ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Расчетная |
мощность |
трансформа |
||||||
|
|
|
|
|
тора (без вывода) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Рт = |
1,045Р0. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Таким |
образом, расчетная |
|
мощ |
|||||
|
|
|
|
|
ность трансформатора всего лишь на |
||||||||
|
|
|
|
|
5% больше |
передаваемой через |
него |
||||||
фчо |
|
|
|
|
мощности |
нагрузки, что |
говорит о |
||||||
|
|
|
|
весьма хорошем использовании транс |
|||||||||
W W W |
форматора в данной схеме. |
|
вы |
||||||||||
Из рассмотренных |
уже схем |
||||||||||||
|
|
|
|
U)t |
прямления данная схема |
имеет на |
|||||||
|
|
|
|
|
именьший коэффициент пульсации, ко |
||||||||
Рис. 33. |
Р а б о та |
трехф азнон |
торый равен kn = |
0,027. |
|
|
|
||||||
При включении в трехфазную мос |
|||||||||||||
м остовой |
схемы |
выпрямления |
|||||||||||
с управляемы ми вентилями: |
товую схему выпрямления управляемых |
||||||||||||
вторичной |
обмотки |
трансформато |
вентилей |
(тиристоров) |
можно |
регули |
|||||||
а — кривые |
фазных |
напряжений |
ровать выходное |
напряжение |
выпря |
||||||||
ра (тонкие линии) |
и |
потенциалов |
|||||||||||
выходных |
зажимов |
выпрямителя; |
мителя. Задержка отпирания очеред |
||||||||||
б — кривая |
выпрямленного на |
||||||||||||
пряжения |
|
|
|
|
ного вентиля :на угол а (рис. 33, |
а, б) |
|||||||
ных напряжений |
|
относительно |
точки пересечения |
фаз |
|||||||||
оказывает влияние |
на форму |
выпрямленного |
напряжения, а соответственно и на величину его среднего значения. При этом с ростом угла а происходит уменьшение среднего значе ния выпрямленного напряжения U0. При а = 90° в рассматривае мой схеме По становится равным 0, и выпрямитель считается пол
ностью запертым- |
0 |
до 90° среднее |
Таким образом, при регулировании угла а от |
||
з |
до |
U0 = 0. |
значение напряжения изменяется от U0= — Uлп |
Преобразование постоянного тока в переменный (инвертирова ние). Преобразование постоянного тока в переменный может осу ществляться с помощью статических преобразователей-инверторов. Работа инверторов основана на использовании управляемых вен тилей— ионных (тиратроны, “Экситроны, игнитроны) и полупровод никовых (тиристоры), а также полупроводниковых триодов (тран зисторы) в ключевом режиме. Изменение направления тока в на грузке при питании от сети постоянного тока достигается в инвер торе соответствующим чередованием замкнутого и разомкнутого состояния вентилей. Управляемые вентили играют роль ключей — переключателей тока,' каждые полпериода изменяющих его направ ление в нагрузке.
Возможны два принципиально различных режима работы ин верторов.
Зависимый, или ведомый сетью, инвертор преобразует энергию постоянного тока и отдает ее в сеть переменного тока большой мощ ности (по сравнению с мощностью инвертора). Имеющиеся в сети мощные источники определяют частоту, величину и форму кривой
60
выходного |
напряжения |
инвертора. |
а\ |
|
|
|
|||||||
Не ставя целью подробный анализ |
|
|
|
|
|||||||||
зависимых инверторов, можно отме |
|
|
|
|
|||||||||
тить, что |
|
инверторный |
режим |
в |
|
|
|
|
|||||
преобразовательных установках ча |
|
|
|
|
|||||||||
сто перемежается |
с |
выпрямитель |
|
|
|
|
|||||||
ным. Так, например, в электроприво |
|
|
|
|
|||||||||
дах с машинами постоянного |
тока |
|
|
|
|
||||||||
при двигательном режиме преобра |
|
|
|
|
|||||||||
зовательная установка работает как |
|
|
|
|
|||||||||
выпрямитель, |
передавая |
мощность |
|
|
|
|
|||||||
из цепи переменного тока к машине |
|
|
|
|
|||||||||
постоянного тока. При переходе ма |
|
|
|
|
|||||||||
шины постоянного |
тока |
в генера |
|
|
|
|
|||||||
торный режим становится возмож |
|
|
|
|
|||||||||
ным возврат генерируемой мощно |
|
|
|
|
|||||||||
сти через преобразователь, работа |
|
|
|
|
|||||||||
ющий уже в режиме инвертора, |
в |
|
|
|
|
||||||||
сеть переменного тока. Такое |
пре |
|
|
|
|
||||||||
образование |
может |
применяться |
в |
|
|
|
|
||||||
судовых электроприводах |
постоян |
|
|
|
|
||||||||
ного тока |
грузоподъемных |
меха |
|
|
|
|
|||||||
низмов в режиме |
рекуперативного |
|
|
|
|
||||||||
торможения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Инвертор, работающий на авто |
|
|
|
|
|||||||||
номную нагрузку, называется авто |
|
|
|
|
|||||||||
