Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
на основании проведенных стендовых испытаний и изучения опыта эксплуатации этих клапанов отмечает следующие их недостатки:
малую пропускную способность из-за больших величин гидрав
лического сопротивления;
возможность конденсации в гидрозатворе клапана в зимнее время больших количеств воды при срабатывании клапана с по-
Рис. 11.20. Предохранительный клапан типа КПС:
/ — пробка сливной трубки; 2 — сливная трубка; 3 —корпус; 4 — колпак; 5 —труба; 6 — рас тяжка; 7— крышка; 8 — воронка; 9 — щуп.
следующим выходом его из строя (или снижении пропускной спо
собности) вследствие ее замерзания;
унос рабочей жидкости при длительной работе, в результате чего значительно снижается давление (вакуум) срабатывания;
сложность осмотра, очистки и регулировки клапана; большой вес и габариты клапана.
Установлено, что давление (вакуум) срабатывания предохра нительных клапанов отклоняется на 20% от номинальных значе
ний как вследствие колебания размеров в пределах допусков на
изготовление, так и за счет удельного веса жидкости гидрозатвора.
138
Указанные недостатки значительно снижают надежность рабо
ты типовых гидравлических предохранительных клапанов, а их
полное устранение без изменения конструкции невозможно.
ВНИИСПТнефть предложил более совершенные конструкции
предохранительных клапанов. В отличие от типовых предохрани
тельных клапанов, работающих на принципе барботажа, работа этих клапанов типа K∏ΓA и КПГ основана на принципе выброса
жидкости из гидрозатвора. Новые клапаны имеют встроенные кас
сеты |
огневых |
|
преградителей. |
Эти |
|
|
|
|
||||||||||
усовершенствования |
позволили уве |
|
|
|
|
|||||||||||||
личить |
|
пропускную |
способность, |
|
|
|
|
|||||||||||
уменьшить габариты |
и |
вес |
новых |
|
|
|
|
|||||||||||
клапанов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
На рис. 11.21 показана схема кла |
|
|
|
|
|||||||||||||
пана K∏ΓA, предназначенного |
для |
|
|
|
|
|||||||||||||
работы на избыточное |
давление и |
|
|
|
|
|||||||||||||
вакуум 30 мм вод. ст. |
Клапан |
|
со |
|
|
|
|
|||||||||||
стоит из |
сварного корпуса |
1 |
с коль |
|
|
|
|
|||||||||||
цевой чашкой для жидкости гидро |
|
|
|
|
||||||||||||||
затвора и присоединительным пат |
|
|
|
|
||||||||||||||
рубком колпака |
2, |
заливной |
ворон |
|
|
|
|
|||||||||||
ки |
5, |
встроенной |
кассеты |
огнепре |
|
|
|
|
||||||||||
градителя |
3, |
защитного |
колпака |
4, |
|
|
|
|
||||||||||
сливного |
|
отверстия |
7 |
и |
регулиро |
1 — корпус; 2 — колпак; 3 — огнепре |
||||||||||||
вочных винтов |
6. |
|
|
и |
вакуума |
5 — заливная |
воронка; |
6 — регули |
||||||||||
|
Значение давления |
градитель; |
4 — защитный колпак; |
|||||||||||||||
срабатывания |
|
|
ограничиваются |
|
ве |
|||||||||||||
|
|
|
ровочные |
винты; 7 — сливное отвер |
||||||||||||||
личиной |
взаимного |
перекрытия |
|
ha |
||||||||||||||
|
стие; |
5 —кольцевая |
чашечка. |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и /гв колпака относительно чашки.
При повышении давления в резервуаре уровень жидкости в коль
цевой чашке hB понижается, а уровень кольцевой чашки ∕ιa— по вышается. При возникновении вакуума в резервуаре уровень жид
кости в кольцевой чашке /гв повышается, а уровень в кольцевой
чашке ha-—понижается. При превышении предельно допустимого
значения вакуума в резервуаре и камере А жидкость из гидрозат вора выбрасывается через патрубок внутрь резервуара, а при по
вышении давления — в кольцевой зазор В. После срабатывания
клапана газовое пространство резервуара сообщается с атмосфе
рой через свободные газоходы и клапан работает как «сухой»,
обеспечивая большую пропускную способность. Например, про
пускная способность клапана марки K∏ΓA-250 составляет 500м3/ч
по воздуху, а клапана КПГА-350—1500 м3/ч. Предохранительные
клапаны КПГА работают в комплекте с дыхательными клапанами
КДН.
