Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надежность характеризуют следующие показатели. Среднее время безотказной работы Т ^ ср)7 которое

определяется выражением l=N

 

 

i=l%

 

 

(2.8)

 

 

N.

где

z:

- общее время безотказной работы двигателей;

 

L-i

- число двигателей, находящихся в эксплуата­

 

 

 

 

ции.

Вероятность безотказной работы p(t) - это вероят­ ность того, что в данном интервале времени At в работе

.двигателя не будет отказов. Вероятность безотказной работы определяется с помощью следующего приближенного выражения

P W -------------

tOO*/, ,

<2. 9)

где N - суммарное количество двигателей, находящихся

вэксплуатации в начале отсчета времени; Nqсреднее количество двигателей, отказавших

винтервале времени At ■,

t - время, для которого определяется показатель надежности.

Вероятность безотказной работы оценивает как на­ дежность двигателя в целом, так и надежность его отдель­ ных элементов. На рис. 2.5 показано изменение надежности двигателя и его элементов (1-5) по времени. На основа­ нии теоремы умножения вероятностей вероятность безотказ­ ной работы двигателя равна произведению вероятностей безотказной работы его элементов

P(t)=Pt(t)-P2(t) -- •-Pn(t) . (2.10)

Интенсивность отказов ^(t4) — есть отношение числа отказавших двигателей в единицу времени к среднему числу двигателей, продолжающих работать безотказно в данном интервале времени.

28

Рис. 2.6.Изменение интенсивности отказов в зависимости от времени
работы дизеля

Рис. 2.5. Изменение вероятности безотказной

работы двигателя и его узлов по

времени

 

ыДг ’

4

(2#11)

где

Д М 0- число двигателей, отказавших в ин­

 

тервале времени kt ;

 

N«CtVN(k+4t)

 

 

Ne= 75 —

----- среднее число двигателей, работаю-

L

щих безотказно в данный момент

вре­

мени.

Изменение интенсивности отказов в зависимости от времени работы двигателей можно выразить графически. Такой график дан на рис. 2.6. На рисунке участок I ха­ рактеризует начальный период эксплуатации двигателей. Участок П характеризует период основного времени рабо­ ты двигателя (область стабильной надежности).

Участок Ш характери­ зует период работы,

предшествующий ремонту двигателя.

29



В период эксплуатации двигателя на корабле должна быть обеспечена его надежная и безотказная работа. Оче­ видно, что в период общего ресурса двигателя невозможно обеспечить одинаковую надежность и безотказность всех его деталей. Периодически часть деталей, отработавших срок безотказной работы, должна заменяться новыми. Для этой цели устанавливаются межремонтные планово-предупредитель­

ные осмотры и ремонты, когда двигатель останавливается

для замены изношенных деталей и проведения осмотра с

целью выявления скрытых дефектов отдельных узлов и дета­

лей, могущих привести к внезапному отказу двигателя. Вели правильно определено время безотказной работы

двигателя и его элементов, правильно определены межре­

монтные сроки и установлен перечень деталей и узлов, подлежащих замене на запасные, то в межремонтный период

двигатель должен работать безотказно с высокой степенью

надежности.

Степень надежности работы двигателя в межремонтный период и ресурс, обеспечивающий установленную вероят­

ность безотказной работы, зависят также от назначения

двигателя и возможных последствий в результате его вы­ хода из строя. Примером могут служить авиационные дви­ гатели, высокая вероятность безотказной работы которых обеспечивает безопасность полетов. Когда время работы двигателя с высокой вероятностью безотказной работы истекает,его снимают с самолета и устанавливают на на­ земные объекты, где он продолжает работать длительное время с меньшей надежностью, которая однако вполне до­ пустима для новых условий его использования.

Задача корабельного инженера-мзханика состоит в том,

чтобы обеспечить безотказную работу двигателя в межре­ монтный период и обеспечить тем самым выполнение задач,

поставленных перед кораблем. Выполните этой задачи за­ висит от комплекса эксплуатационных факторов, важнейшими из которых можно назвать следующие:

30

-тщательность выполнения инструкции по эксплуата­

ции, знание условий работы двигателя на корабле и преду­

преждение возможных перегрузок;

-своевременность и качество выполнения планово­ предупредительных осмотров и ремонтов;

-характер режимов работы двигателя, степень и •

частота перегрузок, динамичность переходных режимов,

число пусков двигателя, уровень вибраций и крутильных ко­

лебаний;

-сорт и качество смазочного масла, наличие приса­

док к маслу, сорт и качество применяемого топлива, качество охлаждающей воды.

§ 6. Маневренные свойства корабельных

дизелей

Маневренные свойства корабельных дизелей определя­ ются:

-готовностью дизеля к действию;

-величиной рабочего диапазона числа оборотов и нагрузок;

-приемистостью дизеля;

-моментом, развиваемым дизелем при реверсе;

-мощностью, допустимой при длительной работе на

заднем ходу.

Готовность к действию главных и вспомогательных дизе­

лей определяется временем, необходимым для приготовления двигателя к пуску, для пуска и прогрева до такого со­ стояния, при котором двигатель может принять необходимую

нагрузку.

