разработаны про­

 

 

 

екты их реконструкции на не­

 

 

 

примерзающие

клапаны в

ви­

 

 

а

де блоков

с условными

диа­

 

 

 

метрами прохода 150—250 мм.

 

 

 

Вместо

тарелок

дыхательного

 

 

 

клапана

 

 

устанавливается

 

 

 

блок: «тарелка—седло», при

 

 

 

этом

 

седло,

 

направляющая

 

 

 

втулка и шток выполнены из

 

 

 

фторопласта-4,

 

а

тарелка

 

 

 

обернута

 

фторопластовой

 

 

 

пленкой толщиной 0,2—0,3 мм.

 

 

 

В дальнейшем было пред­

 

 

 

ложено

заменить

сплошное

 

 

 

фторопластовое

седло метал­

 

 

 

лическим

кольцом,

покрытым

 

 

δ

 

 

а).

 

(рис.

Рис. 11.17. Схемы реконструированных

пленкой

из фторопласта

с

дыхательных клапанов:

11.17,

 

 

Это позволило

зна­

 

ниром.

чительно

сократить расход до­

а— фторопластовым седлом; б— с шар­

рогостоящего

материала,

сни­

зить

 

стоимость

изготовления

 

 

 

 

 

 

 

блока без

ухудшения действия

 

 

 

клапана.

 

 

 

 

 

При установке блоков на реконструируемых клапанах проход­

ное сечение

несколько уменьшается. C этой

целью предусматри­

вается уменьшение давления срабатывания клапана примерно на

3 мм вод. ст., чем сохраняется его пропускная способность.

Описанный вариант реконструкции дыхательных клапанов при­

меним только для «атмосферных» резервуаров (давление и вакуум срабатывания — 20 мм вод. ст.).

C увеличением веса тарелки интенсивность износа запорных де­

талей возрастает и использование блоков такой конструкции для

работы на давление 200 мм вод. ст. сокращает их долговечность

432


в 3—4 раза, что неприемлемо. Поэтому для реконструкции дыха­

тельных клапанов на давление до 200 мм вод. ст. институтом

ВНИИТнефть разработаны блоки бесштоковой конструкции (см.

рис. III.17, б), в которых направляющая пара «шток—втулка» за­ менена шарнирным креплением тарелки к седлу при помощи фто­

ропластовой пластины толщиной 0,5—1,2 мм.

Конструкция блоков проста, поэтому они могут изготовляться

непосредственно на предприятиях. Так поступило объединение «Башнефтехимзаводы»: на одном из нефтеперерабатывающих за­

водов было организовано изготовление блоков бесштоковой кон­ струкции для всех заводов объединения. Реализация этого меро­

приятия обеспечила сокращение потерь нефтепродуктов от ис­

парения. Экономический эффект в пересчете на

один реконст­

руированный дыхательный клапан составляет

150—200 руб.

в год.

 

Образующийся на внутренних поверхностях клапанов и патруб­ ков иней может значительно уменьшить проходное сечение арма­ туры, поэтому требуется периодическое его удаление. На основа­

нии накопленного опыта рекомендуется при наружной температу­

ре окружающего воздуха порядка

—30 oC проводить

периодиче­

ские осмотры через 7—10 дней,

при температуре

от —30 до

—45 0C — не реже чем через 3—4 дня.

 

Взамен типовых дыхательных клапанов, имеющих существен­ ные недостатки (см. стр. 130), ВНИИТнефть разработал новую

конструкцию мембранного клапана НДКМ с более высокой про­

пускной способностью. Эти клапаны предназначены для эксплуа­

тации на наиболее распространенных типах резервуаров: верти­

кальных стальных с допустимым избыточным давлением

200 мм вод. ст. и вакуумом 40 мм вод. ст. и железобетонных с до­

пустимым

избыточным давлением 200 мм вод. ст. и вакуумом

100 мм вод. ст.

На рис.

11.18 показана конструкция непримерзающего мембран­

ного дыхательного клапана. Клапан состоит из приемного патруб­

ка

1

с

седлом

2,

8тарелки

13

с

нижней мембраной

4,

зажатой меж­

 

 

 

9,

 

ду фланцами защитного кожуха

 

3

и

корпуса 5;

верхней

мембра­

ны 7 с

дисками

 

и грузом

 

закрепленной между фланцами кор­

пуса

5

и крышкой

10.

В крышке

10

имеется отверстие

16

 

для сооб­

щения надмембранной камеры с атмосферой. Диск

8

13и тарел­

ка

13

соединяются цепочками

14.

 

 

Для сообщения межмембранной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

преду­

камеры с газовым пространством резервуара в тарелке

 

смотрена импульсная трубка5

 

 

В подмембранной камере разме­

щен кольцевой

огнепреградитель6.

 

15

из плоской

и гофрированной

алюминиевых лент.

Корпус

 

имеет люк для осмотра,

закрываю­

щийся крышкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для обеспечения непримерзаемости по посадочной поверхности

тарелка и седло клапана имеют

 

покрытие из

 

фторопласта-4.