На рис. П.22 показана конструкция предохранительного гид
равлического клапана типа K∏Γ. Клапан состоит из нижнего
корпуса 8 с патрубком чашки 7 для размещения затворяющейся
жидкости, верхнего корпуса с патрубком 6, экрана 5, огнепрегра-
139
дителя 4, крышки 3 и трубки 2 для залива затворяющей жидкости.
Для различных соотношений давления и вакуума срабатывания
в конструкции предусмотрены сменные чашки трех размеров, поз
воляющие поддерживать давление
200/40, 120/25, 200/25 мм вод. ст.
Рис. 11.22. Предохранительный дыхатель ный клапан КП Г:
1 — регулирующие |
шпильки; |
2 — заливная |
|
трубка; |
3 — крышка; 4 — огнепреградитель; |
||
5 _ экран; |
6 — верхний корпус |
с патрубком; |
7 —чашка для размещения затворной жидко сти; 8 — нижний корпус с патрубком.
вакуум в соотношении 200/100
Принцип действия клапана состоит в том, что при повы
шении давления в резервуаре
и полости А жидкость из чаш
ки |
7 |
вытесняется |
|
в патрубок |
|||
6 |
и при достижении предельно |
||||||
допустимого |
давления |
выбра |
|||||
сывается на |
экран |
5, |
отража |
||||
ясь |
от которого |
скапливается |
|||||
в кольцевой |
полости |
корпуса |
|||||
8. |
|
При вакууме7 |
в резервуаре |
||||
|
|
|
|
|
|
|
жидкость вытесняется из пат
рубка в чашку и при сраба тывании гидрозатвора выбра сывается на стенки корпуса,
по которым стекает в кольце
вую полость В. И в этой кон струкции после срабатывания клапан работает как «сухой»,
обеспечивая более высокую
пропускную способность неже
ли типовые клапаны.
Предохранительные кла паны КПГ работают в комп лекте с непримерзающим ды
хательным клапаном НДКМ.
Опытная эксплуатация новых предохранительных клапанов пока зала их работоспособность.
Ниже приведена техническая характеристика предохранитель ных клапанов типа КПГ:
|
КПГ-150 |
K∏Γ-200 |
КПГ-250 |
КПГ-350 |
Давление срабатывания |
клапа |
200—120 |
200—120 |
2G0—120 |
на, мм вод. ст........................... |
200-120 |
|||
Вакуум срабатывания клапана, |
25—30 |
25—30 |
25—30 |
|
мм. вод. ст.............................. |
25-30 |
|||
|
35—40 |
35—40 |
35—40 |
35—40 |
|
90-100 90—100 |
90—100 |
90—100 |
|
Пропускная способность, м3/ч |
|
|
|
|
при вакууме 25—40 |
500 |
900 |
1500 |
2700 |
мм вод. ст........................... |
||||
при вакууме |
900 |
1300 |
2700 |
5000 |
100 мм вод. ст.................... |
140
Для герметизации резервуаров высокого давления (ДИСИ,
«Гибрид», каплевидные и др.) во ВНИИСПТнефть разработаны
дыхательные клапаны ДКМ-150 в комплекте 6 предохранительны
ми гидравлическими клапанами КПГ-150.
Об определении пропускной способности дыхательной арматуры и ее испытании
Безопасность эксплуатации резервуаров во многом зависит от правильного выбора марки и числа дыхательной арматуры. Несо блюдение указанных условий при выборе дыхательной арматуры является причиной частого срабатывания гидравлических пред
охранительных клапанов, а иногда и разрушения резервуаров.
