Файл: Бошняк, Л. Л. Измерения при теплотехнических исследованиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее подвержен износу S3 упорный подшипник, восприни- я

мающий осевую составляющую си-

^

лы

воздействия

потока.

Разгруз-

ч

ка

этого

подшипника

осущест-

°

вляется

различными

способами

н

(рис. 156).

 

 

 

 

 

Для разгрузки подшипников от

 

осевого усилия по схеме рис. 156, а

 

предусматривается установка двух

 

магнитов (в роторе и ступице

 

заднего направляющего аппарата),

 

направленных друг к другу одно­

 

именными полюсами. Для увеличе­

 

ния отталкивающего усилия с ро­

 

стом расхода магнит в направляю­

 

щем аппарате перемещается на­

 

встречу ротору с помощью рычага,

 

представляющего

собой

поворот­

 

ный чувствительный элемент рас­

 

ходомера обтекания 1. В схеме на

 

рис.

156,

б

ротор поддерживается

 

во взвешенном состоянии за счет

 

принудительной

подкачки

жидко­

 

сти в зазоре между подшипниками

 

и осью2. Входной подшипник вы­

 

полнен в

виде двойного

коноида,

 

вращающегося в гнезде такой же

 

формы. Давлением подкачки ко­

 

ноид удерживается в среднем поло­

 

жении; контактное трение отсут­

 

ствует. В схеме на ри с.156, в [163]

 

повышенное

давление

в

зазоре

 

упорного

подшипника

создается

 

за счет давления торможения набе­ гающего потока. Жидкость нагне­ тается сюда с входной стороны преобразователя через канал, про­ ходящий сквозь передний струевыпрямитель, передний подшипник

итело ротора.

Всхеме на рис. 156, г для созда­ ния осевой противодействующей

силы также использован скорост­ ной напор движущейся жидкости,

1Авт. свид. № 233235.

2Патент США № 3121330.

Н

се

03

сОо

св

УСиО

S

ОН.

X

се

н

6

и

се

ч

2

си

х

03

о

4

X

2

03

о

*

£

X

С

X 3

г<

О

с

04

5 X <и X

ч

о

с

л

г

2

X

оэ

X

н

X

си

2

X

03

о

X

о

о

367


который отбирается после ротора \ На заднем направляющем ап­ парате имеется заборная воронка с наружным диаметром, превосхо­ дящим диаметр ступицы ротора. Часть потока, попадающая в во-

Рис. 156. Принципиальные схемы разгрузки упорного подшипника осевых крыльчато-тахометрических преобразователей

/ — передний направляющий аппарат; 2 — крыльчатка ротора; 3 — задний направляющий аппарат; 4 — поворотная пластина; 5 — цилиндрический насадок; в — коноидный обтекатель; 7 — сужающее устройство

ронку, создает повышенное давление внутри неподвижного цилиндри­ ческого насадка; это давление воздействует на торец втулки ротора и создает силу, направленную против силы воздействия потока. По схеме рис. 156, д измеряемый поток на входе в преобразователь делится1

1 Авт. свид. № 241724.

368


на два потока и поступает на ротор, несущий две крыльчатки с рав­ ными, но противоположными углами установки лопастей г. Пройдя через крыльчатки, потоки направляются на двусторонний коноид, играющий роль регулятора положения ротора. Система отличается

сложностью,

сведений об ее использовании в печати не имеется.

В схемах

[174] (рис. 156, е, ж) применен принципиально иной

метод гидродинамической разгрузки упорного подшипника 1.2 Здесь в зоне ротора искусственно создается (за счет сужения потока) неравномерное поле статического давления так, что равнодействую­ щая сил давления направлена навстречу потоку. Осевая неравно­ мерность поля статического давления обеспечивает таким образом движение ротора против потока. Для обеспечения равновесия ротора необходим регулятор положения, создающий силу в направлении потока в крайнем левом положении ротора. В схеме (рис. 156, е) в этом положении ротор запирает сужающее устройство и силами скоростного напора отодвигается вправо. В схеме (рис. 156, ж) аналогичный эффект достигается за счет неравенства наибольшего диаметра переднего обтекателя и диаметра «юбочки» ротора. Послед­ няя схема широко используется на практике и хорошо зарекомен­ довала себя. Разгрузка упорного подшипника положительно сказы­ вается на характеристиках преобразователя, увеличивает его срок службы, но не снимает эффектов, связанных с биением и трением

врадиальных подшипниках.

