ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
|
ЭМУ с поперечным полем (амп |
|||
|
лидин). ЭМУ с поперечным полем |
|||
|
представляет собой |
генератор по |
||
|
стоянного тока специальной конст |
|||
|
рукции, в котором в одной машине |
|||
|
совмещены |
две ступени |
усиления |
|
|
(рис. 38, а). |
Генератор приводится |
||
|
во вращение электродвигателем по |
|||
|
стоянного или переменного тока, за |
|||
|
счет мощности которого и происхо |
|||
|
дит усиление мощности на выходе |
|||
|
усилителя. |
|
|
|
|
На основных полюсах ЭМУ име |
|||
Рис. 38. Электромашинный усили |
ется одна или несколько |
обмоток |
||
тель с поперечным полем-' |
возбуждения, называемых обмотка |
|||
а — схема соединений: б — внешние |
ми управления. |
|
подключа |
|
характеристики |
Обмотка |
управления |
||
|
ется к некоторому |
маломощному |
источнику постоянного тока, напряжение которого вызывает появ
ление относительно |
малого тока |
возбуждения |
(управления) /у |
|
и соответствующую ему м. д. с. Fy. |
Эта м. д. с. |
создает продоль |
||
ный магнитный поток Фу. В обмотке якоря при вращении в |
этом |
|||
магнитном потоке, |
как у всякой машины постоянного тока, |
наво |
дится э. д. с. Ei, максимальное значение которой получается меж ду щетками 1—1, установленными на нейтрали машины. Щетки 1—1 замкнуты накоротко. Благодаря этому по якорю машины про ходит ток короткого замыкания h, который при малом сопротив лении цепи якоря значительно превышает ток возбуждения /у.
Ток /,, проходя по обмотке якоря, создает м. д. с. поперечной реакции якоря F q и поперечный магнитный поток Фд, направленный поперек потока Фу и значительно превышающий его по величине. Обмотка управления и цепь обмотки якоря, замкнутая щетками 1—1, представляют собой первую ступень усиления.
Поперечный магнитный поток Ф9 в ЭМУ является рабочим пото ком и намагничивает машину так, как будто по поперечной оси на ходится еще пара магнитных полюсов. Этот поток является потоком возбуждения второй ступени усиления. Он индуктирует в обмотке якоря еще одну э. д. с. Е%, максимальное значение которой полу чается между щетками 2—2, установленными у ЭМУ поперечного поля перпендикулярно плоскости щеток 1— 1. Если к щеткам 2—2 усилителя подключить сопротивление нагрузки Е>„, то ток / 2, назы ваемый рабочим током усилителя, проходя по якорю машины, в свою очередь создает м. д. с. реакции якоря Fd, направленную навстречу м. д. с. F у и, следовательно, размагничивающую усилитель. Для нейт рализации действия м. д. с. Fa на полюса усилителя накладывают дополнительную, так называемую компенсационную обмотку К, ко торая включается в цепь нагрузки последовательно. Витки этой об мотки подбирают так, чтобы ее м. д. с. F K по величине была близка к м. д. с. реакции якоря Fa и направлена ей навстречу.
66
Практически компенсационную обмотку делают несколько боль шей, чем требуется для обеспечения полной компенсации реакции якоря, и шунтируют регулируемым сопротивлением RK, которое по зволяет в случае необходимости получить нужную степень компен сации якоря. Недокомпенсация или перекомпенсация последней да же в небольших пределах значительно сказывается на характери стиках машины. На рис. 38, б представлены внешние характеристи ки усилителя U2 — f (12) при различной степени компенсации, где U2, h — напряжение и ток в нагрузке. При полной компенсации напряжение изменяется мало, главным образом за счет падения напряжения в сопротивлении цепи якоря (прямая 1). При недокомпенсации падение напряжения с увеличением тока нагрузки бу дет создаваться не только потерей напряжения в якоре, но и в большей мере реакцией якоря (кривая 2). При перекомпенсации напряжение усилителя повышается с увеличением тока нагрузки (кривая 3). Применяя небольшую перекомпенсацию, можно до биться того, что увеличение м. д. с. FK и соответственно потока Фк с увеличением тока нагрузки будут точно компенсировать возраста ние потери напряжения в якоре ЭМУ. При таких условиях напря жение усилителя будет не зависимым от нагрузки (прямая 4).