Приготовление дизеля к пуску предусматривает выпол­

нение ряда операций по приготовлению механизмов самого двигателя и его систем, прогрева двигателя перед пуском

от постороннего источника энергии до температуры, обес-

31


почивающей надежный пуск, и прогрева масла в циркуляцион­

ной масляной цистерне. Готовность к действию корабель­

ного дизеля зависит от многих факторов, среди которых следует отметить его начальное тепловое состояние, особенности конструкции, быстроходность и вес. Время,

определяйте! готовность к действию корабельного дизеля, может составлять несколько минут при благоприятных

температурных условиях или достигать часа при приготов­

лении и пуске из холодного состояния.

Величина рабочего диапазона оборотов и нагрузок корабельных дизелей по винтовой характеристике определя­ ется главным образом минимальными эксплуатационными и минимально устойчивыми оборотами. Высокие минимально

устойчивые и минимальные эксплуатационные обороты яв­

ляются недостатком дизеля. Кроме того, работа дизеля

на МЯ.7ГНУ нагрузках и оборотах сопровождается ухудшением

качества рабочего процесса и повышенным нагарообразова-

нием.

Приемистость дизеля определяется наименьшим време­ нем 'tup,в течение которого допускается изменение числа оборотов от минимального значения до максимального при

работе по винтовой характеристике. Для дизеля, работаю­

щего на ВЕБ, под приемистостью подразумевается наимень­ шее время, в течение которого допускается изменение

крутящего момента, развиваемого дизелем, от минимального

его значения, соответствующего холостому ходу (шаговое отношение равно нулю), до полного его значения, соответ­ ствующего точке внешней характеристики для номинальных

оборотов.

Фактически приемистость дизеля определяется временем

разгона корабля, так как только после того, как корабль

разовьет полный ход, дизель достигнет номинального числа оборотов и полного крутящего момента, соответ­

ствующего этим оборотам. Таким образом, приемистость является свойством не только двигателя, но и всего

пропульсивного (гребного) комплекса. Приемистость опреде­ ляется массой корабля и его обводами, способом передачи

мощности на гребной винт и характеристиками винта. Приеми­

стость определяется также свойствами дизеля: быстродей­

ствием регулятора, временем выхода турбокомпрессора на

установившийся режим (если дизель имеет свободный

турбо­

компрессор) и наличием резерва мощности при работе по

внешней характеристике. На рис. 2.7 показан график

изменения мощности дизеля, работающего на винт фикси­

рованного шага, при раз­

 

 

 

 

гоне корабля (линия 1—2—]

 

 

 

 

Резерв мощности, который

80

 

 

 

 

может быть использован

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для разгона корабля,

60

 

 

 

 

заштрихован между винто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вой и внешней характе­

АО

 

 

 

 

ристиками дизеля.

 

 

 

 

Момент,ра звиваемый

 

 

 

 

 

дизелем при реверсе,

20

 

 

 

 

и мощность длительного

 

 

 

 

 

заднего хода определя­

О

2D

АО

60

80 т

ются конструктивными

 

 

 

 

 

особенностями двигателя.

Рис. 2.7. График, пока­

Дизели с непосредствен­

 

зывающий изменение

 

 

мощности дизеля при

 

ным реверсом могут обес­

 

 

 

разгоне

корабля

 

печить длительную работу

 

 

 

 

 

заднего хода при вполне

определенной,

ограниченной

мощности. У дизелей, имеющих реверсивную муфту, ограни­

чены не только мощность, но и время непрерывной работы на заднем ходу, что связано с особенностями конструкции

реверсивной муфты и упорного подшипника.

33


§ 7. Устойчивость режима работы дизеля

Устойчивостью режима работы дизеля называется его

способность без каких-либо внешних воздействий вновь

возвратиться в первоначальный режим, после того как

причина, вызвавшая его нарушение, перестает действовать.

Устойчивость системы двигатель-потребитель определя­ ется характером изменения момента двигателя М д при

закрепленном рычаге управления

и момента сопротивления

потребителя

М с

при изменении

частоты вращения со

(или оборотов

пд

) системы.

 

Основная характеристика двигателя (внешняя или

частичная)

может быть представлена в виде зависимости

 

 

 

(2.12)

где

Зд-

момент инерции системы двигатель-потребитель.

 

Свойства нагрузки (потребителя) определяются зави­

симостью

 

 

 

 

M c= - f M

(2.13)

например, винтовой характеристикой

 

 

 

М с = СИд .

(2.14)

Состояние длительно устойчивого равновесия опреде­

ляется как состояние, которое не изменяется по времени,

т. е.

 

M t= M A

(2.15)

 

1^=°

(2.16)

 

 

На рис.

2.8 это состояние определяется точкой А

пересечения

характеристик двигателя и потребителя.

Если под воздействием каких-либо причин нарушается

условие равновесия, то значения М с N1 д и со получают

приращения

Д М Ь , Д М А ? Д со .

 

34