Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
Нагар в камере сгорания двигателя состоит из углистых ве ществ, соединений металла и элементов выносителя. Например, в присутствии этиловой жидкости в состав отложений входят различ ные соединения свинца, брома и хлора. На деталях двигателя мо гут отлагаться окись свинца, галоидный свинец и комплексные оксигалоидные соединения свинца. В присутствии окислов серы об разуются сульфат свинца и его комплексные соли с окисью свинца. На более горячих деталях (выпускные клапаны, свечи) нагар вклю чает до 81—86% высокоплавких соединений свинца, на более хо лодных деталях (поршень, головка цилиндра) количество соедине ний свинца в нагаре достигает 60—70%.
Присутствие ТЭС в бензинах особенно сильно увеличивает его склонность к отложениям в двигателях с высокой степенью сжа тия (г = 9 —10). Вследствие образования нагара с низкой темпе ратурой воспламенения, включающего соединения свинца и гало идных соединений, в камере сгорания появляются тлеющие части цы, которые вызывают преждевременное воспламенение рабочей смеси. Нагар с соединениями металлов на электродах свечей при водит к их замыканию. Устранить указанные явления можно до бавкой к этилированному бензину фосфор- и борсодержащих при садок, например, трикрезилфосфата. Эти присадки повышают тем пературу тлеющего нагара в присутствии .соединений свинца и бро ма. В присутствии присадок, содержащих фосфор, нагар имеет бо лее рыхлую структуру и в меньшей степени снижает электросопро тивление свечей, что повышает надежность двигателя.
СТАБИЛЬНОСТЬ
Ф и зи ч е с к а я с т а б и л ь н о с т ь б ен зи н о в . При хранении, транспорти
ровке и применении бензинов в результате испарения низкокипящих фракций снижаются пусковые качества и детонационная стой кость, возрастают потери горючего. При хранении этилированных бензинов может испариться низкокипящий выноситель, это вызовет увеличение отложений в двигателе. Величина потерь от испарения зависит от условий применения, хранения и транспортировки бен зина. Потери от испарения бензинов с давлением насыщенных па ров при 38° С 260—390 мм рт. ст. за один месяц хранения в назем ных полевых резервуарах без дыхательных клапанов в среднем составляют 1—2%. Очень большие потери от испарения горючего возможны из баков самолетов через дренажную систему. Напри мер, для бензинов с давлением насыщенных паров при 38° С 300—350 мм рт. ст. за один час полета на высоте 10 км потери от испарения через дренажную систему могут составить 10—12%.
Х и м и ч ес к а я с т а б и л ь н о с т ь . Химическая стабильность бензинов резко снижается при наличии в них непредельных соединений. Для повышения устойчивости к окислению к бензинам добавляют анти окислители. В качестве антиокислителей для бензинов, содержа
л о
щих продукты каталитического и, особенно, термического крекинга, применяются фенолы, алкилфенолы, гидрооксинафталины, амины, аминофенолы и некоторые другие соединения. Наиболее эффектив ными антиокислителями среди алкилфенолов являются экраниро ванные тризамещенные фенолы. Эффективность таких антиокисли телей объясняется тем, что в экранированных фенолах группа ОН защищена разветвленными радикалами, которые затрудняют уча стие ингибитора в побочных реакциях окисления. Высокими антиокислительными свойствами обладают аминофенолы, у которых аминогруппа находится в параположении к гидроксильной, а во дород аминогруппы частично или полностью замещены бутильным, пзобутильным, фенильным, бензильным радикалами. Аминные и аминофенольные антиокислители имеют склонность к образованию отложений во впускной системе двигателя.
Наиболее распространенные отечественные антиокислители для автомобильных бензинов — это пара-оксидифениламин, древесно смольный, фенолы, выделенные из вод полукоксования каменного угля. Недостатком пара-оксидифениламина является его плохая растворимость в бензинах, вследствие чего он вводится в виде ра створа в ароматических углеводородах. Фенольные антиокислители из древесной и угольной смол пригодны только для стабилизации горючего, содержащего непредельные углеводороды.
Стабильность бензинов снижается в присутствии сернистых сое динений несмотря на то, что некоторые из них задерживают про цессы окисления непредельных углеводородов.
Для подавления каталитического действия металлов, особенно таких активных, как медь, могут использоваться деактиваторы ме таллов. Сами по себе деактиваторы не обладают значительным антиокислительным действием и должны применяться вместе с ан тиокислителями. В качестве деактиваторов металлов для бензинов разработаны 20—50%-ные растворы салицилидена в толуоле или ксилоле. Деактиваторы могут предотвращать распад ТЭС и стаби лизировать этилированные бензины в отсутствие антиокислителя.
Присутствие антидетонаторов в бензине снижает химическую стабильность. Под действием кислорода воздуха и солнечного све та свинцовые и марганцевые антидетонаторы окисляются и способ ствуют окислению углеводородов, которые в отсутствие антидето натора достаточно стабильны. Стабильность антидетонатора зави сит от состава бензина. Стабильность ТЭС в изоалканах значитель но выше, чем в ароматических углеводородах и цикланах.
Каталитическое действие ТЭС на окисление углеводородов можно объяснить возникновением радикалов при диссоциации ТЭС РЬ(С2Н5 ) 4 -*■ (С2Нб)зРЬ--- I-C2H5—. Радикалы при взаимодейст вии с исходными углеводородами вызывают продолжение цепи и вырожденное разветвление через гидроперекиси, образующиеся при превращениях перекисных радикалов С2Н5ОО— и ROO—•.
