этом параметр электрического выходного сигнала схемы, модулиро ванный величиной рQ, может быть любым: амплитуда, частота, фаза переменного тока, длительность импульсов и т. д.
На рис. 159 приведена упрощенная блок-схема расходомера, предложенная в работе [159]. Здесь плотномер выполнен в виде полого цилиндра, через который непрерывно проходит измеряемый поток. При цилиндре имеются две пары электрических катушек, приводящие его в колебания с резонансной частотой, зависящей от массы жидкости в цилиндре. Сигнал плотномера усиливается на
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столько, чтобы заставить работать магнитный |
усилитель, |
который |
|
приводит |
в действие серводвигатель, |
соединенный |
через |
редуктор |
|
|
|
с потенциометром. |
В |
блоке |
|
|
|
умножения происходит пере |
|
|
|
множение сигналов k-tP и k 2Q |
|
|
|
и осуществляется вывод вы |
|
|
|
ходного |
сигнала |
k 1k 2pQ на |
|
|
|
индикатор расхода. |
|
схеме |
|
|
|
Если |
в |
подобной |
|
|
|
использовать |
сужающее уст |
|
|
|
ройство, то возникает необхо |
|
|
|
димость еще в одной вычис |
|
|
|
лительной операции—извле |
|
|
|
чении квадратного |
корня из |
|
Рис. 159. Блок-схема массового расходомера |
произведения двух сигналов. |
|
Действительно, сигнал плот |
|
с независимым измерением плотности потока: |
|
1 — тахометрический преобразователь Q; 2 и 7 — |
номера |
kip, |
умноженный на |
|
усилители; |
3 — катодный повторитель; 4 — блок |
k 2pQ2, дает k tk 2p2Q2, а выход |
|
умножения; |
5 — индикатор расхода; 6 — плотно |
ной сигнал расходомера будет |
|
мер; 8 — промежуточный преобразователь |
|
|
|
равен рQ ]/ k 1k 2. |
К недостат |
кам массовых расходомеров подобных схем относятся: некоторая
сложность вторичной аппаратуры, |
увеличение инерционности |
за счет времени обработки сигналов |
и инерционности плотно |
меров, а также то, что датчики р и Q располагаются в различных сечениях трубопровода. Достоинство метода — возможность измере ния массового расхода с помощью существующих простых устройств и учет отклонений в температуре и давлении потока непосред ственно по показаниям прибора, без привлечения каких-либо до полнительных данных (подразумевается, что расходомер Q и плот номер используются в области автомодельности по числу Re).
Интересные возможности измерения массовых расходов гомо генных потоков открываются при комбинации сужающих устройств или других расходомеров переменного перепада давления, выход
ной сигнал |
которых пропорционален скоростному напору pQ2, |
с объемными |
расходомерами, сигнал которых пропорционален Q. |
Выходной сигнал массового расходомера в этом случае получается делением: k 2pQ^/kiQ = (k2/kj) pQ.
Кроме сужающих устройств к расходомерам переменного пере
пада давления относятся напорные устройства (типа |
трубки Пито) |
и гидравлические сопротивления, измерение перепада |
давления на |
Рис. 160. Комбинированный преобра зователь массового расходомера:
1 — корпус; 2 — коллектор отбора стати ческого давления; 3 — обтекатель ротора; 4 — вторичный преобразователь; 5 — пор шень-ось ротора; 6 — цилиндр поршневой пары; 7 — пресс; 8, 10 — запорные краны; 9 — дифференциальный манометрический
датчик
которых может производиться с помощью различных электрических датчиков. Причем всегда может быть подобран датчик перепада давления с сигналом той же формы модуляции, что и сигнал расходо мера, пропорциональный Q. Например, при сочетании сужающего устройства с тахометрическим расходомером, перепад давления должен измеряться датчиком с частотно-модулированным сигналом (струнный преобразователь); при сочетании сужающего устройства с электромагнитным расходомером перепад давления должен измеряться датчиком с амплитудной модуляцией электрического сиг нала (индуктивным или емкост ным). Использование двух первич ных преобразователей одной и той же физической природы позволяет объединять конструктивно эти преобразователи. Примером массо вого расходомера подобного типа может служить датчик (рис. 160), предложенный в работе [140].
Ротор тахометрического преобра зователя жестко закреплен на поршне миниатюрной поршневой пары, цилиндр которой одновре менно играет роль подшипниковой втулки. Давление в полости под поршнем равно
где 5 Эф — эффективная площадь поршня; Fx — осевая сила, рав ная разности между силой, приложенной к ротору со стороны по тока, и силами трения в поршневой паре. Допуская, что силы трения пренебрежимо малы по сравнению с силой скоростного напора, имеем
где Сх — коэффициент лобового сопротивления ротора; 5 — пло щадь живого сечения потока в зоне ротора; 5Л — лобовая пло щадь ротора. С другой стороны, при малом торможении ротора его частота вращения равна
Производя деление сигналов, пропорциональных р и л , получаем
-£ = Т ^|^Р<г = *рОф (Re).
