Файл: Бошняк, Л. Л. Измерения при теплотехнических исследованиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этом параметр электрического выходного сигнала схемы, модулиро­ ванный величиной рQ, может быть любым: амплитуда, частота, фаза переменного тока, длительность импульсов и т. д.

На рис. 159 приведена упрощенная блок-схема расходомера, предложенная в работе [159]. Здесь плотномер выполнен в виде полого цилиндра, через который непрерывно проходит измеряемый поток. При цилиндре имеются две пары электрических катушек, приводящие его в колебания с резонансной частотой, зависящей от массы жидкости в цилиндре. Сигнал плотномера усиливается на­

столько, чтобы заставить работать магнитный

усилитель,

который

приводит

в действие серводвигатель,

соединенный

через

редуктор

 

 

с потенциометром.

В

блоке

 

 

умножения происходит пере­

 

 

множение сигналов k-tP и k 2Q

 

 

и осуществляется вывод вы­

 

 

ходного

сигнала

k 1k 2pQ на

 

 

индикатор расхода.

 

схеме

 

 

Если

в

подобной

 

 

использовать

сужающее уст­

 

 

ройство, то возникает необхо­

 

 

димость еще в одной вычис­

 

 

лительной операции—извле­

 

 

чении квадратного

корня из

Рис. 159. Блок-схема массового расходомера

произведения двух сигналов.

Действительно, сигнал плот­

с независимым измерением плотности потока:

1 — тахометрический преобразователь Q; 2 и 7 —

номера

kip,

умноженный на

усилители;

3 — катодный повторитель; 4 — блок

k 2pQ2, дает k tk 2p2Q2, а выход­

умножения;

5 — индикатор расхода; 6 — плотно­

ной сигнал расходомера будет

мер; 8 — промежуточный преобразователь

 

 

равен рQ ]/ k 1k 2.

К недостат­

кам массовых расходомеров подобных схем относятся: некоторая

сложность вторичной аппаратуры,

увеличение инерционности

за счет времени обработки сигналов

и инерционности плотно­

меров, а также то, что датчики р и Q располагаются в различных сечениях трубопровода. Достоинство метода — возможность измере­ ния массового расхода с помощью существующих простых устройств и учет отклонений в температуре и давлении потока непосред­ ственно по показаниям прибора, без привлечения каких-либо до­ полнительных данных (подразумевается, что расходомер Q и плот­ номер используются в области автомодельности по числу Re).

Интересные возможности измерения массовых расходов гомо­ генных потоков открываются при комбинации сужающих устройств или других расходомеров переменного перепада давления, выход­

ной сигнал

которых пропорционален скоростному напору pQ2,

с объемными

расходомерами, сигнал которых пропорционален Q.

Выходной сигнал массового расходомера в этом случае получается делением: k 2pQ^/kiQ = (k2/kj) pQ.

Кроме сужающих устройств к расходомерам переменного пере­

пада давления относятся напорные устройства (типа

трубки Пито)

и гидравлические сопротивления, измерение перепада

давления на

378



Рис. 160. Комбинированный преобра­ зователь массового расходомера:
1 — корпус; 2 — коллектор отбора стати­ ческого давления; 3 — обтекатель ротора; 4 — вторичный преобразователь; 5 — пор­ шень-ось ротора; 6 — цилиндр поршневой пары; 7 — пресс; 8, 10 — запорные краны; 9 — дифференциальный манометрический
датчик

которых может производиться с помощью различных электрических датчиков. Причем всегда может быть подобран датчик перепада давления с сигналом той же формы модуляции, что и сигнал расходо­ мера, пропорциональный Q. Например, при сочетании сужающего устройства с тахометрическим расходомером, перепад давления должен измеряться датчиком с частотно-модулированным сигналом (струнный преобразователь); при сочетании сужающего устройства с электромагнитным расходомером перепад давления должен измеряться датчиком с амплитудной модуляцией электрического сиг­ нала (индуктивным или емкост­ ным). Использование двух первич­ ных преобразователей одной и той же физической природы позволяет объединять конструктивно эти преобразователи. Примером массо­ вого расходомера подобного типа может служить датчик (рис. 160), предложенный в работе [140].

Ротор тахометрического преобра­ зователя жестко закреплен на поршне миниатюрной поршневой пары, цилиндр которой одновре­ менно играет роль подшипниковой втулки. Давление в полости под поршнем равно

где 5 Эф — эффективная площадь поршня; Fx — осевая сила, рав­ ная разности между силой, приложенной к ротору со стороны по­ тока, и силами трения в поршневой паре. Допуская, что силы трения пренебрежимо малы по сравнению с силой скоростного напора, имеем

<Х1-43>

где Сх — коэффициент лобового сопротивления ротора; 5 — пло­ щадь живого сечения потока в зоне ротора; 5Л — лобовая пло­ щадь ротора. С другой стороны, при малом торможении ротора его частота вращения равна

Производя деление сигналов, пропорциональных р и л , получаем

-£ = Т ^|^Р<г = *рОф (Re).