При значительной перекомпенсации возможно самовозбуждение усилителя, т. е. самопроизвольный рост его напряжения и тока нагрузки при неизменяющейся величине тока в обмотке уп равления.
Коммутация в ЭМУ происходит как под продольными (выход ными), так и под поперечными (короткозамкнутыми) щетками. Для улучшения коммутации над выходными щетками в конструк ции магнитной системы предусмотрены дополнительные полюса Д. В целом коммутация в ЭМУ не вполне удовлетворительна, и за со стоянием коллектора' и щеток необходим постоянный контроль.
Как было сказано, ЭМУ с поперечным полем является двухсту
пенчатым. |
Мощность, подводимая к обмотке управления усилителя |
|||||
и равная |
Py = f yLfy, в |
первой |
ступени |
усиливается |
до мощности |
|
Р\ — 1ХЕ\. |
Во второй ступени мощность Р х усиливается до величины |
|||||
Рп = I 2 U2 |
мощности выхода. |
|
|
|
|
|
Отношение |
|
|
|
|
|
|
|
, |
_ Ян _ |
Ян |
Я1 —kry\kpl Kp2 |
|
|
|
р |
Р у |
Р 1 ‘ |
Р у |
|
|
называется коэффициентом усиления |
по мощности |
ЭМУ. Этот |
коэффициент равен произведению коэффициентов усиления первой и второй ступеней.
Коэффициент усиления по мощности у электромашинных усили телей с поперечным полем достигает 10 000 и может превышать это значение.
Инерционность электромашинного усилителя с поперечным по лем относительно мала и определяется в основном постоянной вре мени замкнутой накоротко цепи якоря, так как постоянная времени обмотки управления значительно меньше постоянной времени цепи
* |
67 |
|
якоря. В современных ЭМУ посто |
||||
|
янная времени |
короткозамкнутой |
|||
|
цепи составляет 0,05—0,25 с. |
|
|
||
|
Отечественная |
промышленность |
|||
|
выпускает ЭМУ с поперечным полем |
||||
|
мощностью от долей киловатта |
до |
|||
|
100 кВт. Большие мощности у ЭМУ |
||||
|
с поперечным полем |
ограничены |
|||
|
тяжелыми условиями |
коммутации. |
|||
|
ЭМУ мощностью до 1,5 кВт |
изго |
|||
|
товляются со встроенными привод |
||||
Рис. 39. Электромашинный усили- |
ными электродвигателями постоян |
||||
ного п переменного |
тока, |
ЭМУ |
|||
тель с продольным полем: |
большей мощности выполняются |
в |
|||
а — схема соединений: б — вольт-ам- |
|||||
верная характеристика |
виде двухмашинного |
агрегата. |
|
||
|
Различные типы ЭМУ с попереч |
||||
ным полем имеют от 2 до 6 обмоток управления. Мощность, |
|
по |
|||
требляемая обмоткой управления, составляет обычно доли |
ватта, |
||||
а у мощных усилителей не превышает 10 Вт. |
|
|
|
|
Приводим некоторые технические данные двухступенчатого усилителя с поперечным полем типа ЭМУ 1000: мощность на выхо де Ри=100кВт, напряжение U = 400 В, ток /= 2 2 7 А, частота вра щения д=1500 об/мин, мощность управления Ру= 4 Вт, коэффи циент усиления &=25 000, постоянная времени т=0,327 с, количе ство обмоток управления — 6, вес — 1320 кг-
ЭМУ с продольным полем (рототрол). ЭМУ с продольным по лем выполняют с одной, двумя, тремя и более ступенями усиле
ния. |
Одноступенчатый ЭМУ |
с продольным полем |
представляет |
||
собой генератор постоянного тока, имеющий |
две обмотки |
воз |
|||
буждения, одна из которых |
является обмоткой |
самовозбужде |
|||
ния, |
а другая — обмоткой |
независимого |
возбуждения |
(рис. |
39, а).