Полученное выражение следует рассматривать как статическую характеристику данного расходомера. Очевидно, что в первом при-
ближении обобщенная статическая характеристика такого расходо мера в критериальных координатах будет иметь вид
где L — характерный размер, равный \/k. Поскольку давление под поршнем кроме р (XI.43) пропорционально и статическому давлению в потоке, во вторую полость дифференциального манометра подается
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
статическое давление из кольцевой камеры |
перед ротором. Резуль |
|
|
|
|
таты |
исследования |
модели |
такого |
|
|
|
|
преобразователя |
расходомера |
по |
|
|
|
|
казали, что может быть обеспечена |
|
|
|
|
предельная |
погрешность не более |
|
|
|
|
±0,5% |
в |
диапазоне измерения |
|
|
|
|
10 : 1. Аналогичным образом могут |
|
|
|
|
быть |
построены |
и |
другие |
схемы, |
|
|
|
|
комбинированные из двух объем |
|
|
|
|
ных расходомеров. |
|
|
|
|
|
|
|
В работе |
|
[60 ] |
приводится опи |
|
|
|
|
сание |
комбинированного |
датчика |
|
|
|
|
расходомера (рис. 161). Преобразо |
|
|
|
|
ватель тахометрического расходо |
|
|
|
|
мера имеет ротор с развитой ступи |
|
|
|
|
цей и подшипниками скольжения, |
|
|
|
|
обеспечивающими |
осевое |
смеще |
|
|
|
|
ние ротора. |
Этому |
сдвигу |
ротора |
|
|
|
|
препятствует пружина, располо |
|
Рис. 161. Комбинированный тахоме- |
женная в заднем по потоку струе- |
|
трический |
преобразователь |
массового |
выпрямителе. |
В |
ступице |
ротора |
|
|
расходомера: |
|
вмонтирована |
продольная |
прямо |
|
1 — ось ротора; 2 — ступица; 3 — магнит |
|
угольная |
пластина из магнитомяг |
|
ная лопасть; 4, 8 — вторичные индукцион |
|
ные преобразователи; 5 — пружина; 6 — |
кого материала. Одна из лопастей |
|
крыльчатка; |
7 — магнитная |
пластина |
|
|
в ступице ротора |
|
крыльчатки |
|
изготавливается |
из |
того же материала; корпус преобра зователя и остальные части ротора — немагнитопроводны. Снаружи корпуса установлены два однотипных индукционных преобразова теля тахометров. При отсутствии осевого сдвига ротора в обоих тахометрических преобразователях генерируются синфазные импульсы. Винтовая нарезка лопастей крыльчатки вызывает временное рассо гласование в импульсах тахометров при осевом перемещении ротора. Это перемещение пропорционально силе скоростного напора, поэтому и величина фазового рассогласования импульсов двух тахометров оказывается (области автомодельности) пропорциональной pQ2:
Дер = &ipQ2.
Деля величину Дф на сигнал, пропорциональный п (частоту /), получаем значение промежутка времени Дt между импульсами, генерируемыми в двух тахометрах,
Дt: |
_Дф___Дф_ __ I^SHpQ2 |
: AL3pQ ф(Ке). |
|
f ~~ k2n — &2р<3 |
|
Длительность промежутка времени легко измеряется с помощью электронного счетчика. Авторы, предложившие этот вариант преоб разователя, справедливо указывают на необходимость температур ной компенсации деформации пружины.
Измерители массового расхода при значительных изменениях плотности гомогенных потоков. Как уже отмечалось, в этих случаях создается и поддерживается дополнительное перемещение жидкости, благодаря которому потоком приобретается некоторая дополнитель ная кинетическая энергия. Этот запас энергии используется для получения выходного сигнала расходомера. Поскольку мощность, необходимая для поддержания дополнительного движения, пропор циональна массе потока, уча
|
|
|
|
|
|
ствующей в движении, то и ки |
|
нетическая энергия, полученная |
|
потоком, и выходной сигнал |
|
преобразователя |
оказываются |
|
пропорциональны |
массовому |
|
расходу. |
Простейшие |
расходо |
|
меры такого типа имеют выход |
|
ной сигнал в виде переменного |
|
перепада давления. |
|
|
Две |
принципиальные схемы |
|
приемных преобразователей мас |
|
совых |
расходомеров |
перемен |
Рис. 162. Принципиальные схемы преоб |
ного перепада давления приве |
разователей массовых расходомеров пере |
дены на рис. 162. |
В обоих слу |
менного перепада давления: |
чаях используется дифференци |
1 — ротор; 2 — насос |
альный принцип: поток рабо |
|
чего тела |
делится |
на два одинаковых потока, скорость одного из |
которых |
увеличивается, а другого — уменьшается за счет внешнего |
привода. |
В схеме на рис. 162, |
а такой привод осуществляется вра |
щающимся цилиндром, увлекающим поток в принудительную цирку
ляцию; в схеме на рис. 162, |
б используется насос, который непре |
рывно отбирает некоторое количество |
жидкости |
из одной ветви |
потока и подает ее в другую |
ветвь. Таким образом, |
в каждой схеме |
в одной ветви скорость равна |
|
|
W i |
= Wcp — |
V, |
|
а в другой |
|
|
|
W, |
W,ср |
V, |
|
здесь wcр — скорость в ветви без дополнительного движения; v — скорость, приобретенная потоком в ветви за счет привода. Для идеальной жидкости, при установившемся движении и равенстве перепадов по ветвям полные давления в ветвях равны друг другу
, |
1 2 |
, |
1 ,.,2 |
Р\ + |
-о- pm = Р2 |
+ |
-7Г 9w2- |