Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
случае нормативных требований, запрещающих применение свар
ных трубопроводов из нержавеющей стали для паропроводов, экс
плуатируемых при температурах 700—800°С.
Между тем достаточно было проявить инициативу, и эта проб
лема решилась положительно.
Госгортехнадзор СССР дополнительно разъяснил, что бесшов
ные трубы из стали Х18Н10Т диаметром до 300 мм включительно
разрешается применять для пара температурой до 800°С и давле
нием до 3 кгс/см2. При диаметре трубопровода более 300 мм могут
применяться сварные трубы при условии:
100%-ной проверки качества сварных соединений; изготовления трубопроводов организациями, имеющими опыт
сварки легированной стали;
разработки специализированной организацией и утверждения
в установленном порядке инструкции по эксплуатации трубопро
вода, предусматривающей организацию систематического контро ля за металлом труб.
Применение сварных труб при выполнении требований Госгор
технадзора, относящимися к качеству их сварки, позволило реали
зовать рациональные технологические схемы и улучшить условия
эксплуатации пароперегревательных печей в цехе разложения ди
метилдиоксана.
Как следует из приведенного примера, печные трубы являются
самым уязвимым звеном в конструкциях огневых печей. Важней
шими дефектами печных труб и причинами их появления, которые
могут привести к разрушению, являются: увеличение внутреннего
диаметра и, как следствие этого, уменьшение толщины стенки (износ трубы) ; увеличение наружного диаметра (отдулины) ; деформация труб из-за обрыва подвесок; наружное обгорание;
прогары.
В отдельных случаях за счет усовершенствования конструкции
крепления змеевиков удается повысить безаварийность эксплуа
тации технологических печей. Это можно видеть на примере па роперегревательных печей в производстве изопрена.
По первоначальному проекту пароперегревательная печь со
стояла из шести самостоятельных вертикальных змеевиков (сек ций). Коллектор каждой секции подвешивался на якоре, подвеска которого крепилась к металлоконструкциям свода печи. Вследст вие переменного режима работы печи конструкции крепления
труб пароперегревательных змеевиков деформировались, из-за че
го трубы приближались к пламени горелок и прогорали. _>
Впоследствии осуществили частичную реконструкцию узла креп
ления пароперегревательных секций, сущность которой заключает ся в том, что под якорями смонтировали опорный коллектор с по
дачей в него водяного пара. На входе водяного пара в коллектор
установлен регулирующий клапан, который обеспечивает выдер
живание необходимой постоянной температуры пара в коллекто
ре.
20
Внедрение указанного мероприятия значительно повысило на дежность и безопасность эксплуатации пароперегревательных пе
чей.
В отечественной и иностранной технической литературе проек тирование и эксплуатация огневых технологических печей осве
щены довольно полно. Остается только пожелать, чтобы положи
тельные рекомендации, содержащиеся в них, шире внедрялись в
производство.
Условия безопасной эксплуатации насосно-компрессорного оборудования
Насосы и компрессоры в условиях пожаро- и взрывоопасных
производств представляют значительную потенциальную опас ность взрывов и пожаров. В особенности эта опасность возникает
при эксплуатации поршневых компрессоров и плунжерных насо сов.
Выбор конструкции и определение параметров работы компрес
соров должны производиться с учетом конкретных условий веде
ния технологического процесса и свойств продуктов, подлежащих компримированию.
Когда возникает необходимость приспособить компрессор для
работы в новых условиях, необходимо осуществить дополнитель ные меры по обеспечению безопасной эксплуатации. В частности, в новых условиях возможны перегрев компримируемых продуктов или повышенная конденсация углеводородов в цилиндрах комп
рессора и, как следствие этого, гидравлические удары и разру
шение компрессора. Такие отклонения от проектных параметров особенно опасны в случае отсутствия надежной системы сигна лизации и автоматической блокировки. В подтверждение этого
рассмотрим несколько аварий.
Процесс полимеризации изобутилена в производстве бутилка
учука и полиизобутилена проводится при температуре около
— 100oC. В составе рассматриваемого производства имелось холо дильное отделение получения холода и компримирования этилена
двухступенчатыми компрессорами фирмы «Борзиг» и трехступен
чатыми компрессорами марки 3.45 МА.
