Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
а
δ
Рис. II.23. Технологическая схема приготовления каталитического комплекса
стереорегулярной полимеризации диенов:
ɑ — до аварии; б —после реконструкции; 1, 2 — мерники; 3, 4 — гидрозатворы.
сается наличия вентиля К, который практически сводит на нет весь смысл азотного «дыхания» и защиты аппаратов от опасного
повышения давления в них. Второй вероятной причиной разрыва
мерника могла быть сильная забивка воздушки и огнепреградите
ля после гидрозатворов. Действительно, компонент А постоянно содержит до 0,3% нерастворимых примесей, а азот — в небольших
количествах кислород и влагу. При взаимодействии компонента А с кислородом и водой, содержащихся в азоте, он разлагается с об
разованием нерастворимых в компоненте продуктов.
Предположение о забивке воздушки частично подтвердилось
при ревизии гидрозатворов: затворяющая жидкость (веретенное масло) содержала много нерастворимых примесей. Наличие осад
ка в стояке установить не удалось из-за специфических свойств компонента А. Объединение линий стравливания азота из гидроза
творов 3 и 4 в один стояк с одним огнепреградителем значительно
осложнило условия работы аппаратуры. При такой схеме возмо
жен переброс (переток) затворяющей жидкости из одного гидро затвора в другой, чем нарушаются гидростатические условия схе
мы.
Не исключена вероятность разрыва мерника при сливе компо нента в реактор. Из опроса обслуживающего персонала выясни лось, что гидростатический напор в мерниках с учетом противо
давления реактора не всегда обеспечивает слив компонентов с за
данной скоростью. Особенно это наблюдается в конце слива при
низком уровне компонентов в мерниках. В таких случаях аппарат
чики применяли подлавливание компонента азотом из трубопро вода до дроссельного устройства, что позволяла действующая схема. Из этого следует, что принятое в схеме после дросселиро
вания давление азота в 300 мм вод. ст. было явно недостаточно для обеспечения нормальных условий слива компонентов.
Вентиль Н, установленный на трубопроводе азота низкого дав ления (после дроссельного устройства), также потенциально сво
дит на нет принцип азотного «дыхания». Когда вентиль H нахо
дится в закрытом состоянии, подача азота в гидрозатворы и, сле
довательно, в мерники прекращается и компоненты могут контактироваться с воздухом.
На рис. |
11.26, |
б |
показана |
технологическая схема |
узла приема |
и дозировки |
компонентов отделения приготовления |
каталитиче |
ского комплекса после реконструкции.
Всхеме отсутствуют вентили К и Н; гидрозатворы 3 и 4 имеют отдельные воздушки; мерники 1 и 2 выполнены в виде аппаратов
срасчетным давлением 6 кгс/см2; давление азота после дроссель
ного устройства принято 0,2 кгс/см2.
Вдополнение к техническим мероприятиям предусмотрен стро гий порядок контроля за состоянием воздушен и огнепреградите-
лей, а также ревизии гидрозатворов. Состояние воздушен проверя ется при каждом заполнении мерников по манометрам, установ ленным на мерниках. При отсутствии забивки воздушен и
144
огнепреградителей давление в мерниках во время приема продук
тов не должно превышать установочного давления, принятого для
регулятора азота. Определена периодичность ревизии гидрозатво ров и огнепреградителей.
Продолжительная безаварийная эксплуатация реконструиро
ванного узла приема и дозировки компонентов каталитического
комплекса в сочетании с осуществленными организационными ме
роприятиями позволяет рекомендовать указанную технологиче
скую схему для внедрения.
НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ
Широкое применение оборудования, работающего под давле
нием, большие значения давления и вакуума, используемых в со
временных технологических процессах, требуют совершенствования и увеличения степени надежности средств защиты аппаратуры и
коммуникаций от опасностей, возникающих при нарушениях за
данных параметров'давлений.
Как всегда в случаях, связанных с разработкой мер защиты от возникновения аварийных ситуаций, представляется необходимым установление и уточнение нормативных данных, характеризующих
допустимые границы параметров, определяющих безопасность про цесса. И в данном случае требуется уточнить и привести в систему
нормативы, характеризующие давление в разных аспектах его при
менения, начав с унификации многочисленных модификаций опре
деления термина давления, применяемых как в нормативных до
кументах, так и в технической литературе.
Опасное повышение давления в оборудовании может вызы
ваться неудачной конструкцией аппаратов и коммуникаций, не
правильной их компоновкой, ошибочным подбором параметров
тепла и холода, недостатками в водоснабжении, непринятием мер
против образования полимеров и смол, препятствующих прохож дению технологических потоков, и многими другими причинами
технологического характера. Их предотвращение легче всего ре
шается и должно осуществляться на стадии проектирования.
