Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
Для зарубежных автомобильных бензинов температуры пере гонки 10, 50 и 90% соответственно составляют 50—75; 90—125 и 150—180° С, а конец кипения достигает 180—205° С.
Авиационные бензины имеют узкий фракционный состав, более низкие, чем у автомобильного бензина, температуры перегонки 50 и 90% и конца кипения. Отечественные и зарубежные авиационные бензины имеют приблизительно одинаковый фракционный состаз
в пределах выкипания 40—180° С.
Потери от испарения. Транспортировка и хранение бензинов связаны с довольно значительными потерями, главной составной частью которых являются потери вследствие испарения. Потери ог испарения возможны при сливе, наливе, хранении, перевозках, за правках машин, из баков и карбюраторов. На рис. 43 приведены графики, показывающие влияние условий хранения на потери бен зинов.
ДЕТОНАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ
Влияние химического состава бензина на детонационную стой кость. Детонационная стойкость бензинов определяется их группо-
Z |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
Число отомо8 углерода |
|
|
|||
Рис. |
4 4 . Зависимость |
детонационной |
стойкости |
||||
углеводородов от |
их |
строения и молекулярной |
|||||
|
|
|
массы: |
|
|
|
|
1—н-алкаиы; |
2—моноалкилалканы; 3—алкены; 4 - моноаро- |
||||||
|
матические; 5-диалкилалканы; |
6—моноцикланы. |
|||||
вым углеводородным |
составом |
и строением |
углеводородов. На |
рис. 44 показано, как изменяется детонационная стойкость углево дородов в зависимости от их молекулярной массы и строения. Из
170
приведенных данных видно, что с повышением молекулярной мас сы всех классов углеводородов детонационная стойкость снижа ется. При одинаковом числе атомов углерода в молекуле детона ционная стойкость углеводородов, как правило, повышается в ряду: н-алканы, н-алкены, цикланы, изоалкены, изоалканы и ароматиче ские. В зависимости от строения углеводородов детонационная стойкость сильно меняется и указанный порядок может несколько нарушаться.
Для различных классов углеводородов характерны следующие основные закономерности по изменению детонационной стойкости:
—у алканов она повышается с увеличением степени разветвле ния, перемещения третичного атома углерода к центру молекулы,
ачетвертичного к концам цепей и понижается с удлинением цепей;
—у пяти и шестичленных цикланов и ароматических углеводо родов детонационная стойкость понижается при удлинении боко вых цепей и резко повышается с разветвлением боковой цепи и уве личением числа замещенных метальных групп;
—у алкенов при перемещении двойной связи к центру моле
кулы детонационная стойкость повышается.
Из приведенных данных видно, что нет прямой зависимости между детонационной стойкостью и склонностью к окислению угле водородов при умеренных температурах. Например, н-алканы, исключая легкие гомологи, обладают низкой детонационной стой костью, но очень устойчивы к окислению и с трудом образуют пе рекиси в условиях жидкофазного окисления. Влияние структуры углеводорода на его свойства особенно показательно на примере алкенов. Алкены за счет присутствия прочной двойной связи в мо лекуле имеют более высокую, чем н-алканы, детонационную стой кость, в то же время в обычных условиях невысоких температур сни окисляются значительно активнее. Эти положения относятся к некоторым изоалканам и алкилароматическим углеводородам.
Можно проследить связь между детонационной стойкостью и термической стабильностью — устойчивостью молекул углеводоро дов к воздействию теплоты, вызывающей в критических для дан ной молекулы условиях ее распад.
При равном числе атомов углерода в молекуле н-алканы менее термически устойчивы, чем циклаиовые, а циклановые менее устой чивы, чем ароматические, что соответствует общему направлению повышения детонационной стойкости. Чем выше термическая ста бильность, тем выше детонационная стойкость топлива.
