ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
Автотрансформаторы применяются для связи двух цепей с небольшой разницей в напряжениях, в схемах пуска синхронных и асинхронных двигателей для понижения на пряжения, в лабораторных установках для регулирования напряжения в широких пре делах.
Применение автотрансформаторов на судах, как правило, запрещается. В отдель ных случаях по согласованию с Регистром
СССР автотрансформаторы устанавлива
ются в ручных |
и автоматических схемах |
для понижения |
напряжения. |
Многообмоточные трансформаторы. Многообмоточные трансфор маторы имеют несколько электрически не связанных между собой обмоток, одна из которых получает питание от сети и является первичной, а остальные, служащие для питания различных цепей, вторичными. Все обмотки расположены на одном магнитопроводе.
Широкое распространение получили трехобмоточные трансфор маторы, имеющие две вторичные обмотки и заменяющие таким об разом два обычных трансформатора (рис. 54). Номинальной мощ ностью трехобмоточного трансформатора является мощность наиболее мощной его обмотки, т. е. первичной.
Уравнение магнитодвижущих сил трехобмоточного трансфор
матора |
|
J^Wi + I 4W4 + / з®з —/о^ь |
(31) |
где /о — намагничивающий ток, создающий основной магнитный поток, сцепленный со всеми тремя обмотками трансформатора. Основной магнитный поток индуктирует в каждой обмотке э. д. с., пропорциональные числу витков. Напряжения, получаемые от вто ричных обмоток, при пренебрежении активными сопротивлениями и индуктивностями рассеяния обмоток, также можно считать про порциональными числу витков этих обмоток. Трехобмоточный трансформатор имеет три коэффициента трансформации:
k\2 — |
W1 |
|
U1. |
« _ ^W 1| |
Е1 |
U \ |
|
Ш>2 |
ТГ2 |
ТГ.> |
«13 — ~ |
— |
и 3 |
||
|
U 2 |
|
|
|
|||
|
|
, |
u,w2 |
2 |
U 2 |
|
|
|
|
|
|
Ё1 |
|
|
(32) |
|
|
«23 —-ZT — ~ГГ. |
U з |
|
|||
|
|
|
~wl |
Е3 |
|
|
Многообмоточные трансформаторы применяются в радиоаппа ратуре (радиоприемники, радиопередатчики, телевизоры, усилите ли) и радиолокационной технике для питания анодных, накальных и сигнальных цепей. Они устанавливаются также в блоках питания электронных вычислительных машин. Мощные трехобмоточные трансформаторы с напряжением UilU2/JJ3 широко применяются в береговых энергосистемах (на трансформаторных подстанциях). В системах саморегулирования и самовозбуждения судовых син-
84
Рис. 55. Сварочный трансформатор:
а — принципиальная схема; б — внешние характеристики
хронных генераторов используются многообмоточные трансформа торы с несколькими входными и одной выходной обмоткой. Напря жение выходной обмотки зависит от суммы сигналов, поступающих на входные обмотки.
Сварочные трансформаторы. Сварочными называются трансфор маторы, предназначенные для питания электрической дуги при электрической сварке (рис. 55, а). Они должны выдерживать ре жим короткого замыкания, которое имеет место при работе свар щика в момент замыкания электродов накоротко (например, мо мент зажигания дуги), и обеспечивать постоянный ток сварки при переменном сопротивлении дули (переменная длина дуги). В свя зи с этим внешняя характеристика U2= f (h) сварочного транс форматора должна иметь сильно падающий характер (рис. 55, б), что может быть обеспечено либо увеличением индуктивного со противления рассеяния самого трансформатора ТР, либо последо вательным включением в сварочную цепь реактивной катушки РК. В самом деле, уравнение электрического равновесия для вторич ной цепи трансформатора может быть записано так:
О — Е2+ г2/ 2 + j Х212,
где г2 — суммарное активное сопротивление вторичной обмотки транс форматора, реактивной катушки и дуги;
х 2— суммарное индуктивное сопротивление реактивной катушки и рассеяния во вторичной обмотке трансформатора.