Устройствами, обеспечивающими безопасность оборудования,
работающего при повышенных давлениях среды, где превышение
давления сверх допустимого может вызвать разрушение аппара туры и коммуникаций или недопустимое нарушение технологиче
ского процесса, являются предохранительные клапаны и разрыв
ные предохранительные мембраны. В отношении предохранитель
ных клапанов Госгортехнадзор СССР в «Правилах устройства и
безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» определяет область их применения, правила установки и обслу
живания, а также область допустимых давлений и их градации.
Порядок применения мембран регламентируется пока еще ведом
ственными нормативными документами.
10—659 |
145 |
К предохранительным клапанам предъявляются следующие основные требования:
клапан должен безотказно срабатывать при достижении в сис теме заданного предельного давления;
воткрытом состоянии пропускать рабочую среду в таких коли
чествах, чтобы давление в системе достигало рабочего и не могло
больше повышаться;
при снижении давления в системе до величины меньшей рабо
чего давления клапан должен закрываться;
взакрытом состоянии затвор клапана должен сохранять пол ную герметичность.
Эксплуатация имеющихся конструкций предохранительных
клапанов показывает, что указанные выше основные требования
не всегда выполняются в степени, удовлетворяющей промышлен ность, и нужны новые разработки в этом направлении.
Существенное значение имеет определение числа клапанов,
устанавливаемых на оборудовании. Поскольку почти все конструк ции клапанов в процессе эксплуатации теряют герметичность и,
следовательно, загазовывают окружающее пространство, жела тельно уменьшение их числа. C другой стороны, увеличение числа
клапанов повышает степень надежности их защитного действия.
Известное значение для защиты оборудования имеет также разме
щение клапанов. Желательно найти как общие, так и локальные оптимальные решения, устраняющие эти противоречия.
Большое значение для решения ряда вопросов, связанных с уменьшением потерь продукта и загазованности территории, име
ют так называемые контрольные предохранительные клапаны. Они сбрасывают продукт в закрытую или факельную систему и их ус тановочное давление принимается на 5%, но не менее чем на
1 кгс/см2 ниже расчетного (рабочего). Это значительно снижает общие выбросы в атмосферу.
Система контрольных клапанов возникла первоначально в неф теперерабатывающей промышленности и определена «Рекоменда циями по установке предохранительных клапанов РПК—66», ут
вержденными Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехи мической промышленности и согласованными с Госгортехнадзором
СССР. В данное время эта система применяется и другими мини стерствами и ведомствами. Рекомендации РПК—66 требуют вне сения некоторых коррективов, относящихся к комбинированному
действию предохранительных клапанов и мембран.
Все более широкое использование в технологических процес сах высоких давлений и, в частности, применение высоконапорных
центробежных насосов, увеличение скоростей жидкостных и газо
вых потоков повышает требования к надежной работе обратных
клапанов. Расширяющееся применение жидких сред, содержащих
твердые включения или способных к побочным реакциям полиме ризации, нарушают действие обратных клапанов, поэтому необхо
димы новые разработки этих защитных устройств. В значительной
146
мере это относится и к скоростным клапанам, число типов и конст
рукций которых недостаточно для обеспечения разнообразных ус
ловий производства.
Относительно новым и в то же время актуальным является
применение в качестве средств защиты от превышения допустимо
го давления защитных предохранительных мембран. Мембраны
лишены недостатков, свойственных предохранительным клапанам,
таких, как большая инерционность, особенно ощутимая в процес
сах, протекающих с взрывной скоростью, нежелательная чувстви
тельность к некоторым средам, нарушение герметичности после
срабатывания и др. Поэтому мембраны приобретают все большее и большее распространение в промышленности. Однако вряд ли будет правильным противопоставлять мембраны предохранитель
ным клапанам; есть основания предполагать, что их совместное применение в различных комбинациях позволит найти наибо
лее эффективную защиту аппаратуры, работающей под давлени
ем.
Недостатком . мембран является необходимость замены тела мембраны после каждого срабатывания и условность расчета раз рушающего давления: расчетным путем можно ориентировочно определить лишь усредненную величину разрушающего давления.
Если первый недостаток трудно или вообще не устраним, то мето ды расчета разрушающего давления могут и должны быть усовер шенствованы до степени, допускающей возможность их практиче
ского применения. Используемые в данное время эксперименталь
ные методы определения разрушающего давления для конкретной изготовленной партии мембран также нуждаются в усовершенст
вовании и унификации.
