Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ton
Рис. 54. Принципиальная
схема трехобмоточного трансформатора

Автотрансформаторы применяются для связи двух цепей с небольшой разницей в напряжениях, в схемах пуска синхронных и асинхронных двигателей для понижения на­ пряжения, в лабораторных установках для регулирования напряжения в широких пре­ делах.

Применение автотрансформаторов на судах, как правило, запрещается. В отдель­ ных случаях по согласованию с Регистром

СССР автотрансформаторы устанавлива­

ются в ручных

и автоматических схемах

для понижения

напряжения.

Многообмоточные трансформаторы. Многообмоточные трансфор­ маторы имеют несколько электрически не связанных между собой обмоток, одна из которых получает питание от сети и является первичной, а остальные, служащие для питания различных цепей, вторичными. Все обмотки расположены на одном магнитопроводе.

Широкое распространение получили трехобмоточные трансфор­ маторы, имеющие две вторичные обмотки и заменяющие таким об­ разом два обычных трансформатора (рис. 54). Номинальной мощ­ ностью трехобмоточного трансформатора является мощность наиболее мощной его обмотки, т. е. первичной.

Уравнение магнитодвижущих сил трехобмоточного трансфор­

матора

 

J^Wi + I 4W4 + / з®з —/о^ь

(31)

где /о — намагничивающий ток, создающий основной магнитный поток, сцепленный со всеми тремя обмотками трансформатора. Основной магнитный поток индуктирует в каждой обмотке э. д. с., пропорциональные числу витков. Напряжения, получаемые от вто­ ричных обмоток, при пренебрежении активными сопротивлениями и индуктивностями рассеяния обмоток, также можно считать про­ порциональными числу витков этих обмоток. Трехобмоточный трансформатор имеет три коэффициента трансформации:

k\2 —

W1

 

U1.

« _ ^W 1|

Е1

U \

Ш>2

ТГ2

ТГ.>

«13 ~

и 3

 

U 2

 

 

 

 

 

,

u,w2

2

U 2

 

 

 

 

 

 

Ё1

 

 

(32)

 

 

«23 -ZT — ~ГГ.

U з

 

 

 

 

~wl

Е3

 

 

Многообмоточные трансформаторы применяются в радиоаппа­ ратуре (радиоприемники, радиопередатчики, телевизоры, усилите­ ли) и радиолокационной технике для питания анодных, накальных и сигнальных цепей. Они устанавливаются также в блоках питания электронных вычислительных машин. Мощные трехобмоточные трансформаторы с напряжением UilU2/JJ3 широко применяются в береговых энергосистемах (на трансформаторных подстанциях). В системах саморегулирования и самовозбуждения судовых син-

84


Рис. 55. Сварочный трансформатор:

а — принципиальная схема; б — внешние характеристики

хронных генераторов используются многообмоточные трансформа­ торы с несколькими входными и одной выходной обмоткой. Напря­ жение выходной обмотки зависит от суммы сигналов, поступающих на входные обмотки.

Сварочные трансформаторы. Сварочными называются трансфор­ маторы, предназначенные для питания электрической дуги при электрической сварке (рис. 55, а). Они должны выдерживать ре­ жим короткого замыкания, которое имеет место при работе свар­ щика в момент замыкания электродов накоротко (например, мо­ мент зажигания дуги), и обеспечивать постоянный ток сварки при переменном сопротивлении дули (переменная длина дуги). В свя­ зи с этим внешняя характеристика U2= f (h) сварочного транс­ форматора должна иметь сильно падающий характер (рис. 55, б), что может быть обеспечено либо увеличением индуктивного со­ противления рассеяния самого трансформатора ТР, либо последо­ вательным включением в сварочную цепь реактивной катушки РК. В самом деле, уравнение электрического равновесия для вторич­ ной цепи трансформатора может быть записано так:

О — Е2+ г2/ 2 + j Х212,

где г2 — суммарное активное сопротивление вторичной обмотки транс­ форматора, реактивной катушки и дуги;

х 2— суммарное индуктивное сопротивление реактивной катушки и рассеяния во вторичной обмотке трансформатора.