ВЛМИ разработано и исследовано несколько различных по схе­ мам тахометрических преобразователей с роторами, полностью уравновешенными гидродинамическими силами, без каких-либо подшипниковых опор. Прибор (рис. 157, а), предложенный в 1959 г. Ю. Н. Герулайтисом, представляет собой комбинацию крыльчатотахометрического преобразователя с ротаметром. Здесь расход опре­ деляется по частоте вращения ротора, а обтекаемое тело ротаметра

играет роль груза, уравновешивающего силы, сносящие ротор. При большой конусности трубок (1 : 5—1 : 10) осевое вертикальное перемещение ротора невелико, и поэтому создание вторичного пре­ образователя не встречает затруднений. Проведенные испытания полностью подтвердили высокие метрологические качества такого датчика, способность работы в диапазоне изменения расходов 1 : 10 и более, хорошее центрирование ротора даже при небольшом крене вертикальной трубки. Недостатком такого преобразователя является увеличение постоянной времени Т из-за значительной массы ротора и несколько повышенное значение Rerp.

В преобразователях (рис. 157,

б, в) для создания противо­

действующей

силы использовано

сужение потока

(сравнить

с рис. 156, д,

е) в сечениях А А;

регулирование же

положения

ротора осуществляется за счет вспомогательного ответвленного по­ тока, направление движения которого показано штриховыми ли­ ниями. Пониженное в сечениях А —А статическое давление восста-

1 Патент Франции № 1357646.

2 Патент США № 709336.

24 л. Л. Бошняк

369


со

о

Рис. 157. Принципиальные схемы безопорных, гидравлически уравновешенных роторов крыльчатотахометрических преобразователей:

1 — крыльчатка ротора; 2 — коническая трубка; 3 — ротаметрический поплавок; 4—дисковый клапан; 5 —обте­ катель; 6 — ротор с диффузором; 7 — конфузор; 8 — жиклер; 9 — неподвижный винт; 10 — струевыпрямитель; 11 — входной; 12 — выходной клапаны

навливается в сечениях Б Б. В первой схеме крыльчатка ротора жестко связана с диском, расположенным во внутренней полости обтекателя; разность давлений справа и слева от диска создает силу, уравновешивающую осевое усилие, приложенное к крыльчатке. По отношению к ответвленному потоку диск играет роль золотника с отрицательной обратной связью. При смещении ротора в осевом направлении из положения равновесия меняется степень перекры­ тия отверстий в обтекателе и величина вспомогательного потока, а следовательно, и разность давлений по сторонам диска; появляется сила, восстанавливающая равновесное положение ротора.

Соосность ротора с корпусом обеспечивается за счет продольного течения внутри обтекателя и зависимости гидравлического сопро­ тивления в щелевом зазоре от величины этого зазора. При эксцентри­ ситете ротора относительно обтекателя в месте минимального зазора сопротивление движению жидкости будет максимальным, поэтому скорость движения жидкости вдоль этой образующей будет меньше средней, а статическое давление — больше среднего по зазору. За счет разности статических давлений в диаметральном направлении появляется сила, уничтожающая эксцентриситет.

Возникновение и регулирование осевой восстанавливающей силы (рис. 157, в) происходит аналогичным образом. Ротор, выполненный в виде пустотелой втулки с внутренней винтовой крыльчаткой, своим внешним буртиком осуществляет регулирование вспомога­ тельного потока. Поддерживающая боковая сила создается вихре­ вым движением жидкости, для чего перед встречей с ротором вспо­ могательный поток проходит тангенциальные отверстия. Преоб­ разователи, выполненные по этим схемам, прошли испытания, подтвердившие их работоспособность.

