ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
статора 4 из такой же ста |
|
|||
ли — трехфазная |
обмотка |
|
||
синхронизации |
5. |
Обмотка |
|
|
возбуждения |
выполняется, |
|
||
как правило, сосредоточен |
|
|||
ной на |
явно |
выраженных |
|
|
полюсах. Число пар полю |
|
|||
сов в сельсине выбирается |
Рис. 60. Контактный сельсин с обмоткой |
|||
равным |
единице |
для того, |
возбуждения на роторе |
чтобы получить самосинхро низацию в пределах одного оборота. Трехфазная обмотка синхро
низации выполняется распределенной; три отдельные обмотки сме щены в пространстве на 120° и соединены в звезду. Существуют также конструкции однофазных сельсинов, у которых однофазная обмотка возбуждения расположена на явновыраженных полюсах статора, а трехфазная обмотка синхронизации — на роторе.
Контактные сельсины имеют скользящие контакты 6 (контакт ные кольца и щетки). Наличие на роторе двух контактных колец указывает на расположение на не^1 однофазной обмотки возбуж дения, трех контактных колец — трехфазной обмотки синхрони зации. Принцип работы сельсина не зависит от места расположения каждой из обмоток, однако сельсины с обмоткой возбуждения на роторе имеют значительные преимущества, как например, отсутст вие влияния переходных процессов трущихся контактов на работу системы синхронной передачи, меньший момент трения щеток покольцам, меньшая вероятность потери контакта. По этой причине новые серии контактных сельсинов выпускаются в основном с рас положением обмотки возбуждения на роторе.
При подаче в обмотку возбуждения питания из сети переменно го тока в магнитопроводе сельсина образуется пульсирующий маг нитный поток, индуктирующий в фазах обмотки синхронизации трансформаторные э. д. с., величина которых пропорциональна ко синусу угла между осью обмотки и направле нием магнитного потока. При положении обмо ток сельсина, изображенном на рис. 61, э. д. с., индуктируемые в фазах обмотки синхронизации, выражаются формулами:
ЕА = f$ co s0 ;
Ёв — £<j,cos(e — 120°);
£c = £«frcos(e-240°), |
(33) |
|
|
|
||
г д е 0 — у г о л м е ж д у |
о с я м и о б м о т к и |
в о з б у ж д е - |
р ис. |
61. |
Образо- |
|
н и я |
И ф а з ы |
А ; |
|
вате |
трансфор- |
|
• |
„ |
„ |
з н а ч е н и е |
маторных |
э. д. с. |
|
Е ф — н а и б о л ь ш е е |
д е й с т в у ю щ е е |
в |
однофазном |
|||
э . д . |
с . в ф а з е о б м о т к и с и н х р о н и з а ц и и , |
сельсине |
|
80
соответствующее совпадению осей фазы обмотки синхронизации и
обмотки возбуждения. |
синхронизации получаются |
как |
Э. д. с. на зажимах обмотки |
||
разность соответствующих фазных э. д. с.: |
|
|
Екв = Е ъ - Е к — J/ З ^ фsin(0 - 60°); |
|
|
£вс = £ с - £ в = - / 3 £ ф 8 т в ; |
|
|
£ СА = ЯА- £ с = |
/ 3 £ ф 8 т ( 0 + 6(Г). |
(34) |
При этом следует учесть, что все э. д. с. в указанных уравнениях имеют одинаковую временную фазу (однофазная система).
Бесконтактные сельсины получили в последние годы самое ши рокое распространение. Прежде всего все основные модификации: явнополюсные сельсины конструкции советских ученых Иосифьяна и Свечарника и неявнополюсные сельсины с тороидальным транс форматором.
В бесконтактном сельсине контактный подвод тока заменен бесконтактным подводом магнитного потока, контактные кольца и щетки отсутствуют, а это увеличивает надежность действия, умень шает потери от трения, увеличивает точность.