Для вымораживания влаги и снижения температуры этиленсырец перед компримированием проходит последовательно через два холодильника, охлаждаемые соответственно этиленом и жид
ким |
аммиаком. Рециркулирующий |
этилен |
из |
газгольдера пе |
||
ред |
компримированием охлаждается в аммиачном |
холодильни |
||||
ке. |
Для понижения температуры |
этилена |
после |
I и |
II ступеней |
сжатия компрессора 3,45 M установлены два холодильника, ох лаждаемые водой, и два холодильника, охлаждаемые за счет ис парения аммиака. Система охлаждения газа рассчитана на про изводительность 2500 м3/ч (по этилену).
21
Накануне аварии производство полиизобутилена остановили
на ремонт, при этом необходимо было испытать этиленовую систе
му на рабочее давление. По регламенту испытание проводится азо
том. В связи с недостатком азота требуемого давления было при
нято решение компримировать азот двухступенчатым компрессо
ром фирмы «Борзиг», предназначенным для предварительного
компримирования этилена.
Азот из газгольдера под давлением 200 мм вод. ст. и из обще
заводской сети под давлением около 3 кгс/см2 поступал на прием
I ступени компрессора. После I и II ступеней компрессора азот
проходил через межступенчатые маслоотделители и холодильники,
охлаждаемые водой.
В связи с производством в |
цехе ремонтных работ, связанных |
с применением электросварки, |
жидкий аммиак в промежуточные |
холодильники не подавался.
Температуру и давление азота по ступеням замеряли соответст
венно ртутными термометрами и манометрами.
После исчерпания запаса азота в газгольдере его отключили, и
подача азота на компрессор производилась от заводской сети по
шлангу диаметром 20 мм. Спустя примерно 20 мин после этого
переключения в нагнетательном трубопроводе компрессоров про
изошел взрыв, вызвавший разрушение двух компрессоров и груп
повой несчастный случай.
Непосредственной причиной взрыва газомасляной среды в наг
нетательном трубопроводе и компрессорах явилось нарушение дей
ствия системы охлаждения, в связи с чем температура в системе возросла выше допустимых пределов. Взорвавшейся средой яви лась газовоздушная масляная смесь, в которой содержание кисло
рода достигло, по данным анализа, 16—20 объемн.%. Весьма воз
можно, что при питании компрессора азотом по шлангу диаметром
20 мм (после отключения газгольдера) происходил подсос возду ха, так как пропускная способность шланга несоразмерно мала по
сравнению с производительностью компрессора. Однако первопри
чина аварии заключается в том, что этиленовый компрессор «Бор
зиг» и связанные с ним аппараты и коммуникации были переведе ны для эксплуатации на азоте без выполнения необходимых до
полнительных мероприятий, гарантирующих безопасность работы системы в новом режиме. В частности, не было компенсировано
выключение из системы межступенчатых холодильников, охлажда
емых аммиаком. Кроме того, этиленовые компрессоры «Борзиг»
не имели систем аварийной сигнализации и автоматической бло
кировки, обеспечивающих автоматическое отключение компрессо
ра при завышении температуры в нагнетательном трубопроводе.
Примерно таковы же причины аварии, происшедшей в ком
прессорной станции на одном газобензиновом заводе.