Пропускная способность дыхательной арматуры, указанная в технической документации, принята для воздуха. Поскольку фи зические свойства газовоздушной среды, выделяющейся из резер
вуара, отличаются от воздуха, то соответственно отличаются гид равлическое сопротивление и пропускная способность предохрани
тельной арматуры, установленной на резервуаре. Техническая характеристика дыхательной арматуры определяется на основании стендовых испытаний, проводимых с использованием воздуха и при нормальной температуре, поэтому необходимо найти поправ
ки к этим параметрам при условии работы арматуры в реальных
условиях.
Предложено много методов для определения перехода от стен
довых показателей к показателям, характерным для реальных ус
ловий применения дыхательной аппаратуры. Некоторые из них
приводятся в обзоре ЦНИИТЭнефтехим [61] и в других источни
ках.
Одни из этих методов используются на практике, ценность дру
гих можно оспаривать. Однако на основании анализа^приводимых методов расчета и исследований можно сделать следующий вы
вод: для всех рассмотренных типов дыхательной арматуры, рабо
тающих с кассетными огневыми предохранителями, значение ко
эффициента пересчета не превышает 1,15, и, следовательно, про
пускная способность арматуры в условиях эксплуатации
уменьшается не более чем на 15% по сравнению с пропускной спо собностью ее для воздуха при нормальных условиях. !
Недостаточная герметичность дыхательной арматуры приводит к дополнительным потерям продукта от испарения. Поэтому каж дый дыхательный и предохранительный клапан перед установкой
на резервуар должен быть проверен на герметичность и соответст
вие начала открытия (срабатывания) клапана при заданном дав
лении и вакууме. В работе Г. В. Мамонтова [24] приводится под
робное описание способа проверки дыхательной арматуры.
141
ГЛАВА 6
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «АЗОТНОГО ДЫХАНИЯ» В ГИДРОЗАТВОРАХ
В нефтехимических производствах, применяющих или получа ющих пожаро- и взрывоопасные вещества, способные при контак
те с воздухом взаимодействовать с его кислородом, обычно пре
дусматривается схема азотного «дыхания». Эта схема одновре
менно выполняет функции предохранительного устройства от опасного повышения давления в аппаратах, при этом азот, пред варительно дросселированный до заданного давления, подается
в аппарат через гидрозатвор, оборудованный воздушной в атмо
сферу.
Технологическая схема защиты аппаратов от опасного повыше ния давления с применением азотного «дыхания» эффективна
только в тех случаях, когда она грамотно разработана и правиль
но эксплуатируется. В противном случае эта схема, несмотря на ее значение как предохранительного устройства, может служить причиной производственных аварий, в чем легко убедиться на при мере, описанном ниже.
На рис. II. 23, а показана технологическая схема узла приема
и дозировки исходных компонентов отделения приготовления ка
талитического комплекса стереорегулярной полимеризации диенов.
В мерники 1 и 2 подаются соответственно компоненты А и Б. В связи с тем, что эти компоненты при контакте с кислородом раз лагаются или воспламеняются, проектом предусмотрена схема азотного «дыхания». Азот, поступающий в отделение приготовле
ния |
каталитического комплекса, дросселируется |
до |
давления |
||||||
300 |
мм |
вод. |
ст. и подается в |
гидрозатворы |
3 |
и |
4, |
через |
которые |
|
|
vпопадает в мерники I и 2.
Впроцессе приема компонентов в мерники происходит выте снение азота в атмосферу через гидрозатворы, чем исключается
возможность создания в мерниках давления выше расчетного. На
личие на воздушке после гидрозатворов огнепреградителя предот
вращает загорание газов в аварийных случаях. При сливе компо нентов из мерника в реактор азотное «дыхание» предотвращает
образование в мерниках вакуума и поддерживает в них избыточ
ное давление, необходимое в данном случае при приготовлении
каталитического комплекса.
Мерники 1 и 2 спроектированы и изготовлены исходя из усло
вий их эксплуатации при атмосферном давлении.
Однажды ночью во время приема компонента А произошел
разрыв мерника 1, при этом оторвалось верхнее днище.
При расследовании аварии не удалось однозначно определить причины разрыва мерника. Тем не менее выявились явные дефек
ты в технологической схеме установки, которые при определенных
условиях могли послужить причиной аварии. Прежде всего это ка-
142