Принципиальная конструктивная схема бесконтактного сельсина первой модификации представлена на рис. 62. На статоре закреп лены пакет основного магнитопровода 1 и два пакета тороидаль ного магнитопровода 2, набранные из листов электротехнической стали, шихтованных по поперечной оси сельсина. Тороидальные магнитопроводы магнитно замыкаются между собой пакетами внешнего магнитопровода 3, шихтованными по продольной оси сельсина и запрессованными в корпус 4. В пазах основного магни топровода находится трехфазная обмотка синхронизации 5. Об мотка возбуждения 6, выполненная в виде двух катушек, также расположена на статоре параллельно тороидальным магнитопрово-* дам. Ротор 7 сельсина состоит из двух пакетов, разделенных не магнитным промежутком 8. Плоскости листов электротехнической
стали, из которых собраны пакеты ротора, |
параллельны продоль |
|||||||
|
ной |
оси |
сельсина. |
В |
ка |
|||
|
честве |
немагнитного |
мате |
|||||
|
риала |
применяется |
пласт |
|||||
|
масса или сплав силумин. |
|||||||
|
Замкнутый |
путь первич |
||||||
|
ного |
потока, образованного |
||||||
|
током, проходящим в обмот- . |
|||||||
|
ке возбуждения |
6, показан |
||||||
|
стрелками |
и |
может быть |
|||||
|
представлен, |
например, |
в |
|||||
8 7 6 6 |
такой |
|
последовательности: |
|||||
левая |
|
магнитная |
часть |
ро |
||||
Рис. 62. Бесконтактный явнополюсный сель |
тора |
|
7 |
(вдоль |
оси |
рото |
||
син |
ра), |
|
воздушный |
|
зазор |
90
i
Рис. 63. Схемы включения сельсинов;
° — индикаторный режим; б — индикаторный режим с дифференциальным сельси ном; в — трансформаторный режим; г — трансформаторный режим с дифференци альным сельсином
6, основной магнитопровод 1 (по полуокружности’ в плос кости, перпендикулярной оси ротора), воздушный зазор б, правая магнитная часть ротора 7 (вдоль оси ротора), воздушный зазор б, правый тороидальный магнитопровод 2 (радиально), внешний маг нитопровод 3 (вдоль оси ротора), левый тороидальный магнито провод 2 (радиально), воздушный зазор б. Проходя по основному магнитопроводу 1, магнитный поток индуктирует в трехфазной об мотке синхронизации трансформаторные э д. с. При повороте ро тора вместе с ним поворачивается и магнитный поток. Поэтому ве личины э. д. с. в фазах обмотки синхронизации зависят от положе ния ротора точно так же, как и в контактном сельсинё.
Бесконтактные сельсины по сравнению с контактными имеют более сложную конструкцию, больший вес и габариты при одном и том же моменте, а также большую стоимость. Однако высокая надежность этих сельсинов вполне окупает их недостатки.
Т р е х ф а з н ы е силовые |
сельсины |
конструктивно |
выполнены |
так же, как и асинхронные |
двигатели |
с контактными |
кольцами. |
Они применяются в системах электрического вала, когда требуется строго синхронное и синфазное вращение двух двигателей, уда ленных друг от друга.
Система синхронной связи состоит, как минимум, из двух сель синов, один из которых является датчиком, а второй — приемни ком. В зависимости от схемы их включения различают два основ-
91
ных режима работы сельсинов: индикаторный и трансформа торный.
В индикаторном режиме обмотки возбуждения однотипных сельсина-датчика СД и сельсина-приемника СП подключают к од ной сети переменного тока, а трехфазные обмотки синхронизации соединяют между собой одноименными концами (рис. 63, а). В согласованном положении, когда обмотки возбуждения занимают одинаковые положения по отношению к соответствующим обмот кам синхронизации, токи в цепи синхронизации отсутствуют, так как э. д. с. в обмотках СД и СП одинаковы. При рассогласовании датчика и приемника на некоторый угол 0==©i— 02 в цепи син хронизации появляются уравнительные токи. В результате взаимо действия этих токов с магнитным потоком приемника возникает синхронизирующий момент, под воздействием которого СП прихо дит в согласованное положение с СД.
При индикаторном режиме работы сельсинов осуществляется передача углового или линейного перемещения, преобразованного в угловое, на расстояние. Сельсин-приемник, как правило, не имеет на валу момента сопротивления, на ротор посажена только стрел ка указателя. Несколько сельсинов-приемников можно соединить между собой параллельно, все они будут повторять перемещения сельсина-датчика на некоторый угол.
