Файл: Царева, В. Н. Товароведение пушно-мехового сырья и готовой продукции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ НАУЧНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В современных условиях развития общества научная организа­ ция труда (НОТ) приобретает особое значение и является важным фактором для повышения эффективности производства.

Под НОТ на предприятии следует понимать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, позволяет луч­ шим образом соединить технику и людей в едином производствен­ ном процессе, обеспечивает эффективное использование материаль­ ных и трудовых ресурсов.

Основными вопросами НОТ на предприятиях меховой и овчин­ но-шубной промышленности являются: выбор форм разделения

икооперирования труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; повышение культурно-технического уровня работа­ ющих; производственный инструктаж, совершенствование приемов

иметодов труда; укрепление трудовой дисциплины; установление оптимального режима труда и распределение рабочих по сменам; улучшение условий труда; развитие социалистического соревнова­ ния; организация оплаты труда.

Разделение и кооперирование труда. Разделение труда — это расчленение производственного процесса на операции и распреде­ ление выполняемой работы между отдельными работниками. При этом специалисты приобретают глубокие технические навыки, осва­ ивают достижения передового опыта, совершенствуют приемы труда

иполучают нужные результаты с наименьшими затратами сил. Разделение труда создает благоприятные условия для примене­

ния специализированного оборудования, инструмента и приспособ­ лений. Если объем работ недостаточен для полной загрузки рабо­ чего дня, можно совмещать выполнение разных операций, т. е. один работник овладевает несколькими специальностями. При выполне­ нии комплексных работ, расчленение которых невозможно, для по­ вышения производительности труда организуется бригадная сис­ тема работы. Такое объединение рабочих является внутрипроизвод­ ственным кооперированием труда.

Организация и обслуживание рабочего места. Рабочим местом называют участок производственной площади, оснащенный обору­ дованием и инструментом, который используется исполнителем для выполнения определенной технологической операции.

Общими условиями для организации рабочего места являются: оснащение рабочего места соответствующим оборудованием, инвен­ тарем, инструментом; закрепление за каждым исполнителем опре­ деленных производственных операций или работ на указанных для этого рабочих местах; рациональное устройство рабочей мебели; четкое обслуживание рабочего места; обеспечение безопасности и необходимых санитарно-гигиенических условий труда.

12*

339


Повышение культурно-технического уровня работающих. Мак­ симальное приближение обучения к конкретным требованиям и условиям данного производства в значительной степени способ­ ствует повышению культурно-технического уровня работающих. Непрерывное оснащение промышленных предприятий новой техни­ кой требует высокой квалификации рабочих. Подготовка квалифи­ цированных рабочих кадров на производстве осуществляется путем индивидуального, бригадного методов обучения, организации школ передовых методов труда, курсов целевого назначения, производ­ ственно-технического обучения (ПТУ), техникумов и институтов.

Производственный инструктаж, совершенствование приемов и методов труда. Различают следующие виды инструктажа: в в о ­ дный, цель которого — изучение рабочим правил внутреннего рас­ порядка, правил технической эксплуатации и методов работы на

обслуживаемом оборудовании; о п е р а т и в н ы й ,

заключающийся

в постоянном

обучении выполнению производственного процесса

(осуществляет

мастер участка); с п е ц и а л ь н ы й

для ознакомле­

ния рабочих с новыми условиями выполнения технологических опе­ раций при внедрении нового оборудования и передовых методов производства.

Работа по распространению передового опыта выполняется в следующем порядке: детально анализируют передовые методы работы для отбора наиболее рациональных вариантов; обобщают результаты передового опыта работы и намечают мероприятия, обеспечивающие внедрение выбранного метода; внедряют отоб­ ранные методы работы путем организации обучения рабочих в шко­ лах передового опыта с учетом этих методов работы.

Планы НОТ включают различные предложения рабочих и ИТР, способствующие снижению трудоемкости, экономии средств и улуч­ шению условий труда.

В 1955 г. на Саратовском заводе машиностроительного профиля зародилось движение рабочих, инженерно-технических работников и служащих под девизом: «Работать на каждом рабочем месте при выполнении каждой операции без дефектов».

Саратовский метод работы представляет собой единство ком­ плекса взаимозависимых, взаимообусловленных идеологических, организационных и технических мероприятий по повышению каче­ ства труда каждого исполнителя.

Согласно саратовскому методу работы за качество рабо­ ты полную ответственность несет тот, кто данную работу про­ извел.

Этот метод работы требует, чтобы каждый исполнитель, прежде чем предъявить приемщику (контролеру) продукцию или изделия, сначала сам убедился в ее бездефектности.

Важное положение саратовского метода работы — установление критерия оценки высококачественного, бездефектного изделия. Поэтому все, что изготовлено строго в соответствии с чертежами или другой технической документацией, есть годное, высококачест­ венное, бездефектное, и наоборот, все, что не соответствует техниче­

340



ской документации, является негодным, дефектным. Саратовский метод работы основан на двух важных принципах: на ответ­ ственности исполнителя за производимую работу и на единстве в оценке годного в данном производстве у приемщиков (контроле­ ров) и исполнителей.

