Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
При освоении процесса разложения диметилдиоксана вследст вие конструктивных недостатков смонтированных теплообменни
ков наблюдались следующие нарушения:
парогазовая смесь (шихта) из трубного пространства попада
ла в межтрубное пространство теплообменника 2, в результате че го контактный газ разбавлялся шихтой, что недопустимо по техно
логическому регламенту;
горячая парогазовая смесь из трубного пространства попадала
в межтрубное пространство теплообменника 3, где загоралась при
взаимодействии с дымовыми газами (температура 600 αC!).
Рис. Î.8. Принципиальная технологическая схема каталитического разло жения диметилдиоксана:
/ — испаритель; 2, 3 — теплообменники с плавающей головкой; 4 — реактор; 5 —топка.
Для повышения герметичности внутреннего устройства тепло обменников с плавающей головкой вынуждены были, как времен
ное мероприятие, установить пластинку между фланцами трубно
го пучка и корпуса теплообменника и приварить ее к фланцам.
При очередном ремонте аппаратов пластинку срезали, а потом сно
ва устанавливали. В дальнейшем аппараты 2 и 3 были заменены теплообменниками с волнистыми компенсаторами, тем самым ис
ключили нарушения технологического процесса и возможность по
жаров и взрывов вследствие негерметичности внутренних уст
ройств теплообменных аппаратов.
Известны два способа поглощения разности температурных уд
линений в теплообменниках путем применения компенсаторов: ус
тановка компенсаторов внутри аппарата и установка компенсато ров на кожухе теплообменника.
Установка волнистых компенсаторов внутри теплообменных ап
паратов позволяет поглотить разность температурных удлинений
кожуха и трубного пучка при надежном разъединении сред и в
30
случае необходимости беспрепятственно проводить ремонт и чист
ку труб.
Схемы установки волнистых компенсаторов на теплообменных
аппаратах приведены на рис. 1.9.
Компенсатор, установленный внутри аппарата на плавающей
головке (см. рис. 1.9, а), герметично разделяет потоки сред, про ходящих в межтрубном пространстве и по трубам. Если кожух
нагревается больше, чем трубный пучок, то компенсатор удлиня
ется; если трубы нагреваются больше, чем кожух, то компенсатор
сжимается.
Рис. 1.9. Схема установки волнистых компенсаторов на теплообменных аппара тах:
а — на плавающей головке; б — на кожухе.
Давление сред, проходящих в межтрубном пространстве и в трубах, бывает различным. Поэтому компенсатор, установленный
внутри аппарата, может работать при внутреннем или наружном
избыточном давлении среды. Когда давление среды в трубах боль
ше давления среды в межтрубном пространстве, возможно исполь зование обычных конструкций осевых трубопроводных компенсато ров для давлений py=10, 25 и 64 кгс/см2.
Компенсатор, установленный на кожухе аппарата (см. рис.
1.9, б) сжимается, если температура кожуха больше температуры
труб.
ВНИИнефтемаш [7]-разработал конструкцию компенсатора ти
па KBTB Ду=250 мм для работы внутри аппарата в условиях на
ружного избыточного давления до 20 кгс/см2 при температурах до
550 °С.
Компенсатор состоит из гибкого элемента, соединенного свар кой с патрубками. Профиль волн Q-образный, что способствует
равномерности работы, а также повышает прочность конструкции.
31
Компенсирующая способность четырехволнового компенсатора со ставляет 24 мм (сжатие и растяжение до 12 мм). Его усталостная
прочность не менее 5000 циклов.
В зависимости от материала деталей и их термообработки ком
пенсатор KBTB пригоден для работы в неагрессивных и агрессив ных средах.
Для компенсации температурных линейных изменений длины кожуха теплообменного аппарата ВНИИнефтемашем разработа ны компенсаторы типа КВОТ для Ду = 600, 800, 1000, 1200 и 1400
на Py= 16 кгс/см2, устанавливаемые на кожух аппарата. Компен сатор КВОТ имеет одну волну Ω-o6pa3Horo профиля, усиленную по
бокам кольцами. Компенсирующая способность КВОТ для Ду =
=600—1400 мм находится в пределах 30 (±15) мм.
Впроизводственной практике известны многочисленные аварии,
связанные с деформацией трубопроводов вследствие неправиль ной компенсации тепловых линейных изменений.
Всвязи с интенсификацией технологических процессов и уже
сточением условий их осуществления требования к поглощению тепловых линейных изменений в трубопроводах возрастают. Для компенсации их тепловых линейных изменений применяются П-об- разные, линзовые и волнистые компенсаторы.
До недавнего времени применялись в основном П-образные компенсаторы. Эти компенсаторы наиболее металлоемки и имеют
сравнительно большие размеры. Замена П-образных компенсато
ров линзовыми и волнистыми сокращает протяженность промыш
ленных трубопроводов на 20—25%, уменьшает гидравлические по
тери, сокращает расход теплоизоляционных материалов, уменьша ет теплопотери и др. Эти преимущества, а также достаточные
диапазоны компенсации и устойчивость к высоким температурам
делают линзовые и волнистые компенсаторы незаменимыми в со
временных промышленных трубопроводах.