Уплотняющей поверхностью тарелки

является

нижняя

мембра­

на

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

133


Работа клапана состоит в том, что при образовании вакуума в газовом пространстве резервуара в межмембранной камере кла­ пана также создается вакуум. В тот момент, когда вес узла тарел­

ки 13 будет меньше усилия, получаемого от воздействия атмосфер­

ного давления на поверхность нижней мембраны и на выступаю­

щую за средний диаметр седла поверхность тарелки, тарелка при-

Рис. 11.18. Непримерзающий мембранный дыхательный клапан:

/ — приемный патрубок; 2 —седло; 3 — защитный кожух; 4 — нижняя мембрана; 5 — корпус;

6 — крышка люка; 7

— верхняя мембрана; 8 — диск;

9 — груз;

10 — крышка; //-пружина-

демпфер; 12— цепочки; 13 — тарелка; 14 — импульсная трубка;

15— кольцевой огнепрегради­

поднимается и

тель;

16 — отверстие.

пространство с атмосферой.

сообщает

газовое

C увеличением

расхода воздуха через клапан тарелка перемещает­

ся вверх до отказа. Верхняя мембрана в работе клапана на вакуум не участвует.

Если в резервуаре образуется давление, оно передается в меж­

мембранную камеру и прижимает тарелку с нижней мембраной к седлу, что улучшает герметичность затвора. В то же время дав­ ление действует на верхнюю мембрану с грузом, и при некотором его значении, определяемом весом груза и дисков, верхняя мем­ брана с диском перемещается вверх, натягивая цепочки.

При достижении расчетного давления усилие от воздействия

давления на верхнюю мембрану 7 уравновесится с суммой усилия

134

от воздействия давления на мембрану 4 и с суммарным весом та­

релки 13, диска 8 и груза 9, а при дальнейшем увеличении давле­ ния тарелка приподнимается.

C увеличением расхода через клапан сопротивление огнепре­

градителя возрастает и давление в межмембранной камере созда­ ет дополнительное усилие, способствующее подъему тарелки. Для устранения колебаний затворного устройства из-за резкого подъ­

ема тарелки и последующего падения давления в резервуаре на

верхней

мембране с

диском установлена пружина-демпфер

11.

Характеристика непримерзающих мембранных дыхательных

клапанов приведена ниже:НДКМ-150

НДКМ-200

ндкМ-250

НДКМ-350

Условный

диаметр присо­

 

 

 

 

 

единительного

патрубка,

150

200

250

 

350

мм........................................

 

Вакуум

срабатывания,

мм

 

 

 

 

 

вод. ст.

стальных

резервуа­

 

 

 

 

 

для

 

 

 

 

 

ров

типа PBC . . .

16—18

16—18

16—18

 

16—18

для

железобетонных

 

65—70

65—70

65—70

 

65—70

резервуаров ....

 

Пропускная способность,

 

 

 

 

 

 

м3/ч

стальных

резервуа­

 

 

 

 

 

для

 

 

 

 

 

ров

типаPBC . . .

500

900

1500

 

3000

для

железобетонных

 

 

 

 

 

 

резервуаров....

900

1300

2500

 

5000

Давление срабатывания,

мм

 

 

 

 

 

вод. ст............

150—160

 

150—160

150—160

 

150—160

Вес, кгс................

 

30

 

50

75

 

ПО

Μ. И. Курганский и др.

[22] сообщают некоторые сведения, ка­

сающиеся эксплуатации опытных образцов клапанов типа НДКМ.

Клапаны были установлены на стальных и железобетонных резер­

вуарах с сырой нефтью, содержащей до 5—6 объемн. % воды.

Температура окружающего воздуха понижалась до —43 0C. Опыт­

ная эксплуатация доказала работоспособность конструкции в са­

мых тяжелых условиях. Примерзания тарелок к седлам не про­

исходило.

В обзоре ВНИИОЭНГ [23] сообщается, что в Англии запатен­ тована конструкция дыхательного клапана, исключающего обрат­

ную диффузию паров нефтепродуктов в период заполнения резер­

вуаров. Клапан представляет собой (рис. 11.19) патрубок 1, в котором на крестовине неподвижно укреплен сердечник 4, заканчи­

вающийся вверху конусом 2. В патрубке 1 свободно перемещает­ ся гильза 5, имеющая вверху коническое сужение 3, соответствую­

щее углу наклона конуса 2. При небольших расходах паров про­ дуктов через патрубок 1 гильза 5 находится в нижнем положении и при этом между конусом 2 сердечника 4 и коническим суже­ нием 3 остается небольшой кольцевой зазор, через который выхо­

135


дят пары продукта. Благодаря этому обеспечивается высокая ско­ рость истечения паров нефтепродукта и тем самым предотвращает­

ся обратная диффузия в резервуары воздуха, могущего создать по­

жароопасную смесь с парами продукта. При увеличении расхода

паров продуктов, что возможно при значительном увеличении ско­

рости заполнения резервуара, гильза 5 поднимается, увеличивая кольцевой зазор и исключая чрезмерное увеличение перепада дав­

ления

в клапане

при сохранении

достаточно

большой

скорости

истечения паров продукта из клапана.