Укрепление трудовой дисциплины. Трудовая дисциплина тре­ бует от каждого работника: добросовестно выполнять возложенные на него трудовые функции, сменное задание и добиваться его пере­ выполнения; полностью использовать рабочий день; обеспечивать высокое качество работы; выполнять установленный график рабо­ чего времени; соблюдать правила производственного поведения (правила техники безопасности и санитарии, противопожарной ох­ раны, правила внутреннего распорядка); строго беречь социалис­ тическую собственность.

Саратовский метод работы предусматривает планируемый контроль за соблюдением технологической и производственной дисциплины во всех звеньях производства для обеспечения нуж­ ного качества изготовляемой продукции. День качества проводят регулярно один раз в неделю у директора предприятия ш отдельно у начальников цехов. По своей форме день качества — это опе­ ративное совещание, на котором проверяют, что сделано за про­ шедшую неделю каждым производственным звеном по обеспече­ нию качества изготовляемой продукции. Практически установлено, что наиболее сильное воздействие на виновника брака оказывает общественное обсуждение.

Саратовский метод работы предопределяет такие принципы и формы организации производства, которые способствуют воспита­ нию у каждого трудящегося чувства высокой ответственности за'

порученное дело, творческому подходу

к выполнению задания

и воспитанию коммунистического отношения к труду.

Установление оптимального режима

труда и распределение

рабочих по сменам. На предприятиях меховой и овчинно-шубной промышленности работу осуществляют в две смены, а на отдель­ ных процессах сырейно-красильного производства — в три. Основ­ ными требованиями организации двухсменной работы являются следующие: численность рабочих в каждой смене устанавливают примерно равной, что обусловливает одинаковый объем сменных заданий и их трудоемкость; работу во всех сменах выполняют на одинаковом уровне технического руководства; рациональный учет сменной выработки; организация сдачи-приемки смен.

Улучшение условий труда. Для успешной работы необходимо, чтобы производственное помещение, его размер и объем способ­ ствовали правильной расстановке оборудования с учетом после­ довательности выполнения технологического процесса. Рабочее помещение не должно быть тесным; ширина проходов и высота производственных помещений должны соответствовать нормам. Оптимальная температура и влажность должны поддерживаться с помощью вентиляционно-увлажнительных установок. Рациональ­ ное освещение — одно из важнейших факторов улучшения условий

341


труда, увеличения его производительности, повышения качества продукции, уменьшения производственного травматизма.

На производстве должны быть созданы условия, обеспечиваю­ щие полную безопасность работающих. Поэтому все движущиеся части машин, приводные ремни, электрические провода, горячие трубы и все остальное, что может причинить вред или создать

'опасность для работающих, должно быть ограждено и защищено от случайного прикосновения.

В цехах на видном месте должны висеть плакаты и инструкции по технике безопасности.

Развитие социалистического соревнования. Социалистическое соревнование способствует развитию творческой инициативы масс. Соревнование нашло свое выражение в движении работников и коллективов за звание ударников, бригад и предприятий комму­ нистического труда. Задача социалистического соревнования за­ ключается в том, чтобы направить трудовую активность и ини­ циативу трудящихся на изыскание резервов по дополнительному выпуску продукции, повышению эффективности производства и улучшению его технико-экономических показателей.

Организация оплаты труда. Оплата труда подростков за сок­ ращенный рабочий день для рабочих и служащих в возрасте от 15 до 16 лет продолжительностью 5 ч; от 16 до 17 лет продолжи­ тельностью 7 ч производится, как за полный рабочий день ра­ ботников соответствующих категорий. Труд подростков в возрасте от 16 до 18 лет, допущенных к сдельным работам, должен опла­ чиваться при исполнении этих работ по одинаковым со взрослыми рабочими сдельным расценкам с доплатой по их тарифной ставке за время, на которое полный рабочий день, установленный для взрослых рабочих, превышает сокращенный рабочий день для подростков.

Сверхурочные работы не должны выполнять работники, не достигшие 18 лет, кормящие матери, обучающиеся в школе рабо­ чей молодежи (в дни занятий).

На предприятиях с различными тарифными ставками для рабо­ чих с повременной и сдельной оплатой труда доплата за сверх­ урочные работы производится во всех случаях из расчета тариф­ ной ставки рабочего с повременной оплатой труда соответствую­ щего разряда.

Работник с повременной оплатой труда за каждый из первых двух проработанных или сверхурочных часов получает заработную плату, равную полуторачасовой, а за каждый из последующих сверхурочных часов — двойной часовой тарифной ставке соответ­ ствующего разряда.

При сдельной оплате труда, кроме сдельной заработной платы, причитающейся за работу, выполненную в сверхурочные часы, за каждый из первых двух сверхурочных часов работнику доплачи­ вают 50%, а за каждый из последующих сверхурочных часов — 100% повременной часовой тарифной ставки разряда, присвоенного данному работнику.

342