Если индуктивное сопротивление

х2 будет больше, чем г2, то

именно им и будет определяться ток

/ 2 в сварочной цепи.

Регулирование сварочного тока может производиться ступеня­ ми путем переключения секций одной или нескольких обмоток трансформатора. Плавное регулирование сварочного тока достига­ ется посредством изменения индуктивнрго сопротивления рассея­ ния в трансформаторе ТР с помощью выдвижного магнитного шун­ та Ш (трансформаторы типа СТАН) либо посредством изменения: индуктивного сопротивления реактивной катушки РК за счет ре­ гулирования воздушного зазора б в магнитопроводе (трансформа­ торы типа СТЭ). В сварочных трансформаторах типа СТН магнитопроводы трансформатора и дросселя объединены.

85.


На судах применяются однофазные сварочные трансформаторы мощностью от 0,25 до 10 кВа и трехфазные — мощностью от 3 до 50 кВа в брызгозащищенном или водозащищенном исполнении.

Сварочные трансформаторы имеют вторичные напряжения от 70 В (при холостом ходе) до 35 В (при нагрузке).

§ 16. Вращающиеся трансформаторы

Вращающиеся трансформаторы (ВТ) представляют собой индукционные электрические микромашины переменного тока,

предназначенные для преобразования угла поворота в

в напряже­

ние, пропорциональное некоторым

функциям

угла,

например

sin 0 или cos 0, или самому углу 0

поворота ротора. Вращающий­

ся трансформатор состоит из двух

основных

частей:

неподвиж­

ной — статора и подвижной — ротора. В пазах статора и ротора размещено по две распределенных обмотки, сдвинутых между со­ бой на 90 электрических градусов (рис. 56). Обмотки статора обыч­ но называют: CiC2 — главная, или обмотка возбуждения, C3C4— вспомогательная, или квадратурная обмотка; обмотка ротора: pip2— синусная обмотка; рзР4 — косинусная обмотка. Обмотки статора выполняются одинаковыми, т, е. с одинаковым числом витков, од­ ним сечением обмоточного провода и одной схемой. Одинаковыми выполняются и рбторные обмотки. Отсчет угла поворота ротора © производится от оси синусной обмотки р] р2 до оси вспомогатель­ ной обмотки С3С4 статора. Концы статорных обмоток подводятся к соединительным колодкам непосредственно, а концы роторных — че­ рез токосъемное устройство с помощью контактных колец и щеток при неограниченном угле поворота, с помощью спиральных пружин при ограниченном угле поворота ротора. Как статор, так и ротор собирают из листов электротехнической стали или пермаллоя.

Главная особенность ВТ состоит в том, что коэффициент вза­ имной индукции между обмотками статора и ротора с высокой сте­

пенью точности изменяется по синусоидальному

(косинусоидаль­

ному) закону.

Это условие

достигается

при

выполнении ряда специальных требований, основ­

ными из которых являются следующие:

схема

статорных обмоток выбирается такой, при кото­

рой обеспечивается синусоидальный закон рас­

пределения м. д. с. в воздушном зазоре;

схема

роторных обмоток — такой, при которой обеспе­

чивается уничтожение высших

гармоник э. д. с.

В зависимости от схемы включения и выпол­

няемых функций

ВТ могут работать в различ­

ных режимах.

 

 

 

Рис. 56. Схема вращающегося трансформатора

Синусно-косинусный вращающийся транс­ форматор (СКВТ). Схема включения СКВТ при­ ведена на рис. 57. Обмотка возбуждения под­ ключена к источнику переменного тока, квадра­

86


турная обмотка замкнута на некоторое сим­ метрирующее сопротивление Zc (первичное симметрирование), которое подбирается та­ ким, чтобы компенсировать поперечную реак­ цию ротора; обмотки ротора замкнуты на не­ которые сопротивления нагрузки ZHi и ZH2.

Выходное напряжение синусной обмотки t/pi пропорционально напряжению возбуждения

Uci и синусу угла поворота ротора, а выходное

напряжение косинусной обмотки t/p2 пропор­

ционально напряжению возбуждения

Uc1 и

косинусу угла поворота ротора:

Рис. 57. Схема СКВТ

Un =

AUC1 sin 0;

с первичным симмет­

Uр2 =

5(7ci cos 0,

рированием

 

где А, В — комплексные коэффициенты, зависящие от параметров обмоток, характера и величины нагрузок.