номным или |
независимым. |
Цепь, |
|
|
|
|
|||||||
которую |
питает такой |
инвертор, |
не |
Рис. 34. |
Р а б о та автоном ного о д |
||||||||
содержит |
генераторов |
переменного |
ноф азн ого м остового |
инвертора: |
|||||||||
а — схема |
инвертора; |
б — кривые на |
|||||||||||
тока, а частота, величина и форма |
|||||||||||||
пряжения |
тока |
нагрузки; в, г — кривые |
|||||||||||
кривой выходного напряжения |
|
оп |
напряжения на |
вентилях |
|||||||||
ределяются |
самим |
инвертором. |
В |
|
|
схем автономных |
|||||||
настоящее время известно уже много различных |
|||||||||||||
инверторов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В качестве примера рассмотрим работу автономного однофазно го мостового инвертора, схема которого приведена на рис. 34, а. Инвертор состоит из четырех управляемых вентилей, например, тиристоров В1—В4. Как ионные, так и полупроводниковые управ ляемые вентили имеют неполную управляемость, т. е. с помощью управляющего электрода можно лишь включить, но нельзя выклю чить их. Для запирания проводящего вентиля необходимо какимлибо образом прервать прохождение тока через него, для чего нужно подать и в течение определенного интервала, называемого временем восстановления управляемости, поддерживать нулевое или отрицательное напряжение на его аноде относительно катода. Именно для этих целей и служит коммутирующий конденсатор С,
параллельно которому включена нагрузка R. На входе |
инверто |
|
ра предусматривается мощный дроссель |
L, благодаря |
которому |
входной ток /о идеально сглажен. Частота |
управляющих |
импуль |
61
сов, подаваемых на управляющие электроды тиристоров, задается системой управления (СУ).
Допустим, что в момент времени tx включается пара вентилей В1 и В2, рабочий ток I при этом распределяется между конденсатором (ic ) и нагрузкой (iR ). Конденсатор заряжается (кривая ис , рис. 34,6), приобретая потенциалы, указанные на схеме без скобок.
Падение напряжения на вентилях В1 и В2 равно нулю (рис. 34, в). Напряжение на нагрузке hr и напряжения на невключенных вентилях ВЗ, В4 (рис. 34, г) повторяют по форме напряже ние ис- Через полпериода рабочей частоты в момент времени ti схе ма управления посылает импульсы на открытие вентилей ВЗ и В4. На весьма короткое время все четыре вентиля оказываются откры тыми, и конденсатор разряжается по трем направлениям: через вентиль В1 и включившийся вентиль ВЗ навстречу рабочему току i; через включившийся вентиль В4 и вентиль В2 навстречу рабоче му току г; через нагрузку. Разряд конденсатора на источник по стоянного тока исключается, так как этому препятствует дроссель L с большой индуктивностью. Под действием тока разряда и обрат ных напряжений вентили В1 и В2 практически мгновенно закры ваются, входной ток /0 переключается на вентили ВЗ и В4, и ток i течет теперь в обратном направлении. Конденсатор перезаряжает ся, приобретая потенциалы (показанные на рис. 34, а в скобках), и тем самым подготавливаются условия для осуществления комму тации в следующий полупериод, когда в момент времени t3 ток i должен перейти с вентилей ВЗ и В4 на вентили В1 и В2.
Хотя форма кривой напряжения на нагрузке uR и кривой тока i (см. рис. 34, б) существенно отличается от синусоидальной, можно сказать, что ток i опережает напряжения uR на некоторый угол р, так как нагрузка R, С носит в целом активно-емкостный характер.
Втечение времени, характеризуемого углом р, конденсатор С под держивает на аноде закрывающегося вентиля отрицательное на пряжение (см. рис. 34, в), необходимое для восстановления управ ляемости тиристора.
Рассмотренный автономный инвертор называют параллельным, так как коммутирующая емкость включена параллельно нагрузке.
Впоследовательных инверторах конденсатор включается с нагруз кой последовательно.
Существуют также и другие способы осуществления коммутации управляемых вентилей.
Многофазные схемы автономных инверторов позволяют полу чить на выходе напряжения, близкие по форме к синусоидальным.
Применение автономных инверторов на судах возможно в схе мах электроснабжения потребителей переменного тока от резерв ных или аварийных источников постоянного тока, в схемах питания сетей повышенной частоты, питания высокоскоростных асинхрон ных двигателей, частотного регулирования синхронных и асинхрон ных двигателей, индукционного нагрева, люминесцентного осве щения.
