Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
где Ъ - постоянный коэффициент, учитывающий размеры
цилиндра, тактность двигателя и участок детали,
для которой проводится исследование.
Та же формула может быть выражена через другие величины:
р (Рки,ЧнПА )°>5 |
(3.61) |
--- ^ 8 8 |
Связь между тепловым потоком и температурой в харак терных точках как поршня так и втулки цилиндра устанавли вается в виде уравнения
t i= K 4+ K eC|/ , |
(3.62) |
что свидетельствует о линейной зависимости между темпе
ратурой и удельным тепловым потоком. Возрастание теплово
го потока является причиной повышения температуры деталей цилиндрово-поршневой группы. Коэффициенты к, и кг
остаются постоянными для исследуемой точки детали и могут
быть оценены с помощью предварительных экспериментов.
Следует оговориться, что все приведенные выше рас
суждения справедливы только при постоянном термическом сопротивлении стенок и используются для оценки изменения
температуры деталей вследствие изменения нагрузки, внеш них условий, нарушения регулировки и т. д. При изменении
теплопроводности стенок (по причине лакоили нагарообразований, а также из-за отложения накипи в заруба-
шечном пространстве) эти формулы применять нельзя.
Несмотря на уменьшение теплового потока ^ , температуры
деталей в перечисленных случаях растет.
80
§ 6. Влияние отложений накипи, нагара и лака на тепловое состояние деталей цилиндрово
поршневой группы
Процессы отложения накипи на поверхности втулок и
крышек цилиндров, отложения нагара (лака) на поверхно
стях поршня всегда сопровождают работу двигателя и ока
зывают существенное влияние на его тепловое состояние. Эти явления имеют одинаковые последствия и одинаковый характер проявления, поэтому рассматриваются вместе.
На рис. 3.7 показана схема отвода тепла от стенки,
не имеющей отложений, и |
ВоЭо. |
|
при наличии отложений на |
|
|
|
|
|
кипи (или нагара). Рас |
|
|
смотренные в § 4 законо |
|
|
мерности теплопередачи в |
|
|
цилиндре .двигателя позво |
|
|
ляют проанализировать |
|
|
влияние отложений на |
|
|
тепловую напряженность |
|
|
двигателя. |
|
|
При наличии отложений |
|
|
на поверхности стенки |
Рис. 3.7. Схемы теплопереда |
|
(детали) термическое соп |
||
ротивление теплоотвода |
чи через |
стенку цилиндра |
без отложений накипи или |
||
возрастает, а коэффици |
нагара------- и при наличии |
|
|
отложений |
со стороны охлаж |
ент теплопередачи |
к |
|
дающей |
жидкости ---------- |
|
убывает. |
|
|
|
+- А |
|
J _ |
= |
J _ |
. А |
(3.63) |
|
к |
<хГср |
К |
7W |
W |
1__________
_jL + A . 4 _А 4_ _L |
(3.64) |
%Л-2
81
где <S, д.- толщина и коэффициент теплопроводности стенки;
8еД - толщине и коэффициент теплопроводности отложений.
Даже при небольшой толщине слоя отложений накипи
или нагара (лака) термическое сопротивление резко воз
растает. Коэффициент теплопроводности нагара в сотни
раз, а накипи в десятки раз меньше, чем теплопроводность
стали, чугуна или алюминия. Теплопроводности их имеют
следующие значения:
сталь Л, = 40 ккал/м ч град;
нагар К = 0,09-0,10 ккал/м ч град;
накипь К = 0,20-0,60 ккал/м ч град.
Формулы, полученные в результате рассмотрения тепло передачи в цилиндре двигателя, позволяют сделать качест венный анализ изменения теплоотвода и температуры на
поверхностях стенки (детали). При анализе предполагаем,
что Т г^ и T w остаются |
постоянными. |
Из выражения (3.37) |
видно, что тепловой поток |
уменьшится вследствие уменьшения коэффициента теплоотда чи от газа к охлаждающей воде
q ^ K C T ^ - T w ) |
• |
(3.65) |
||
Температура стенки со стороны газа возрастет. Это |
||||
видно из выражения |
|
|
|
|
Т«ср |
cv |
|
|
|
‘V |
гср |
|
(3.66) |
|
|
|
|
|
|
При Т г?= const5cvc= const |
и уменьшении |
ej, |
второй член |
|
уменьшается, следовательно, Т,, |
возрастает. Перепад |
|||
температур в стенке уменьшится, |
это видно из выражения |
|||
А Т = Т Нс(з- Т г= |
• |
|
(3.67) |
Перепад температур уменьшится, так как уменьшится тепловой поток cj,.
