Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Надежность характеризуют следующие показатели. Среднее время безотказной работы Т ^ ср)7 которое
определяется выражением l=N
|
|
i=l% |
|
|
(2.8) |
|
|
N. |
где |
z: |
- общее время безотказной работы двигателей; |
|
L-i |
- число двигателей, находящихся в эксплуата |
|
|
|
|
|
ции. |
Вероятность безотказной работы p(t) - это вероят ность того, что в данном интервале времени At в работе
.двигателя не будет отказов. Вероятность безотказной работы определяется с помощью следующего приближенного выражения
P W ------------- |
tOO*/, , |
<2. 9) |
где N - суммарное количество двигателей, находящихся
вэксплуатации в начале отсчета времени; Nqсреднее количество двигателей, отказавших
винтервале времени At ■,
t - время, для которого определяется показатель надежности.
Вероятность безотказной работы оценивает как на дежность двигателя в целом, так и надежность его отдель ных элементов. На рис. 2.5 показано изменение надежности двигателя и его элементов (1-5) по времени. На основа нии теоремы умножения вероятностей вероятность безотказ ной работы двигателя равна произведению вероятностей безотказной работы его элементов
P(t)=Pt(t)-P2(t) -- •-Pn(t) . (2.10)
Интенсивность отказов ^(t4) — есть отношение числа отказавших двигателей в единицу времени к среднему числу двигателей, продолжающих работать безотказно в данном интервале времени.
28
Рис. 2.5. Изменение вероятности безотказной
работы двигателя и его узлов по
времени
|
ыДг ’ |
4’ |
(2#11) |
где |
Д М 0- число двигателей, отказавших в ин |
||
|
тервале времени kt ; |
|
|
N«CtVN(k+4t) |
|
|
|
Ne= 75 — |
----- среднее число двигателей, работаю- |
||
L |
щих безотказно в данный момент |
вре |
мени.
Изменение интенсивности отказов в зависимости от времени работы двигателей можно выразить графически. Такой график дан на рис. 2.6. На рисунке участок I ха рактеризует начальный период эксплуатации двигателей. Участок П характеризует период основного времени рабо ты двигателя (область стабильной надежности).
Участок Ш характери зует период работы,
предшествующий ремонту двигателя.
29
В период эксплуатации двигателя на корабле должна быть обеспечена его надежная и безотказная работа. Оче видно, что в период общего ресурса двигателя невозможно обеспечить одинаковую надежность и безотказность всех его деталей. Периодически часть деталей, отработавших срок безотказной работы, должна заменяться новыми. Для этой цели устанавливаются межремонтные планово-предупредитель
ные осмотры и ремонты, когда двигатель останавливается
для замены изношенных деталей и проведения осмотра с
целью выявления скрытых дефектов отдельных узлов и дета
лей, могущих привести к внезапному отказу двигателя. Вели правильно определено время безотказной работы
двигателя и его элементов, правильно определены межре
монтные сроки и установлен перечень деталей и узлов, подлежащих замене на запасные, то в межремонтный период
двигатель должен работать безотказно с высокой степенью
надежности.
Степень надежности работы двигателя в межремонтный период и ресурс, обеспечивающий установленную вероят
ность безотказной работы, зависят также от назначения
двигателя и возможных последствий в результате его вы хода из строя. Примером могут служить авиационные дви гатели, высокая вероятность безотказной работы которых обеспечивает безопасность полетов. Когда время работы двигателя с высокой вероятностью безотказной работы истекает,его снимают с самолета и устанавливают на на земные объекты, где он продолжает работать длительное время с меньшей надежностью, которая однако вполне до пустима для новых условий его использования.
Задача корабельного инженера-мзханика состоит в том,
чтобы обеспечить безотказную работу двигателя в межре монтный период и обеспечить тем самым выполнение задач,
поставленных перед кораблем. Выполните этой задачи за висит от комплекса эксплуатационных факторов, важнейшими из которых можно назвать следующие:
30
-тщательность выполнения инструкции по эксплуата
ции, знание условий работы двигателя на корабле и преду
преждение возможных перегрузок;
-своевременность и качество выполнения планово предупредительных осмотров и ремонтов;
-характер режимов работы двигателя, степень и •
частота перегрузок, динамичность переходных режимов,
число пусков двигателя, уровень вибраций и крутильных ко
лебаний;
-сорт и качество смазочного масла, наличие приса
док к маслу, сорт и качество применяемого топлива, качество охлаждающей воды.
§ 6. Маневренные свойства корабельных
дизелей
Маневренные свойства корабельных дизелей определя ются:
-готовностью дизеля к действию;
-величиной рабочего диапазона числа оборотов и нагрузок;
-приемистостью дизеля;
-моментом, развиваемым дизелем при реверсе;
-мощностью, допустимой при длительной работе на
заднем ходу.
Готовность к действию главных и вспомогательных дизе
лей определяется временем, необходимым для приготовления двигателя к пуску, для пуска и прогрева до такого со стояния, при котором двигатель может принять необходимую
нагрузку.