К индикаторному режиму относится также схема с включением одного приемника — дифференциального сельсина ДС и двух датчиков — обычных сельсинов (рис. 63, б). Схема позволяет про изводить алгебраическое суммирование двух угловых или линейных перемещений, преобразованных в угловые, механически не связан ных между собой. Дифференциальный сельсин имеет на неявно полюсных статоре и роторе две трехфазные обмотки ОС и ОР. Эти обмотки в схеме получают питание от трехфазных обмоток сельсинов-датчиков СД1 и СД2. Токи, протекающие по обмоткам ОС и ОР, создают магнитные потоки, при взаимодействии кото рых ротор дифференциального сельсина удерживается в простран стве в строго определенном положении. При повороте роторов сель синов-датчиков на углы 01 и 02 на эти же углы поворачиваются магнитные потоки статора и ротора дифференциального сельсина. При этом ротор дифференциального сельсина поворачивается на некоторый угол 0, равный разности или сумме углов 0i и 0 2 в за висимости от того, в какую сторону поворачивают роторы сельси нов-датчиков.
В трансформаторном режиме к сети переменного тока подклю чена только обмотка возбуждения сельсина-датчика, трехфазные обмотки синхронизации соединяются между собой одноименными концами, ротор сельсина-приемника заторможен (рис. 63, в).
Индуктируемые в обмотке синхронизации сельсина-датчика э. д. с. вызывают токи в цепи синхронизации. В сельсине-приемни ке эти токи создают пульсирующий магнитный поток, ось которого занимает по отношению к трехфазной обмотке синхронизации та кое же положение, как и у датчика. При повороте ротора датчика
92
на такой же угол поворачивается магнитный поток приемника. Этот угол поворота можно зафиксировать по величине э. д. с. Ев, индуктируемой в обмотке возбуждения сельсина-приемника.
За согласованное положение датчика и приемника принимают такое, когда э. д. с. обмотки возбуждения приемника равна нулю. Практически это получается, если обмотка возбуждения приемника заранее повернута относительно обмотки возбуждения датчика на
90°.
В трансформаторном режиме работают сельсины в схеме, где сельсин-датчик и сельсин-приемник связаны через дифференциаль ный сельсин ДС, играющий роль второго датчика (рис. 63, г). На зажимах однофазной обмотки возбуждения сельсина-приемника получается э. д. с., зависящая от суммы или разности угловых пе ремещений роторов сельсина-датчика и дифференциального сель сина.
Сельсины нашли самое широкое применение для автоматизации различных процессов на судне. Они используются в судовых элек тро- и радионавигационных приборах, в приборах управления ру левым приводом, в схемах судового телеграфа, различного рода указателях, в конструкциях синхроноскопов и т. д.
Сельсины часто применяются в качестве малогабаритных точ ных потенциал-регуляторов (регуляторов напряжения). В таком ре жиме работают бесконтактные сельсины в схемах управления греб ной установкой атомного ледокола «Ленин».
§ 18. Электромагнитная асинхронная муфта скольжения
Электромагнитная асинхронная муфта скольжения представ ляет собой электрическую машину, служащую для эластичной свя зи между первичным двигателем и исполнительным механизмом. Она состоит из двух частей, одна из которых — ведущая — механи чески связана с ведущим валом 1, другая — ведомая —с ведомым валом 8 (рис. 64).
Ведущая |
часть |
муфты представляет |
|
|
||||
собой внешнюю полюсную систему 3, к |
3 ¥ 5 |
• |
||||||
обмотке возбуждения |
которой |
4 |
через |
|
|
|||
контактные кольца 2 подается постоян |
|
|
||||||
ный ток. Она называется индуктором 5 |
|
|
||||||
и выполнена |
конструктивно, |
как |
ротор |
|
|
|||
синхронного |
генератора |
или |
как |
ста |
|
|
||
тор машины постоянного тока. Ведомая |
|
|
||||||
часть муфты аналогична ротору асин |
|
|
||||||
хронного двигателя |
с фазной или корот |
|
|
|||||
козамкнутой |
обмоткой |
7 и называется |
|
|
||||
якорем 6 муфты. При вращении первич |
Рис. 64. Устройство элек |
|||||||
ным двигателем |
индуктора, |
возбуж |
тромагнитной муфты |
сколь |
||||
денного постоянным |
током, |
создается |
жения |
|
93