Совершенствование их конструкций (в частности, с целью сни­ жения величины Rerp) было приостановлено в связи с разработкой тахометрического преобразователя (рис. 157, г)1. Здесь необходимое для создания осевой восстанавливающей силы изменение статиче­ ского давления достигается иначе. Ротор этого преобразователя имеет прямолопастную крыльчатку; перед ним установлен напра­ вляющий аппарат в виде неподвижного винтового завихрителя. Пройдя завихритель, поток приобретает вращательное движение, на кинетическую энергию которого расходуется потенциальная энергия давления. За ротором расположен струевыпрямитель с ло­ пастями, заходящими на цилиндрический хвостовик ротора. С по­ мощью струевыпрямителя гасится вращательное движение потока

и к

сечению Б — Б восстанавливается

статическое давление.

Раз­

ность

давлений (р Б_Б Р а - а ) создает

уравновешивающую

силу,

регулирование которой осуществляется воздействием на вспомога­ тельный ответвленный поток (показан штриховой линией). При малом зазоре между ротором и завихрителем во внутренней полости обтекателя устанавливается давление, близкое к полному давлению в потоке перед завихрителем. При смещении ротора вниз по потоку1

1 Авт. свид. № 170702,

24*

371


величина вспомогательного потока возрастает, увеличиваются гидра­ влические потери во входном жиклере, через который вспомогатель­ ный поток попадает во внутреннюю полость обтекателя и давление в ней понижается. Следовательно, и в этом случае ротор выполняет по отношению к вспомогательному потоку функции золотникового регулятора с отрицательной обратной связью. Выполненные по этой схеме датчики на Dy = 10 мм имеют приведенную погрешность из­ мерения ±0,5% в рабочем диапазоне 10 : 1; максимальный перепад давления не превышает 0,5-106 Па, [ReDfl]rp «=? 2,4 -103.

■Известна еще одна разновидность тахометрического преобразо­ вателя с плавающим ротором, разработанная в Государственном

институте

прикладной химии (ГИПХ) [4]. В этой схеме (см.

рис. 157,

д) регулирование осевого положения ротора осуществляется

с помощью двух жестко связанных конических клапанов. Путь движения потока через прибор показан на рисунке стрелками. Когда поток стремится увеличить степень открытия одного из кла­ панов, одновременно прикрывается второй клапан. Вследствие этого оба клапана независимо от скорости потока всегда открыты на одинаковую величину. В этой схеме в поддержании равновесного положения ротора участвует не часть потока, как в предыдущих случаях, а весь измеряемый поток, что приводит к неизбежности вы­ соких перепадов давления на преобразователе. Подробные сведения о других конструкциях скоростных тахометрических расходомеров имеются кроме уже упоминавшихся работ [18 и 72 ] в монографии

[60].

4. Прочие измерители объемного расхода

Кроме рассмотренных выше простейших измерителей объемного расхода в промышленных установках и при технических исследова­ ниях применяются расходомеры, основанные на иных принципах действия. Из-за ограниченного объема главы ниже дается лишь краткая характеристика некоторых из них и приводятся ссылки на литературные источники, снабженные, как правило, обширной библиографией.

Ультразвуковые расходомеры. Они основаны на взаимосвязи между скоростью измеряемого потока и скоростью распространения звуковых колебаний между двумя точками трубопровода. Первич­ ный преобразователь такого расходомера представляет собой отре­ зок трубопровода с установленными на его стенках двумя пьезо­ электрическими датчиками, играющими роль излучателя и прием­ ника высокочастотных колебаний. Измеряемым параметром может быть сдвиг фаз или разность частот колебаний, направляемых но потоку или против него. Как указывается в работе [13], основные источники погрешностей ультразвуковых расходомеров следующие: а) изменение скорости распространения колебаний из-за изменения плотности потока; б) отражение ультразвукового луча; в) зависи­ мость показаний от числа Re (вследствие того, что фактически изме­ ряется не средняя по сечению трубы скорость, а средняя скорость вдоль ультразвукового луча). Электронно-акустическая аппаратура

372