Рассмотрим сначала работу генератора с одной обмоткой — об моткой самовозбуждения. Одно из условий самовозбуждения маши ны постоянного тока состоит в том, что сопротивление цепи обмотки возбуждения гсв должно быть меньше некоторого сопротивления гк, называемого критическим. Если гсв = гк, то вольт-амперная характе ристика цепи возбуждения (прямая /, рис. 39, б) будет касательной к характеристике холостого хода машины Е = / {Fсв) и возбуждение машины невозможно. Понизив сопротивление цепи возбуждения, т. е. сделав его меньше критического, получим вольт-амперную характе ристику цепи возбуждения (прямая 3), которая пересечется с харак теристикой холостого хода в точке А. Точка А определит э. д. с.
генератора Е при |
м. д. |
с. F cb. |
Такую же |
э. д. с. |
Е можно полу |
чить в генераторе, |
если |
гсв = гк |
или даже |
гсв > гк, |
но на обмотку |
независимого возбуждения (обмотку управления) подать сигнал, соз дающий м. д. с. Ey = IyWy. В этом случае вольт-амперная характе ристика переместится параллельно прямой 1 на величину м. д. с.
68
F у = / у ®у и займет положение прямой 2. Нетрудно заметить, что э. д. с. Е создается теперь м. д. с. возбуждения
F a = Fee + Fy,
где F св — м. д. с. обмотки самовозбуждения.
Как видно из рис. 39, б, незначительные изменения тока управ ления, а соответственно и м. д. с. обмотки управления, могут приве сти к изменению э. д. с. Е в довольно широких пределах. Это зна чит, что и ток нагрузки значительно изменится. Таким образом, обмотка управления служит для создания м. д- с., необходимой для перевода машины из одного режима работы в другой. Коэф фициент уоиления по мощности одноступенчатого ЭМУ с продоль ным полем достигает 500—700.
Двух- и особенно трехступенчатые ЭМУ с продольным полем обладают более высоким коэффициентом усиления и меньшей инерционностью и сравнимы по этим показателям с ЭМУ с попе
речным полем. ЭМУ с продольным полем могут |
изготовляться на |
||||||||
значительные мощности. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Отечественная промышленность изготовляет ЭМУ с продольным |
|||||||||
полем типа ПУ мощностью от 15 |
до 100 кВт. Вот некоторые техни |
||||||||
ческие |
данные |
трехступенчатого |
усилителя |
с |
продольным |
полем |
|||
ПУ-12/24—5; мощность на выходе |
Ри = |
100 кВт, |
напряжение |
U = |
|||||
= 230 В, ток / |
= 435А, частота вращения п = |
1500 |
об/мин, |
мощ |
|||||
ность |
управления на входе Ру — 4 Вт, |
коэффициент |
усиления k = |
||||||
= 25000, постоянная времени усилителя |
т = |
0,761 |
с, |
количество об |
моток управления — 4, вес — 2020 кг, : ЭМУ с продольным и поперечным полем обладают рядом до
стоинств, главными из которых являются: большой коэффициент усиления по мощности; малая входная мощность, позволяющая пи тать обмотки управления от электронных и полупроводниковых усилителей; достаточное быстродействие, т. е. малые постоянные времени цепей усилителя; возможность изменения характеристик за счет изменения степени компенсации; высокая перегрузочная способность и т. д.
К числу недостатков ЭМУ следует отнести: относительно боль шие габариты и вес; наличие вращающихся частей; наличие слабо го с точки зрения надежности звена коллектор-щетки.
ЭМУ нашли широкое применение в системе автоматического регулирования и автоматизированного электропривода как в бере говых условиях, так и на судах. Они используются в качестве воз будителей машин постоянного и переменного тока. В электроприво дах, работающих по системе генератор-двигатель (Г-Д), вместо обычных генераторов постоянного тока все большее применение находят ЭМУ с поперечным полем. Широко применяются ЭМУ в схемах поддержания постоянства и автоматического регулиро вания напряжения на зажимах генераторов. На дизель-электрохо дах («Лена», «Обь», «Енисей» и д р ) ЭМУ используются в схемах автоматических регуляторов мощности гребных электрических
69