Компрессорная станция факельного хозяйства (рис. 1.6) была
предназначена для сбора, компримирования и подачи на перера ботку сбросных углеводородных газов, поступающих в факельные
22
трубопроводы. Для этой цели были установлены два газомотор
ных компрессора 10 ГК.Н 4/1-55, укомплектованные пятью ком
прессорными цилиндрами: два цилиндра I ступени, один цилиндр II ступени, один цилиндр III ступени и один цилиндр IV ступени сжатия. Компрессорная станция факельного хозяйства представ
ляет собой пристройку к существующей дожимной компрессорной станции. В связи с тем, что строительство объектов факельного
хозяйства не было закончено, компрессорную станцию факельного-
×⅜. |
> |
Ч. |
|
|
|
|
Icm |
Нет |
Шет |
Шет |
|
|
|
|
Компрессор 10ГКН |
⅛ 1~55 |
- I |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. 1-6. Принципиальная технологическая схема компрессорной установки: |
||||||
E-I, E-З, Е-5, E-I—маслоотделители; Т-1, Т-2, |
Т-3 — холодильники; Е-2, |
Е-4, £-5 — сепара |
||||
торы; 1 — задвижка на приемном трубопроводе; |
2 — задвижка |
на |
свече; |
3 — обратный кла |
||
пан; |
4 — задвижка на нагнетательном |
трубопроводе |
IV |
ступени |
сжатия. |
хозяйства временно использовали для компримирования попутно-
го газа с последующей подачей его на переработку. Компрессорная станция работала по следующей схеме. Попут
ный газ после блока сероочистки через регулирующие заслонки
с давлением до 1 кгс/см2 поступал на сепараторы, где происходило
отделение влаги и механических примесей. Затем газ редуцировал |
|||
ся до давления 0,1—0,3 кгс/см2. Через приемную |
задвижку |
I |
газ |
поступал на прием первой ступени компрессора |
(см. рис. |
|
1.6). |
После I ступени сжатия газ с давлением до 3 кгс/см2 и температу |
|||
рой 610C поступал в маслоотделитель Е-1, в котором от газа от |
|||
делялось масло, а далее — в холодильнике T-I газ |
охлаждался до |
35 0C. В сепараторе Е-2 газ освобождался от конденсата, после че |
||
го он подавался на прием II ступени. Аналогичная схема имелась |
||
на II и III ступенях сжатия. После4IV ступени газ с давлением |
||
54 кгс/см2 и температурой |
70 oC проходил маслоотделитель Е-7,. |
|
после чего поступал через задвижку |
в коллектор нагнетания ос |
|
новного компрессорного цеха (в маслоотделитель MO-1) и далее |
||
на установку переработки. |
Питание |
двигателей компрессоров |
23
10 ГКН 4/1-55 природным газом осуществлялось из общей сети.
После III ступени сжатия был подсоединен трубопровод для про дувки компрессора с выбросом газов на свечу. На трубопроводе
после IV ступени сжатия установлен обратный клапан 3 для пре дотвращения попадания газа с основной компрессорной станции.
Один компрессор факельного хозяйства был остановлен вслед ствие появления стука во втором цилиндре I ступени сжатия. Пос ле кратковременного ремонта компрессор включили на холостой ход, при этом через 2—3 мин работы вновь обнаружили стук в
этом же цилиндре. Компрессор аварийно остановили.
Механик установки при пуске компрессора на холостом ходу
стука в цилиндре не обнаружил, поэтому он распорядился подать сырье на компрессор. Однако уже при частичном открытии за
движки на приеме сырья по истечении 1—2 мин вновь появился стук в цилиндре.
По указанию механика машинист начал медленно закрывать кран на подаче природного газа на двигатель компрессора и в это мгновение за стеной компрессорной, на площадке коллекторов,
произошел взрыв с последующим выбросом пламени в сторону компрессорной. Находившиеся там механик и машинист получили
ожоги.
При осмотре места аварии обнаружено:
нагнетательный трубопровод IV ступени сжатия на участке от
обратного клапана до задвижки длиной 2,5 м, диаметром 89×4 мм оказался разорванным полностью и отдельные его куски были об
наружены на расстоянии до 250 м от места аварии;
задвижка нагнетательного трубопровода Ду-80 мм под давле нием py=64 кгс/см2 была разорвана на две части. Одна часть за движки находилась в 10 м, а отдельные части штурвала найдены
на расстоянии 40 м от места аварии; верхняя крышка обратного клапана 3 отброшена на 35—400 м.
Поворотного «языка» обратного клапана не обнаружено; задвижка 2 на трубопроводе, ведущем к свече сброса газа с
приема IV ступени сжатия, находилась в исправном состоянии и
была закрыта не полностью.
Основной причиной аварии является несовершенная схема об вязки приемных и выкидных трубопроводов компрессора, не ис
ключающая возможность засасывания воздуха в IV ступень сжа
тия через продувочную свечу при пуске компрессора.
При пуске компрессора машинист не полностью закрыл за
движку на продувочной свече, вследствие чего воздух попал в вы
кидной трубопровод компрессора и смешался с компримирован
ным газом системы. Работа IV ступени компрессора при степени сжатия 40 при пуске вызывает значительное повышение темпера
туры компримированного воздуха в выкидном трубопроводе
(300°С и выше). Такая температура воздуха в трубопроводе со
храняется в течение 1—3 мин до момента поступления комприми
рованного газа из I—III ступеней компрессора. При работе ком-
24