Линейный вращающийся трансформатор (ЛВТ). Схема вклю­ чения ЛВТ приведена на рис. 58. Обмотка возбуждения подклю­ чена к источнику переменного тока; квадратурная обмотка статора и синусная обмотка ротора соединены последовательно и образу­ ют цепь, на зажимы которой включено сопротивление Znl.

Напряжение UBi, снимаемое с этого сопротивления, является выходным. Сопротивление нагрузки ZH2, включаемое в цепь второй роторной обмотки, подбирается таким, чтобы компенсировать по­ перечную реакцию якоря (вторичное симметрирование).

Работа ЛВТ основана на том, что выходное напряжение при оп­

ределенных условиях симметрирования и выборе

коэффициента транс­

формации пропорционально функции j +

 

>

котоРая при В\ =

=

0,536 в диапазоне изменения угла 0

от

—60°

до

+60° отличается от линейной функции не

более

чем на 0,06%.

Масштабный вращающийся

трансформатор.

 

Масштабные вращающиеся

трансформаторы

 

служат для согласования масштабов отдельных

 

узлов схем. Они должны приводить в соответст­

 

вие выходное напряжение предыдущей ступени

 

с требуемым входным напряжением последую­

 

щей ступени без нарушения закона изменения

 

напряжения.

 

 

Вращающийся трансформатор—преобразова­

 

тель координат. С помощью ВТ легко осуществ­

Рис 58 Схема

ляется преобразование координат на плоскости:

от декартовой системы к полярной, от одной де-

лвт с вторичным

картовой с другой, повернутой

на некоторый

симметрированием

87


Рис. 59. Схема трансформатор­ ной синхронной передачи на ВТ

угол, а также ряд других преобразо­ ваний.

Вращающийся трансформатор в режиме трансформаторной синхрон­ ной передачи. С помощью ВТ может быть выполнена наиболее точная одноотсчетная система трансформатор­ ной синхронной передачи.

Принципиальная схема такой пере­ дачи представлена на рис. 59. Схема содержит ВТ-датчик Д и ВТ-приемник П, вторичные обмотки которых вклю­ чены встречно и образуют цепь синх­ ронизации. При подаче питания на обмотку возбуждения датчика от сети

переменного тока в воздушных зазорах обоих ВТ образуются пульсирующие магнитные потоки, оси которых составляют одинаковые углы с осями обмоток синхронизации датчика и приемника. В слу­ чае поворота ротора датчика на некоторый угол © на этот же угол поворачивается магнитный поток приемника. Этот угол поворота фиксируется обмоткой управления, где пульсирующий маг­ нитный поток приемника индуктирует управляющую э. д. с., пропорциональную углу поворота ротора датчика. Сигнал ■обмотки управления поступает на привод исполнительного механизма.

ВТ нашли широкое применение в автоматических счетно-ре­ шающих устройствах, предназначенных для алгебраических и три­ гонометрических операций, для преобразования координат. В си­ стемах автоматического регулирования ВТ используется в качест­ ве измерителей рассогласования, фиксирующих отклонение систе­ мы от некоторого положения. В качестве примеров таких систем на судне можно указать автоматический бесконтактный рулевой (АБР), радиолокационную станцию (РЛС).

Линейные вращающиеся трансформаторы можно использовать в качестве элементов блока управления включением тиристоров в зависимости от угла поворота вала.

§ 17. Сельсины

Сельсинами называют индукционные электрические машины, применяемые в системах синхронной связи. Сельсины и сами систе­ мы можно разделить на однофазные и трехфазные силовые.

О д н о ф а з н ы е сельсины могут быть контактными и бескон­ тактными.

Контактные сильсины (рис. 60) состоят из двух основных ча­ стей— статора и ротора, помещенных в корпусе У. На магнитопроводе ротора 2 из листовой электротехнической стали распола­ гается однофазная обмотка возбуждения 3, на магнитопроводе

«8