Влияние детонационной стойкости бензина на работу двигателя. Совершенствование поршневых двигателей с искровым зажиганием сопровождается повышением требований к детонационной стой кости бензинов. До сих пор повышение степени сжатия ограничи вается возникновением детонационного горения. Зависимости оп тимального значения октанового числа от степени сжатия и диа метра цилиндра в миллиметрах выражаются эмпирическими фор мулами, например, при верхнем расположении клапанов
171
0 Ч Ш1= 25,9 4- 4,05 £ + 0,318Д.
В зависимости от условий и режима работы двигателя требова ние к детонационной стойкости бензина изменяется. На рис. 45 по
|
казано |
влияние |
скорости |
|||||
|
движения автомобиля и на |
|||||||
|
грузки двигателя на вели |
|||||||
|
чину |
|
октанового |
|
числа, |
|||
|
обеспечивающего |
бездето- |
||||||
|
национное |
сгорание. |
Наи |
|||||
|
более |
высокая |
|
детонацион |
||||
|
ная стойкость бензина не |
|||||||
|
обходима на режимах пол |
|||||||
|
ной |
нагрузки. |
Вследствие |
|||||
|
того, что двигатель автомо |
|||||||
|
биля |
работает |
значительное |
|||||
|
время на частичных нагруз |
|||||||
|
ках, можно применять бен |
|||||||
|
зины и с несколько пони |
|||||||
|
женным |
октановым |
числом, |
|||||
|
а на полных нагрузках не |
|||||||
Рис. 45. Влияние скорости движения |
допускать |
возникновения |
||||||
детонации |
за |
счет |
регули |
|||||
автомобиля и нагрузки двигателя на |
рования |
|
каких-либо |
экс |
||||
величину требуемого октанового числа |
|
|||||||
бензина. |
плуатационных |
|
факторов. |
|||||
|
Однако |
в |
этом |
случае на |
полных нагрузках нельзя получить расчетную мощность двигателя. Для многих типов серийных автомобильных двигателей октановое число применяемого для них бензина несколько ниже, чем требу ется для обеспечения бездетонационной работы при полной на грузке двигателя. Для современных автомобильных двигателей су ществует следующая зависимость между величиной степени сжатия и детонационной стойкостью применяемого бензина:
Степень |
|
сжатия |
Октановое число по исследовательскому |
|
|
|
методу |
6 .5 |
- |
7,0 |
80-86 |
7,0-7,5 |
86-90 |
||
8 .5 |
- |
9,0 |
91-98 |
Для некоторых двигателей со степенью сжатия s =6,6—7,0 при меняется бензин А-72 с октановым числом по исследовательскому методу 76—80, но это приводит к недобору мощности на 2—3%. Для грузовых автомобилей, двигатели которых имеют степень сжа
тия е =6,5—6,7, |
используется бензин А-76 с октановым |
числом |
по исследовательскому методу 80—83 единицы. |
сжатия |
|
Эксплуатация |
двигателей сповышенной степенью |
в =8,5—9,0 осуществляется на бензинахАИ-93 и А.И-98,октановое число которых по исследовательскому методу не должно быть ни же значений, указанных в маркировке.
172
Октановые числа массовых зарубежных автомобильных бензи нов имеют значения 83—98. За рубежом вырабатываются два основных сорта автомобильных бензинов — обычный и премиаль ный, а в некоторых странах, кроме того, и более высокооктановый супер-бензин.
Чтобы обеспечить высокую экономичность и бездетонационную работу двигателей на крейсерских режимах при относительно бед ных смесях (а =0,9—0,95), необходимо иметь авиационные бен зины с октановым числом по моторному методу от 90 до 100 единиц (в зависимости от типа двигателя). На форсированных режимах, например при взлете, когда двигатель работает на богатых смесях ( а = 0,6—0,7), требуется высокая сортность (до 115—130 единиц). Разработаны авиационные бензины с сортностью на богатой смеси
160, а на бедной— 115.