Линзовые компенсаторы из углеродистой стали изготовляются
по нормалям машиностроения МН. 2894-62—МН.2908-62 следую щих типов: однолинзовые, двухлинзовые, четырехлинзовые, а так
же сдвоенные. В зависимости от условий эксплуатации применяют
линзовые компенсаторы со стаканом и без стакана. '
В табл. 1.3 приведена характеристика линзовых компенсаторов.
Из табл. 1.3 следует, что линзовые компенсаторы из угле
родистой стали изготовляются диаметром от 100 до 2400 мм для
давления py=0,2; 2,5; 4,0 |
и 6,0 кгс/см2. Компенсаторы для |
||
Py = 6 кгс/см2 допускается |
применять |
также |
при рраб, равном |
7 кгс/см2, и температуре до 200 0C. Указанные в |
таблице значения |
||
полной компенсирующей способности |
относятся |
к трубопроводам |
с температурой среды не более 100oC. При более высокой темпе ратуре эта величина должна быть уменьшена:
при температуре до 2000C — на 5%;
при температуре свыше 200 до 300 0C — на 10%;
при температуре свыше 300 до 450 0C—на 15%;
32
Таблица І.З. Характеристика линзовых компенсаторов
Полная компенсирующая способность одной линзы (в мм) при
Условный |
давлении условном (в kγc∕cm≡) |
|
||
диаметр, мм |
|
|
|
|
0,2 |
1,0 |
2,5 |
4,0 |
6,0 |
100 |
48,0 |
48,0 |
125 |
49,0 |
49,0 |
150 |
51,0 |
51,0 |
175 |
|
|
|
50,0 |
49,0 |
200
250 |
44,0 |
43,0 |
300 |
42,0 |
41,0 |
350 |
49,0 |
39,0 |
400 |
57,0 |
46,0 |
450 |
55,0 |
45,0 |
500 |
54,0 |
44,0 |
600 |
52,0 |
42,0 |
700 |
51,0 |
41,0 |
|
|
|
800 |
|
— |
900 |
42,0 |
|
1000 |
|
|
|
41,0 |
40,0 |
1100 |
|
|
15,0 |
15 |
|
|
|
9,5 |
16,0 |
16 |
|
|
14,0 |
|
114,0 |
15,0 |
|
|
|
|
|
|
9,0 |
|
14,0 |
|
16,0 |
|
8,5 |
|
13,5 |
|
15,0 |
13,0 |
8,0 |
14,0 |
12,5 |
|
13,5 |
12,0 |
7,5 |
' — |
— |
— |
|
|
|
12,5 |
— |
— |
|
|
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
3—659
Продолжение табл. 1.3
Полная компенсирующая способность одной линзы (в мм) при
Условный |
|
давлении условном (в кгс/см2) |
|
||
диаметр, мм |
|
ɪ,o |
|
|
|
|
0,2 |
2,5 |
4,0 |
6.0 |
|
1200 |
40,0 |
39,0 |
— |
— |
— |
1400 |
39,0 |
— |
— |
— |
- |
1500 |
|
— |
— |
— |
— |
|
38,0 |
|
|
|
|
1600 |
|
— |
— |
— |
— |
1800 |
37,0 |
— |
— |
— |
— |
2000 |
36,0 |
— |
— |
— |
— |
2200 |
34,0 |
— |
— |
— |
— |
2400 |
32,0 |
— |
— |
— |
— |
Для давлений в трубопроводах py=2,5 кгс/см2 и условных про
ходов от Ду= 100 |
мм до Ду=200 мм применяются компенсаторы |
на давление py = 4 |
кгс/см2; для py=0,2 кгс/см2 и условных прохо |
дов от Ду=100 мм до Ду=300 мм применяются компенсаторы на
давление Py= 1 кгс/см2.
При установке линзовых и волнистых компенсаторов на гори зонтальных трубопроводах с конденсирующимися газами из каж
дой линзы следует предусматривать дренаж конденсата. Указан
ные компенсаторы с внутренним стаканом при их установке на го
ризонтальных газопроводах должны иметь |
направляющие опоры |
с каждой стороны. На трубопроводах с |
возможным отклонени |
ем от строго осевого перемещения следует применять линзовые
компенсаторы со стяжками (шпильками) внутреннего стакана.
Конструкция стяжек и порядок их сборки строго регламенти
руются соответствующими нормалями машиностроения, так как
они в значительной степени определяют работу компенсаторов.
К сожалению, в производственной практике не всегда выполня
ют требования нормали, в результате чего возникают аварии и
пожары при эксплуатации трубопроводов.
На установке дегидрирования бутиленов в производстве диви нила контактный газ из реактора поступает в котел-утилизатор,
34