Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ЭМУ с поперечным полем (амп­

 

лидин). ЭМУ с поперечным полем

 

представляет собой

генератор по­

 

стоянного тока специальной конст­

 

рукции, в котором в одной машине

 

совмещены

две ступени

усиления

 

(рис. 38, а).

Генератор приводится

 

во вращение электродвигателем по­

 

стоянного или переменного тока, за

 

счет мощности которого и происхо­

 

дит усиление мощности на выходе

 

усилителя.

 

 

 

 

На основных полюсах ЭМУ име­

Рис. 38. Электромашинный усили­

ется одна или несколько

обмоток

тель с поперечным полем-'

возбуждения, называемых обмотка­

а — схема соединений: б — внешние

ми управления.

 

подключа­

характеристики

Обмотка

управления

 

ется к некоторому

маломощному

источнику постоянного тока, напряжение которого вызывает появ­

ление относительно

малого тока

возбуждения

(управления) /у

и соответствующую ему м. д. с. Fy.

Эта м. д. с.

создает продоль­

ный магнитный поток Фу. В обмотке якоря при вращении в

этом

магнитном потоке,

как у всякой машины постоянного тока,

наво­

дится э. д. с. Ei, максимальное значение которой получается меж­ ду щетками 11, установленными на нейтрали машины. Щетки 1—1 замкнуты накоротко. Благодаря этому по якорю машины про­ ходит ток короткого замыкания h, который при малом сопротив­ лении цепи якоря значительно превышает ток возбуждения /у.

Ток /,, проходя по обмотке якоря, создает м. д. с. поперечной реакции якоря F q и поперечный магнитный поток Фд, направленный поперек потока Фу и значительно превышающий его по величине. Обмотка управления и цепь обмотки якоря, замкнутая щетками 1—1, представляют собой первую ступень усиления.

Поперечный магнитный поток Ф9 в ЭМУ является рабочим пото­ ком и намагничивает машину так, как будто по поперечной оси на­ ходится еще пара магнитных полюсов. Этот поток является потоком возбуждения второй ступени усиления. Он индуктирует в обмотке якоря еще одну э. д. с. Е%, максимальное значение которой полу­ чается между щетками 2—2, установленными у ЭМУ поперечного поля перпендикулярно плоскости щеток 1— 1. Если к щеткам 2—2 усилителя подключить сопротивление нагрузки Е>„, то ток / 2, назы­ ваемый рабочим током усилителя, проходя по якорю машины, в свою очередь создает м. д. с. реакции якоря Fd, направленную навстречу м. д. с. F у и, следовательно, размагничивающую усилитель. Для нейт­ рализации действия м. д. с. Fa на полюса усилителя накладывают дополнительную, так называемую компенсационную обмотку К, ко­ торая включается в цепь нагрузки последовательно. Витки этой об­ мотки подбирают так, чтобы ее м. д. с. F K по величине была близка к м. д. с. реакции якоря Fa и направлена ей навстречу.

66


Практически компенсационную обмотку делают несколько боль­ шей, чем требуется для обеспечения полной компенсации реакции якоря, и шунтируют регулируемым сопротивлением RK, которое по­ зволяет в случае необходимости получить нужную степень компен­ сации якоря. Недокомпенсация или перекомпенсация последней да­ же в небольших пределах значительно сказывается на характери­ стиках машины. На рис. 38, б представлены внешние характеристи­ ки усилителя U2 — f (12) при различной степени компенсации, где U2, h — напряжение и ток в нагрузке. При полной компенсации напряжение изменяется мало, главным образом за счет падения напряжения в сопротивлении цепи якоря (прямая 1). При недокомпенсации падение напряжения с увеличением тока нагрузки бу­ дет создаваться не только потерей напряжения в якоре, но и в большей мере реакцией якоря (кривая 2). При перекомпенсации напряжение усилителя повышается с увеличением тока нагрузки (кривая 3). Применяя небольшую перекомпенсацию, можно до­ биться того, что увеличение м. д. с. FK и соответственно потока Фк с увеличением тока нагрузки будут точно компенсировать возраста­ ние потери напряжения в якоре ЭМУ. При таких условиях напря­ жение усилителя будет не зависимым от нагрузки (прямая 4).