Если индуктивное сопротивление |
х2 будет больше, чем г2, то |
именно им и будет определяться ток |
/ 2 в сварочной цепи. |
Регулирование сварочного тока может производиться ступеня ми путем переключения секций одной или нескольких обмоток трансформатора. Плавное регулирование сварочного тока достига ется посредством изменения индуктивнрго сопротивления рассея ния в трансформаторе ТР с помощью выдвижного магнитного шун та Ш (трансформаторы типа СТАН) либо посредством изменения: индуктивного сопротивления реактивной катушки РК за счет ре гулирования воздушного зазора б в магнитопроводе (трансформа торы типа СТЭ). В сварочных трансформаторах типа СТН магнитопроводы трансформатора и дросселя объединены.
85.
На судах применяются однофазные сварочные трансформаторы мощностью от 0,25 до 10 кВа и трехфазные — мощностью от 3 до 50 кВа в брызгозащищенном или водозащищенном исполнении.
Сварочные трансформаторы имеют вторичные напряжения от 70 В (при холостом ходе) до 35 В (при нагрузке).
§ 16. Вращающиеся трансформаторы
Вращающиеся трансформаторы (ВТ) представляют собой индукционные электрические микромашины переменного тока,
предназначенные для преобразования угла поворота в |
в напряже |
||
ние, пропорциональное некоторым |
функциям |
угла, |
например |
sin 0 или cos 0, или самому углу 0 |
поворота ротора. Вращающий |
||
ся трансформатор состоит из двух |
основных |
частей: |
неподвиж |
ной — статора и подвижной — ротора. В пазах статора и ротора размещено по две распределенных обмотки, сдвинутых между со бой на 90 электрических градусов (рис. 56). Обмотки статора обыч но называют: CiC2 — главная, или обмотка возбуждения, C3C4— вспомогательная, или квадратурная обмотка; обмотка ротора: pip2— синусная обмотка; рзР4 — косинусная обмотка. Обмотки статора выполняются одинаковыми, т, е. с одинаковым числом витков, од ним сечением обмоточного провода и одной схемой. Одинаковыми выполняются и рбторные обмотки. Отсчет угла поворота ротора © производится от оси синусной обмотки р] р2 до оси вспомогатель ной обмотки С3С4 статора. Концы статорных обмоток подводятся к соединительным колодкам непосредственно, а концы роторных — че рез токосъемное устройство с помощью контактных колец и щеток при неограниченном угле поворота, с помощью спиральных пружин при ограниченном угле поворота ротора. Как статор, так и ротор собирают из листов электротехнической стали или пермаллоя.
Главная особенность ВТ состоит в том, что коэффициент вза имной индукции между обмотками статора и ротора с высокой сте
пенью точности изменяется по синусоидальному |
(косинусоидаль |
||
ному) закону. |
Это условие |
достигается |
при |
выполнении ряда специальных требований, основ |
|||
ными из которых являются следующие: |
схема |
||
статорных обмоток выбирается такой, при кото |
|||
рой обеспечивается синусоидальный закон рас |
|||
пределения м. д. с. в воздушном зазоре; |
схема |
||
роторных обмоток — такой, при которой обеспе |
|||
чивается уничтожение высших |
гармоник э. д. с. |
||
В зависимости от схемы включения и выпол |
|||
няемых функций |
ВТ могут работать в различ |
||
ных режимах. |
|
|
|
Рис. 56. Схема вращающегося трансформатора
Синусно-косинусный вращающийся транс форматор (СКВТ). Схема включения СКВТ при ведена на рис. 57. Обмотка возбуждения под ключена к источнику переменного тока, квадра
86
турная обмотка замкнута на некоторое сим метрирующее сопротивление Zc (первичное симметрирование), которое подбирается та ким, чтобы компенсировать поперечную реак цию ротора; обмотки ротора замкнуты на не которые сопротивления нагрузки ZHi и ZH2.
Выходное напряжение синусной обмотки t/pi пропорционально напряжению возбуждения
Uci и синусу угла поворота ротора, а выходное
напряжение косинусной обмотки t/p2 пропор
ционально напряжению возбуждения |
Uc1 и |
||
косинусу угла поворота ротора: |
Рис. 57. Схема СКВТ |
||
Un = |
AUC1 sin 0; |
||
с первичным симмет |
|||
Uр2 = |
5(7ci cos 0, |
рированием |
|
|
где А, В — комплексные коэффициенты, зависящие от параметров обмоток, характера и величины нагрузок.