62
Р ис. 35. Б лок -схем ы преобразован ия тока:
а — преобразователя частоты; б — преобразователя напряжения
Преобразование частоты переменного тока. Принципы преобра зования переменного тока в постоянный С помощью выпрямителей и преобразования постоянного тока в переменный с помощью ин верторов могут быть использованы при построении схем преобра зователей переменного напряжения одной частоты в переменное на пряжение другой. На рис. 35, а изображена блок-схема такого пре образователя. В выпрямителе В переменный ток с частотой f 1 вы прямляется, в инверторе И выпрямленный ток преобразуется в пе ременный ток с частотой /V
Преобразование величины напряжения постоянного тока. На рис. 35, б представлена блок-схема, по которой осуществляется пре образование величины напряжения переменного тока. Постоянный ток напряжением U x преобразуется в инверторе И в переменный ток
с напряжением Ui. В трансформаторе Тр изменяется величина пере менного напряжения с U\ на и\. В выпрямителе В переменный ток
с напряжением U2 выпрямляется. Выпрямленный постоянный ток имеет величину напряжения б/2-
Глава IV
Усилители
§ 12. Электромашинные усилители (ЭМУ)
Усилителем называется устройство, в котором посредством сигнала малой мощности (входная величина Рвх) управляют срав нительно большой мощностью (выходная величина РВЫх). При этом выходная величина является функцией входной величины, а усиле ние происходит за счет энергии внешнего источника (рис. 36).
По виду управляемой энергии усилители можно разделить на электрические, пневматические, гидравлические, механические.
Рассматриваемые в данной главе электрические усилители в свою очередь подразделяются на электронные, тиратронные, полу проводниковые, сегнетоэлектрические, магнитные и электрома шинные. Первые пять являются статическими, а электромашин ные — вращающимися усилителями.
В усилителях используется устройство, чувствительное к изме нениям входной величины и управляющее энергией источника пи тания. В электронных усилителях таким устройством является электронная лампа, в полупроводниковых — полупроводниковый
элемент и т. д.
Усилители характеризуются коэффициентами усиления по току ki, напряжению ku и мощности kp, а также инерционностью или быстро действием.
Коэффициенты усиления при установившемся режиме определя ются следующими выражениями:
|
ki = |
IВЫХ |
’ |
(11) |
|
/вх |
|||
|
ku ~~~ |
UВЫХ |
’ |
(12) |
|
и вх |
|||
|
kp — |
Рвх |
’ |
(13) |
где / вх,, £/,*, |
РВх — соответственно ток, напряжение |
и мощность на |
||
|
входе усилителя; |
|
|
|
/вы*, (Увы*, |
Явых — ток, напряжение и мощность на |
выходе усили |
||
|
теля. |
|
|
|
Быстродействие усилителя определяется временем переходного процесса от одного режима работы усилителя к другому. При боль шом быстродействии усилитель обладает малой инерционностью. На судах наибольшее применение нашли электромашинные, маг нитные, электронные и полупроводниковые усилители.
64
В качестве усилителя мощности может служить генератор по стоянного тока с независимым возбуждением, так как небольшие изменения мощности АРв, подводимой к обмотке возбуждения ге нератора, вызывают значительные изменения мощности АРН, отда ваемой генератором в цепь нагрузки. , Коэффициентом усиления машины можно считать отношение
|
(14) |
В установившемся режиме |
(15) |
Мощность, необходимая для возбуждения генератора, |
составляет |
2—5% номинальной. Следовательно, коэффициент усиления такого усилителя в соответствии с равенством (15) не может превышать 20—-50- Процесс изменения мощности в генераторе независимого возбуждения протекает медленно из-за большой индуктивности обмотки возбуждения. Усилитель обладает малым быстродействи ем, или большой инерционностью.
Такая простая форма усиления практически используется для управления режимом генератора в системе Г-Д.
Коэффициент усиления можно увеличить, если применить каскад ную схему соединения двух или больше обычных генераторов пос тоянного тока. Например, при двухкаскадной схеме (рис. 37) общий коэффициент усиления системы kp равен произведению коэффицие тов kpl и kp2:
kp —kp\ kP2i
где kpl — коэффициент усиления первого генератора; кр2— коэффициент усиления второго генератора.
Общий коэффициент усиления системы получается довольно высоким, порядка 1000—1200. Однако система обладает большой инерционностью, так как в цепи усиления содержатся две обмотки возбуждения, обладающие значительными индуктивностями.
Вместо таких систем применяются электромашинные усилители, у которых несколько каскадов усиления объединены в одной элек трической машине. Они обладают высоким коэффициентом усиле ния и малой инерционностью. Из всего многообразия типов электромашинных усилителей наибольшее применение нашли усилите ли с поперечным полем и с продольным полем.
Источник
энергии |
|
|
|
Усилитель |
вых |
|
|
В— |
|
|
|
Рис. 36. Блок-схема |
уси |
Рис. 37. Э л е к т р о м а ш и н н ы й а г р е г а т с д в у м я |
|
с т у п е н я м и у с и л е н и я |
|||
лителя |
|
||
|
63 |
||
3—7214 |
|
||
|
|