Полученное выражение следует рассматривать как статическую характеристику данного расходомера. Очевидно, что в первом при-

379


ближении обобщенная статическая характеристика такого расходо­ мера в критериальных координатах будет иметь вид

где L — характерный размер, равный \/k. Поскольку давление под поршнем кроме р (XI.43) пропорционально и статическому давлению в потоке, во вторую полость дифференциального манометра подается

статическое давление из кольцевой камеры

перед ротором. Резуль­

 

 

 

таты

исследования

модели

такого

 

 

 

преобразователя

расходомера

по­

 

 

 

казали, что может быть обеспечена

 

 

 

предельная

погрешность не более

 

 

 

±0,5%

в

диапазоне измерения

 

 

 

10 : 1. Аналогичным образом могут

 

 

 

быть

построены

и

другие

схемы,

 

 

 

комбинированные из двух объем­

 

 

 

ных расходомеров.

 

 

 

 

 

 

В работе

 

[60 ]

приводится опи­

 

 

 

сание

комбинированного

датчика

 

 

 

расходомера (рис. 161). Преобразо­

 

 

 

ватель тахометрического расходо­

 

 

 

мера имеет ротор с развитой ступи­

 

 

 

цей и подшипниками скольжения,

 

 

 

обеспечивающими

осевое

смеще­

 

 

 

ние ротора.

Этому

сдвигу

ротора

 

 

 

препятствует пружина, располо­

Рис. 161. Комбинированный тахоме-

женная в заднем по потоку струе-

трический

преобразователь

массового

выпрямителе.

В

ступице

ротора

 

расходомера:

 

вмонтирована

продольная

прямо­

1 — ось ротора; 2 — ступица; 3 — магнит­

угольная

пластина из магнитомяг­

ная лопасть; 4, 8 — вторичные индукцион­

ные преобразователи; 5 — пружина; 6

кого материала. Одна из лопастей

крыльчатка;

7 — магнитная

пластина

 

в ступице ротора

 

крыльчатки

 

изготавливается

из

того же материала; корпус преобра­ зователя и остальные части ротора — немагнитопроводны. Снаружи корпуса установлены два однотипных индукционных преобразова­ теля тахометров. При отсутствии осевого сдвига ротора в обоих тахометрических преобразователях генерируются синфазные импульсы. Винтовая нарезка лопастей крыльчатки вызывает временное рассо­ гласование в импульсах тахометров при осевом перемещении ротора. Это перемещение пропорционально силе скоростного напора, поэтому и величина фазового рассогласования импульсов двух тахометров оказывается (области автомодельности) пропорциональной pQ2:

Дер = &ipQ2.

Деля величину Дф на сигнал, пропорциональный п (частоту /), получаем значение промежутка времени Дt между импульсами, генерируемыми в двух тахометрах,

Дt:

_Дф___Дф_ __ I^SHpQ2

: AL3pQ ф(Ке).

 

f ~~ k2n — &2р<3

 

380


Длительность промежутка времени легко измеряется с помощью электронного счетчика. Авторы, предложившие этот вариант преоб­ разователя, справедливо указывают на необходимость температур­ ной компенсации деформации пружины.

Измерители массового расхода при значительных изменениях плотности гомогенных потоков. Как уже отмечалось, в этих случаях создается и поддерживается дополнительное перемещение жидкости, благодаря которому потоком приобретается некоторая дополнитель­ ная кинетическая энергия. Этот запас энергии используется для получения выходного сигнала расходомера. Поскольку мощность, необходимая для поддержания дополнительного движения, пропор­ циональна массе потока, уча­

ствующей в движении, то и ки­

 

нетическая энергия, полученная

 

потоком, и выходной сигнал

 

преобразователя

оказываются

 

пропорциональны

массовому

 

расходу.

Простейшие

расходо­

 

меры такого типа имеют выход­

 

ной сигнал в виде переменного

 

перепада давления.

 

 

Две

принципиальные схемы

 

приемных преобразователей мас­

 

совых

расходомеров

перемен­

Рис. 162. Принципиальные схемы преоб­

ного перепада давления приве­

разователей массовых расходомеров пере­

дены на рис. 162.

В обоих слу­

менного перепада давления:

чаях используется дифференци­

1 — ротор; 2 — насос

альный принцип: поток рабо­

 

чего тела

делится

на два одинаковых потока, скорость одного из

которых

увеличивается, а другого — уменьшается за счет внешнего

привода.

В схеме на рис. 162,

а такой привод осуществляется вра­

щающимся цилиндром, увлекающим поток в принудительную цирку­

ляцию; в схеме на рис. 162,

б используется насос, который непре­

рывно отбирает некоторое количество

жидкости

из одной ветви

потока и подает ее в другую

ветвь. Таким образом,

в каждой схеме

в одной ветви скорость равна

 

 

W i

= Wcp

V,

 

а в другой

 

 

 

W,

W,ср

V,

 

здесь wcр — скорость в ветви без дополнительного движения; v — скорость, приобретенная потоком в ветви за счет привода. Для идеальной жидкости, при установившемся движении и равенстве перепадов по ветвям полные давления в ветвях равны друг другу

,

1 2

,

1 ,.,2

Р\ +

-о- pm = Р2

+

-7Г 9w2-

381