Линейный вращающийся трансформатор (ЛВТ). Схема вклю чения ЛВТ приведена на рис. 58. Обмотка возбуждения подклю чена к источнику переменного тока; квадратурная обмотка статора и синусная обмотка ротора соединены последовательно и образу ют цепь, на зажимы которой включено сопротивление Znl.
Напряжение UBi, снимаемое с этого сопротивления, является выходным. Сопротивление нагрузки ZH2, включаемое в цепь второй роторной обмотки, подбирается таким, чтобы компенсировать по перечную реакцию якоря (вторичное симметрирование).
Работа ЛВТ основана на том, что выходное напряжение при оп
ределенных условиях симметрирования и выборе |
коэффициента транс |
|||
формации пропорционально функции j + |
|
> |
котоРая при В\ = |
|
= |
0,536 в диапазоне изменения угла 0 |
от |
—60° |
|
до |
+60° отличается от линейной функции не |
более |
чем на 0,06%.
Масштабный вращающийся |
трансформатор. |
|
Масштабные вращающиеся |
трансформаторы |
|
служат для согласования масштабов отдельных |
|
|
узлов схем. Они должны приводить в соответст |
|
|
вие выходное напряжение предыдущей ступени |
|
|
с требуемым входным напряжением последую |
|
|
щей ступени без нарушения закона изменения |
|
|
напряжения. |
|
|
Вращающийся трансформатор—преобразова |
|
|
тель координат. С помощью ВТ легко осуществ |
Рис 58 Схема |
|
ляется преобразование координат на плоскости: |
||
от декартовой системы к полярной, от одной де- |
лвт с вторичным |
|
картовой с другой, повернутой |
на некоторый |
симметрированием |
87
угол, а также ряд других преобразо ваний.
Вращающийся трансформатор в режиме трансформаторной синхрон ной передачи. С помощью ВТ может быть выполнена наиболее точная одноотсчетная система трансформатор ной синхронной передачи.
Принципиальная схема такой пере дачи представлена на рис. 59. Схема содержит ВТ-датчик Д и ВТ-приемник П, вторичные обмотки которых вклю чены встречно и образуют цепь синх ронизации. При подаче питания на обмотку возбуждения датчика от сети
переменного тока в воздушных зазорах обоих ВТ образуются пульсирующие магнитные потоки, оси которых составляют одинаковые углы с осями обмоток синхронизации датчика и приемника. В слу чае поворота ротора датчика на некоторый угол © на этот же угол поворачивается магнитный поток приемника. Этот угол поворота фиксируется обмоткой управления, где пульсирующий маг нитный поток приемника индуктирует управляющую э. д. с., пропорциональную углу поворота ротора датчика. Сигнал ■обмотки управления поступает на привод исполнительного механизма.
ВТ нашли широкое применение в автоматических счетно-ре шающих устройствах, предназначенных для алгебраических и три гонометрических операций, для преобразования координат. В си стемах автоматического регулирования ВТ используется в качест ве измерителей рассогласования, фиксирующих отклонение систе мы от некоторого положения. В качестве примеров таких систем на судне можно указать автоматический бесконтактный рулевой (АБР), радиолокационную станцию (РЛС).
Линейные вращающиеся трансформаторы можно использовать в качестве элементов блока управления включением тиристоров в зависимости от угла поворота вала.
§ 17. Сельсины
Сельсинами называют индукционные электрические машины, применяемые в системах синхронной связи. Сельсины и сами систе мы можно разделить на однофазные и трехфазные силовые.
О д н о ф а з н ы е сельсины могут быть контактными и бескон тактными.
Контактные сильсины (рис. 60) состоят из двух основных ча стей— статора и ротора, помещенных в корпусе У. На магнитопроводе ротора 2 из листовой электротехнической стали распола гается однофазная обмотка возбуждения 3, на магнитопроводе
«8