При значительной перекомпенсации возможно самовозбуждение усилителя, т. е. самопроизвольный рост его напряжения и тока нагрузки при неизменяющейся величине тока в обмотке уп­ равления.

Коммутация в ЭМУ происходит как под продольными (выход­ ными), так и под поперечными (короткозамкнутыми) щетками. Для улучшения коммутации над выходными щетками в конструк­ ции магнитной системы предусмотрены дополнительные полюса Д. В целом коммутация в ЭМУ не вполне удовлетворительна, и за со­ стоянием коллектора' и щеток необходим постоянный контроль.

Как было сказано, ЭМУ с поперечным полем является двухсту­

пенчатым.

Мощность, подводимая к обмотке управления усилителя

и равная

Py = f yLfy, в

первой

ступени

усиливается

до мощности

Р\ — 1ХЕ\.

Во второй ступени мощность Р х усиливается до величины

Рп = I 2 U2

мощности выхода.

 

 

 

 

Отношение

 

 

 

 

 

 

,

_ Ян _

Ян

Я1 kry\kpl Kp2

 

 

р

Р у

Р 1

Р у

 

 

называется коэффициентом усиления

по мощности

ЭМУ. Этот

коэффициент равен произведению коэффициентов усиления первой и второй ступеней.

Коэффициент усиления по мощности у электромашинных усили­ телей с поперечным полем достигает 10 000 и может превышать это значение.

Инерционность электромашинного усилителя с поперечным по­ лем относительно мала и определяется в основном постоянной вре­ мени замкнутой накоротко цепи якоря, так как постоянная времени обмотки управления значительно меньше постоянной времени цепи

*

67


 

якоря. В современных ЭМУ посто­

 

янная времени

короткозамкнутой

 

цепи составляет 0,05—0,25 с.

 

 

 

Отечественная

промышленность

 

выпускает ЭМУ с поперечным полем

 

мощностью от долей киловатта

до

 

100 кВт. Большие мощности у ЭМУ

 

с поперечным полем

ограничены

 

тяжелыми условиями

коммутации.

 

ЭМУ мощностью до 1,5 кВт

изго­

 

товляются со встроенными привод­

Рис. 39. Электромашинный усили-

ными электродвигателями постоян­

ного п переменного

тока,

ЭМУ

тель с продольным полем:

большей мощности выполняются

в

а — схема соединений: б — вольт-ам-

верная характеристика

виде двухмашинного

агрегата.

 

 

Различные типы ЭМУ с попереч­

ным полем имеют от 2 до 6 обмоток управления. Мощность,

 

по­

требляемая обмоткой управления, составляет обычно доли

ватта,

а у мощных усилителей не превышает 10 Вт.

 

 

 

 

Приводим некоторые технические данные двухступенчатого усилителя с поперечным полем типа ЭМУ 1000: мощность на выхо­ де Ри=100кВт, напряжение U = 400 В, ток /= 2 2 7 А, частота вра­ щения д=1500 об/мин, мощность управления Ру= 4 Вт, коэффи­ циент усиления &=25 000, постоянная времени т=0,327 с, количе­ ство обмоток управления — 6, вес — 1320 кг-

ЭМУ с продольным полем (рототрол). ЭМУ с продольным по­ лем выполняют с одной, двумя, тремя и более ступенями усиле­

ния.

Одноступенчатый ЭМУ

с продольным полем

представляет

собой генератор постоянного тока, имеющий

две обмотки

воз­

буждения, одна из которых

является обмоткой

самовозбужде­

ния,

а другая — обмоткой

независимого

возбуждения

(рис.

39, а).