Методы повышения детонационной стойкости. Детонационная стойкость бензинов может быть улучшена следующими способами:
— изменением химического состава основы бензина;
—добавлением компонентов с высокой детонационной стой костью;
—применением антидетонаторов.
Для улучшения детонационной стойкости базового бензина ши роко применяются каталитические методы переработки дистилля тов, в частности, каталитический риформинг. Для получения задан ных детонационных характеристик стандартного топлива к базо вым бензинам добавляют компоненты и антидетонаторы. В качест ве компонентов с высокой детонационной стойкостью используются смеси изоалканов и ароматических углеводородов: технический изо октан, алкилат, изопентан технический, алкилбензолы и пиробензол.
Ароматические компоненты повышают октановое число и сорт ность, а изоалкановые, главным образом, октановое число. Коли чество ароматических компонентов ограничивается, потому что они ухудшают другие эксплуатационные свойства: повышают гигроско пичность, нагарообразующую способность и вызывают перегрев двигателя.
Добавление антидетонаторов в небольшом количестве резко по вышает детонационную стойкость бензинов. Наиболее эффектив ными антидетонаторами являются металлоорганические соедине ния свинца, марганца, железа и других металлов переменной ва лентности, способных образовывать ряд окислов от высших до низших. Широкое практическое распространение получили антиде тонаторы на основе соединений свинца: тетраэтилсвинец и тетраметилсвинец.
Действие антидетонаторов на основе металлов проявляется только при температурах выше порога их термической стабильности и определяющими являются свойства гетероатомной части моле кулы антидетонатора. При распаде антидетонатора выделяется вы сокоактивный атомарный металл. Установлено, что тонкодиспергированные золи металлов в топливе, полученные при предвари
173
тельном разложении антидетонатора, обладают значительным антидетонационным эффектом.
При термическом распаде антидетонаторов типа Me(R)„ по схеме M e(R)„ Me + nR— образуются свободные радикалы. Они должны ускорять реакцию окисления, но этого не наблюдается. Удовлетворительного объяснения с точки зрения цепной теории это го явления в настоящее время не существует. Возможно, что ал кильные радикалы очень быстро реагируют друг с другом с обра зованием углеводородов.
Для эффективных антидетонаторов характерно наличие прямых связей между атомами углерода и металла. Именно эта связь обес печивает образование активного атомарного металла, основного действующего начала в реакциях подавления детонации, в резуль тате взаимодействия металла с активными промежуточными про дуктами.
Предпламенные превращения развиваются по цепному меха низму, поэтому на ранних стадиях процесса даже небольшое коли чество активного металла будет действовать эффективно, обрывая цепь в одном из ее звеньев, например, по схеме
Me + ROOH -* MeO + ROH.
Этим объясняется высокая эффективность малых добавок анти детонатора и постепенное ее снижение по мере увеличения содер жания в горючем антидетонатора.
Металл образует низший окисел, который способен далее окис ляться до высших окислов либо за счет промежуточных продуктов, либо за счет кислорода воздуха. Активные промежуточные продук ты превращаются в значительно более стабильные и менее реак ционноспособные кислородные соединения — спирты или карбо нильные производные.
Известны и другие объяснения механизма действия антидетона торов, например, схема:
Ме + Ог -> М е02;
МеОг + ROOH -> ROH + MeO + Ог; МеО + 0,5О2 -* Ме02.
Такой механизм действия антидетонаторов на основе металлов менее вероятен, а активность окислов значительно ниже, чем ато марного металла.
Бензины, отличающиеся углеводородным составом, обладают различной приемистостью, т. е. при добавлении одного и того же количества антидетонатора детонационная стойкость их повыша ется не в одинаковой степени. Приемистость к антидетонатору за висит от соответствия температуры термического разложения анти детонатора и температуры интенсивного образования активных продуктов при окислении топлива. Например, порог начала терми ческого разложения тетраэтилсвинца равен примерно 200° С. По этому чем выше термическая стабильность углеводородов, тем ме
174