Соотношение перепадов температур на стенке и на слое отложений определится по формуле
82
AT, |
647ls |
|
(3.68) |
|
AT, |
Т Л |
|
||
|
|
|||
Рассмотрим пример, |
S, = |
Ю |
мм, V |
40мКУ Гград (втудка) |
|
5о = I мм, Л = 0 1 , ( § ^ ^ ( н а к и п ь ) |
|||
Подставляя значения в формулу (3.68), получим |
||||
АТ, |
10 |
Ю |
1 |
|
АТг |
W 1,0 |
4 |
|
|
Перепад температур в слое накипи будет в четыре раза |
||||
больше перепада температур на втулке. На |
рис. 3.7 схема |
отвода тепла при отсутствии отложений показана сплошной линией, при наличии отложений - пунктирной линией.
На тепловое состояние поршня оказывают влияние не только отложения со стороны охлаждающей жидкости (т. е. масла), но и отложения на боковой поверхности поршня и в канавках поршневых колец, так как поток тепла от поршня отводится через боковую поверхность поршня и
через поршневые кольца к охлаждающей воде. На рис. 3.8 показана схема теплоотвода от поршня к охлаждающей воде через втулку при от
сутствии отложений и |
|
при наличии отложений |
|
лака на боковой поверх |
|
ности поршня. |
|
Рассмотрим пример |
|
изменения температуры |
|
поршня при наличии |
|
отложений, ухудшающих |
|
теплоотвод. |
|
Температура на |
|
поверхности поршня |
Рис. 3.8. Схемы передачи тепла |
260°С. Толщина стенки |
от поршня к охлаждающей воде |
= 10 мм, коэффици |
через втулку цилиндра без от |
ложений лака--------и при на |
|
ент теплопроводности |
личии отложений |
материала стенки |
|
83
Л 4 = 40 ккал/м ч град. Со стороны охлаждающей поверхно сти имеется отложение слоя лака толщиной 8г= 0,5 мм, коэффициент теплопроводности которого Л.г=2,0 ккал/м ч. Какой величины достигнет температура донышка поршня?
Примем: схГср= 200 ккал/м2ч град; Т м = 80°С температура масла, охлаждающего
поршень;
<хм = 2000 ккал/м1ч град - коэффициент теп лоотдачи от масла к поршню;
ТГз = П00°С - средняя заменяющая температура
газа.
Определим коэффициент теплоотдачи к<
Kl ~ |
i |
_ |
0,01 . |
i |
_ |
У300 _ jnnn |
|
5, |
~ 1_ |
0,0005. |
1 |
<+ |
1UUUмгч граЗ* |
||
|
А* |
|
1*0 |
Z |
2000 |
поршня |
|
Температура на |
поверхности донышка |
тТГза Гс(+ к чТм 1100 290+1000-80 _ЗД0 000
"'1* |
к,+аг<* |
I0QQ+290 |
1290 |
Температура |
на поверхности донышка |
поршня возрастает |
на 50°с и достигнет значения 310 С.
Полученный в данном примере результат подтверждается экспериментальными данными. Высокая температура на по верхности поршня, омываемой маслом, приводит к интенсив ным лаковым отложениям и к возрастанию температуры поршня. Так, при испытаниях дизеля Д100 через 20 часов после начала работы температура донышка поршня составля ла 450°С, а через 100 часов уже достигала 520°С. Внутрен
няя поверхность поршня, омываемая маслом, имела максималь ную температуру 260°С и минимальную около 190-200°С.
84
§ 7. Возможные последствия тепловых перегрузок и косвенные показатели теплового состояния
двигателя
Тепловое состояние наряду с механической напряжен
ностью определяет надежность и долговечность работы дви
гателя. Завод гарантирует установленную мощность, эко
номичность и ресурс двигателя только в том случае, если
показатели тепловой напряженности не будут превышать
предельно допустимого уровня. Это значит, что темпера
тура таких деталей, как поршень, втулка, клапан, лопатки газовой турбины турбокомпрессора будут находиться в пределах, которые обеспечат нормальную смазку, а механи ческая прочность материала будет поддерживаться на до
статочно высоком уровне.
Во время работы двигателя на его показатели будут
влиять многие эксплуатационные факторы, вследствие чего
возможна тепловая перегрузка двигателя. К этим факторам
следует отнести:
-отложение накипи на нагретых поверхностях крышек
ивтулок цилиндров, охлаждаемых водой;
-перегрузкудвигателя по крутящему моменту;
-нарушение регулировки угла опережения подачи
топлива и нарушение регулировки фаз газораспределения;
-нарушение регулировки равномерности подачи топ
лива по цилиндрам и неисправная работа топливоподающей аппаратуры;
-изменение внешних условий (температуры, влажности
идавления воздуха перед компрессором, температуры охлаж
дающей воды, противодавления за турбиной и разрежения на всасывании);
-изменение характеристик турбокомпрессора вслед
ствие загрязнения направляющего аппарата и лопаток ком прессора , а также соплового аппарата и лопаток газовой
турбины;
85