Предложено большое число типов конструкций мембран и ви дов материалов для их изготовления, что совершенно не оправда
но. В то же время нет четких критериев, определяющих целесооб разность применения тех или иных типов мембран и видов мате
риалов для конкретных производственных условий. По-видимому,
еще мал опыт их применения и сегодня сделать это затруднитель
но. Но задача четкой классификации мембран и определения ус ловий их использования должна быть поставлена и решена воз
можно быстрее, так как от этого зависит расширение их внедрения в промышленность.
Широкое применение мембран сдерживается недостаточной
разработкой теоретических и практических вопросов их изготовле
ния и применения, плохой информацией о существующих разра ботках и особенно отсутствием промышленного производства мем бран. Нужно, чтобы ряд отдельных технологических и проектных институтов занялся этим вопросом применительно к требованиям своей отрасли, была расширена система информации и обмена опытом и чтобы в министерствах и ведомствах были определены
предприятия, могущие квалифицированно обслуживать мембрана
ми свои предприятия с учетом их специфики.
10* |
147 |
Условия конструирования, изготовления и эксплуатации предо
хранительных клапанов, как уже указывалось, определены «Пра
вилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работаю
щих под давлением», утвержденными Госгортехнадзором СССР,
но в этом руководящем документе вопросы, относящиеся к мем
бранам, определены весьма сжато и неполно. Официальным нор
мативным документом, относящимся к мембранам, является толь ко ведомственный «Руководящий технический материал РТМ»,
утвержденный Министерством химической промышленности и со гласованный с Госгортехнадзором СССР. Желательно, чтобы
Госгортехнадзор СССР регламентировал требования, относящиеся к мембранам, с такой же жесткостью и четкостью, как это сделано
в отношении предохранительных клапанов. Это тем более необхо димо, поскольку мембраны найдут широкое применение в про мышленности и ведомственные нормативы будут недостаточны.
Величина потерь легковоспламеняющихся жидкостей в боль
шой мере зависит от правильного подбора и исправного действия
дыхательной арматуры и предохранительных резервуарных кла панов. Малая их пропускная способность, могущая в отдельных
случаях снижать производительность технологических установок, примерзание тарелок к седлу и несовершенные способы устране
ния этого опасного явления, большой вес и габарит устройств и другие недостатки требуют дальнейшего инженерного поиска, на правленного на усовершенствование этой арматуры.
РАЗДЕЛ III
ФАКЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Факельные системы нефтеперерабатывающих и нефтехимиче ских предприятий предназначены для улавливания технологиче ских выбросов пожаро- и взрывоопасных, а также токсичных га зов и паров. Факельные системы уменьшают загрязнение атмосфе
ры промышленных предприятий и окружающей их территории вредными, пожаро- и взрывоопасными выделениями производст
ва и в ряде случаев позволяют уменьшить потери сырья и эко
номить топливный газ.
В факельные системы сбрасывают углеводородные газы при аварийных ситуациях на технологических установках, от контроль ных предохранительных клапанов, установленных на технологиче
ских аппаратах и резервуарах со сжиженными газами, и в других
случаях. Следовательно, безопасность эксплуатации технологиче
ских установок, цехов и производства в целом в известной степе ни зависит от состояния соответствующих факельных систем. В то
же время и сами по себе факельные системы представляют боль шую потенциальную опасность возникновения на них аварий, не
жели технологическое оборудование.
Между тем до настоящего времени не разработаны норматив
ные материалы по проектированию, монтажу и эксплуатации фа
кельных систем. «Временное положение для проектирования сбро
са горючих газов на факельные установки от технологических
■установок, аппаратуры заводов синтетического спирта и синтетиче ского каучука», утвержденное Главкаучуком в 1967 г., имеет ог
раниченное назначение и не может быть рекомендовано для неф
техимической и нефтеперерабатывающей промышленности в
целом.
В последние годы Всесоюзным научно-исследовательским про ектным институтом нефтеперерабатывающей промышленности
(ВНИИПИнефть) проведена работа по обследованию факельных
систем некоторых нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того,
было опрошено двадцать один нефтеперерабатывающий и нефте
химический завод и ряд институтов с целью выявления существу
ющего положения на факельных системах. В результате этого оп
роса было установлено, что каждый завод решает вопросы строи
тельства факельных систем по собственной инициативе, зачастую
без достаточного инженерного обоснования, i
На Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе установки АВТ, термического крекинга, деасфальтизации, коксования и ка
149,