Приготовление дизеля к пуску предусматривает выпол
нение ряда операций по приготовлению механизмов самого двигателя и его систем, прогрева двигателя перед пуском
от постороннего источника энергии до температуры, обес-
31
почивающей надежный пуск, и прогрева масла в циркуляцион
ной масляной цистерне. Готовность к действию корабель
ного дизеля зависит от многих факторов, среди которых следует отметить его начальное тепловое состояние, особенности конструкции, быстроходность и вес. Время,
определяйте! готовность к действию корабельного дизеля, может составлять несколько минут при благоприятных
температурных условиях или достигать часа при приготов
лении и пуске из холодного состояния.
Величина рабочего диапазона оборотов и нагрузок корабельных дизелей по винтовой характеристике определя ется главным образом минимальными эксплуатационными и минимально устойчивыми оборотами. Высокие минимально
устойчивые и минимальные эксплуатационные обороты яв
ляются недостатком дизеля. Кроме того, работа дизеля
на МЯ.7ГНУ нагрузках и оборотах сопровождается ухудшением
качества рабочего процесса и повышенным нагарообразова-
нием.
Приемистость дизеля определяется наименьшим време нем 'tup,в течение которого допускается изменение числа оборотов от минимального значения до максимального при
работе по винтовой характеристике. Для дизеля, работаю
щего на ВЕБ, под приемистостью подразумевается наимень шее время, в течение которого допускается изменение
крутящего момента, развиваемого дизелем, от минимального
его значения, соответствующего холостому ходу (шаговое отношение равно нулю), до полного его значения, соответ ствующего точке внешней характеристики для номинальных
оборотов.
Фактически приемистость дизеля определяется временем
разгона корабля, так как только после того, как корабль
разовьет полный ход, дизель достигнет номинального числа оборотов и полного крутящего момента, соответ
ствующего этим оборотам. Таким образом, приемистость является свойством не только двигателя, но и всего
пропульсивного (гребного) комплекса. Приемистость опреде ляется массой корабля и его обводами, способом передачи
мощности на гребной винт и характеристиками винта. Приеми
стость определяется также свойствами дизеля: быстродей
ствием регулятора, временем выхода турбокомпрессора на
установившийся режим (если дизель имеет свободный |
турбо |
|||||
компрессор) и наличием резерва мощности при работе по |
||||||
внешней характеристике. На рис. 2.7 показан график |
||||||
изменения мощности дизеля, работающего на винт фикси |
||||||
рованного шага, при раз |
|
|
|
|
||
гоне корабля (линия 1—2—] |
|
|
|
|
||
Резерв мощности, который |
80 |
|
|
|
|
|
может быть использован |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
для разгона корабля, |
60 |
|
|
|
|
|
заштрихован между винто |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
вой и внешней характе |
АО |
|
|
|
|
|
ристиками дизеля. |
|
|
|
|
||
Момент,ра звиваемый |
|
|
|
|
|
|
дизелем при реверсе, |
20 |
|
|
|
|
|
и мощность длительного |
|
|
|
|
|
|
заднего хода определя |
О |
2D |
АО |
60 |
80 т |
|
ются конструктивными |
||||||
|
|
|
|
|
||
особенностями двигателя. |
Рис. 2.7. График, пока |
|||||
Дизели с непосредствен |
|
зывающий изменение |
|
|||
|
мощности дизеля при |
|
||||
ным реверсом могут обес |
|
|
||||
|
разгоне |
корабля |
|
|||
печить длительную работу |
|
|
|
|
|
|
заднего хода при вполне |
определенной, |
ограниченной |
мощности. У дизелей, имеющих реверсивную муфту, ограни
чены не только мощность, но и время непрерывной работы на заднем ходу, что связано с особенностями конструкции
реверсивной муфты и упорного подшипника.
33
§ 7. Устойчивость режима работы дизеля
Устойчивостью режима работы дизеля называется его
способность без каких-либо внешних воздействий вновь
возвратиться в первоначальный режим, после того как
причина, вызвавшая его нарушение, перестает действовать.
Устойчивость системы двигатель-потребитель определя ется характером изменения момента двигателя М д при
закрепленном рычаге управления |
и момента сопротивления |
||
потребителя |
М с |
при изменении |
частоты вращения со |
(или оборотов |
пд |
) системы. |
|
Основная характеристика двигателя (внешняя или
частичная) |
может быть представлена в виде зависимости |
||
|
|
|
(2.12) |
где |
Зд- |
момент инерции системы двигатель-потребитель. |
|
|
Свойства нагрузки (потребителя) определяются зави |
||
симостью |
|
|
|
|
|
M c= - f M |
(2.13) |
например, винтовой характеристикой |
|
||
|
|
М с = СИд . |
(2.14) |
Состояние длительно устойчивого равновесия опреде
ляется как состояние, которое не изменяется по времени,
т. е. |
|
M t= M A |
(2.15) |
|
1^=° |
(2.16) |
|
|
|
На рис. |
2.8 это состояние определяется точкой А |
|
пересечения |
характеристик двигателя и потребителя. |
|
Если под воздействием каких-либо причин нарушается |
||
условие равновесия, то значения М с N1 д и со получают |
||
приращения |
Д М Ь , Д М А ? Д со . |
|
34