 

 

 

 

 

 

 

В литературе отсутствуют сведения об экс­

 

 

 

плуатации указанного дыхательного клапана,

 

 

 

однако принципы его действия и конструкция

 

 

 

оригинальны и заслуживают разработки. Оче­

 

 

 

видно, что в этой конструкции большое значе­

 

 

 

ние имеет форма деталей, их вес и материал,

 

 

 

из которого они изготовлены.

 

 

 

 

 

Мембранный дыхательный клапан ДКМ-150

 

 

 

имеет

управляющее устройство

(командоап-

 

 

 

парат), обеспечивающее открытие клапана

 

 

 

при достижении давления или вакуума в га­

 

 

 

зовом

пространстве

резервуара,

близкого к

Рис.

11.19.

Новая

предельно допустимому. На выходном патруб­

конструкция

дыха­

ке имеется гнездо для установки кассеты ог­

1 — патрубок;

2 — ко­

непреградителя.

 

 

 

опреде­

нус;

3 — коническое

Давление

срабатывания клапана

тельного клапана:

ляется

предварительным

натяжением пружи­

4 — сердечник;

5 —

 

гильза.

гильзы;

ны командоаппарата,

что

позволяет

осущест­

сужение

влять

регулировку

в

пределах

1000—

 

 

 

7000 мм вод. ст. Вакуум срабатывания опре­

 

 

 

деляется весом тарелки клапана.

эксплуа­

Клапан ДКМ-150 примерзающий. Он

рассчитан

для

тации на резервуарах высокого давления, которые характеризуют­ ся малой годовой оборачиваемостью и длительным хранением хо­

лодного продукта. Малые дыхания при этом отсутствуют. В этих

условиях примерзание тарелок дыхательного клапана происходит

исключительно редко. Безопасная эксплуатация резервуаров обес­ печивается надежной работой предохранительного клапана. Это подтверждается многолетним опытом промышленной эксплуатации клапанов ДКМ-150.

В комплексе с дыхательным клапаном ДКМ-150 работает пре.-

дохранительный клапан K∏Γ-150, данные о котором приведены на стр. 140.

Техническая характеристика клапана ДКМ-150 приведена ниже:

Условный диаметр присоединительного патрубка, мм............................................. 150

Вакуум срабатывания, мм вод. ст. . . . 20—70 Давление срабатывания, мм вод. ст. . 1000—6300

136


Пропускная способность (по

воздуху),

 

м3/ч

ст. . .

350

при вакууме до 50 мм вод.

при вакууме до 100 мм вод.

ст. . .

600

Вес «сухого» клапана с кассетой огне­

40

вого преградителя, кгс

 

Как показал опыт эксплуатации типовых клапанов, переделан­

ных на непримерзающие, использование их для резервуаров с теп­ лым продуктом нецелесообразно из-за малых зазоров между та­

релками и стенками корпуса и значительного усложнения очистки от инея и льда. Эти недостатки реконструированных клапанов устранены в новой конструкции непримерзающего дыхательного

клапана КДН. В этом клапане облегчен доступ к затворам и внут­ ренним полостям для проведения осмотра и очистки от льда и

инея. Клапаны КДН изготовляются диаметром 250 мм (КДН-250)

и 350 мм (КДН-350), пропускная способность указанных клапа­

нов составляет соответственно 500 и 900 м3/ч по воздуху.

Предохранительные резервуарные клапаны

В нашей стране выпускаются предохранительные клапаны двух

типов: ИКС для «атмосферных» резервуаров (давление и вакуум срабатывания — 20 мм вод. ст.) и K∏C (КПСА) для резервуаров, рассчитанных на давление до 200 мм вод. ст.

На рис. 11.20 показана конструкция предохранительного кла­ пана типа КПС. Основным элементом клапана является гидроза­ твор, образованный залитой на дно корпуса 3 рабочей жидкостью

(обычно соляровое масло) и колпаком 4. При завышении давления внутри резервуара жидкость гидрозатвора вытесняется из внут­

реннего кольцевого пространства во внешнее. Когда уровень жид­ кости понизится до нижней зубчатой кромки колпака, парогазовая

смесь начнет прорываться во внешнее кольцевое пространство и через столб затворной жидкости барботировать в атмосферу. При вакууме в резервуаре жидкость гидрозатвора из наружного коль­ цевого пространства вытесняется во внутреннее и через столб жид­ кости наружный воздух будет поступать в резервуар. Чтобы гид­

равлический предохранительный клапан не работал одновременно

с механическим, его устанавливают на повышенные давление и ва­

куум.

 

характеристикаКПС-150 КПС-200

гидравлическихКПС-250 КПС-350

Ниже приведена техническая

предохранительных клапанов типа КПС:

200

250

350

Условный диаметр прохода, мм

100

150

Пропускная способность (по

кпс-іоо

 

300

600

воздуху), м3/ч.........................

50

100

200

Вес клапана, кгс.........................

28,5

50,0

97,6

183

370

Вес масла в клапане, кгс. . .

8

19

42

66

190

Всесоюзный научно-исс,ледовательский институт по сбо'РУ, ПОД готовке и транспорту нефти и нефтепродуктов (ВНИИСПТнефть)

137