Рассмотрим сначала работу генератора с одной обмоткой — об­ моткой самовозбуждения. Одно из условий самовозбуждения маши­ ны постоянного тока состоит в том, что сопротивление цепи обмотки возбуждения гсв должно быть меньше некоторого сопротивления гк, называемого критическим. Если гсв = гк, то вольт-амперная характе­ ристика цепи возбуждения (прямая /, рис. 39, б) будет касательной к характеристике холостого хода машины Е = / {Fсв) и возбуждение машины невозможно. Понизив сопротивление цепи возбуждения, т. е. сделав его меньше критического, получим вольт-амперную характе­ ристику цепи возбуждения (прямая 3), которая пересечется с харак­ теристикой холостого хода в точке А. Точка А определит э. д. с.

генератора Е при

м. д.

с. F cb.

Такую же

э. д. с.

Е можно полу­

чить в генераторе,

если

гсв = гк

или даже

гсв > гк,

но на обмотку

независимого возбуждения (обмотку управления) подать сигнал, соз­ дающий м. д. с. Ey = IyWy. В этом случае вольт-амперная характе­ ристика переместится параллельно прямой 1 на величину м. д. с.

68


F у = / у ®у и займет положение прямой 2. Нетрудно заметить, что э. д. с. Е создается теперь м. д. с. возбуждения

F a = Fee + Fy,

где F св — м. д. с. обмотки самовозбуждения.

Как видно из рис. 39, б, незначительные изменения тока управ­ ления, а соответственно и м. д. с. обмотки управления, могут приве­ сти к изменению э. д. с. Е в довольно широких пределах. Это зна­ чит, что и ток нагрузки значительно изменится. Таким образом, обмотка управления служит для создания м. д- с., необходимой для перевода машины из одного режима работы в другой. Коэф­ фициент уоиления по мощности одноступенчатого ЭМУ с продоль­ ным полем достигает 500—700.

Двух- и особенно трехступенчатые ЭМУ с продольным полем обладают более высоким коэффициентом усиления и меньшей инерционностью и сравнимы по этим показателям с ЭМУ с попе­

речным полем. ЭМУ с продольным полем могут

изготовляться на

значительные мощности.

 

 

 

 

 

 

 

Отечественная промышленность изготовляет ЭМУ с продольным

полем типа ПУ мощностью от 15

до 100 кВт. Вот некоторые техни­

ческие

данные

трехступенчатого

усилителя

с

продольным

полем

ПУ-12/24—5; мощность на выходе

Ри =

100 кВт,

напряжение

U =

= 230 В, ток /

= 435А, частота вращения п =

1500

об/мин,

мощ­

ность

управления на входе Ру — 4 Вт,

коэффициент

усиления k =

= 25000, постоянная времени усилителя

т =

0,761

с,

количество об­

моток управления — 4, вес — 2020 кг, : ЭМУ с продольным и поперечным полем обладают рядом до­

стоинств, главными из которых являются: большой коэффициент усиления по мощности; малая входная мощность, позволяющая пи­ тать обмотки управления от электронных и полупроводниковых усилителей; достаточное быстродействие, т. е. малые постоянные времени цепей усилителя; возможность изменения характеристик за счет изменения степени компенсации; высокая перегрузочная способность и т. д.

К числу недостатков ЭМУ следует отнести: относительно боль­ шие габариты и вес; наличие вращающихся частей; наличие слабо­ го с точки зрения надежности звена коллектор-щетки.

ЭМУ нашли широкое применение в системе автоматического регулирования и автоматизированного электропривода как в бере­ говых условиях, так и на судах. Они используются в качестве воз­ будителей машин постоянного и переменного тока. В электроприво­ дах, работающих по системе генератор-двигатель (Г-Д), вместо обычных генераторов постоянного тока все большее применение находят ЭМУ с поперечным полем. Широко применяются ЭМУ в схемах поддержания постоянства и автоматического регулиро­ вания напряжения на зажимах генераторов. На дизель-электрохо­ дах («Лена», «Обь», «Енисей» и д р ) ЭМУ используются в схемах автоматических регуляторов мощности гребных электрических

69