При взаимодействии радикалов (С2Н5)3РЬ— с перекисями воз никают соединения свинца и радикалы, которые диссоциируют и
181
образуют свободные радикалы. Для стабилизации распада ТЭС в авиационные бензины добавляются пара-оксидифениламин в коли честве 0,004—0,05%. В результате этого срок хранения этилиро ванных авиационных бензинов в самых жарких климатических условиях достигает 3—4 лет.
КОРРОЗИОННОСТЬ
В л и я н и е о р г ан и ч ес к и х к и сл от и се р н и сты х соеди н ен и й . Бензины
по сравнению с другими моторными топливами обладают меньшей коррозионностью, так как они содержат небольшое количество сер нистых соединений и органических кислот. Общее содержание серы в авиационных бензинах не превышает 0,05%, а в автомобильных 0,1—0,12%. Соответственно кислотность стандартных авиационных и автомобильных бензинов составляет не более 1 и 3 мг КОН на 100 мл топлива. Коррозионность бензинов, содержащих непредель ные углеводороды, повышается в результате окисления этих сое динений в процессе хранения и применения бензина. Образующие ся при окислении бензинов кислые продукты агрессивнее имеющих ся в свежем горючем органических кислот, кроме того, часть из них растворима в воде.
Коррозия металлов бензином, содержащим продукты окисления углеводородов, может быть предотвращена добавлением к топливу 0,05—1,1% тио-, хлор- и аминопроизводных жирного и ароматиче ского ряда.
С повышением содержания серы в бензине заметно увеличива ется износ деталей двигателя, а также коррозия емкостей, трубо проводов, средств заправки и перекачки. С повышением содержа ния серы в бензине особенно сильно изнашиваются цилиндры и поршневые кольца. Так, при повышении содержания серы в авто мобильном бензине с 0,05 до 0,1% износ двигателя возрастает в 1,5—2 раза, повышение содержания серы от 0,4 до 0,2% увеличи вает износ еще в 1,5—2 раза, а при увеличении с 0,2 до 0,3% — еще в 1,3—1,7 раза. При повышенном содержании серы по мере износа
двигателя |
снижаются мощностные и экономические показатели |
двигателя. |
а н т и д е т о н а т о р о в и вы н о си тел ей . Присутствие антиде |
В л и ян и е |
тонаторов и выносителей повышает коррозионность бензинов. Про дукты разложения выносителей корродируют седла и направляю щие выпускных клапанов, а также свечи зажигания. При попада нии воды в бензины коррозионность их усиливается в результате гидролиза галоидных выносителей и образования растворимых в воде бром- и хлорводородных кислот. Галоидный свинец, отлагаю щийся на деталях двигателя, при длительных его остановках в при сутствии влаги воздуха также вызывает коррозию, так как подвер гается гидролизу с образованием галоидоводорода и окиси свинца.
Г л а в а 12. Д И З Е Л Ь Н О Е Т О П Л И В О
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ
Область применения и сорта. Двигатели с воспламенением от сжатия, называемые еще дизелями, получили широкое распростра нение в народном хозяйстве и Вооруженных Силах нашей страны. Они являются основными силовыми агрегатами танков, тягачей, большегрузных автомобилей и других видов военной техники. На надводных и подводных кораблях дизели служат основными или вспомогательными силовыми установками.
Горючим для этих двигателей является дизельное топливо. В те чение нескольких последних лет в нашей стране среди всех видов горючего для двигателей внутреннего сгорания дизельное топливо занимает первое место по производству. Широкое применение ди зельного топлива обусловлено рядом преимуществ:
—высокой эффективностью использования запаса химической энергии топлива, поскольку экономичность цикла дизелей выше, чем других типов двигателей внутреннего сгорания;
—более низкой стоимостью;
■— меньшей пожарной опасностью.
В зависимости от типа двигателя и условий его работы приме няются два вида топлив:
—дистиллятное, в состав которого входят керосино-газойле-со- ляровые фракции преимущественно прямой перегонки или с содер жанием не более 20% продуктов каталитического крекинга;
—смеси дистиллятов с остаточными продуктами и остаточные продукты переработки нефти.
Дистиллятные топлива применяются на быстроходных дизелях со скоростью вращения коленчатого вала более 1000 об/мин и сред ней быстроходности (п —500—1000 об/мин). Для тихоходных ди зелей (п <500 об/мин) используются смеси дистиллятов и оста точных продуктов или остаточные продукты прямой перегонки, кре
кинга и их смеси. В связи с разнообразием условий применения и необходимостью расширения ресурсов производства топлива для быстроходных двигателей выпускаются сезонные виды: летнее, зимнее, арктическое, дизельное топливо, а также некото рые виды специального горючего, например, для дизелей, кораблей н судов морского флота (ДС и С) и тепловозов (ТЛ и ТЗ).
Указанные виды топлив выпускают двух сортов: малосернистые (ДА, ДЗ, ДЛ, ДС) и сернистые (А, 3, Л, С) дизельные топлива. Сернистое горючее характеризуется повышенным содержанием се ры, ароматических алкановых (в том числе высокоплавких) угле водородов, смолистых веществ. Циклановые углеводороды и наф теновые кислоты в нем содержатся в небольшом количестве.
Дизельное топливо из восточных нефтей преимущественно ал кано-ароматического основания, а кавказских — циклано-аромати- ческого.
183